Субъекты процесса банкротства, их права и обязанности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 13:20, дипломная работа

Описание работы

В итоге, весь процесс банкротства имеет несколько процедур, которые можно, в свою очередь, разделить на стадии. Также, в нем участвуют большое количество субъектов банкротства, правоспособность которых, в принципе, мы и рассмотрим в данной работе. К сожалению, рамки данной работы не позволяют рассмотреть всех субъектов банкротства, по этому внимание будет уделено лишь наиболее интересным. Интерес к этому вызван неоднозначной лояльностью законодателя на протяжении становления и всего развития процедуры банкротства. В ходе работы мы увидим, что принципиально нового появилось в Законе о банкротстве 2002 года, а также, попытаемся обнаружить его недостатки и слабые стороны.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие субъектов банкротства
Глава 2. Кредитор как субъект банкротства
§ 2.1 Понятие кредитора
§ 2.2 Права и обязанности кредитора
Глава 3. Должник как субъект банкротства
§ 3.1 Понятие должника
§ 3.2 Права и обязанности должника
Глава 4. Отдельные категории должников – юридических лиц
§ 4.1 Положение законодательства об отдельных субъектах процедуры банкротства
§ 4.2 Градообразующие организации
§ 4.3 Кредитные организации
Глава 5. Физическое лицо как субъект банкротства
§ 5.1 Гражданин как субъект банкротства
§ 5.2 Индивидуальный предприниматель как субъект банкротства
Глава 6. Отсутствующий должник как субъект банкротства
Глава 7. Арбитражный управляющий как субъект банкротства
§ 7.1 Понятие арбитражного управляющего
§ 7.2 Саморегулируемые организации арбитражных управляющих
§ 7.3 Права и обязанности арбитражного управляющего
Глава 8. Роль арбитражного суда в делах о банкротстве
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

РПП.docx

— 101.49 Кб (Скачать)

Пункт 1 статьи 47 Закона о  банкротстве постанавливает, что  в случае, когда заявление о  признании должника банкротом подает кредитор, суд, прежде всего, информирует  должника, у которого возникает право  направить отзыв на это заявление. Отзыв должен быть направлен в  течение 10 дней со дня получения  определения о принятии заявления  о банкротстве должника. Вместе с  тем отсутствие отзыва должника не препятствует рассмотрению дела о банкротстве, это видно из п. 3 той же статьи. Отзыв должен быть направлен заявителю, иным лицам, участвующим в деле о  банкротстве, а также в арбитражный  суд. В отзыве должны быть отражены сведения, содержащиеся в статье 131 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации принятого  Государственной Думой 14 июня 2002 года, а также в статье 47 Закона о  банкротстве. К числу последних  относятся:

· возражения по требованиям  заявителя, имеющиеся у должника;

· сведения об общей сумме  задолженности должника по обязательствам перед кредиторами, оплате труда  работников должника, обязательным платежам;

· сведения об имеющемся у  должника имуществе, в том числе  о денежных средствах, находящихся  на счетах в банках и иных кредитных  организациях;

· доказательства удовлетворения требований заявителя в случае их признания должником;

· иные сведения.

Однако по общему правилу  не допускается подача в арбитражный  суд заявления должником, если он не располагает имуществом, достаточным  хотя бы для покрытия судебных расходов. Хотя Закон о банкротстве знает  несколько исключений из общего правила: во-первых, когда руководитель должника - юридического лица либо должник - индивидуальный предприниматель обязаны обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника; во-вторых, заявление о признании должника банкротом подается в связи с  тем, что стоимость имущества  юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, оказывается недостаточной для  удовлетворения требований всех его  кредиторов.

В чем же состоит отличие  права на подачу заявления должника от обязанности совершения этого? Статья 9 Закона о банкротстве четко определяет перечень ситуаций, когда руководитель должника - юридического лица или должник - индивидуальный предприниматель обязаны  подать заявление должника в арбитражный  суд, а именно:

·  когда удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств в полном объеме перед другими кредиторами;

·  когда органом должника, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника (такое решение может быть принято только при наличии признаков неплатежеспособности или в предвидении банкротства. В противном случае оно может быть оспорено участниками (учредителями) юридического лица, возражавшими против принятия такого решения);

·  когда органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника. Такое решение вправе принять Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в лице уполномоченных им органов (ст. 295 ГК РФ);

·  в иных случаях.

К примеру, если стоимость  имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то юридическое лицо может быть ликвидировано  только в порядке банкротства (статья 65 ГК РФ). В данной ситуации обязанность  обратиться в арбитражный суд  с заявлением о банкротстве должника возлагается на ликвидационную комиссию (ликвидатора). Содержание и обязательные реквизиты такого заявления указаны  выше. Во всех указанных случаях  заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд не позднее  одного месяца с момента возникновения  соответствующих обстоятельств. Пункт 1 статьи 10 Закона о банкротстве говорит об обязанности руководителя должника - юридического лица либо ликвидационной комиссии (ликвидатора) по обращению в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника, и обеспечивается привлечением указанных лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам должника перед его кредиторами, возникшим по истечении месячного срока со дня появления обстоятельств, которые признаются основаниями для обязательного обращения в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника. Таким образом, законодатель пресекает дальнейшее влияние несостоятельного субъекта на рыночные отношения и возможность навредить им.

