Система органов местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:32, реферат

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование системы органов местного самоуправления.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи дипломной работы:
- раскрыть понятие и сущность органов местного самоуправления;
- исследовать функции органов местного самоуправления;
- рассмотреть компетенцию органов местного самоуправления;
- изучить ответственность органов местного самоуправления;

Содержание

Введение
1 Общая характеристика органов местного самоуправления
1.1 Понятие и сущность органов местного самоуправления
1.2 Компетенция органов местного самоуправления
1.3 Ответственность органов местного самоуправления
2 Структура системы органов местного самоуправления
2.1 Представительный орган местного самоуправления
2.2 Глава муниципального образования
2.3 Местная администрация
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Диплом19.02.2012.docx

— 74.18 Кб (Скачать)

Территориальные органы местной  администрации создаются, как правило, в крупных муниципальных образованиях, имеющих внутреннее административно-территориальное устройство, районы или округа. Например в городах, имеющих районное деление, в структуре администрации города создаются администрации районов в городе. Поскольку районные администрации являются подразделениями городской администрации, их компетенция производна от общей компетенции администрации города. Как правило, в администрациях районов представлены территориальные подразделения отраслевых или функциональных органов городской администрации, которые действуют в системе двойного подчинения, подчиняясь по вертикали вышестоящему органу городской администрации, и по горизонтали главе районной (окружной) администрации.

Правовой статус органов  местной администрации характеризуется  следующими признаками.

Они являются органами специальной  компетенции, выполняющими функции  по управлению отдельной отраслью или  сферой муниципального хозяйства. Их компетенция  определяется в специальном положении, утверждаемым представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

Органы местной администрации  могут наделяться правом юридического лица по решению представительного  органа муниципального образования (ст.41)

Органы местной администрации  могут руководить деятельностью  подчиненных им муниципальных учреждений или муниципальных предприятий в соответствии с положением о них. Например, департамент здравоохранения администрации города может быть наделен полномочиями заключить и расторгнуть контракты с руководителями муниципальных лечебных учреждений.

Структурные подразделения  местной администрации по всем вопросам своей деятельности подчиняются  главе местной администрации.

Органы местной администрации  формируются на основе принципа единоначалия, они возглавляются единоличным руководителем.

В качестве совещательных  органов при них могут создаваться  коллегии или другие консультативные  органы, которые не обладают собственной  компетенцией, а принятые ими решения оформляются приказом или распоряжением руководителя органа местной администрации.

Порядок назначения и освобождения от должности руководителей органов местной администрации определяется представительным органом муниципальном образовании. Они могут назначаться и освобождаться главой местной администрации самостоятельно, как это принято в большинстве муниципальных образований, или представительным органом по представлению главы муниципального образования.

Руководители органов  местной администрации издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям. Глава местной  администрации вправе отменять приказы и распоряжения руководителей органов местной администрации.

Органы местной администрации  финансируются из местного бюджета  в пределах сметы. В отличие от других муниципальных учреждений и  муниципальных предприятий они не могут использовать другие источники финансирования, поскольку запрещено совмещение функций органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов.

Местной администрацией руководит  глава местной администрации  на принципах единоначалия. Принцип  единоначалия в деятельности главы  местной администрации означает, что он самостоятельно решает следующие  вопросы:

- непосредственно руководит  органами и структурными подразделениями  местной администрации либо назначает  руководителей данных подразделений;

-  издает распоряжения  по вопросам организации работы  местной администрации;

- определяет структуру  местной администрации, которая  затем утверждается представительным органом муниципального образования;

- определяет штаты и  численность местной администрации;

- несет персональную  ответственность за деятельность  местной администрации.

Федеральным законом «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. №131 предусматриваются два альтернативных способа занятия должности главы местной администрации. Оба зависят от правового положения главы муниципального образования, закрепленного в уставе муниципального образования.

При первом способе глава  муниципального образования занимает должность вследствие избрания на муниципальных выборах, если такой вариант предусмотрен в уставе муниципального образования. Тогда он совмещает свою должность с должностью главы местной администрации.

При втором способе глава  муниципального образования возглавляет представительный орган муниципального образования и в силу этого не может совмещать свою должность с должностью главы местной администрации. В этом случае в структуре органов местного самоуправления появляется самостоятельное должностное лицо – глава местной администрации, назначаемый на эту должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности.

Претендент на должность  главы местной администрации  должен обладать необходимыми профессиональными качествами, знаниями и опытом в области управления муниципальным хозяйством и муниципальной службой. В этом случае глава местной администрации в меньшей мере выступает муниципальным политиком, а является профессиональным управляющим или администратором.

