Система органов местного самоуправления на примере Нижегородской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 02:12, доклад

Описание работы

Порядок формирования, срок полномочий, а также иные вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования. Наименования органов местного самоуправления устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций.

Работа содержит 1 файл

Доклад по МП.doc

— 517.50 Кб (Скачать)

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Нижегородский институт управления

Кафедра Конституционного и муниципального права 
 
 
 
 
 
 
 
 

Доклад

по дисциплине: «Муниципальное право»

на тему: «Система органов местного самоуправления на примере Нижегородской области» 
 
 
 
 

                                                                   
 
 

                     Выполнили:

                                                                                                                 Студенты 3 курса

                                                                                              Группы Юб-331

                                                                                               Булатова А.А.

Лаврентьев  Е.Н.

Проверила:

доцент, к.ю.н.

Большакова  В.М. 
 
 
 
 
 
 
 

Нижний  Новгород

2011 год

Порядок формирования, срок полномочий, а также  иные вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования. Наименования органов местного самоуправления устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций.

Органы  местного самоуправления не входят в  систему органов государственной  власти. Структура органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью населения менее 100 человек – на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.

 

В соответствии со ст. 26 Устава Нижнего Новгорода  структуру органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода составляют: 
1) городская Дума города Нижнего Новгорода; 
2) глава города Нижнего Новгорода; 
3) администрация города Нижнего Новгорода.

 

Рассмотрим  компетенцию городского Думы, Главы  города  и  администрации города, дабы оценить значимость каждого из них.

 
 
 
 

