Социально - политическое взаимодействие органов местного самоуправления с бизнесом

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 15:13, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить основные механизмы взаимодействия органов местного самоуправления с бизнесом.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1.Охарактеризовать особенности социально-политического взаимодействия органов местного самоуправления с бизнесом.
2. Рассмотреть основные механизмы взаимодействия органов местного самоуправления с бизнесом в Прибайкальском районе Республики Бурятия.

Содержание

Введение..............................................................................................................3
Раздел 1. Особенности социально-политического взаимодействия органов местного самоуправления с бизнесом. ………………………………………….8
Раздел 2. Основные механизмы взаимодействия органов местного самоуправления и бизнеса в Прибайкальском районе Республики Бурятия……………………………………………………………………….......21
Раздел 3. Социальное партнерство муниципальной власти и бизнеса……32
Заключение.......................................................................................................42
Список использованных источников и литературы………

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 68.47 Кб (Скачать)

  Большое значение для эффективного решения  вопросов местного значения и комплексного социально-экономического развития муниципального образования имеет социальное партнерство  муниципальной власти с субъектами хозяйственной деятельности, включая  как крупные предприятия, так  и субъекты малого и среднего бизнеса. Суть социального партнерства на местном уровне состоит в конструктивном взаимодействии немуниципальных хозяйствующих  субъектов с органами местного самоуправления, на основе сочетания принципов социальной ответственности бизнеса и создания благоприятной институциональной  среды для предпринимательской  деятельности.17

  Социальную  политику предпринимательства можно  разделить на внутреннюю, для своих  работников, и внешнюю - для населения  территории, на которой оно действует. Основной инструмент внутренней политики - заключение коллективных договоров, в которых прописываются социальные гарантии сотрудникам. Договоры регулярно пересматриваются и совершенствуются совместно с профсоюзами, другими заинтересованными сторонами.

  Социально - экономическое партнерство - форма  взаимодействия бизнеса и власти, при которой компания помимо стандартных  обязательств перед работниками  и бюджетом берет на себя обязательства  развития территории, определяя вместе с властью его приоритеты.

  Власть  порой требует от бизнеса больше, чем он готов дать: «Это похоже на перекладывание ответственности за благосостояние граждан с государства  на предприятия. Безусловно, бизнес должен обеспечивать достойный уровень  жизни населения, но полностью взять  на себя социальные функции государства  он не в состоянии. Нужно находить механизмы частногосударственного партнерства, выгодные обеим сторонам». 18

  Предмет нашего интереса - внешняя сторона  деятельности бизнеса, методы его работы на территории присутствия. Основные направления  социальной политики крупных предприятий: поддержка молодежи и детей, социально  незащищенных слоев населения (ветеранов, инвалидов, сирот, многодетных семей), а также учреждений и программ, направленных на развитие малочисленных  народностей; защита здоровья населения  и поддержка здорового образа жизни; экология.

  Нельзя  забывать, что если предприятие градообразующее, то граница между работниками  предприятия, членами их семей и  прочим населением очень размыта. И  бизнес в вопросах социальной политики должен ориентироваться на интересы всего населения территории: ее благополучие - важнейшее условие благополучия самой компании.

  Можно выделить несколько эффективных  моделей сотрудничества в цепочке  «компания - местная администрация - общественность». Среди них конкурсный подход к отбору социальных программ, реализация их как бизнес - проектов, то есть с ориентацией на конечный результат и последующей оценкой  эффективности, совместная работа администрации  и финансовых служб компании над  бюджетом муниципалитета.

