Субъекты процесса банкротства, их права и обязанности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 13:20, дипломная работа

Описание работы

В итоге, весь процесс банкротства имеет несколько процедур, которые можно, в свою очередь, разделить на стадии. Также, в нем участвуют большое количество субъектов банкротства, правоспособность которых, в принципе, мы и рассмотрим в данной работе. К сожалению, рамки данной работы не позволяют рассмотреть всех субъектов банкротства, по этому внимание будет уделено лишь наиболее интересным. Интерес к этому вызван неоднозначной лояльностью законодателя на протяжении становления и всего развития процедуры банкротства. В ходе работы мы увидим, что принципиально нового появилось в Законе о банкротстве 2002 года, а также, попытаемся обнаружить его недостатки и слабые стороны.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие субъектов банкротства
Глава 2. Кредитор как субъект банкротства
§ 2.1 Понятие кредитора
§ 2.2 Права и обязанности кредитора
Глава 3. Должник как субъект банкротства
§ 3.1 Понятие должника
§ 3.2 Права и обязанности должника
Глава 4. Отдельные категории должников – юридических лиц
§ 4.1 Положение законодательства об отдельных субъектах процедуры банкротства
§ 4.2 Градообразующие организации
§ 4.3 Кредитные организации
Глава 5. Физическое лицо как субъект банкротства
§ 5.1 Гражданин как субъект банкротства
§ 5.2 Индивидуальный предприниматель как субъект банкротства
Глава 6. Отсутствующий должник как субъект банкротства
Глава 7. Арбитражный управляющий как субъект банкротства
§ 7.1 Понятие арбитражного управляющего
§ 7.2 Саморегулируемые организации арбитражных управляющих
§ 7.3 Права и обязанности арбитражного управляющего
Глава 8. Роль арбитражного суда в делах о банкротстве
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

РПП.docx

— 101.49 Кб (Скачать)

Следует заметить, что законодатель устанавливает особенности применения мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций. Так, кредитная организация, ее учредители (участники) обязаны принять необходимые  и своевременные меры по финансовому  оздоровлению или реорганизации  кредитной организации при возникновении  оснований для осуществления  мер по предупреждению ее банкротства[4].

Согласно действующему российскому  законодательству до дня отзыва лицензии могут быть реализованы следующие  меры по предупреждению банкротства  кредитных организаций:

1    финансовое оздоровление;

2    назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;

3    реорганизация кредитной организации.

При определении основных целей мероприятий по финансовому  оздоровлению законодательство исходит, во-первых, из необходимости восстановления собственного капитала кредитной организации  до величины, при которой будут  выполняться обязательные экономические  нормативы, во-вторых, из установления факта возврата кредитной организации  к нормальной и устойчивой работе[5].

В определенных случаях Банк России вправе назначить специальный  орган управления кредитной организацией - временную администрацию, которая  полностью либо частично будет осуществлять полномочия исполнительных органов  банка. В период деятельности временной  администрации полномочия исполнительных органов кредитной организации  могут быть либо ограничены, либо приостановлены. Временная администрация вправе выполнять различные функции: обследование кредитной организации, установление наличия оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, участие в разработке мероприятий  по финансовому оздоровлению кредитной  организации и контроль за их реализацией, контроль за распоряжением имуществом и принятием мер по его сохранению.

Временная администрация  назначается на срок не более шести  месяцев. Если к моменту окончания  срока действия временной администрации  по-прежнему имеются основания для  ее назначения, то временная администрация  направляет в Банк России ходатайство  об отзыве у кредитной организации  лицензии на осуществление ею банковских операций.

Еще одной мерой по предупреждению банкротства, осуществления которой  Банк России вправе требовать от кредитной  организации, является реорганизация. Данная мера может вводиться:

1    если кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% при одновременном нарушении одного из нормативов, установленных Банком России;

2    если кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20% и так далее.

Реорганизация кредитной  организации осуществляется в форме  слияния или присоединения на основании соответствующих договоров, в которых и устанавливаются  условия и сроки реорганизации[6].

Определенную специфику  имеют и процедуры банкротства, применяемые к кредитной организации-должнику. Действующее законодательство не предусматривает  возможности применения к кредитным  организациям процедур наблюдения, финансового  оздоровления, внешнего управления и  мирового соглашения, а реабилитационные мероприятия осуществляются в рамках мер по предупреждению несостоятельности (банкротства). Наличие признаков  несостоятельности кредитной организации  является основанием для признания  ее банкротом и открытия конкурсного  производства.