1. Городская Дума

Городская Дума  осуществляет значительный перечень полномочий, в том числе(ст 29 Устава Нижнего Новгорода): 
1) принятие правовых актов по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Нижегородской области, Уставом города Нижнего Новгорода; 
2) принятие Устава города Нижнего Новгорода и внесение в него изменений и дополнений; 
3) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения; 
4) формирование избирательных комиссий на территории города Нижнего Новгорода в случаях и в порядке, установленными федеральными законами, законами Нижегородской области; 
5) назначение местного референдума, принятие правовых актов для реализации решений местного референдума; 
6) назначение голосования по вопросам изменения границ города и преобразования муниципального образования; 
7) назначение муниципальных выборов, голосования по отзыву депутата городской Думы города Нижнего Новгорода; 
7.1) избрание главы города Нижнего Новгорода; 
7.2) назначение главы администрации города Нижнего Новгорода по результатам конкурса, установление порядка проведения конкурса на замещение должности главы администрации города Нижнего Новгорода, утверждение условий контракта с главой администрации города Нижнего Новгорода в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения; 
7.3) принятие решения об удалении главы города Нижнего Новгорода в отставку; 
8) назначение публичных слушаний, определение порядка их организации и проведения; 
9) назначение собраний и конференций граждан (кроме собраний и конференций по вопросам осуществления территориального общественного самоуправления граждан), определение порядка их назначения и проведения, рассмотрение обращений, принятых собранием и конференцией граждан; 
10) назначение опроса граждан, определение порядка назначения и проведения опроса граждан; 
11) определение порядка реализации правотворческой инициативы граждан; 
12) определение порядка организации и осуществления территориального общественного самоуправления; 
13) право законодательной инициативы в Законодательном Собрании Нижегородской области; 
14) внесение в органы государственной власти Нижегородской области предложений об установлении и изменении границ города; 
15) образование, объединение, преобразование или упразднение районов в городе, установление и изменение их границ; 
16) определение порядка участия города в организациях межмуниципального сотрудничества; принятие решений об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ; 
17) принятие решений о наименовании и переименовании районов города, населенных пунктов, площадей, улиц, переулков, проездов, скверов, бульваров, парков, расположенных на территории города, присвоение им имен государственных и общественных деятелей; 
18) утверждение бюджета города Нижнего Новгорода, отчета о его исполнении, утверждение положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе города Нижнего Новгорода, осуществление контроля за исполнением бюджета; 
19) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений; 
20) определение порядка привлечения заемных средств, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг; 
21) установление, изменение и отмена местных налогов, льгот по ним в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах;  
22) принятие планов и программ развития города, утверждение отчетов об их исполнении, утверждение заданий на разработку планов и программ развития города; 
23) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, порядка принятия имущества в муниципальную собственность; 
24) определение порядка и условий приватизации муниципального имущества, принятие прогнозного плана приватизации муниципального имущества; 
25) определение порядка осуществления муниципального земельного контроля; 
26) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий; 
27) определение порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений; 
28) принятие планов и программ по повышению уровня обслуживания и содержания жилищного фонда города, его технического состояния, обеспечению его электро-, тепло-, газо-, водоснабжением и водоотведением, контроль за их исполнением в случаях и в порядке, установленными федеральными законами; 
29) утверждение программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры в случаях и в порядке, установленными федеральными законами; 
30) утверждение инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры в случаях и в порядке, установленными федеральными законами; 
31) установление надбавок к ценам (тарифам) для потребителей в случаях и в порядке, установленными федеральными законами;  
32) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; 
33) утверждение генерального плана города; 
34) утверждение правил землепользования и застройки города; 
35) утверждение местных программ использования и охраны земель; 
36) утверждение городских программ улучшения жилищных условий жителей города; 
37) установление нормы предоставления жилых помещений по договору социального найма, установление учетной нормы площади жилых помещений; 
38) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; 
39) установление размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; 
40) установление порядка формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; 
41) учреждение средств массовой информации и соучредительство в средствах массовой информации, в том числе межмуниципальных, для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры; 
42) осуществление межрегиональных и международных связей с законодательными (представительными) органами власти и местного самоуправления Российской Федерации и иностранных государств; 
43) утверждение структуры администрации города Нижнего Новгорода; 
44) утверждение положений о территориальных органах администрации города Нижнего Новгорода - администрациях районов города; 
45) согласование кандидатур на должности первого заместителя и заместителей главы администрации города Нижнего Новгорода; 
46) заслушивание ежегодных отчетов главы города Нижнего Новгорода о результатах его деятельности; 
46.1) заслушивание ежегодных отчетов главы администрации города Нижнего Новгорода о результатах его деятельности и деятельности администрации города Нижнего Новгорода, в том числе о решении вопросов, поставленных городской Думой города Нижнего Новгорода;  
47) формирование контрольного органа городской Думы города Нижнего Новгорода и принятие положения о нем; 
48) принятие отчетов контрольного органа городской Думы города Нижнего Новгорода; 
49) определение порядка привлечения граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для города работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения, предусмотренных подпунктами 8-11, 20, 25, 33 пункта 1 статьи 8 настоящего Устава; 
50) принятие решений о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов; 
51) принятие порядка оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству; 
52) утверждение муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 
53) иные вопросы, отнесенные к ее полномочиям федеральными законами, законами Нижегородской области, настоящим Уставом, правовыми актами городской Думы города Нижнего Новгорода

Из числа  депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода на срок ее полномочий создаются постоянные комиссии для содействия решения вопросов, отнесенных к полномочиям городской Думы города Нижнего Новгорода. 
Направления деятельности комиссий, их количество, название, персональный состав, изменение персонального состава определяются правовыми актами городской Думы города Нижнего Новгорода, принятыми большинством голосов от установленного настоящим Уставом числом депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода. 
Постоянные комиссии ответственны перед городской Думой города Нижнего Новгорода.

Таким образом, городская Дума  города  Нижнего  Новгорода  располагает  полномочиями, которые позволяют  ей  в  основном  контролировать  и  задавать правила  осуществления  властных  полномочий   муниципальным   образованием.

Наряду  с этим стоит  отметить,  что  право  установления  и  отмены  местных налогов и сборов указывает  на то, что  городская  Дума  наделена   реальными полномочиями по управлению делами города. К таким полномочиям  можно  отнести также право утверждения структуры исполнительной ветви власти.Организацию деятельности городской Думы города Нижнего Новгорода осуществляет глава города Нижнего Новгорода, избираемый городской Думой из состава депутатов городской Думы. (ст. 30 Устава)

Аппарат Городской Думы состоит из:

1) управление организационной работы Городской Думы (Щеголева Марина Александровна )

2) Юридическое управление Городской Думы (Маслова Ирина Львовна )

3) Управление по связям с общественностью и СМИ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ (Полевая Марина Альбертовна )

