Возникновение и развитие первых потребительских обществ в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть этапы становления и развития потребительской кооперации России в ХIХ – начале ХХ столетия.
Для выполнения поставленной цели определены следующие задачи:
- исследовать возникновение и развитие первых потребительских обществ в России;
- охарактеризовать содержание и значение Типового устава потребительских обществ;
- изучить предпосылки и историю создания Московского союза потребительских обществ;
- описать роль Московского союза потребительских обществ в развитии потребительской кооперации;
- рассмотреть сущность первого кооперативного закона России.

Содержание

Введение 3
Возникновение и развитие первых потребительских обществ в России………………………………………………………………………5
Принятие правительством Нормального (типового) устава потребительских обществ (1897г)………………………………………15
Предпосылки и история создания Московского союза
потребительских обществ (МСПО) как центрального союза России...22
Роль Московского союза потребительских обществ в развитии потребительской кооперации. Создание системы потребительской кооперации………………………………………………………………..25
Положение о кооперативных товариществах и их союзах – первый кооперативный закон России (1917г)…………………………………...29
Заключение…………………………………………………………………...33
Список использованных источников……………………………………….36

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ТИПК.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

  -   добровольное и открытое членство;

  -   доступное членство (доступный паевой взнос);

  -   продажа товаров чистым весом,  полной мерой;

  - демократическое управление (управление кооперативом осуществляли лица, избранные пайщиками);

  -  торговля за наличный расчет, а не в кредит;

  -   вежливое обслуживание в магазинах общества и другие.

    Были избраны правление и ревизионная комиссия.

     Открытость общества означала, что все жители посёлка могли по желанию стать членами потребительского общества.

     Независимость обществу была  обеспечена при его создании  – начальный капитал собрали  члены общества (пайщики), они же  избрали органы управления.

     Деятельность общества в интересах своих членов (пайщиков) стала примером для создания в Забайкалье обществ железнодорожников, почтовых работников, офицеров и других независимых потребительских обществ.

     Это был первый в России  независимый открытый рабочий  кооператив.

     В этот же период в России возникали разные виды потребительских кооперативов в сфере торговли фабричные, заводские, железнодорожные потребительские общества рабочих, всесословные потребительские общества, объединявшие чиновников, ремесленников, духовенство и другие слои населения, сельские потребительские общества, потребительские общества военнослужащих.

      Всесословные кооперативы создавались в губернских и уездных городах, были открыты для всех граждан и объединяли представителей различных сословий, слоев, групп населения: рабочих, кустарей, домовладельцев, учителей, попов, купцов, офицеров, высоких чиновников. Случалось, что членом такого кооператива оказывался даже сам губернатор. Поэтому всесословные кооперативы назывались общегражданскими.

     Одно из первых всесословных  потребительских обществ в современных  границах России было организовано  в Санкт-Петербурге. Это столичное  кооперативное общество под названием  "Бережливость" возникло в 1865 году (его устав утвержден в  июле 1866 году). Еще не имея собственной лавки, оно в начале своего существования применяло, как и другие ранние общества потребителей, марочную (скидочную) систему торговли. Пайщики приобретали в потребительском обществе за наличные деньги особые марки, количество которых заносилось в членскую расчетную книжку. Этими марками они расплачивались за товары, забираемые в заведениях частных торговцев, с которыми правление кооператива договаривалось заранее. Торговцы предъявляли марки в потребительское общество и получали деньги за свои товары, отпущенные пайщикам общества, но за вычетом обусловленной скидки. Скидка же после покрытия расходов потребительского общества и отчисления в его резервный капитал, распределялась между пайщиками: небольшая часть - по паям, основная - по количеству приобретенных марок, а значит, по забору товаров. Марочная система прекратилась после открытия собственных лавок потребительским обществом. Кооперативу сопутствовал успех. Устав потребительского общества предусматривал неограниченное открытое членство, десяти рублевый пай с рассрочкой, торговлю за наличные, распределение большей части прибыли по забору товаров и т.п.  Однако недостаточная материальная заинтересованность пайщиков в хозяйственном успехе потребительского общества привела его дела к полному расстройству. Общество "Бережливость" было ликвидировано в 1874 году.

     До конца 60-х годов всесословные  общества потребителей были организованы  также в Рязани, Курске, Саратове, Пензе, Калуге, Пскове и некоторых  других исконно русских городах.  Эти кооперативы были независимыми, но оказались недолговечными.