 

Глава 5. Физическое лицо как субъект банкротства

5.1 Гражданин как субъект  банкротства

В связи с тем, что уровень  потребления возрос, граждане-потребители  нередко имеют значительный объем  обязательств и, соответственно, многочисленных кредиторов, поэтому в настоящее  время для урегулирования таких  долгов законодательство предусматривает  применение по отношению к потребителям процедур несостоятельности. Использование  таких процедур необходимо для экономического развития общественных отношений. А  для поддержания высокого уровня потребления необходимо, во-первых, обеспечить поддержку потребительскому кредитору, в том числе, включением в круг субъектов процедур несостоятельности  граждан-потребителей, во-вторых, предусмотреть  вариант возвращения потребителя  к активной экономике жизни, например, используя механизм освобождения несостоятельного должника от ранее приобретенных  обязательств. Большая практическая значимость создания эффективно функционирующего института банкротства гражданина в Российской Федерации, неразработанность  научной теории и ряда практических рекомендаций, а также потребности  рыночной экономики определили необходимость  рассмотрения данного вопроса.

Следует отметить, что в  российском дореволюционном конкурсном праве основными субъектами несостоятельности  первоначально являлись именно физические лица, занимавшиеся торговлей, и лишь впоследствии законодательство распространило свое действие и на юридические лица. Положения о несостоятельности (банкротстве) гражданина в современной российской правовой системе известны с момента  появления Закона РФ от 19 ноября 1992 года "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", вступившего в силу с 1 марта 1993 года Закон РФ "О несостоятельности (банкротстве)" от 1 марта 1998 года, предусматривал уже как возможность банкротства  гражданина, так и механизм ее реализации. Глава 9 вышеуказанного Закона допускала  как предпринимательское, так и  непредпринимательское (потребительское) банкротство, что, несомненно, следует  расценивать как одно из достижений Закона. Одной из причин, обусловивших необходимость введения института  банкротства граждан, было отсутствие значительных различий, связанных с  субъектом, которому принадлежит имущество.

На сегодняшний день в  России существует Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" 2002 года, предусматривающий банкротство  граждан-непредпринимателей (§ 1 главы X Закона регулирует банкротство гражданина; статья 25 ГК РФ, § 2 главы X Закона - банкротство  индивидуального предпринимателя; § 3 главы X Закона - банкротство индивидуального  предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства), однако каких-либо судебных прецедентов в этой области  на протяжении всего действия закона не наблюдалось; на основании п. 2 статьи 231 Закона о банкротстве § 1 вступит  в силу только с внесением поправок в ГК РФ и в настоящее время  лишь формируется служба судебных приставов-исполнителей, на плечи которых ляжет ответственность  за исполнение решений Арбитражного суда о банкротстве граждан.

Правовое регулирование  банкротства граждан имеет свои особенности, что обусловлено, прежде всего, положением указанной категории  лиц в гражданском обороте (как  правило, должник рассматривается  как слабая сторона в правоотношении). Поэтому при банкротстве граждан  используются иные критерии для установления признаков банкротства, определен  особый порядок предъявления, рассмотрения и удовлетворения требований кредиторов, предусмотрены иные условия по выбору и проведению процедур банкротства. Для возбуждения дела о банкротстве  требуются следующие признаки:

а) должник не исполняет  гражданско-правовые обязательства  и не уплачивает обязательные платежи; б) срок неисполнения составляет более  трех месяцев; в) сумма задолженности  превышает десять тысяч рублей; г) имеются доказательства того, что  сумма обязательств превышает стоимость  имущества должника.

Чтобы должник был признан  банкротом, требуются следующие  признаки:

а) неисполнение должником  требований; б) срок неисполнения - более  трех месяцев; в) сумма обязательств превышает стоимость имущества  должника.

Обращает на себя внимание тот факт, что сумма задолженности  имеет значение только при подаче заявления. Если же в течение конкурсного  процесса сумма требований уменьшилась (например, в результате частичного удовлетворения их должником), суд не должен прекращать дело, поскольку  имеет все основания вынести  решение о признании должника банкротом.

Заявление о признании  гражданина банкротом, как указывает  статья 203 Закона о банкротстве, может  подаваться в арбитражный суд  самим должником, любым кредитором либо кредиторами (за исключением кредиторов с личными требованиями, в том  числе о возмещении вреда жизни  и здоровью, о взыскании алиментов  и тому подобное), иными уполномоченными  органами. Арбитражный суд, приняв заявление  о банкротстве должника и рассмотрев дело, может либо прекратить производство (если выяснится отсутствие признаков), либо признать должника банкротом и  открыть конкурсное производство, либо утвердить мировое соглашение.

