Субъекты процесса банкротства, их права и обязанности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 13:20, дипломная работа

Описание работы

В итоге, весь процесс банкротства имеет несколько процедур, которые можно, в свою очередь, разделить на стадии. Также, в нем участвуют большое количество субъектов банкротства, правоспособность которых, в принципе, мы и рассмотрим в данной работе. К сожалению, рамки данной работы не позволяют рассмотреть всех субъектов банкротства, по этому внимание будет уделено лишь наиболее интересным. Интерес к этому вызван неоднозначной лояльностью законодателя на протяжении становления и всего развития процедуры банкротства. В ходе работы мы увидим, что принципиально нового появилось в Законе о банкротстве 2002 года, а также, попытаемся обнаружить его недостатки и слабые стороны.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие субъектов банкротства
Глава 2. Кредитор как субъект банкротства
§ 2.1 Понятие кредитора
§ 2.2 Права и обязанности кредитора
Глава 3. Должник как субъект банкротства
§ 3.1 Понятие должника
§ 3.2 Права и обязанности должника
Глава 4. Отдельные категории должников – юридических лиц
§ 4.1 Положение законодательства об отдельных субъектах процедуры банкротства
§ 4.2 Градообразующие организации
§ 4.3 Кредитные организации
Глава 5. Физическое лицо как субъект банкротства
§ 5.1 Гражданин как субъект банкротства
§ 5.2 Индивидуальный предприниматель как субъект банкротства
Глава 6. Отсутствующий должник как субъект банкротства
Глава 7. Арбитражный управляющий как субъект банкротства
§ 7.1 Понятие арбитражного управляющего
§ 7.2 Саморегулируемые организации арбитражных управляющих
§ 7.3 Права и обязанности арбитражного управляющего
Глава 8. Роль арбитражного суда в делах о банкротстве
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

РПП.docx

— 101.49 Кб (Скачать)

Также, Закон о банкротстве 2002г. распространяется не на всех субъектов  имущественного оборота, и его статья 1 говорит, что несостоятельными (банкротами) могут быть признаны:

1.         все юридические лица (за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций);

2.         граждане:

·  зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя;

·  не зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя (поскольку приведенная норма противоречит ГК РФ, ибо в нем отсутствует норма, предусматривающая банкротство гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, то она будет введена в действие только с момента вступления в силу соответствующих изменений в ГК РФ);

·  главы крестьянских (фермерских) хозяйств (с 1 января 1995г. глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем вследствие самого факта государственной регистрации фермерского хозяйства).

Как мы видим, ограничения  сделаны для очень узкого перечня  субъектов. Очевидно, это связано  со значительной, даже, скорее, с безоговорочно  доминирующей ролью этих субъектов  в жизни, как общества, так и  страны в целом. Хотя, отмечая их важность, мы не можем не отметить, что, касательно учреждений, политических партий и религиозных организаций, исключение из общего списка лиц, подлежащих возможному банкротству, вызвано их не типичностью участия в гражданском  обороте в полном смысле этого  выражения. Являясь некоммерческими  организациями, они служат достижению общественно полезным целям, участвуя в гражданских правоотношениях  постольку, поскольку этого требует  их функционирование. Говоря о казенных предприятиях, их исключение из того же списка вызвано переходным этапом от плановой экономики к рыночной. То есть, в СССР, когда существовала плановая экономика, банкротство таких  предприятий было просто бессмысленным. Долги просто прощались, так как  их взимание также теряло всякий смысл, и наоборот, лишь обременяло бы всю  систему экономики. Создание таких  «искусственных» субъектов гражданских  правоотношений вызывало недоверие  инвесторов, что не могло не сказаться  на ходе развития товарного рынка  и всего экономического развития.

3.2 Права и обязанности  должника

Федеральный закон от 21 декабря 2001г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (с  изм. и доп. от 27 февраля 2003 г., 9 мая, 18 июня, 18 июля, 26, 31 декабря 2005г., 5 января, 17 апреля, 27 июля, 19 декабря 2006г., 5 февраля 2007г.) сократил количество казенных предприятий, но государство пока не способно полностью  отказаться от этой формы организации  юридического лица. Сказывается незавершенность  перехода на новый уровень экономического развития, но и значение таких субъектов  на товарном рынке существенно снизилось.

Как уже отмечалось, предыдущее законодательство о банкротстве 1998 года выявило наглядно несовершенство всей системы проведения процедуры  несостоятельности, вызванное острой необходимостью и поспешностью принятия данного закона. Вялость применения данной процедуры в советское  время вызвало «застой» и отсталость норм о банкротстве и закон 1998 года не смог учесть всех моментов, связанных  с несостоятельностью. Закон о  банкротстве 2002 года стал поистине прорывом в нормотворчестве в сфере  экономических правоотношений, вместив  в себя подробный перечень прав и  обязанностей всех субъектов, подпадающих  под его действие.