Федеральным законом «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. №131 подробно регламентируются все  действия, связанные с назначением главы местной администрации по конкурсу и определяет условия, которые должны быть разработаны и утверждены представительным органом муниципального образования для заключения контракта.

Контракт для главы  местной администрации представляет собой срочный трудовой договор, который должен соответствовать  требованиям законодательства о муниципальной службе и трудового законодательства. Должность главы местной администрации, если она не замещается главой муниципального образования, является муниципальной должностью муниципальной службы, замещаемой путем заключения трудового договора. На муниципальных служащих распространяется действие российского законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом « О муниципальной службе Российской Федерации» от 2 марта 2007г. № 25.

В контракте должны быть отражены все условия в рамках правового статуса муниципального служащего и правового статуса главы местной администрации, предусмотренные в законодательстве о муниципальной службе и уставе муниципального образования:

- права т обязанности  главы местной администрации;

- ограничения, связанные  с муниципальной службой;

- гарантии, предусматривающие  условия работы и обеспечивающие  исполнение должностных обязанностей;

- соответствующее денежное  содержание и иные выплаты;

- порядок предоставления  отпуска;

- обязательное государственное  страхование на случай причинения  вреда здоровью и имуществу  в связи с исполнением им  должностных обязанностей, обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей;

- основания для расторжения  контракта.

Условия контракта для  главы местной администрации должны быть разработаны и утверждены до проведения соответствующего конкурса, поскольку проект контракта должен быть публикован не позднее, чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Условия контракта для  главы местной администрации  состоят из двух обязательных частей. В части, касающейся осуществления  полномочий по решению вопросов местного значения, условия контракта утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования (поселения, муниципального района, городского округа). В части, касающейся осуществления главой местной администрации отдельных государственных полномочий, переданных местной администрации федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, условия контракта устанавливаются законом субъекта РФ.

Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. №131 определяет общие условия проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации.

Представительный орган  муниципального образования наделяется правом самостоятельно решать все основные вопросы, связанные с проведением конкурса. Для этого представительному органу необходимо разработать и принять положение о порядке проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации. За основу может быть взята процедура проведения конкурсов на замещение государственных должностей, предусмотренная Положением о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы, утвержденным Указом Президента от 29 апреля 1996г. №604.

Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.

Сторонами контракта с  главой местной администрации выступают  лица подписавшие этот контракт: с одной стороны – лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по результатам проведенного конкурса, с другой – глава муниципального образования. Таким образом, прийти к решению о расторжении контракта с главой местной администрации по соглашению сторон могут только сам глава местной администрации и глава муниципального образования.

Определенные сложности  могут возникнуть с определением в качестве одной из сторон контракта  других субъектов, а именно представительного  органа муниципального образования  и высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ, которые не могут признаваться надлежащими сторонами контракта (трудового договора), поскольку не предусматривается отдельное подписание контракта с их стороны или со стороны их представителей. Однако по их заявлению контракт с главой местной администрации может быть расторгнут в судебном порядке.

Представительный орган  может обратиться с заявлением в  суд, для расторжения контракта с главой местной администрации в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения.

Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного  органа государственной власти) субъекта РФ может обратиться в суд с заявлением о расторжении контракта с главой местной администрации в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Срок полномочий главы  местной администрации, назначаемого по контракту, определяется уставом муниципального образования и, как правило, не должен превышать срок полномочий представительного органа муниципального образования. Контракт с главой местной администрации может заключаться на срок от одного года до пяти лет.

Полномочия главы местной  администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в  случае:

- смерти;

- отставки по собственному  желанию;

- расторжения контракта  по соглашению сторон или в  судебном порядке;

-  отрешение от должности  ( ст 74 2003г.)

- признание судом недееспособным  или ограниченно дееспособным;

- признание судом безвестно  отсутствующим или объявления  умершим;

- вступления в отношении  его в законную силу обвинительного  приговора суда;

- выезда за пределы  Российской Федерации на постоянное  место жительства;

- прекращение гражданства Российской Федерации, прекращение гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

- призыва на военную  службу или направления на  заменяющую ее альтернативную гражданскую службу.

Федеральным законом «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. №131 предусматриваются ограничения для главы местной администрации, связанные с пребыванием в этой должности. Глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности. Кроме этого на главу местной администрации распространяются все другие ограничения, связанные с муниципальной службой. Глава местной администрации, как и любой другой муниципальный служащий, не вправе:

- заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

- быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Федерации, депутатом представительного органа местного самоуправления, членом иных выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления;

- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

Информация о работе Система органов местного самоуправления