Социально - политическое взаимодействие органов местного самоуправления с бизнесом

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 15:13, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить основные механизмы взаимодействия органов местного самоуправления с бизнесом.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1.Охарактеризовать особенности социально-политического взаимодействия органов местного самоуправления с бизнесом.
2. Рассмотреть основные механизмы взаимодействия органов местного самоуправления с бизнесом в Прибайкальском районе Республики Бурятия.

Содержание

Введение..............................................................................................................3
Раздел 1. Особенности социально-политического взаимодействия органов местного самоуправления с бизнесом. ………………………………………….8
Раздел 2. Основные механизмы взаимодействия органов местного самоуправления и бизнеса в Прибайкальском районе Республики Бурятия……………………………………………………………………….......21
Раздел 3. Социальное партнерство муниципальной власти и бизнеса……32
Заключение.......................................................................................................42
Список использованных источников и литературы………

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 68.47 Кб (Скачать)

  Одной из форм имущественной поддержки  малого бизнеса в ст. 18 данного  закона названа передача во владение или пользование «муниципального  имущества, в том числе земельных  участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещении на возмездной, безвозмездной основе или на льготных условиях». 13

  В июле 2008 года был принят Закон РФ №159 «Об особенностях отчуждения недвижимого  имущества, находящегося в государственной  собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства».

  Малый бизнес - важнейшая составляющая современной  экономики и его роль, как материальной основы местного самоуправления, очевидна.

  Проблемы  малого бизнеса можно дифференцировать следующим образом: осложненный  доступ банковскому кредитованию и  высокий банковский процент; несовершенство нормативно-правовой базы и механизма  ее реализации; административные барьеры; недостатки налоговой политики; неразвитость рынков недвижимости и капитала; низкая инвестиционная активность; слаборазвитая  инфраструктура; сужение внутреннего  рынка сбыта вследствие снижения спроса; ухудшение финансового положения  предприятий в условиях кризиса; снижение уровня жизни населения; недобросовестная конкуренция.

  Органы  местного самоуправления в целях  поддержки малого бизнеса должны решить следующие проблемы:

  1.     Активно способствовать созданию  благоприятного делового климата,  развития нового бизнеса, предпринимательской  деятельности, содействовать становлению  собственников, обеспечивать эффективную  работу местного хозяйства, гарантировать  работу необходимых для бизнеса  отраслей и служб (от образования  до противопожарной безопасности).

  2.      Важнейшая задача органов местного  самоуправления - расширение экономического  потенциала территории, в первую  очередь путем развития элементов  хозяйственной инфраструктуры: транспорта, связи, земельных участков, производственных  помещений, энерговодоснабжения  и т.п. 14

  В современный период одной из главных  функций органов местного самоуправления, особенно в городах, становятся поиск, привлечение и удержание инвестиций. Каждая новая инвестиция означает новые  рабочие места, новые деловые  возможности для существующих предприятий, а также дополнительные налоги и пошлины, поступающие в казну, в том числе местную.

  Таким образом, социально – политическое взаимодействие органов местного самоуправления и бизнеса обусловлено тем  что, местное самоуправление располагает  экономическими, политическими, административными  и информационными ресурсами, а  бизнес в свою очередь – финансовым, экспертным и инновационным. В рамках партнерской модели обмен этими  ресурсами является эффективной  основой взаимодействия местного самоуправления и бизнеса для комплексного развития территории. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Раздел 2.

  Основные  механизмы взаимодействия органов местного самоуправления и  бизнеса в Прибайкальском районе Республики Бурятия 

  Для изучения механизмов взаимодействия органов  местного самоуправления с бизнесом в Прибайкальском районе была использована следующая совокупность методов: анализ документов (действующие программы  социально-экономического развития, программа  фонда, договоры о сотрудничестве), экспертный опрос (анкетный – для  муниципальных служащих и бизнесменов, интервью с главой Прибайкальского  района).

