Социально - политическое взаимодействие органов местного самоуправления с бизнесом

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 15:13, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить основные механизмы взаимодействия органов местного самоуправления с бизнесом.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1.Охарактеризовать особенности социально-политического взаимодействия органов местного самоуправления с бизнесом.
2. Рассмотреть основные механизмы взаимодействия органов местного самоуправления с бизнесом в Прибайкальском районе Республики Бурятия.

Содержание

Введение..............................................................................................................3
Раздел 1. Особенности социально-политического взаимодействия органов местного самоуправления с бизнесом. ………………………………………….8
Раздел 2. Основные механизмы взаимодействия органов местного самоуправления и бизнеса в Прибайкальском районе Республики Бурятия……………………………………………………………………….......21
Раздел 3. Социальное партнерство муниципальной власти и бизнеса……32
Заключение.......................................................................................................42
Список использованных источников и литературы………

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 68.47 Кб (Скачать)

  Федеральное агентство по образованию  РФ

  ГОУ ВПО «Бурятский государственный  университет»

  Исторический  факультет

  Кафедра политологии и  социологии 
 
 

  Допуск  к защите

  «________»__________2010 г.

  Зав. кафедрой политологии и социологии

  д.с.н., проф. Дагбаев Э.Д.  
 

  Елистратова Татьяна Сергеевна

  Социально - политическое взаимодействие органов местного самоуправления с бизнесом

  (на  примере Прибайкальского  района РБ)

  Выпускная квалификационная работа 
 
 

  Научный руководитель:

  д.с.н., проф. Дагбаев Э.Д. 
 
 
 

  Улан-Удэ

  2010

  Содержание 

  Введение..............................................................................................................3

  Раздел 1. Особенности социально-политического взаимодействия органов местного самоуправления с бизнесом. ………………………………………….8

  Раздел 2. Основные механизмы взаимодействия органов местного самоуправления и бизнеса в Прибайкальском районе Республики Бурятия……………………………………………………………………….......21

  Раздел 3. Социальное партнерство муниципальной власти и бизнеса……32

  Заключение.......................................................................................................42

  Список  использованных источников и литературы……………………44

  Приложение…………………………………………………………………..47 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение 

  Актуальность  темы исследования.

  Современные преобразования в России приобретают  тенденцию  развития демократических  основ гражданского общества и усиления социальной направленности рыночной экономики. В Послание Федеральному собранию Российской Федерации (2007 г.) Президент РФ Путин  В.В. в числе стратегических планов наряду с борьбой с коррупцией и терроризмом, модернизацией Вооруженных  Сил и правоохранительных органов, укреплением роли России в международных  делах, отметил необходимость  формирования дееспособного гражданского общества,  строительства эффективного государства, обеспечивающего безопасность и  достойную жизнь людей, становления  свободного и социально ответственного предпринимательства.

  На  современном этапе социально-экономического развития России одним из главных  факторов, определяющих перспективы  российского общества и государственности  является не политика и даже не экономика, а культура взаимоотношений государства, бизнеса и общества.

  Феномен местной политики остается темой  актуальной и интересной для исследователей политического процесса современной  России. Сегодня это связано, прежде всего, с новой попыткой реформирования местного самоуправления. Оценка перспектив развития местного самоуправления и  местной политики требует обратиться к проблеме социально-политического взаимодействия органов местного самоуправления и бизнеса.

  Цивилизованное, эффективное общество, в котором  обеспечено качество жизни людей  и защищены их права, - это общество, которое смогло усовершенствовать  свою «программу» упорядочивания индивидуальных воль в коллективные правила игры, преобразовать свое государство, все  уровни власти и управления. Не разрушить, а именно усовершенствовать, подчинить интересам человеческого развития.

