Субъекты процесса банкротства, их права и обязанности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 13:20, дипломная работа

Описание работы

В итоге, весь процесс банкротства имеет несколько процедур, которые можно, в свою очередь, разделить на стадии. Также, в нем участвуют большое количество субъектов банкротства, правоспособность которых, в принципе, мы и рассмотрим в данной работе. К сожалению, рамки данной работы не позволяют рассмотреть всех субъектов банкротства, по этому внимание будет уделено лишь наиболее интересным. Интерес к этому вызван неоднозначной лояльностью законодателя на протяжении становления и всего развития процедуры банкротства. В ходе работы мы увидим, что принципиально нового появилось в Законе о банкротстве 2002 года, а также, попытаемся обнаружить его недостатки и слабые стороны.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие субъектов банкротства
Глава 2. Кредитор как субъект банкротства
§ 2.1 Понятие кредитора
§ 2.2 Права и обязанности кредитора
Глава 3. Должник как субъект банкротства
§ 3.1 Понятие должника
§ 3.2 Права и обязанности должника
Глава 4. Отдельные категории должников – юридических лиц
§ 4.1 Положение законодательства об отдельных субъектах процедуры банкротства
§ 4.2 Градообразующие организации
§ 4.3 Кредитные организации
Глава 5. Физическое лицо как субъект банкротства
§ 5.1 Гражданин как субъект банкротства
§ 5.2 Индивидуальный предприниматель как субъект банкротства
Глава 6. Отсутствующий должник как субъект банкротства
Глава 7. Арбитражный управляющий как субъект банкротства
§ 7.1 Понятие арбитражного управляющего
§ 7.2 Саморегулируемые организации арбитражных управляющих
§ 7.3 Права и обязанности арбитражного управляющего
Глава 8. Роль арбитражного суда в делах о банкротстве
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

РПП.docx

— 101.49 Кб (Скачать)

К числу позитивных требований следует отнести также необходимость  прохождения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в течение не менее шести месяцев. Правила проведения стажировки в  качестве помощника арбитражного управляющего определяют требования к помощнику  арбитражного управляющего, основания  отказа в прохождении стажировки, порядок привлечения помощника  к деятельности управляющего (присутствие  помощника на заседаниях арбитражного суда, выявление кредиторов должника, ведение реестра требований кредиторов, организация и проведение собраний кредиторов, принятие мер по взысканию  задолженности перед должником, подготовка отчетов арбитражного управляющего и так далее), порядок выдачи и  учета свидетельств о прохождении  стажировки и другие.

В настоящее время  не требуется получения лицензии для ведения деятельности арбитражного управляющего. Следует заметить, что  ранее лицензирование осуществлялось в соответствии с Положением о  лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих, утвержденным Постановлением Правительства  РФ от 25 декабря 1998 года № 1544 "О лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих". С момента  вступления в силу Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность в качестве арбитражного управляющего не включена в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.

Интересен тот факт, что  по законодательству ряда стран СНГ, к примеру Украины, наличие лицензии является обязательным условием при  назначении физического лица арбитражным  управляющим, за исключением распорядителя  имущества крестьянского хозяйства, управляющего санацией руководителя должника, ликвидатора при банкротстве  должника, ликвидируемого собственником[10]. Лишение в установленном порядке лицензии является основанием для отстранения хозяйственным судом арбитражного управляющего от исполнения им своих обязанностей по делу о банкротстве.

Новеллой российского  Закона о банкротстве 2002 года является положение, согласно которому конкурсный кредитор или уполномоченный орган  вправе предусмотреть дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего:

·  наличие высшего юридического, экономического или профильного образования (по специальности, соответствующей сфере деятельности должника);

·  наличие определенного стажа работы в соответствующей сфере экономики;

·  наличие определенного количества проведенных процедур.

Исходя из специфики правового  статуса отдельных категорий  должников, также на законодательном  уровне предусмотрены дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего. Так, постановлением Правительства  РФ от 19 сентября 2003 года N 586 установлен Перечень требований к кандидатуре  арбитражного управляющего в деле о  банкротстве стратегического предприятия  или организации. К числу таких  требований законодатель относит:

·  наличие стажа работы в оборонно-промышленном комплексе не менее пяти лет (из них не менее одного года стажа руководящей работы);

·  участие в качестве арбитражного управляющего не менее чем в двух делах о банкротстве (за исключением дел о банкротстве отсутствующего должника) при условии, что в течение последних трех лет кандидат не отстранялся от осуществления обязанностей арбитражного управляющего;

·  наличие высшего юридического или экономического образования либо высшего образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника.