4) Управление по развитию территориального общественного самоуправления (Комякова Любовь Владимировна )

5) Управление делами (Рыжов Евгений Сергеевич )

6) Контрольно-счетная палата (Березин Владимир Леонидович )

2. Глава Города

     Глава города Нижнего Новгорода - высшее должностное лицо местного самоуправления города Нижнего Новгорода, наделенное настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава города Нижнего Новгорода является выборным должностным лицом местного самоуправления. Глава города Нижнего Новгорода исполняет полномочия председателя городской Думы города Нижнего Новгорода и избирается городской Думой города Нижнего Новгорода из своего состава на срок полномочий городской Думы города Нижнего Новгорода(ст. 38 Устава). В компетенцию главы города входят следующие полномочия(ст. 39 Устава):

1) представляет  город в отношениях с органами  власти всех уровней, гражданами  и организациями, действуя при  этом без доверенности от имени  города Нижнего Новгорода; 
2) издает правовые акты в пределах своих полномочий, а также подписывает и обнародует правовые акты, принятые городской Думой города Нижнего Новгорода;  
3) вправе требовать созыва внеочередного заседания городской Думы города Нижнего Новгорода; 
4) обладает правом внесения в городскую Думу города Нижнего Новгорода проектов правовых актов; 
5) инициирует и назначает собрания граждан, опросы граждан, публичные слушания; 
5.1) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления города Нижнего Новгорода полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Нижнего Новгорода федеральными законами и законами Нижегородской области; 
5.2) представляет городской Думе города Нижнего Новгорода ежегодные отчеты о результатах своей деятельности; 
6) осуществляет иные полномочия, предоставленные ему федеральными законами, законами Нижегородской области, настоящим Уставом. В настоящее время пост главы города занимает Сорокин О.В.

 
  1. Администрация города

Администрация города Нижнего Новгорода является исполнительно-распорядительным органом  местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом города Нижнего  Новгорода собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Нижегородской области. Наделяется правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций, и подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица в соответствии с федеральным законом. (ст. 41 Устава).

В структуру  администрации города Нижнего Новгорода  входят отраслевые (функциональные) структурные подразделения: департаменты, управления, комитеты и другие подразделения, а также территориальные органы администрации города Нижнего Новгорода - администрация Автозаводского района, администрация Канавинского района, администрация Ленинского района, администрация Московского района, администрация Нижегородского района, администрация Приокского района, администрация Советского района, администрация Сормовского района (администрации районов).

Администрацией  города Нижнего Новгорода руководит глава администрации города Нижнего Новгорода на принципах единоначалия. Глава администрации города Нижнего Новгорода назначается городской Думой города Нижнего Новгорода по результатам конкурса на замещение должности главы администрации города Нижнего Новгорода на срок полномочий городской Думы города Нижнего Новгорода, принявшей решение о назначении лица на должность главы администрации города Нижнего Новгорода (до дня начала работы городской Думы города Нижнего Новгорода нового созыва), но не менее чем на два года.

В случае отсутствия главы администрации  города Нижнего Новгорода исполнение обязанностей главы администрации  города Нижнего Новгорода возлагается  на первого заместителя главы  администрации города Нижнего Новгорода  либо заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода. На данный момент таковых 5:

  1. Гладышев Сергей Васильевич
  2. Беспалова Татьяна Николаевна
  3. Холкина Мария Михайловна
  4. Миронов Сергей Михайлович
  5. Привалов Владимир Витальевич

Глава администрации обладает пожалуй  самым обширным кругом полномочий,а именно :

  1. В области планирования, бюджета и финансов
  2. В области управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с организациями
  3. В области использования земли и других природных ресурсов, охраны окружающей природной среды
  4. В области градостроительной и инвестиционной деятельности
  5. В области транспорта, связи и информатизации
  6. В области жилищного, жилищно-коммунального обслуживания, предоставления услуг торговли, общественного питания и бытовых услуг
  7. В области здравоохранения, образования, туризма, культурного обслуживания населения
  8. В области социальной политики
  9. В области обеспечения законности, правопорядка, охраны прав и свобод граждан

Информация о работе Система органов местного самоуправления на примере Нижегородской области