 

Глава 4. Отдельные категории  должников – юридических лиц

4.1 Положения законодательства  об отдельных субъектах процедуры  банкротства

Закон о банкротстве 1992 года не делал практически никаких  различий между юридическим лицом  и индивидуальным предпринимателем; между крупным предприятием и, к  примеру, посреднической организацией, не обладавшей собственным имуществом; между промышленным предприятием и  кредитной организацией и так  далее.

Закон о банкротстве 2002 года учитывает особенности правового  статуса отдельных субъектов  предпринимательской деятельности и вытекающие из этого особенности  применения к ним процедур банкротства. Действующее законодательство содержит нормы, которые регулируют отношения  с участием отдельных категорий  должников, учитывает специфику, связанную  со сферой их деятельности, с характером принадлежащего им имущества и так  далее. Речь идет о таких категориях должников, как градообразующие, сельскохозяйственные, финансовые, стратегические и субъекты естественных монополий. Порядок процедуры банкротства таких субъектов регулируется главой 9 Закона о банкротстве, в которой указываются особенности как самих должников, так и процесса банкротства. По причине ограниченности рамок данной работы, рассмотрим лишь некоторые из перечисленных должников как наиболее интересных с точки зрения права.

4.2 Градообразующие организации

Необходимость введения понятия  градообразующей организации и  установление для нее особенностей применения процедур банкротства стала  очевидна сразу же, как начал применяться  Закон о банкротстве 1992 года. Первое определение данного понятия  было дано в Законе о банкротстве 1998 года. Практика его применения позволила  скорректировать формулировку следующим  образом: к градообразующим относятся  организации, численность работников которых составляет не менее 25% численности  работающего населения соответствующего населенного пункта. При этом под  населенным пунктом, в котором расположена  градообразующая организация, понимается населенный пункт, обладающий правами  отдельной административной единицы. Если должник имеет филиалы, представительства, расположенные вне места его  нахождения, учету подлежат все работники  данной организации, постоянно проживающие  в городе, поселке, а также все  работающие в этой организации независимо от места их проживания[3]. Указанные нормы применяются и к юридическим лицам, численность работников которых превышает 5 000 человек. При таком количестве работников даже если организация и не является градообразующей, необходимо особо учитывать возможные последствия в случае, например, проведения массового увольнения с целью минимизации негативных социальных явлений. Следует заметить, что доказательства, подтверждающие статус градообразующей организации или наличие у организации соответствующей численности работников, представляются арбитражному суду самим должником.

Как отмечалось выше, несостоятельность (банкротство) градообразующей организации  может повлечь серьезные социальные последствия. Этим, в частности, продиктовано включение в число лиц, участвующих  в деле о банкротстве, соответствующего органа местного самоуправления. Кроме  этого, арбитражным судом к процессу о несостоятельности могут быть привлечены федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъекта РФ. При условии  представления поручительства указанных  органов по обязательствам должника арбитражный суд может ввести внешнее управление в отношении  градообразующей организации даже в том случае, если собранием кредиторов не принято решение о его введении. Помимо этого, как говорит статья 172 Закона о банкротстве, по ходатайству  названных органов финансовое оздоровление и внешнее управление могут быть продлены арбитражным судом на срок не более одного года. Законом о  банкротстве 1998 года предусматривалось  продление срока внешнего управления до 10 лет, но это не оправдало себя. Стоит сказать, что процедура  финансового оздоровления является новой для российского права. Она была введена Федеральным  законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", вступившим в силу 3 декабря 2002 года. Финансовое оздоровление вводится при  наличии у должника возможности  без постороннего вмешательства (либо при минимальном вмешательстве) в течение довольно – таки длительного  времени восстановить свое финансовое состояние и расплатиться с кредиторами. К сожалению, Закон о банкротстве  не предусматривает существенных особенностей проведения финансового оздоровления в отношении градообразующих  должников, что является одним из недостатков названного акта. Не установлены  и льготные основания введения финансового  оздоровления. Таким образом, и при  решении первым собранием кредиторов вопроса о дальнейшей судьбе должника, и при принятии соответствующего решения арбитражным судом, и  при осуществлении мероприятий  финансового оздоровления применяются  общие правила.