Дополнительные требования установлены также в отношении  арбитражного управляющего при банкротстве  кредитной организации. Помимо общих  положений арбитражный управляющий  должен соответствовать квалификационным требованиям, изложенным в Положении  ЦБ РФ от 6 сентября 2001 года N 2929 "О  порядке аттестации Банком России арбитражных  управляющих (ликвидаторов) кредитных  организаций". Это в частности, следующие требования: отсутствие в  Банке России информации о нарушении  данным лицом банковского законодательства и законодательства о несостоятельности (банкротстве), наличие специальных  знаний, приобретенных в образовательном  учреждении, аккредитованном Банком России, по программам подготовки руководителей  временной администрации по управлению кредитной организацией и т.д. Как  видно из сказанного ранее, установленные  требования для арбитражного управляющего при банкротстве стратегических и кредитных организаций несколько  расширены, что говорит об особенности  подобных субъектов. Об этом будет сказано  позже.

Как отмечалось выше, существует ряд негативных условий, которые  препятствуют назначению лица как арбитражного управляющего, и таковыми являются:

·  заинтересованность в отношении должника или кредиторов;

·  процедура банкротства, введенная в отношении арбитражного управляющего как индивидуального предпринимателя (арбитражный управляющий как индивидуальный предприниматель сам может быть признан несостоятельным (банкротом) в порядке и на условиях, закрепленных действующим законодательством);

·  неполное возмещение убытков, причиненных лицом при исполнении обязанностей арбитражного управляющего;

·  дисквалификация (административное ограничение на осуществление деятельности по управлению делами и (или) имуществом других лиц);

·  судимость за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие;

·  отсутствие заключенного договора страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве.

Критерии заинтересованности установлены статьей 19 Закона о банкротстве. При этом заинтересованными лицами по отношению к должнику признаются:

·  юридическое лицо, являющееся основным или дочерним;

·  руководитель должника;

·  члены совета директоров (наблюдательного совета) должника;

·  члены коллегиального исполнительного органа;

·  главный бухгалтер;

·  бухгалтер;

·  лица, находящиеся с указанными выше категориями в родственных отношениях (супруг, родственники по прямой восходящей и нисходящей линиям, сестры, братья и их родственники по нисходящей линии, родители, сестры и братья супруга).

Закон о банкротстве 2002г. устанавливает, что обязательной формой финансового обеспечения деятельности арбитражного управляющего признается договор страхования ответственности, который должен быть заключен на срок не менее чем один год с его  обязательным последующим возобновлением на тот же срок. При этом минимальная  сумма финансового обеспечения  не может быть менее чем 3 миллиона руб. в год. А п. 8 статьи 20 Закона о  банкротстве предусматривается  также дополнительное страхование  ответственности арбитражного управляющего на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, в размере, зависящем от балансовой стоимости активов должника.

Таки меры предосторожности вызваны, как отмечалось ранее, основными  принципами деятельности арбитражного управляющего, которыми являются независимость, объективность и беспристрастность. Так же, своеобразным гарантом профессиональной этики являются ассоциации (профессиональные) арбитражных управляющих, которые  статья 21 Закона о банкротстве 2002 года именует саморегулируемыми организациями  арбитражных управляющих. Как показывает международная практика, в некоторых  зарубежных странах большинство  арбитражных управляющих объединены в партнерства, насчитывающие от 2 до 50 партнеров, делящих между собой  доходы, расходы и людские ресурсы. В некоторых случаях такие  партнерства входят в более крупные  объединения, к примеру, ведущие  аудиторские и консалтинговые фирмы[11].

В России на начало 2004 года было зарегистрировано более 40 саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. В настоящее время сохраняется  тенденция к увеличению их количества.

 

7.2 Саморегулируемые организации  арбитражных управляющих

Правовое регулирование  деятельности саморегулируемых организаций  арбитражных управляющих является новеллой Закона о банкротстве 2002 года Правовой статус данная организация  приобретает с момента включения  сведений о ней в единый государственный  реестр саморегулируемых организаций.