  Исследование  выявило следующие результаты.

  Механизмы взаимодействия районной администрации  с различного рода бизнес – структурами  в Прибайкальском районе строятся по известным отработанным механизмам таким как:  долгосрочные и краткосрочные  программы, договоры, муниципальные  заказы, тендеры, муниципальные займы.

  В результате анализа документов, свидетельствующих  о механизмах и формах реализации сотрудничества между местным самоуправлением  и бизнес – сообществом Прибайкальского  района, а также сотрудничество в  рамках региональной стратегии экономического развития Республики Бурятия можно  выделить несколько основных направлений  взаимодействия.

  На  основе анализа документов были выявлены основные механизмы работы районной администрации в отношении бизнеса  Прибайкальского района, а также  с «приезжими» инвесторами. На сегодняшний  день существует ряд договоров, программ, которые направлены на развитие бизнеса  в районе. Основной упор делается на развитие малого и среднего предпринимательства. Именно для этих категорий частого  сектора разрабатываются и реализуются программы, предоставляются льготы по кредитованию, реализуются конкурсные проекты. Крупный бизнес, как показал анкетный опрос, недостаточно поощряем  администрацией в плане кредитования.

  В 2008 году была разработана программа  социально – экономического развития Прибайкальского района на 2008 -2010 гг. и на период до 2017 г.

  Комплексная программа социально-экономического развития Прибайкальского района   на 2008-2010 годы и на период до 2017 представляет собой целевой документ, определяющий основные ориентиры социально - экономического развития Прибайкальского района Республики Бурятия. Программа несет важную функцию по координации среднесрочных программ поселений и объективно включает в себя приоритетные направления социально-экономического развития поселений, входящих в район. В неё включены  плановые мероприятия по строительству на территории района особой экономической зоны туристско-рекреационного типа.

  Наличие уникальных природных ресурсов, с  одной стороны, и охрана озера  Байкал как участка Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, с другой, накладывают  серьезные экологические ограничения  для интенсивного развития экономики  территории района, как и всей Республики Бурятия.

  В сложившихся условиях основной задачей  для исполнительных органов власти  в долгосрочной перспективе (до 2017 года) является создание условий для изменения  структуры экономики в направлении  развития инновационности, связанной  с экологосберегающими технологиями.

  Это открывает району возможности для  реализации стратегии социально-экономического развития, основным смыслом которой  является использование географического  положения, экологического и инфраструктурного  потенциала Прибайкальского района.

  В перспективе на 2008 − 2017 годы Программой определена  главная цель – повышение  уровня и качества жизни населения  Прибайкальского района. Для достижения цели необходимым считается   решение основных ключевых задач:

  1. Развитие агропромышленного комплекса  для удовлетворения возрастающей  потребности в продовольствии  с развитием туризма на основе  создания и укрупнения сельскохозяйственных  и перерабатывающих  производств;

  2. Развитие промышленности на основе  развития имеющихся и создания  новых предприятий:

  - в  лесоперерабатывающей промышленности, ориентированных на глубокую  переработку древесины, с целью  выпуска и поставок качественной  продукции, пригодной в строительстве  средств размещения на территории  создаваемой  особой экономической  зоны;

  - в пищевой промышленности с  целью организации переработки   сельскохозяйственной  и дикорастущей  продукции;

  Создание  социально-производственных комплексов, объединяющих в себе бизнес-структуры  вышеназванных направлений, развитый потребительский рынок и комфортное современное экологическое жилье  для населения.

  3. Развитие инфраструктуры.  Содействие  созданию особой экономической  зоны туристско-рекреационного типа.  Внедрение на новых строящихся  объектах турзоны и  в жилых  помещениях  современных энергосберегающих  источников теплоснабжения. 

  4. Достижение бездотационного режима  хозяйствования и самофинансирования  муниципального образования «Прибайкальский  район».