Пункт 1 статьи 176 Закона о  банкротстве говорит о приоритете при реализации имущества градообразующей  организации, отдаваемый продаже предприятия  как единого имущественного комплекса, прослеживается и в том случае, если градообразующая организация  признана банкротом: на первых торгах конкурсный управляющий должен предложить к продаже предприятие как  единый имущественный комплекс. И  только в том случае, если имущество  не будет продано, оно подлежит продаже  на открытых торгах.

Следует заметить, что законодатель в отношении градообразующей  организации до окончания внешнего управления предусматривает и иные способы (помимо денежных средств, вырученных от продажи предприятия) удовлетворения требований кредиторов. В частности, речь идет о заключении соглашения об отступном, о новации обязательства  и так далее (статьи 409, 414 ГК РФ).

В случае удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам производство по делу о несостоятельности (банкротстве) должника - градообразующей организации  подлежит прекращению.

4.3 Кредитные организации

Нет необходимости доказывать, что устойчивая банковская система  любого государства имеет стратегическое значение, поскольку является составной  и неотъемлемой частью всей его национальной безопасности. Необходимость особого  правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, продиктована тем, что в отличие  от большинства других коммерческих организаций кредитные организации  обладают специальной (целевой) правоспособностью, в рамках которой они могут  выполнять банковские операции и  совершать определенные сделки. Итак, что же понимается под кредитной  организацией? Кредитная организация - это юридическое лицо, которое  для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании  специальной лицензии Центрального Банка имеет право осуществлять банковские операции в соответствии с Федеральным законом от 2 ноября 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности". Кредитная организация  образуется на основе любой формы  собственности (в том числе с  привлечением иностранного капитала), предусмотренной гражданским правом как хозяйственное общество. Кредитные  организации подразделяются на банки, имеющие исключительное право на осуществление всего спектра  банковских операций (привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных  средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических  лиц), и небанковские кредитные организации, имеющие право осуществлять отдельные  операции. Закон о банкротстве  относит кредитные организации  наряду со страховыми организациями, а  также с профессиональными участниками  рынка ценных бумаг к числу  финансовых организаций. Поэтому в  случае банкротства кредитной организации, возникающие в связи с этим отношения, регулируются Федеральным  законом от 25 февраля 1999 года N 40-ФЗ "О  несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и лишь в части, им не урегулированной, подлежит применению Закон о банкротстве. Этот Закон устанавливает порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) особых субъектов хозяйственного оборота - кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами). Необходимо отметить, что на основании статьи 2 Закона о банкротстве кредитных организаций под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Важной новеллой Закона о банкротстве кредитных организаций является расширение понятия обязательных платежей. Под обязанностью кредитной организации по уплате обязательных платежей понимается обязанность кредитной организации как самостоятельного налогоплательщика по уплате обязательных платежей в соответствующие бюджеты, а также обязанность кредитной организации по исполнению поручений (распоряжений) о перечислении со счетов своих клиентов обязательных платежей в соответствующие бюджеты.

Кредитная организация считается  неспособной удовлетворить требования кредиторов, если соответствующие обязанности  не исполнены ею в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения или если после отзыва у кредитной  организации лицензии на осуществление  банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации  перед ее кредиторами или обязанности  по уплате обязательных платежей.

Особенностью возбуждения  арбитражным судом дела о несостоятельности  кредитной организации является тот факт, что заявление о признании  кредитной организации банкротом  может быть принято, как говорит  нам п. 2 статьи 181 Закона о банкротстве, лишь после отзыва Банком России лицензии на осуществление банковских операций.

Отзыв лицензии производится Банком России либо по своей инициативе, либо по заявлению должника, кредиторов (в том числе граждан, имеющих  право требования к кредитной  организации по договору банковского  вклада или договору банковского  счета) и уполномоченных органов. Основаниями  для отзыва лицензии у кредитной  организации могут служить, в  частности, установление недостоверности  сведений, на основании которых выдана лицензия, задержка начала банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи, установление фактов недостоверности  отчетных данных, осуществление, в том  числе однократное, банковских операций, не предусмотренных лицензией, и  так далее. Перечень оснований, закрепляемых в статье 20 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и  банковской деятельности", является закрытым. Соответствующие лица вправе направить в Банк России заявление  об отзыве у кредитной организации  лицензии на осуществление банковских операций при наступлении признаков  ее банкротства, приложив к заявлению  документы, доказывающие наличие неисполненных  денежных обязательств у кредитной  организации и обязанностей по уплате обязательных платежей. В случае непоступления  в течение двух месяцев ответа от Банка России указанные лица могут  обратиться в арбитражный суд  с заявлением о признании кредитной  организации банкротом.

Однако даже при наличии  надлежаще оформленного заявления  судья до отзыва лицензии не вправе возбуждать дело о банкротстве. На основании  поступившего заявления он сообщает об этом Банку России и предлагает представить заключение о целесообразности отзыва лицензии.

При наличии определенных обстоятельств Банк России обязан отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций.

Информация о работе Субъекты процесса банкротства, их права и обязанности