  Ключевой  стратегией такого усовершенствования является развитие местного самоуправления. Эта форма власти, которую чаще всего называют местной властью, не является по Конституции РФ государственной  властью, каковой принцип универсален  для конституционной организации  всех правовых демократических государств. Практическая сущность демократии состоит  в том, что местное самоуправление разделяет с государственной  властью управленческие полномочия – государственная власть передает органам местного самоуправления те полномочия, которые более эффективно могут реализовываться на местах.

  Многие  эксперты и управленцы, не говоря уже  о простых гражданах, никак не могут понять, зачем для государства  было нужно создавать этот нижний этаж власти, дорогостоящий, непонятный. Замысел местного самоуправления состоит  в том, что через этот институт люди, население должны выйти на уровень равноправного диалога  с государством, следствием чего станет его преобразование в «государство для людей».

  Много сегодня говорится о том, что  никакой реформы местного самоуправления реально быть не может до тех пор, пока не будет достаточное количество экономических субъектов на территориях. Однако вот уже второе десятилетие  мы живем в условиях рыночной экономики, которая очень глубоко пустила  корни на территориях и прочно вошла в реальную жизнь людей. Этот процесс будет продолжаться, и формирование эффективных механизмов взаимодействия органов местного самоуправления с бизнесом будет свидетельствовать  о развитии взаимовыгодном сотрудничестве в развитии муниципального образования.

  Взаимодействие  бизнеса с муниципалитетом должно быть организовано таким образом, чтобы  не бегать за предпринимателями по отдельным поводам, чтобы открыть  детский сад, или спортивный комплекс, или произвести срочный ремонт – а создать комплексные и долгосрочные программы развития муниципального образования, на основе которых заключить инвестиционные соглашения с бизнесом.

  Если  в ходе данного взаимодействия сложится эффективный институт программно-инвестиционного  развития территорий, то появится «здоровый  аппетит» у муниципальных образований  в части того, чтобы брать на себя больше полномочий. Ведь сейчас известны такие муниципальные образования, которые бы хотели, чтобы у них  было как можно меньше этих переданных государственных полномочий.

  Объектом  исследования является социально-политическое взаимодействие бизнеса с органами местного самоуправления.

  Предметом исследования являются механизмы взаимодействия органов местного самоуправления  и бизнеса как фактор экономического развития и решения социальных проблем территории.

  Цель  исследования: выявить основные механизмы взаимодействия органов местного самоуправления с бизнесом.

  Поставленная  цель предполагает решение следующих  задач:

  1.Охарактеризовать особенности социально-политического взаимодействия органов местного самоуправления с бизнесом.

  2. Рассмотреть основные механизмы  взаимодействия органов местного  самоуправления с бизнесом в  Прибайкальском районе Республики  Бурятия.

  3. Охарактеризовать  социальное партнерство  муниципальной власти и бизнеса.

  В качестве гипотезы исследования выступает предположение, о том, что оптимальная организация и использование разнообразных механизмов взаимодействия органов местного самоуправления с бизнесом может стать значимым фактором социально-экономического развития муниципалитета.

  Для решения поставленных  задач использовалась следующая совокупность методов исследования: анализ документов, методы теоретического анализа, экспертный опрос.

  Степень разработанности  проблемы. В западной социологии целый ряд работ был посвящен местным сообществам. В конце XIX века к теме изучения городской жизни обратился М. Вебер. В своей работе «Город» он подчеркнул особый корпоративный характер городов, под которым понималось взаимодействие различных социальных групп в рамках территории города. С образованием Чикагской  школы в начале XX века аспекты городской жизни стали самостоятельным объектом исследования социологов. Представители данной школы в основном сосредоточили свое внимание на трех аспектах: социальных изменениях, социальном контроле и коллективном действии. Аспектам взаимодействия субъектов местного сообщества в ограниченном территориальном пространстве посвящены работы А. Мендера, Т. Шанина.

