Система органов местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:32, реферат

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование системы органов местного самоуправления.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи дипломной работы:
- раскрыть понятие и сущность органов местного самоуправления;
- исследовать функции органов местного самоуправления;
- рассмотреть компетенцию органов местного самоуправления;
- изучить ответственность органов местного самоуправления;

Содержание

Введение
1 Общая характеристика органов местного самоуправления
1.1 Понятие и сущность органов местного самоуправления
1.2 Компетенция органов местного самоуправления
1.3 Ответственность органов местного самоуправления
2 Структура системы органов местного самоуправления
2.1 Представительный орган местного самоуправления
2.2 Глава муниципального образования
2.3 Местная администрация
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Диплом19.02.2012.docx

— 74.18 Кб (Скачать)

Тема: Система органов  местного самоуправления

Содержание:

Введение

1 Общая характеристика  органов местного самоуправления

1.1 Понятие и сущность органов местного самоуправления

1.2 Компетенция органов местного самоуправления

1.3 Ответственность органов местного самоуправления

2 Структура системы органов местного самоуправления

2.1 Представительный орган  местного самоуправления

2.2 Глава муниципального  образования

2.3 Местная администрация

Список литературы

Приложение

 

Введение

Актуальность выбранной  темы определяется тем что, с принятием Конституции Российской Федерации (1993 г.) изменилось правовое положение местного самоуправления, которое стало самостоятельным и не входит в систему органов государственной власти. Изменилось и правовое положение органов местного самоуправления, что должно было бы стимулировать творческую инициативу местных сообществ в вопросах установления систем органов муниципальных образований.

Однако исследования системы  органов местного самоуправления показали, что она не претерпела существенных изменений по сравнению с периодом местных Советов народных депутатов, не стала совершеннее. Структура исполнительных органов почти полностью сохранилась в прежнем виде.

Понятие «система органов  местного самоуправления» учеными  сегодня трактуется различно. Некоторые (С.И. Кулиева) считают, что это совокупность взаимодействующих между собой самоуправляющихся систем, которые выступают в качестве составных частей. Другие (А.П. Алехин, В.И. Фадеев, О.Е. Кутафин) считают, что это совокупность организационных форм местного самоуправления в рамках муниципального образования, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения, местной жизни, и их мнение частично совпадает с точкой зрения автора. Но хотелось бы добавить, что это совокупность органов муниципального образования, подчиненная руководителю муниципального образования или их объединения, согласующаяся в своей деятельности с принципом законности, исходящая из интересов местных жителей и интересов государства.

Общепризнанно, что для  любой системы важна четкая организация  ее деятельности, регламентация функций, прав и ответственности. Местное самоуправление не является исключением. Внутреннее устройство организации и функционирования местного самоуправления, выражающееся в создании и развитии муниципальной системы органов, призвано обеспечить в самоуправленческом процессе достижение региональных целей. От системы органов местного самоуправления зависит структура органов управления, объем их полномочий, функций и ответственности. Однако, помимо типовых органов управления, в системе органов местного самоуправления имеются сложные структуры, которые обладают признаками, свойственными только государственным органам управления, и выполняют только государственные полномочия. Например, орган записи актов гражданского состояния и т.д. В целом система органов местного самоуправления напоминает систему государственных органов субъектов Российской Федерации в миниатюре.

Целью дипломной работы является исследование системы органов местного самоуправления.

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие  задачи дипломной работы:

- раскрыть понятие и сущность органов местного самоуправления;

- исследовать функции  органов местного самоуправления;

- рассмотреть компетенцию  органов местного самоуправления;

- изучить ответственность  органов местного самоуправления;

- исследовать представительный  орган местного самоуправления;

- охарактеризовать деятельность главы муниципального образования;

- рассмотреть местную администрацию.

Объект дипломной работы – это общественные отношения, связанные с функционированием института системы органов местного самоуправления ,а предметом исследования являются органы местного самоуправления в системе управления.

При исследовании указанной  темы были использованы такие методы как: сравнение, анализ, синтез, наблюдение и юридический.

В данной дипломной работе использованы такие нормативные  источники как, Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 2003г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 2 марта 2007г. № 25 «О муниципальной службе Российской Федерации», а также Устав города Барнаула от 20 июня 2008 года № 789, Указ Президента РФ от 22 декабря 1993г. №2265  «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» и иные нормативные правовые акты.

Теоритическая база данной работы основана на научных работах  таких авторов как: Агапов, Б.Н., Василенко, И.А., Васильев, В.И., Глазунова, Н.И., Игнатюк, Н.А., Костюкова. А.Н., Парахина, В.М. и т.д.