С момента принятия арбитражным  судом решение о признании  гражданина банкротом и об открытии конкурсного производства наступают  следующие последствия:

·  сроки исполнения обязательств гражданина считаются наступившими;

·  прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем обязательствам гражданина;

·  прекращается взыскание с гражданина по всем исполнительным документам, за исключением исполнительных документов по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также по требованиям о взыскании алиментов[7].

В течение пяти лет после  признания гражданина банкротом  по его заявлению повторно не может  быть возбуждено дело о банкротстве. В случае повторного признания гражданина банкротом по заявлению кредитора, заявлению уполномоченного органа по требованиям об уплате обязательных платежей в течении пяти лет после  завершения расчетов с кредиторами  такой гражданин не освобождается  от дальнейшего исполнения требований кредиторов. Неудовлетворенные требования кредиторов могут быть предъявлены  в порядке, установленном гражданским  законодательством[8].

5.2 Индивидуальный предприниматель  как субъект банкротства

Гражданское законодательство в статье 25 устанавливает возможность  банкротства индивидуальных предпринимателей. Основные особенности их банкротства  следуют из специального статуса  индивидуального предпринимателя, приобретаемого в результате государственной  регистрации. Такое лицо вправе совершать  сделки, как для удовлетворения личных нужд, так и при осуществлении  предпринимательской деятельности. Соответственно Закон о банкротстве  разделяет и кредиторов. Правом обратиться с заявлением о признании такого должника банкротом наделены лишь кредиторы  по обязательствам, возникшим во втором случае. Право требования, возникшее  не в связи с осуществлением предпринимательской  деятельности, может быть предъявлено  лишь в рамках уже возбужденного  производства по делу о банкротстве.

Основания для признания  индивидуального предпринимателя  банкротом, как видно из 214 статьи Закона о банкротстве, является его  неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Следует обратить внимание, что с момента признания индивидуального  предпринимателя банкротом и  открытия конкурсного производства утрачивает силу государственная регистрация  гражданина в указанном качестве и выданные ему лицензии на осуществление  определенных видов деятельности. Таким  образом, с этого момента такое  лицо лишается права совершение сделок для целей осуществления предпринимательской  деятельности, а договоры, заключенные  с нарушением данного правила, являются ничтожными, а вновь приобретение утраченного статуса возможно только спустя год.

Остальные правила банкротства  индивидуального предпринимателя  совпадают с нормами о банкротстве  юридических лиц с учетом общих  положений о банкротстве граждан.

 

Глава 6. Отсутствующий должник  как субъект банкротства

Одним из значительных достижений законодательства о банкротстве  можно считать формирование «механизма»  очищение рынка от организаций, которые  реально не работают. В настоящее  время с ними пытаются бороться налоговые  органы с использованием процедур принудительной ликвидации. Какие же признаки свидетельствуют  о том, что должник является отсутствующим? Как видно из статьи 227 Закона о  банкротстве, достаточно двух признаков, чтобы считать должника таковым:

·  организация фактически прекратила свою деятельность;

·  руководитель должника отсутствует, и его местонахождение установить не возможно.   

 Нормы, касающиеся отсутствующего  должника, применяются также в  следующих случаях:

·  когда имущество должника не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве;

·  когда в течение последних двенадцати месяцев не проводились операции по счетам должника, а также при наличии других признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской деятельности должника.

В указанных случаях заявление  о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано, не зависимо от размера кредитной задолженности, или, иначе говоря, дело о банкротстве  отсутствующего должника открывается  арбитражным судом при наличии  признаков банкротства и условий, квалифицирующих данного должника как отсутствующего.

При этом кредитору для  подтверждения его статуса кредитора  необходимо подтвердить наличие  прав требования к должнику в любом  размере. Для налоговых органов  такое подтверждение не требуется  и они вправе обращаться с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника даже при отсутствии задолженности  в бюджет вообще[9].

В течение двух недель с  момента принятия заявления кредитора  или иного уполномоченного лица и возбуждения производства по делу о банкротстве, арбитражный суд  выносит определение о принятии дела к судопроизводству или отклонении. В случае принятия дела к судопроизводству, арбитражный суд назначает время  и место судебного заседания  о признании отсутствующего должника банкротом. По итогам судебного заседания  суд выносит решение о признании  отсутствующего должника банкротом, открытие в отношении его конкурсного  производства и назначении конкурсного  управляющего.

Информация о работе Субъекты процесса банкротства, их права и обязанности