     Сельские потребительские общества стали создаваться почти одновременно с рабочими и всесословными обществами. 

     Первое сельское потребительское общество возникло в 1869 году в станице Усть-Медведицкая (Ростовская область) и просуществовало очень не долго, местные купцы не дали ему укрепиться на рынке. В 1870 году образовано общество потребителей «Взаимная выгода» в селе Ошта (Вологодская область). Это крестьянское потребительское общество открыло лавку и склад, продавало товары и по низким ценам, и лучшего качества, чем у частных торговцев. Общество распалось в результате больших убытков от кожевенного завода.

     Социальной основой сельских  потребительских обществ являлись  преимущественно  пайщики -  крестьяне. Активное участие в создании обществ принимала сельская интеллигенция и религиозные деятели.

     Начиная с торговли первые потребительские общества, постепенно развивали многоотраслевую деятельность. Многие потребительские общества России занимались просветительской деятельностью. Например, калужское потребительское общество «Подспорье», устав которого был утверждён 6 ноября 1868 года, открыло книжный магазин, библиотеку с читальным залом.

     Почти все потребительские общества, организованные на заре кооперативного движения в России, просуществовав непродолжительное время, потерпели неудачу. В этом сказались многие причины: слабость их материальной базы, продажа товаров в кредит, открытое неприятие кооперативов купечеством, несовершенство уставов, плохая постановка счетоводства, узкая социальная база состава членов кооперативов, за их организацию нередко брались представители тех классов, которые были материально мало заинтересованы, но стремились подчинить кооперативное движение своему влиянию.

     Всех участников кооперативного  движения потребителей в России  в начальный его период можно  объединить условно в три группы: «идеалисты» - молодые энтузиасты  кооперативной идеи, воодушевленные  перспективой преобразования общества  путем использования кооперации; «материалисты» - те, кто рассчитывал на получение солидных барышей, прибылей без особых трудовых усилий, только своим участием в кооперативе, «модники» - наиболее многочисленный слой членов, которые не придавали кооперации большого значения, но считали ее привлекательным, "модным" общественным делом. Впервые только в1865 году в официальном документе был употреблен термин "общество потребителей". Но еще долгие годы этот вид кооператива в нашей стране именовали артелью или товариществом потребителей, а иногда ассоциацией. Лишь потом вошли в оборот слова «кооперация», «кооператив», «кооператор».

     Кооператоры России, некоторые организационные принципы кооперации в период ее возникновения и становления переняли у западноевропейских кооперативных обществ (в частности, у английских и немецких обществ). Вместе с тем кооперативы в России обладали также чертами самобытности. В деятельности потребительских обществ в той или иной степени отражались некоторые черты российской жизни и даже национального характера, а именно сострадание к ближнему, желание прийти к нему на выручку, готовность к бескорыстному поступку и др.

     Почти одновременно с потребительской  кооперацией в России стали  возникать и другие виды кооперативов. Один из них - столярная артель на уставе, утвержденная в Петербурге вскоре после отмены крепостного права. В числе ее основателей упоминается Иван Мельников. 

     Первое в стране ссудо-сберегательное товарищество было создано в 1865 году в селе Рождественском Костромской губернии. Организаторы товарищества - братья Святослав и Владимир Лугинины, первый из которых во время пребывания в Германии близко познакомился с кредитными кооперативами Шульце-Делича. 

     В 1866 году в селе Остроковичи Тверской губернии создается первая в России кооперативная сыроварня, объединившая состоятельных крестьян для сбыта молока, производимого в их хозяйствах. Эта артель возникла благодаря инициативе отставного морского офицера Николая Верещагина, изучившего молочное дело в Швейцарии, и при денежной поддержке Вольного экономического общества. Не очень удачная вначале история молочной кооперации имела продолжение в форме очень успешного кооперативного маслоделия в Сибири. Корпоративными являлись потребительские общества чиновников и офицеров. Чиновники создавали их в городах, а офицеры - в гарнизонах. Эти кооперативы отличались высокой ставкой пая и большим набором товаров в своих магазинах. Им были присущи некоторые черты замкнутых организаций.

     Таким образом, первые потребительские общества в Росси имели важное социальное значение: их социально – экономическая деятельность была направлена на удовлетворение материальных, социальных и культурных потребностей своих членов потребительских обществ. Результат начального периода кооперативного движения потребителей оказался  скромным. Из всех потребительских обществ  к началу 90-х годов сохранились менее ста. Но этот период дал практический опыт, полезный российским кооператорам в их дальнейшей работе. 