  Реализация  программы должна пройти в три  этапа:

  На  первом этапе должны быть созданы  предпосылки для дальнейшего  развития экономики района:  построены  объекты инфраструктуры - дорожного хозяйства и энергетики.  Первоочередные планы создания особой экономической зоны предусматривают начало обустройства первых 2 участков зоны, что предполагает строительство морского порта в Турке, создание спортивно-оздоровительного комплекса  активного отдыха в местности Пески. Также будет начато строительство участков  особой экономической зоны на Безымянке, в Горячинске,  у горы Бычьей горнолыжные базы, средства размещения, предприятия общественного питания и досуга. В это же время должно начаться создание новых предприятий и производств пищевой переработки, модернизация и развитие промышленных предприятий, осуществятся первые этапы развития и укрупнения сельскохозяйственных предприятий. Это период проведения активной политики привлечения инвестиций, реализации мероприятий по дальнейшей стабилизации положения в реальном секторе экономики района.

  На  втором этапе продолжится модернизация промышленных и сельскохозяйственных предприятий, продолжится строительство  объектов инфраструктуры и средств  размещения в турзоне, будет развиваться  сеть объектов потребительского рынка  и придорожного сервиса.  На этой основе должны сформироваться организационно-экономические  и институциональные условия  для осуществления последующих  рыночных преобразований в экономике.

  На  третьем этапе предполагается  проведение последовательной реструктуризации и модернизации и отдельных хозяйствующих  субъектов, и ведущих отраслей экономики, выход района на бездотационный режим  хозяйствования, чему будет способствовать деятельность развитых существующих и  вновь созданных  предприятий, увеличение их числа, увеличение численности, занятости  и денежных  доходов населения  района.

  На  каждом этапе  в основе реализации приоритетных направлений предполагается использовать  параметры базового сценария социально-экономического развития Прибайкальского района, за основу которого взято  условие сохранения деятельности существующих на момент разработки и начала реализации программы предприятий  и создание и открытие новых предприятий по приоритетным направлениям развития района (т.е. в пищевой отрасли промышленности,  в сельскохозяйственном производстве, в торговле, туризме).15

  Реализация  Программы социально-экономического развития района будет осуществляться при помощи следующих мероприятий: муниципального заказа на управление; организации муниципального заказа на удовлетворение муниципальных нужд в поставках товаров, оказании работ (услуг) с привлечением предприятий и организаций района как инструмента территориальной промышленной политики; осуществления взаимовыгодного сотрудничества  с предприятиями промышленности, сельского хозяйства, строительства и других сфер деятельности на основе заключения соглашений; оказания поддержки развивающимся предприятиям малого бизнеса в виде  консультативно-методической помощи,  помощи в получении  кредитов.

  В декабре 2008 года администрацией Прибайкальского  района была разработана Муниципальная  программа развития малого предпринимательства  на 2008-2012 годы. Основными целями программы  являются:

  - создание комфортных условий  для ведения бизнеса как основного  фактора обеспечения занятости  и повышения реального уровня  благосостояния населения;

  - формирование экономически активного  среднего класса, создание условий  для дальнейшего роста малого  предпринимательства и выравнивание  потенциала развития малого предпринимательства  в Прибайкальском районе;

  - увеличение доли  налогов в  налоговых доходах бюджетов всех  уровней, уплаченных  субъектами  малого  предпринимательства.16

  Исходя  из поставленных целей программы  предполагается, формирование инфраструктуры развития малого предпринимательства  на территории Прибайкальского района, обеспечение доступа субъектов  малого предпринимательства к финансовым, производственным ресурсам и источникам информации; муниципальная поддержка  приоритетных направлений развития малого предпринимательства (производство продукции, переработка продукции  сельского хозяйства,  туризм и  пр.); развитие малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве; оказания содействия субъектам малого  предпринимательства  в продвижении  производимых ими  товаров; обеспечение занятости  населения.

Информация о работе Социально - политическое взаимодействие органов местного самоуправления с бизнесом