Данная дипломная  работа представлена введением, двумя разделами  и заключением. В введении обозначена актуальность, цели, задачи, методы, объект и предмет данной дипломной работы. В первом разделе работы будет дана общая характеристика органов местного самоуправления, а именно в нем рассмотрено понятие и сущность органов местного самоуправления, функции органов местного самоуправления, компетенция органов местного самоуправления и ответственность органов местного самоуправления. Второй раздел работы будет посвящен структуре системы органов местного самоуправления, а именно представительному органу местного самоуправления, главе муниципального образования и местной администрации. В заключении сделаны выводы по исследованию данной темы, обозначены проблемы и пути их решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Общая характеристика  органов местного самоуправления

Понятие и сущность органов местного самоуправления

Конституция Российской Федерации  определяет местное самоуправление как одну из самостоятельных форм осуществления власти народом. При  этом Конституция различает государственную  власть и местное самоуправление и соответственно их органы[ 1.1, с. 12]. Местное самоуправление в Российской федерации осуществляется гражданами как путем различных форм прямого волеизъявления, так и через органы местного самоуправления [ 1.1, с. 13].

 Властные, самостоятельные  в рамках их компетенции органы  местного самоуправления образуют  «в городских, сельских поселениях  и на других территориях с  учетом исторических и местных традиций» [ 1.1, с. 131].

В первой части Европейской  хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г., изложены основные принципы местного самоуправления; здесь же определяется, что оно должно основываться на конституционной и юридической базе. В ряде статей предусмотрено право органов местного самоуправления на собственные территориальные границы и определение своих административных структур. В двух статьях ограничивается административный контроль над деятельностью органов местного самоуправления и обеспечивается выделение им достаточных финансовых средств.

Органы местного самоуправления -это органы местных самоуправляющихся территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми они несут ответственность за надлежащее осуществление своих полномочий.

Органам местного самоуправления принадлежит особое место в демократической системе управления обществом и государством. Это место определяется прежде всего тем, что наличие органов самоуправления обеспечивает такую децентрализацию системы управления, которая делает эту систему управления наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций.

Однако органы местного самоуправления - это не только способ децентрализации управления, но и способ организации и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни, организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством. Согласно Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.[ 1.1, с. 3] Это означает, что и государственные органы и органы местного самоуправления - это органы власти народа, органы, через которые народ осуществляет свою власть. Вместе с тем органы государственной власти и органы местного самоуправления - это разные формы осуществления власти народа.органы, осуществляющие государственную власть, являются структурными единицами государственного аппарата, государственными органами. Поэтому осуществляемая ими власть народа имеет форму государственной власти.

Органы местного самоуправления не являются составной частью государственного механизма управления. Они, согласно Конституции Российской Федерации не входят в систему органов государственной власти, поэтому представляют собой самостоятельную форму реализации народом своей власти. [1.1, ст. 12] Однако, не являясь органами государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют деятельность, которая носит властный характер, поскольку они выступают одной из форм реализации власти народа. Поэтому принимаемые ими в пределах своих полномочий решения обязательны на территории местного самоуправления для всех предприятий, организаций, учреждений, должностных лиц, граждан, общественных объединений.

Согласно Конституции  Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно[ 1.1, с. 12]. Однако это не означает, что органы местного самоуправления могут действовать независимо от имеющихся в стране законов и других актов органов государственной власти. Эти акты для них являются обязательными. Будучи относительно самостоятельными, органы местного самоуправления тесно связаны с государственными органами. Они в соответствии с Конституцией Российской Федерации могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств[ 1.1, с. 132]. И в этом качестве органы местного самоуправления выступают как государственно-властные органы, деятельность которых по реализации переданных им полномочий подконтрольна государству.

Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. №131 наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами и законами субъектов Российской федерации. Ими же определяются условия, а также порядок контроля государства за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.[ 1.6, ст. 6] Вместе с тем согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. №131, осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.[ 1.6, ст. 14] Решения органов местного самоуправления могут быть отменены органами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда[ 1.6, ст. 44].

В соответствии с федеральным  законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. №131 к органам местного самоуправления относятся:

- представительные органы  местного самоуправления;

- иные органы местного  самоуправления, образуемые в соответствии  с уставами муниципальных образований.

Согласно Федеральному Закону «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. №131 наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Они управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.[1.6, cт 14]

Органы местного самоуправления организуют исполнение федеральных  законов, указов Президента Российской Федерации, правовых актов субъектов Российской Федерации. Они оказывают содействие федеральным органам государственной власти, расположенным на их территории, и органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют координацию деятельности органов территориального общественного самоуправления. Наименования органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом национальных, исторических и иных местных традиций.

Систему органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, Глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования. Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральными законами.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию этих актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Система органов местного самоуправления