Система органов местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:32, реферат

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование системы органов местного самоуправления.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи дипломной работы:
- раскрыть понятие и сущность органов местного самоуправления;
- исследовать функции органов местного самоуправления;
- рассмотреть компетенцию органов местного самоуправления;
- изучить ответственность органов местного самоуправления;

Содержание

Введение
1 Общая характеристика органов местного самоуправления
1.1 Понятие и сущность органов местного самоуправления
1.2 Компетенция органов местного самоуправления
1.3 Ответственность органов местного самоуправления
2 Структура системы органов местного самоуправления
2.1 Представительный орган местного самоуправления
2.2 Глава муниципального образования
2.3 Местная администрация
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Диплом19.02.2012.docx

— 74.18 Кб (Скачать)

 

1.2 Компетенция органов  местного самоуправления

Местное самоуправление - один из важнейших институтов, необходимый  элемент демократической организации  государственной и общественной жизни любого государства, считающего себя правовым. Некоторые авторы, в  связи с этим, справедливо отмечают, что, разграничивая в теории сферу  государственной власти и сферу местного самоуправления, надо иметь в виду не иную природу органов местного самоуправления, а специфику их функций.

В компетенции муниципальных  органов интегрируются многие сложные  и важные проблемы российской государственности. В ней отражается реальное соотношение центра и мест в нашем государстве, объем децентрализованных функций государственного руководства. Правовая регламентация компетенции имеет особое социально-политическое значение. Признание и гарантированность государством местного самоуправления, установление основных полномочий органов местного самоуправления в Конституции РФ или законе предполагают определенные обязательства государства по созданию необходимых экономических, финансовых и правовых условий и предпосылок реализации компетенции. Объем компетенции местного самоуправления определяется действующим законодательством, обычным правом (сложившейся традицией), инициативой органов местного самоуправления, уровнем обеспеченности компетенции необходимыми материально-финансовыми ресурсами.

Принадлежащая органам местного самоуправления компетенция реализуется посредством принятия нормативных и иных правовых актов. Анализ юридической силы актов представительных органов, глав муниципальных образований и глав местных администраций приводит к заключению, что акты представительных органов обладают большей юридической силой, чем акты выборных должностных лиц местного самоуправления. В уставах некоторых муниципальных образований предусматривается право глав муниципальных образований опротестовывать акты представительных органов через механизм «права вето» и через суд.

Существенное значение для  исследования проблем компетенции  органов местного самоуправления имеет  категория «отдельных государственных  полномочий», которыми наделяются органы местного самоуправления. Действующее законодательство позволяет говорить о двух группах государственных полномочий в сфере местного самоуправления. Во-первых, это полномочия, принадлежащие Российской Федерации, а во-вторых, - полномочия, признаваемые за органами государственной власти субъектов Федерации. Делегирование части государственных полномочий на уровень местного самоуправления позволяет решить ряд задач, актуальных не только для муниципальных образований, но и для субъекта Федерации и всего государства. Это, в частности следующие полномочия: содействие децентрализации государственной власти и развитию самоуправленческих начал в жизни общества; обеспечение участия народа в осуществлении государственных властных полномочий; повышение эффективности реагирования на разнообразные интересы и ожидания местных сообществ, отдельных граждан; осуществление более качественного и компетентного руководства социальными процессами, процессами принятия и исполнения программных решений, реализации задач местного значения; создание через передаваемые государственные полномочия рычагов для более гибкого реагирования на требования, связанные с характером переходного этапа в стране.

Принцип передачи властных полномочий, закрепленный в Европейской  Хартии о местном самоуправлении, находит все большее признание  в России. Делегирование полномочий рассматривается как принцип соответствия данного уровня власти определенному уровню ответственности. Самое большое распространение практика делегирования государственных полномочий органам местного самоуправления получила в Швеции, Нидерландах, Германии, Испании. Опыт зарубежных государств показывает, что такая передача полномочий муниципальным органам является одним из средств решения и самой большой проблемы местного самоуправления - финансовой, так как муниципальные органы обеспечивают большую эффективность использования финансовых ресурсов.