  Но  чтобы прийти к взаимодействию в  социальном партнерстве, и муниципальной  власти, и бизнесу необходимо преодолеть определенный путь. Первоначально социальная ответственность бизнеса будет  рассматриваться в контексте  благотворительности, разовых акций, причем зачастую вынужденного характера: власти попросили - бизнес вынужденно откликнулся. Затем благотворительность  начнет увязываться с долгосрочными  целями компании. В итоге целенаправленная политика в вопросах социальной ответственности  и взаимоотношений с местным  сообществом подразумевает, что  программы бизнеса рассматриваются  как инвестиции в социальную сферу: тогда выгоды получают и компании, и территория. Текущие вложения заменяются долгосрочными программами развития территорий. Власть в свою очередь  перестанет рассматривать бизнес просто как источник доходов для «латания дыр» в социальной сфере. «Социальное  партнерство власти и бизнеса - как  велосипед-тандем, руль один, а педали крутят оба. Чтобы условия жизни  людей на территории улучшались, нельзя делить, кто крутит больше, а кто  меньше». 19

  Заключая  соглашение о социальном партнерстве, бизнес может упорядочить и планировать  свои расходы на социальные программы  всех направлений, отслеживать их эффективность, учитывать свои интересы. Повышается результативность взаимодействия с  муниципалитетом и местным сообществом, снижается вероятность возникновения социальной напряженности. Наиболее осязаемый позитивный результат для бизнеса от социальных программ - повышение лояльности и мотивации персонала, а в конечном счете - рост производительности труда.

  Какую бы форму ни приобретало взаимодействие бизнеса муниципальной власти, практическим итогом его должна стать вполне определенная ситуация: участие компаний в социальном развитии территории, согласованные  действия с местными властями. Главная  задача - выстроить партнерские отношения. Муниципалитеты имеют информацию о  состоянии дел на территории, а  бизнесу она порой недоступна. Зато в распоряжении предпринимателей - эффективные инструменты управления бизнес- проектами, вполне применимые в социальной сфере. Действуя на основе социального партнерства, бизнес сможет реализовать программы в общем контексте социальной политики и получить наибольшую отдачу. Следствием станет положительный имидж муниципального образования, благоприятный инвестиционный климат, рост доверия населения и к органам местного самоуправления, и к бизнесу.

  Цели  бизнеса и власти должны быть скоординированы. Политика социально-ответственного бизнеса  должна включать как социальную защиту персонала (коллективные договоры), так  и программы развития территории. Основной механизм этих программ - заключение договоров о социально-экономическом  партнерстве с администрацией. Наряду со стандартным пакетом социальных обязательств они должны содержать  обязательства компании по участию  в местных социальных программах.

  В муниципальных образованиях существует большое поле возможностей для подключения  субъектов бизнеса к решению  насущных социальных проблем на взаимовыгодных условиях. В этом состоит одно из проявлений технологий «социального партнерства» в муниципальном управлении.

  В результате подобного взаимодействия муниципалитет добивается снижения остроты социальных проблем при  минимальных бюджетных затратах, а предприятие улучшает свой имидж  в глазах населения, получает репутацию  «социально ответственного» субъекта бизнеса.

  Конкретные  механизмы взаимодействия муниципалитета и бизнеса могут быть различными. Так, одним из перспективных путей  является поддержка со стороны органов  местной власти кампаний социально  значимого маркетинга, проводимых местными предприятиями. В рамках такого механизма  кампания заявляет, что в течение  определенного периода (от 1 недели до 1 месяца) часть средств от продажи  товаров или услуг пойдет на некие  социально значимые цели, которых  местная администрация своими силами добиться не в состоянии (поддержка  объектов здравоохранения и образования, улучшение экологической ситуации и т.п.). Покупатель, выражая свою солидарность с выбранной темой, покупает предлагаемый товар активнее, чем обычно. 20

  Поддержка со стороны муниципальной администрации  состоит главным образом в  обеспечении информационной поддержки  кампании (сообщения в СМИ, разъяснение  населению сути и задач кампании), формировании условий для ее успешной реализации.

  Возможны  и иные формы взаимодействия по линии  «муниципальная власть – местный  бизнес». Их сложно формализовать, так  как в каждом случае они определяются потребностями и возможностями  конкретных предприятий, с одной  стороны, и характером решаемых проблем  – с другой стороны.