    При изучении местного самоуправления  большинство исследователей и  мыслителей выдвигали на первый  план вопрос о степени независимости  органов местного самоуправления  от государства, при этом проблема  взаимодействия с местным сообществом  отходила на второй план. Из  анализа множества мнений видно,  что в основу большинства из  них было положено соотношение  категорий управление и самоуправление. Основные точки зрения на природу местного самоуправления были сформированы еще в XIX веке и остаются актуальными до сих пор.  Исследователи не пришли пока к единому мнению, и на современном этапе местное самоуправление рассматривается в трех проявлениях: 1) как часть государственного управления (Р. Гнейст, Л. Штейн, В.П. Безобразов, Н.М. Коркунов, Н.И. Лазаревский, Г. Елинек); 2) как форма  народовластия (К. Маркс, Б.Н.Чичерин, П. Аншлей, А. Градовский, М. Курчинский,  М. Пискотин); 3) как часть государственного управления и форма  народовластия (М. Свешников, И. Редлих, К.Ф. Шеремет).

  В настоящее время целый комплекс работ посвящен проблеме взаимодействия местного самоуправления с бизнесом. Этот аспект раскрывается в трудах М. Палацци и Дж. Статчера, А. Керолла, Т. Китчина, С. Туркина, И.Ю. Беляевой и  М.А. Эскиндарова.

  Из  современных отечественных ученых, занимающихся изучением социального  партнерства, следует отметить В.Н. Якимца, Л.И. Никовскую, Л.Н. Коновалову, М.И. Корсакову, Н.Л. Хананашвили, М.И. Либоракину. Авторы концентрируют свое внимание на общегосударственных аспектах взаимодействия власти и бизнеса, что бесспорно важно, но на наш взгляд, сегодня является более актуальным муниципальный спектр проблем формирования социального партнерства. Очевидно, что муниципальное развитие оказывает существенное влияние на социальное благополучие как региона, так и страны в целом.

  Научная новизна и теоретическая  значимость заключаются в том, что рассмотрена сущность социально-политического взаимодействия органов местного самоуправления с бизнесом, а также выявлены основные механизмы взаимодействия муниципальной власти с бизнесом на примере определенного муниципального образования.

  Практическая  значимость исследования заключается в возможности использовать положения и выводы, содержащиеся в работе, для более глубокого осмысления проблем и перспектив взаимоотношений органов местного самоуправления с бизнесом.

  Структура выпускной квалификационной работы обусловлена характером и последовательностью поставленных задач. Дипломная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, приложения и списка использованных источников и литературы.

  Раздел 1.

  Особенности социально - политического  взаимодействия органов  местного самоуправления с бизнесом 

  Современный этап социально-экономического развития России характеризуется недостаточной  эффективностью системы связей бизнеса  с властью, которая   пока не позволяет  эффективно реализовывать свои функции  субъектам взаимодействия и негативно  сказывается на решении экономических  проблем общества. Взаимодействие органов  местного самоуправления с бизнесом  является важнейшим фактором устойчивого  развития как отдельной территории, так и страны в целом.

  Местное самоуправление является одной из форм реализации народом принадлежащей  ему власти. Местное самоуправление — децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые  выступают органами местных самоуправляющихся  территориальных сообществ. Общественная теория самоуправления исходит из принципов  признания свободы осуществления  своих полномочий местными сообществами и союзами. Согласно государственной  теории самоуправления местное самоуправление — одна из форм организации местного государственного управления. В современной  России местное самоуправление относится  к институтам публичной власти, а  не гражданского общества, вместе с  тем отрицается государственно-правовой характер местного самоуправления.1

  Местное самоуправление является одной из основ  конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется  Конституцией Российской Федерации. Правовую основу местного самоуправления составляют: Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы  международного права (Европейская  хартия местного самоуправления), международные  договоры Российской Федерации, федеральные  конституционные законы, Федеральный  закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы.

  В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной  собственностью.2 Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Информация о работе Социально - политическое взаимодействие органов местного самоуправления с бизнесом