В федеральном законодательстве и законодательстве субъектов РФ пока нет перечня тех государственных  полномочий, которые могут передаваться муниципальным органам. Такая позиция  имеет как плюсы, так и минусы. С одной стороны, субъекты права  делегирования полномочий вправе оставлять  за собой свободу действий по определению  в каждый конкретный период круга  тех полномочий, которыми могут наделяться муниципальные органы. С другой стороны, отсутствие в законе хотя бы примерного перечня таких полномочий лишает субъекты Федерации определенных ориентиров в собственной законотворческой деятельности в этом направлении. К таким полномочиям могут быть отнесены полномочия в сферах: зашиты прав и свобод человека и гражданина; защиты прав национальных меньшинств; ценовой политики, статистического и бухгалтерского учета; природопользования, охраны окружающей среды; обеспечения экологической безопасности; охраны памятников истории и культуры; защиты прав потребителей; занятости и социальной защищенности населения; осуществления мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий; административного производства и др.

Если полномочия передаются законом, то сила правоприменительных  актов органов местного самоуправления не может быть приравнена к силе закона. Поэтому формирование механизма регулирования отношений, складывающихся при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должно основываться на следующих принципиальных положениях:

- во-первых, в законе о наделении органов местного самоуправления полномочиями должно содержаться поручение им издавать правоприменительные акты;

- во-вторых, форма этих актов не может быть иной, кроме той, что указана в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131 (решения представительных органов, постановления и распоряжения глав муниципальных образований);

- в-третьих, юридическая сила правоприменительных актов не может быть приравнена к силе закона;

- в-четвертых, органы государственной власти с передачей полномочий не теряют права издания по этим вопросам своих нормативных правовых актов;

- в-пятых, органы местного самоуправления, получив право издания актов по вопросам, связанным с переданными им полномочиями, не могут вносить изменения в акты Российской Федерации и ее субъектов, принятые ранее по этим вопросам в порядке текущего правового регулирования;

- в-шестых, следует закрепить за органами местного самоуправления право вносить в установленном порядке предложения с законодательной инициативой (на уровне субъекта Федерации) по вопросам применения либо принятия нового законодательного акта в сфере переданных им государственных полномочий.

Под компетенцией местного самоуправления следует понимать закрепленные за муниципальными образованиями законами, иными нормативными правовыми актами бессрочно либо на определенный срок и обеспеченные необходимыми экономическими и финансовыми ресурсами (но не ниже определенного в установленном порядке минимального уровня такой обеспеченности) права, обязанности и предметы ведения муниципальных образований, которые они осуществляют в пределах своей территории.

Четко выраженный в конституционной норме принцип самостоятельности управленческих действий органов местного самоуправления означает следующее:

- во-первых, в пределах, установленных законом, это свобода инициативы и выбора решения по всем этим и иным вопросам местного значения;

- во-вторых, любое не противоречащее закону и находящееся в его рамках решение  не требует ни предварительного согласования, ни последующего утверждения государственным органом и тем более не может быт отменено ни в административном, ни в судебном порядке.

Разумеется это не исключает необходимости координации действий с государственными органами, чтобы обеспечить поддержку ими планов, программ или конкретных мероприятий органов местного самоуправления.

Можно сделать вывод, что  принцип самостоятельности управленческих действий органов местного самоуправления означает следующее:

- во-первых, в пределах, установленных законом, это свобода инициативы и выбора решения по всем этим и иным вопросам местного значения;

- во-вторых, любое, не противоречащее закону и находящееся в его рамках решение  не требует ни предварительного согласования, ни последующего утверждения государственным органом и тем более не может быт отменено ни в административном, ни в судебном порядке.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают другие вопросы местного значения.

Функции местного самоуправления обозначают его основные, наиболее важные направления деятельности, носят  комплексный, собирательный характер, охватывают его деятельность в целом.