  Для реализации принципов, и механизмов социального партнерства органам  местного самоуправления рекомендуется:

  • создавать специальные структуры в сфере социального партнерства, включающие представителей органов местного самоуправления и бизнеса, разработать и принять положения о социальном партнерстве;

  • способствовать созданию условий, благоприятных для благотворительности, устанавливая механизмы участия бизнес-структур в принятии решений по конкретным стратегическим социальным программам, делая упор на организацию долгосрочных проектов;

  • привлекать коммерческие организации к разработке и экспертизе муниципальных правовых актов, в т.ч. посредством привлечения специалистов юридических служб данных организаций;

  • привлекать предпринимательские структуры к участию в реализации городских программ по реформированию ЖКХ, строительству, ремонту и реконструкции зданий и сооружений, производству промышленной продукции и товаров народного потребления для муниципальных нужд и для населения, решению экологических проблем;

  • содействовать использованию лизинговых схем для муниципальных нужд;

  • уделять особое внимание расширению связей предприятий с местными образовательными учреждениями в целях развития их материальной базы совершенствования системы профориентации учащихся с учетом потребностей местных рынков труда.21

  Создание  программ социально-экономического развития муниципального образования, заключение инвестиционных договоров, заключение общественных договоров между предпринимателем и администрацией о взаимном сотрудничестве, создание специального отдела по поддержке  бизнеса выступят основой для экономически эффективного развития местного самоуправления.

  Муниципальная власть должна постоянно создавать  условия для интереса бизнеса  к себе. Разработка производственных проектов с последующим информированием  бизнеса, формирование привлекательного для потенциального инвестора имиджа территориального образования, создание бизнес-инкубаторов, маркетинговых  служб, механизма управления программой развития муниципального образования  — основа полноценного социально  – политического диалога между  муниципальной властью и бизнесом.

  Работающие  на местном уровне компании должны подписывать с властью соответствующие  соглашения и регулярно встречаться, обсуждая ключевые вопросы своих  взаимоотношений.

  Среди основных инструментов реализации социальных программ компании выделяют следующие:

  Денежные  гранты – форма адресной финансовой помощи, выделяемой компанией на реализацию социальных программ. Гранты – один их наиболее доступных и традиционных инструментов реализации социальных программ. Как правило, гранты в той или иной степени связаны с основной деятельностью компании и стратегическими целями бизнеса.

  Благотворительные пожертвования и спонсорская  помощь – форма адресной помощи, выделяемой компанией для проведения социальных программ, как в денежной, так и в натуральной форме (продукция, административные помещения, помещения для проведения мероприятий, транспорт, оборудование, призовые фонды, оплата счетов организаций – получателей помощи и др.).

  Социально значимый маркетинг – форма адресной финансовой помощи, которая заключается в направлении процесса от продаж конкретного товара на проведение социальных программ компании.

  Эквивалентное финансирование – форма адресной финансовой помощи, которая заключается в совместном финансировании социальных программ со стороны компании, органов местного самоуправления и некоммерческого сектора.

  Социальные  инвестиции – форма финансовой помощи, выделяемой компанией на реализацию долгосрочных и, как правило, совместных партнерских социальных программ, направленных на снижение социального напряжения в регионах присутствия компании и повышение уровня жизни различных слоев общества.

  Делегирование сотрудников компании – добровольное вовлечение сотрудников компании в социальные программы внешней направленности через безвозмездное предоставление получателям времени, знаний, навыков, информации, контактов и связей сотрудников.

  Административный, социальный бюджет – финансовые средства, выделяемые компанией на реализацию собственных социальных программ.

  Таким образом, формирование системы социального  партнерства на местном уровне может  иметь следующие результаты: социальные - повышение качества жизни местно сообщества, консолидация местных сообществ  муниципальных образований на основе общих интересов и целей, формирование отношений социального партнерства  между сообществом, властью и  бизнесом; экономические - консолидация всех ресурсов территории для более  эффективного решения социально-экономических  проблем; привлечение в экономику  муниципальных образований внешних  и внутренних инвестиций; политические - укрепление института местного самоуправления как основы открытого гражданского общества. 
 
 

Информация о работе Социально - политическое взаимодействие органов местного самоуправления с бизнесом