Порядок ведения реестра  саморегулируемых организаций регламентирован  Положением о порядке ведения  единого государственного реестра  саморегулируемых организаций арбитражных  управляющих, которое утверждено приказом Министерства юстиции РФ от 30 декабря 2004 года N 202. По своей организационно-правовой форме эта организация является некоммерческой, и Закон о банкротстве  п. 2 статьи 21 устанавливает ряд условий  для включения ее в единый государственный  реестр:

·  наличие не менее чем 100 членов, каждый из которых соответствует требованиям, предъявляемым законом к арбитражным управляющим;

·  участие ее членов не менее чем в 100 процедурах банкротства (в совокупности), учитывая и незавершенные;

·  наличие компенсационного фонда или имущества у общества взаимного страхования, формируемых за счет денежных средств в размере не менее чем 50 тыс. руб. на каждого члена.  

 Функции саморегулируемой  организации в отношении ее  членов весьма разнообразны. Это  как защита прав и законных  интересов ее членов, повышение  уровня профессиональной подготовки  арбитражных управляющих, так  и применение к ним мер ответственности  за нарушение правил профессиональной  деятельности. Стоит отметить, что  одной из важнейших функций  этой организации является отбор  кандидатур из своих членов, которые  представляются арбитражным судам  для утверждения в качестве  арбитражного управляющего.

Правовая регламентация  утверждения арбитражного управляющего в настоящее время существенно  изменилась. По мнению М.В. Телюкиной, "Закон 1998 года ставил решение этого вопроса  в зависимость от воли кредиторов, определяя способы выдвижения, обсуждения кандидатуры, представления ее арбитражному суду. Закон 2002 года лишил кредиторов возможности повлиять на назначение конкретной кандидатуры, передав соответствующие  возможности саморегулируемым организациям арбитражных управляющих"[12].

Заметим, что арбитражный  суд, принимая заявление о признании  должника банкротом, выносит определение, в котором указывается саморегулируемая организация, из числа членов которой  впоследствии и будет утвержден  арбитражный управляющий. После  получения запроса саморегулируемая организация составляет список своих  членов, изъявивших желание быть утвержденными  в качестве арбитражного управляющего и удовлетворяющих в наибольшей степени требованиям к такой  кандидатуре, содержащимся в данном запросе. В список включаются три  кандидата, расположенные в порядке  уменьшения их соответствия обозначенным требованиям, а при равном соответствии этим требованиям - с учетом их профессиональных качеств. Не позднее пяти дней с даты получения такого запроса саморегулируемая организация отправляет список кандидатур в арбитражный суд, заявителю (собранию кредиторов или представителю собрания кредиторов) и должнику. Должник  и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе отвести по одной  кандидатуре арбитражных управляющих, оставшаяся кандидатура утверждается арбитражным судом. И как говорит  нам статья 45 Закона о банкротстве, если стороны не воспользовались  правом отвода, то арбитражный суд  самостоятельно утверждает кандидатуру, занимающую более высокую позицию  в списке представленных кандидатур.

Следует заметить, что при  наличии отвода кандидатура не может  быть утверждена. Отводы заявляются в  процессе судебного заседания при  рассмотрении вопроса об утверждении  управляющего; об отводах должно быть указано в протоколе судебного  заседания.

Надо сказать, что основания  и порядок проведения саморегулируемой организацией проверки деятельности своих  членов указаны в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 года N 366 "Об утверждении  Правил проведения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих проверки деятельности своих членов".

Таким образом, Закон о  банкротстве 2002 года создал ряд условий  и гарантий того, что арбитражным  управляющим будут исполняться  его обязанности непредвзято  и независимо от воли участников процесса банкротства, что способствует правильному  и объективному проведению всей процедуры  несостоятельности. А поскольку  эти обязанности важны и велики, то стоит их подробно осветить и  рассмотреть, также как и его  права, чтобы представить весь спектр полномочий арбитражного управляющего. Но, поскольку, нас сдерживает небольшой объем диплома, отметим лишь общие и наиболее важные полномочия арбитражного управляющего, не вдаваясь в подробности описания его прав и обязанностей при проведении каждой из стадий банкротства.

Информация о работе Субъекты процесса банкротства, их права и обязанности