Главными функциями местного самоуправления являются соблюдение и  защита прав и свобод человека и  гражданина. Все другие функции в  той или иной степени связаны  с реализацией главной функции  и подчинены ей.

Функции местного самоуправления как комплексного социально-политического  института необходимо отличать от функций  органов и должностных лиц муниципальных образований.

В зависимости от выполняемых  функций органы местного самоуправления делятся на: представительные и исполнительные.

Таким образом, можно сделать  вывод что, компетенции органов местного самоуправления детерминирует раскрытие сущности муниципального управления, осуществляемого органами местного самоуправления. Муниципальное управление по сути своей является частью государственного управления, поскольку самостоятельность местного самоуправления в осуществлении своих полномочий не предполагает оторванности органов местного самоуправления от реализации задач и функций государства.

 

1.3 Ответственность органов местного самоуправления

Любые права всегда неразрывно связаны с определенными обязанностями и, следовательно, ответственностью. Поэтому, говоря о компетенции органов местного самоуправления, необходимо сказать об ответственности этих органов за ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.

Существование механизмов ответственности  и их реализации в муниципальных отношениях способствует решению на высоком качественном уровне ряда задач местного самоуправления. Во-первых, обеспечивается зависимость муниципальных органов и их должностных лиц от населения. Тем самым создается в корне отличная от командного, патерналистского управления психологическая модель отношений в территориальном сообществе. Во-вторых, создаются предпосылки для самоорганизации жителей, а также для проецирования ответственности органов местного самоуправления на самих жителей (одним из ключевых моментов в определении, закрепленном в Европейской Хартии о местном самоуправлении, является понятие «решение населением вопросов местной жизни под свою ответственность»). В-третьих, принцип самостоятельности местного самоуправления не перерастает в бесконтрольность муниципальных органов.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 6 октября 2003г. №131 органы местного самоуправления несут ответственность перед государством за нарушения ими действующего законодательства и за исполнение ими отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены государственными органами, передавшими эти полномочия, материальными и финансовыми ресурсами[ 1.6, с. 49]. В случае нарушения законодательства по решению суда может быть отменено соответствующее решение органа местного самоуправления или выборного должностного лица или вообще прекращены их полномочия. Однако механизм юридической ответственности содержит явные логические противоречия, суть которых может быть сведена к следующему:

-во-первых, неясно, кто и в каких случаях обращается в суд для проверки актов органов местного самоуправления;

- во-вторых, нет никаких указаний о том, за какой период деятельности органов местного самоуправления анализируются их акты;

- в-третьих, из нормы закона не следует, каким должно быть конкретное основание для обращения законодательного органа субъекта РФ в соответствующий суд;

- в-четвертых, неясно, на основании, каких процессуальных установлений суд будет оценивать акты органов местного самоуправления, какие критерии следует использовать для установления количества и характера выявленных нарушений.

Ну а в том, что меры ответственности применяет не суд, а законодательный орган субъекта Федерации, усматривается попытка подменить юридическую ответственность политической, тем более что заключение суда отнюдь не влечет автоматического прекращения полномочий «проштрафившегося» органа или должностного лица, а лишь может служить основанием для принятия такого решения.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления - это неблагоприятные правовые последствия за принятые ими противоправные акты, за совершенные неправомерные действия или ненадлежащее исполнение своих полномочий.

Ответственность органов  местного самоуправления перед физическими  и юридическими лицами.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 6 октября 2003г. №131 ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления наступает только по одному основанию – в результате «утраты доверия населения». [ 1.6, с. 48]. Порядок и условия ответственности в результате утраты доверия населения определяются в соответствии с уставами муниципальных образований. Санкцией, являющейся результатом утраты доверия, служит досрочное прекращение полномочий представительного органа в целом, отдельного депутата или выборного должностного лица местного представительного учреждения власти.

Информация о работе Система органов местного самоуправления