 

     
 
 

 

 

   

        

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.  Принятие  правительством Нормального (типового) устава потребительских обществ (1897г) 

     Последнее десятилетие ХIХ века в России ознаменовалось экономическим подъемом. Наметился бурный рост промышленности, быстро развивались железнодорожное строительство, банковское дело, торговля. Торговый капитал все глубже проникал в сельское хозяйство, где расширялось производство зерна, молока, другой продукции на продажу. При этом часть крестьян недоедала, случались и неурожайные, голодные годы. Реальными хозяевами мелких деревенских рынков были местные торговцы и скупщики, наживавшие себе целые состояния. Возросли потребности городского населения в покупных продуктах питания и других товарах, сельских жителей - в фабрично-заводских изделиях. 

     В таких условиях ускорилось развитие кооперативного движения. Именно в 90-х годах стали возникать новые виды кооперативов: еще редкие земледельческие артели (на Урале, в Поволжье) и многочисленные маслодельные артели (в Западной Сибири). Росла сеть кредитных и потребительских кооперативов. В России теперь ежегодно создавалось до пятидесяти и более потребительских обществ. Изменился социальный состав пайщиков: усилился приток в кооперацию крестьян, рабочих и других наименее обеспеченных слоев населения, весьма заинтересованных в хозяйственном успехе своих обществ. Сокращалось количество ликвидированных обществ потребителей. Появились и практично организованные, крепкие, деятельные кооперативы. Эти первые успехи потребительской кооперации являлись очень скромными.

     Формирование правовых основ  кооперации России активизировалась  в конце ХIХ-начале ХХ столетия. Начало укрепления правового положения кооперативов разных видов, в том числе потребительских обществ, осуществлялось на основе принятия кооперативных уставов.

     В России пока не было ни примерного (образцового) устава потребительского общества, ни кооперативного союза, ни специального закона о кооперации. Их отсутствие тормозило кооперативное движение, выражало его внутреннюю слабость.

     Российские кооператоры еще в1870 году предлагали созвать съезд для организации союза потребительских обществ и их совместных закупок, но съезд не был разрешен властями. Опубликованный в 1875 году проект образцового устава для потребительских обществ также не был утвержден. Всякого рода кооперативы устраивали правительство лишь как хозяйственные предприятия, кооперативы, а тем более их союз, как общественные организации не внушали правительству политического доверия. Поэтому потребовалось еще примерно много времени, чтобы идеи союза потребительских обществ и образцового устава в России осуществлены.   

     Летом 1896 году в Нижнем Новгороде одновременно проходили известная торгово-промышленная ярмарка, крупнейшая промышленная и художественная выставка и Всероссийский торгово-промышленный съезд. Кооператорам удалось получить разрешение от властей собраться в составе четвёртого отдела этого съезда, и отдел стал самостоятельным съездом представителей потребительских и некоторых других кооперативов. В работе съезда участвовали кооператоры из Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Твери, Оренбурга, Орла,  и других городов - всего представители двадцати восьми потребительских обществ и пяти других кооперативных организаций. Некоторые из участников съезда Владимир Анофриев, Николай Гибнер, Владимир Зельгейм, Александр Штанге стали крупными деятелями российского кооперативного движения.

     Съезд представителей потребительских  обществ работал с 7 по 15 августа  1896 года и состоял из трех  комиссий, первая из которых была образована специально для обсуждения проекта Положения о союзах учреждений мелкого кредита, обществ потребителей и промышленных товариществ. В проект Положения о союзах участники внесли ряд поправок и признали необходимым дополнить документ пожеланием о придании союзу характера юридического лица, взаимной ответственности его членов, о праве союза приобретать недвижимое имущество, заключать займы и принимать вклады. Хотя решение об организации союза съезд не принял, он высказал четкую мысль о целесообразности создания единого центрального учреждения или, центра потребительской кооперации. Нужен был союз, который занимался бы как организационно-кооперативной работой, так и торгово-закупочной деятельностью, содействуя потребительским обществам в достижении стоящих перед ним задач. 

     Продуктивным было обсуждение  на съезде проекта нормального  (примерного, образцового) устава  потребительского общества, более  прогрессивного по сравнению  со сложившимися к тому времени  уставами действующих потребительских  обществ. 

Информация о работе Возникновение и развитие первых потребительских обществ в России