Система органов местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:32, реферат

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование системы органов местного самоуправления.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи дипломной работы:
- раскрыть понятие и сущность органов местного самоуправления;
- исследовать функции органов местного самоуправления;
- рассмотреть компетенцию органов местного самоуправления;
- изучить ответственность органов местного самоуправления;

Содержание

Введение
1 Общая характеристика органов местного самоуправления
1.1 Понятие и сущность органов местного самоуправления
1.2 Компетенция органов местного самоуправления
1.3 Ответственность органов местного самоуправления
2 Структура системы органов местного самоуправления
2.1 Представительный орган местного самоуправления
2.2 Глава муниципального образования
2.3 Местная администрация
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Диплом19.02.2012.docx

— 74.18 Кб (Скачать)

В соответствии со статьями 47 вышеупомянутого закона органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность также перед физическими и юридическими лицами, которая наступает в порядке, установленном законодательством.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.

Ответственность органов  местного самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления перед  государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, Устава, федеральных законов, законов, устава муниципального образования.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

В случае установленных судом  нарушений органами местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законов, устава муниципального образования Государственная Дума может обратиться в краевой суд за заключением о признании несоответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам, уставу муниципального образования.

Заключение суда о признании  несоответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу, законам, уставу муниципального образования является основанием для рассмотрения Государственной Думой вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Прекращение полномочий органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и одновременное назначение новых выборов осуществляются законом.

Ответственность органов  местного самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления перед  физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами, законами, уставами муниципальных образований.

Прокурорский надзор за соблюдением  законности в деятельности органов  местного самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления.

Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением федеральных  законов, законов и уставов муниципальных  образований органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

Опротестованный прокурором акт органа или должностного лица местного самоуправления приостанавливает свое действие со дня принесения протеста прокурора до принятия решения по существу протеста.

Таким образом, органы местного самоуправления подотчетны  населению муниципального образования, государству, физическим и юридическим лицам в соответствии с законом.

Порядок и условия ответственности  в результате утраты доверия населения определяются в соответствии с уставами муниципальных образований. Санкцией, являющейся результатом утраты доверия, служит досрочное прекращение полномочий представительного органа в целом, отдельного депутата или выборного должностного лица местного представительного учреждения власти.

Ответственность органов  и должностных лиц местного самоуправления - это неблагоприятные правовые последствия  за принятые ими противоправные акты, за совершенные неправомерные действия или ненадлежащее исполнение своих полномочий. Институт ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления служит важнейшим средством контроля со стороны населения и государства за деятельностью выборных и иных органов и должностных лиц местного самоуправления.

Таким образом, характеризуя органы местного самоуправления можно сделать вывод что, органы местного самоуправления в современном мире остается важным институтом демократии. Едва выделившись из муниципальных сообществ, органы местного самоуправления становятся необходимым инструментом политической борьбы и политического воспитания граждан, особенно в государствах и обществах, находящихся в процессе демократического становления.

 

2 Структура системы органов  местного самоуправления

2.1 Представительный орган  местного самоуправления

Характеризуя современные  представительные органы местного самоуправления, необходимо учитывать их историческую связь с ранее существовавшими на Руси организационно-правовыми формами местного самоуправления: вече, земскими думами, местными советами. Все они суть формы российского местного самоуправления на соответствующих этапах его развития со сходным назначением, порой общими организационно-правовыми принципами и функциями [2.44 с. 169].

Представительный орган  местного самоуправления – это орган, избранный населением муниципального образования, обладающий правом представлять его интересы и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования [2.17 с. 65]. Он занимает ведущее положение в структуре органов муниципального образования любого типа. Именно ему дано право формировать иные органы местного самоуправления в данном муниципальном образовании, принимать от имени жителей муниципального образования решения, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами на территории этого муниципального образования.

Наличие представительного  органа в структуре органов местного самоуправления является обязательным. Федеральном законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. №131 предусмотрено исключение для небольших поселений с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек. Представительный орган в таких поселениях не формируется, а его полномочия осуществляются сходом граждан.

Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. №131 закрепляет принцип организационной обособленности представительного органа в структуре органов местного самоуправления и предусматривает обязательное наделение представительного органа правом юридического лица. исключение сделано только для поселений с численностью населения менее 1000 человек, в которых глава муниципального образования независимо от способа его избрания одновременно может быть председателем представительного органа поселения и главой местной администрации. В этом случае представительный орган муниципального образования может не наделяться правами юридического лица.