Какие же права и обязанности  устанавливает новый закон для  должника? Из статей 8 и 9 Закона о банкротстве  мы видим, что данному субъекту не только предоставляется право на обращение в арбитражный суд  с заявлением о признании его  несостоятельным, но и, в определенных случаях, прямо предписывает такое  действие. При каких же условиях должник может реализовать свое право на обращение в арбитражный  суд? Так, если фирма предвидит свое банкротство, она имеет право  в любое время обратиться с  соответствующим заявлением в арбитражный  суд (статья 8 Закона о банкротстве). Суд примет положительное решение, если станет очевидной несостоятельность  должника, его неспособность рассчитаться по своим обязательствам. Субъекту будет легко доказать свое бедственное  положение, если контрагенты уже  обращались в суды с исками против нее. Допустим, они выигрывали дела, но средств на выплату долгов у  компании все равно не нашлось. Однако на практике организация, которая решила обанкротить сама себя, может столкнуться  с препятствиями. Дело в том, что  четкое определение термина "предвидение  банкротства" в законодательстве отсутствует. Как следствие, нет  гарантии, что компетентные службы не примут прозорливость должника за желание обанкротиться фиктивно или преднамеренно. Естественно, законодатель предусмотрел такое положение ситуации, и Постановление Правительства  РФ от 27 декабря 2004г. N 855 утвердило Временные  правила проверки арбитражным управляющим  наличия признаков фиктивного и  преднамеренного банкротства. Этот документ необходимо внимательно проанализировать и учесть его предписания. Так, в  Правилах приведены примеры "нерыночных" сделок:

·  имущество должника заменяют на менее ликвидное;

·  принадлежащие фирме-должнику ценности продают на заведомо невыгодных условиях или реализуют имущество, без которого задолжавшая компания не может вести свою основную деятельность;

·  организация-должник берет на себя не обеспеченные имуществом обязательства или покупает неликвидное имущество;

·  одни обязательства заменяют на другие на заведомо невыгодных условиях.

Но все это лишь реагирование по факту. На мой взгляд, такое «лекарство»  от фиктивного банкротства является запоздалым. Необходимо создать на законодательном уровне механизм профилактики недопущения фиктивной несостоятельности (банкротства), в котором будут  отражены, так сказать, признаки добросовестности добровольного решения о банкротстве. Но, прежде всего, стоит, конечно, ввести четкое определение термина "предвидение  банкротства", которое создаст  условия четко провести грань  между добровольным и фиктивным  банкротствами. А пока такое отсутствует, и предвидение банкротства является лишь оценочной категорией, право  должника на обращение в арбитражный  суд с заявлением должника будет  мало востребованным правом, создающим  угрозу обращающимся быть обвиненным в фиктивности своих действий, наказание за которые предусматривает  Уголовный кодекс РФ. Как уже упоминалось, для обращения с заявлением должника в арбитражный суд в предвидении банкротства в порядке статьи 8 Закона о банкротстве необходимо, чтобы на момент обращения существовали обстоятельства, очевидно свидетельствующие о невозможности исполнения обязательств должника в установленный срок. Нигде в законодательстве не определено, какие обстоятельства можно расценивать как очевидно свидетельствующие о невозможности исполнения денежных обязательств в будущем. Кто-то может посчитать имеющиеся обстоятельства очевидным приближением банкротства, а кому-то они таковыми представляться не будут. Результатом различных трактовок может явиться необоснованное привлечение к ответственности за преднамеренное банкротство по статье 196 Уголовного кодекса РФ или по статье 14.12. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принятого Государственной Думой 20 декабря 2001 года.

Предположим, что обстоятельства, свидетельствующие о невозможности  исполнения обязательств должником  в установленный срок, не были для  него очевидными. Естественно, в этой ситуации должник в арбитражный  суд с заявлением должника обращаться не будет, в том числе и по причине  опасения, что такое обращение  будет сочтено фиктивным. Однако такое бездействие должника может  быть расценено как злонамеренное. Доказывание наличия прямого  умысла, направленного на преднамеренное банкротство, будет в этом случае строиться на том, что вопреки  мнению должника, существовали обстоятельства, очевидно свидетельствующие о невозможности  в будущем исполнить денежные обязательства, и должник не мог  их не видеть. Следовательно, должник  не мог не предвидеть банкротство, однако не обратился в арбитражный суд  с заявлением должника, тем самым  умышленно увеличил (создал) неплатежеспособность.

Все это говорит о том, что мало лишь предписать право на такое действие, нужно и важно  создать условия для его реализации и, так сказать, безопасности пользования  им. Отсутствие такого механизма говорит  о непродуманности и незаконченности  закона «О банкротстве», и делает его 8 статью «Право на подачу заявления  должника в арбитражный суд» практически  «мертвой».

Касательно же заявления… необходимо отметить, что заявление  о признании несостоятельным (банкротом) должно быть подписано руководителем  юридического лица, однако принятие решения  о ликвидации юридического лица не входит в его компетенцию (так, в  производственном кооперативе решение  такого вопроса относится исключительной к компетенции общего собрания; государственные  или муниципальные унитарные  предприятия могут быть ликвидированы  по решению собственника их имущества  и т.д.). Обращению должника в арбитражный  суд должно предшествовать решение  органа, уполномоченного в соответствии с учредительными документами на принятие решения о его ликвидации, либо решение органа, уполномоченного  собственником имущества должника - унитарного предприятия, поэтому к  заявлению должника необходимо приложить  решение соответствующего органа и  выписку из учредительного или иного  документа, подтверждающую полномочия этого органа на принятие указанного решения. Исключение из общего правила  составляют лишь случаи, когда обращение  в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника - юридического лица является обязанностью руководителя юридического лица.

Итак, какие же документы  должник должен представить в  качестве доказательства своей несостоятельности? К ним относятся:

1.    договор;

2.    первичные документы по соглашению (накладные, счета, акты и т.п.);

3.    не вступившее в законную силу решение суда, по которому с задолжавшей фирмы можно взыскать средства;

4.    определение суда об отсрочке исполнения судебного акта о взыскании долга;

5.    доказательства подачи иска о взыскании с должника кредиторской задолженности при его бесспорном характере;

6.    постановление о возбуждении исполнительного производства;

7.    сведения о принадлежащем должнику имуществе и его стоимости (справки регистрирующих структур, бухгалтерский баланс, заключение об оценке имущества).

Организации-должнику необходимо подать судьям письменное заявление. И  как видно из п.1 статьи 44 Закона о  банкротстве, его должен подписать  руководитель фирмы. Если документ заверен  подписью представителя должника, к  нему следует приложить доверенность на данного человека. Согласно п. 2 статьи 37 Закона о банкротстве заявление  должно содержать следующую информацию:

·  наименование арбитражного суда, в который подается заявка;

·  сумма требований кредиторов по денежным обязательствам в размере, который не оспаривается должником;

·  размер задолженности по обязательным платежам;

·  обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме или существенного осложнения хозяйственной деятельности при обращении взыскания на имущество должника;

·  сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежных средствах, и о дебиторской задолженности;

·  номера счетов должника в банках и иных кредитных организациях, адреса банков и иных кредитных организаций;

·  наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой арбитражный суд утверждает временного управляющего;

·  размер вознаграждения арбитражного управляющего;

·  перечень прилагаемых документов.

Вместе с заявлением и  доказательствами в суд также  передают:

·  учредительные документы;

·  список кредиторов и должников заявителя с указанием их адресов и расшифровкой задолженностей;

·  бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату или заменяющие его документы;

·  протокол собрания работников фирмы-должника, на котором избран представитель для участия в арбитражном процессе по делу о банкротстве (если это заседание прошло до подачи заявления);

·  другие необходимые бумаги.   

 Пункт 1 статьи 44 Закона  о банкротстве говорит нам,  что если представленный пакет  документов не отвечает требованиям  статей 37 и 38 Закона, суд вернет  его заявителю. Исключение будет  сделано для должника, который  обязан "банкротиться" по статье 9 Закона о банкротстве. В этом  случае согласно п. 1 статьи 41 Закона  о банкротстве, даже если в суд переданы не все нужные документы, заявление все равно примут к производству. Недостающие бумаги суд истребует уже при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству. Например, бухгалтерскую отчетность на последнюю дату должнику придется представить судьям не позднее чем через пять дней с момента запроса (п. 5 статьи 42 Закона о банкротстве). Исходя из особенностей правового статуса отдельных категорий должников, законодатель предусматривает необходимость представления дополнительных документов. Следует обратить внимание, что закон обязывает должника направить копии заявления конкурсным кредиторам, уполномоченным органам, собственнику имущества должника – унитарного предприятия, совету директоров (наблюдательному совету) или иному коллегиальному органу управления, а также иным лицам в случаях, предусмотренных законом. Также если до подачи заявления должника избраны (назначены) представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия, представитель работников должника, то копии заявления направляются и этим лицам.

Информация о работе Субъекты процесса банкротства, их права и обязанности