Федеральным законом «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. №131 определяются особенности формирования и численности представительного органа в зависимости от вида муниципального образования. Так, представительный орган сельского, городского поселения, городского округа формируется только одним способом – на муниципальных выборах на основе равного, прямого и всеобщего волеизъявления населения соответствующего муниципального образования.

Исключение предусмотрено  для формирования представительных органов муниципальных районов. Они могут создаваться двумя способами.

Первый способ – муниципальные  выборы на основе всеобщего равного  и прямого избирательного права  при тайном голосовании.

При втором способе –  представительный орган формируется  не на основе прямого избирательного права, но из числа уже избранных  населением глав поселений, расположенных  в границах муниципального района, и из депутатов представительных органов этих поселений. Таким образом, принципы выборности и представительности, составляющие основу правового статуса представительных органов власти не нарушаются.

В Федеральном законе «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. №131 устанавливается минимальная численность депутатов представительных органов поселений, в том числе городских округов, представлена следующим образом:

- численность жителей  менее 1000 человек – 7 депутатов  и более;

- численность жителей  от 1000 до 10 000 человек – 10 депутатов  и более;

- численность жителей  от 10 000 до 30 000 человек – 15 депутатов  и более;

- численность жителей  от 30 000 до 100 000 человек – 20 депутатов  и более;

- численность жителей  от 100 000 до 500 000 человек – 25 депутатов  и более;

- численность жителей  свыше 500 000 человек – 35 депутатов  и более [2.15, с. 687].

При установлении численности  депутатов представительного органа муниципального образования численность населения всех поселений, входящих в состав муниципального района, не учитывается.

Представительный орган  муниципального образования обладает правами юридического лица и за ним  закрепляется перечень вопросов исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Вопросы исключительного ведения представительного органа – это вопросы, не требующие проведения референдумов, вопросов общественного мнения, публичных обсуждений в средствах массовой информации, на собраниях и сходах граждан и которые вправе решать только представительные органы местного самоуправления и не вправе решать никакой иной орган, именно эти вопросы определяют ведущую роль представительного органа в системе органов местного самоуправления.

Уставы муниципальных  образований к иным полномочиям  городской думы, как правило, относят: финансовый контроль; избрание главы  города и его заместителя; учреждение органов местного самоуправления города, отраслевых и территориальных органов администрации города с правами юридического лица и утверждение положений о них; принятие решений о выборах в органы местного самоуправления города в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области; формирование избирательной комиссии города; определение в соответствии с действующим законодательством порядка предоставления, изъятия, использования земельных участков и распоряжения земельными участками; принятие концепции развития, утверждение плана города, правил застройки на территории города и т. д. [2.1 с. 105]

Структура представительного  органа местного самоуправления –  внутреннее строение органа, которое по законодательству определяется населением муниципального образования самостоятельно. К структурным элементам представительного органа местного самоуправления, как правило, относятся: руководящее звено (председатель); функционально-отраслевые подразделения (комиссии); территориальные структуры или политические фракции; рабочий аппарат [1.4 с. 71].

Председатель организует работу представительного органа: созывает и ведет заседания; контролирует и обеспечивает выполнение регламента; подписывает решения, протоколы заседаний; организует выполнение решений представительного органа; координирует деятельность постоянных и иных комиссий; решает иные вопросы, которые ему могут быть поручены представительным органом или возложены действующим законодательством.

Постоянные комиссии как  функционально-отраслевое структурное  подразделение представительного органа местного самоуправления занимают особое место в структуре органа. К задачам постоянных комиссий представительного органа местного самоуправления относятся следующие вопросы: разработка предложений для рассмотрения на заседаниях представительного органа; подготовка заключений и проектов решений по вопросам ведения представительного органа; содействие органам местного самоуправления и депутатам в их работе по осуществлению решений представительного органа; контроль в пределах полномочий представительного органа за деятельностью городской администрации, ее структурных территориальных подразделений, а также за работой предприятий, учреждений и организаций по выполнению решений представительного органа.

Рабочий аппарат состоит  из отделов и лиц, оказывающих  содействие работе представительного органа. Как правило, в него входят общий отдел, организационный отдел, юридическая служба, аналитическая служба, отдел по работе с избирателями и т. п.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. №131 определены вопросы исключительного ведения представительных органов местного самоуправления. Это гарантирует ведущую роль представительных органов во всей системе органов местного самоуправления.

В исключительной компетенции  представительного органа муниципального образования находятся:

  1. принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
  2. утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  3. установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
  4. принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  5. определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
  6. определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
  7. определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
  8. определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
  9. контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения[2.44 с. 172].

Информация о работе Система органов местного самоуправления