Возникновение и развитие первых потребительских обществ в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть этапы становления и развития потребительской кооперации России в ХIХ – начале ХХ столетия.
Для выполнения поставленной цели определены следующие задачи:
- исследовать возникновение и развитие первых потребительских обществ в России;
- охарактеризовать содержание и значение Типового устава потребительских обществ;
- изучить предпосылки и историю создания Московского союза потребительских обществ;
- описать роль Московского союза потребительских обществ в развитии потребительской кооперации;
- рассмотреть сущность первого кооперативного закона России.

Содержание

Введение 3
Возникновение и развитие первых потребительских обществ в России………………………………………………………………………5
Принятие правительством Нормального (типового) устава потребительских обществ (1897г)………………………………………15
Предпосылки и история создания Московского союза
потребительских обществ (МСПО) как центрального союза России...22
Роль Московского союза потребительских обществ в развитии потребительской кооперации. Создание системы потребительской кооперации………………………………………………………………..25
Положение о кооперативных товариществах и их союзах – первый кооперативный закон России (1917г)…………………………………...29
Заключение…………………………………………………………………...33
Список использованных источников……………………………………….36

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ТИПК.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

     Проект нормального устава предусматривал: внесение сразу или по частям  относительно невысокого десяти  рублевого пая; возможность иметь  несколько паев любым членом  общества по решению общего  собрания; равноправие членов, внесших  не менее десяти рублей, с теми, кто внес более значительные паевые взносы; распределение на паи не более 10% прибыли; зачисление еще 10 % прибыли в запасный капитал общества; распределение остальной прибыли между пайщиками пропорционально стоимости сделанных каждым из них закупок в лавках потребительского общества. Разрешалась продажа товаров членам общества и не членам за наличные деньги, а членам и в кредит. Дозволялось при потребительском обществе иметь учреждения и предприятия, заботящиеся об улучшении материальных и нравственных условий жизни его участников. Членство было открытым для граждан всех сословий без различия пола, а также для юридических лиц. Управлялось общество общим собранием и правлением, для контроля избиралась ревизионная комиссия.

     Первый типовой устав потребительских обществ утверждён Министерством внутренних дел России 13 мая 1897 года в двух вариантах:

     Первый вариант устава: «Нормальный  устав потребительских обществ  (при участии в общих собраниях  всех членов общества)» регулировал  отношения в небольших потребительских обществах.

     Второй вариант устава: «Нормальный  устав потребительских обществ  (при замене общих собраний  собраниями уполномоченных)» регулировал  отношения в крупных потребительских  обществах.

     Оба варианта устава имели идентичную структуру.

     «Нормальный устав потребительских  обществ» состоял из следующих  разделов:

  1. Цель, права и обязанности общества;
  2. Средства общества;
  3. Состав общества, права и обязанности его членов;
  4. Управление делами общества;
  5. Отчётность по делам общества; распределение прибыли и выдача дивиденда;
  6. Разбор способов по делам общества, ответственность и прекращение его действий.

     Целью общества является доставление  своим членам по возможно дешевой  цене или по умеренно рыночным  ценам различных предметов потребления и домашнего обихода, и предоставления возможности из прибылей от операций общества делать сбережения.

     Потребительское общество обладает  следующими правомочиями:

- иметь  собственные склады и предприятия  или арендовать таковые;

- заключать  договоры о поставках для общества  разных предметов потребления  и домашнего обихода;

- приобретать  с собственность недвижимое имущество;

- входить  в другие предприятия;

- продавать  товары за наличные деньги  или в кредит.

     Потребительское общество обязано:

- уплачивать  пошлины за право торговли, таможенные, гербовые и другие сборы;

- подчиняться  всем правилам и постановлениям, действующих в Империи.

     Средства общества составляют капиталы: оборотный и запасной.   Оборотный капитал образуется из таких источников:

- вступительных  взносов;

- членских, паевых взносов;

- заемных  средств;

Оборотный капитал используется для торговых операций и текущих расходов общества;

     Запасной капитал образуется  из источников:

- ежегодных  отчислений от прибыли общества;

- процентов  на суммы запасного капитала, при хранении в банке;

- других  поступлений;

Запасной  капитал предназначен исключительно  на покрытие убытков общества.

     Членами общества могут быть  лица всех сословий, без различия  пола, а также всякого рода общества, учреждения, товарищества, артели и другие организации.

     Вступающий в члены общества  вносит:

- вступительную  плату (в размере, не выше  трёх рублей);

- паевой  взнос (не менее десяти рублей).

Вступительная плата членам при выбытии не возвращается.

     Каждому члену общества выдается  правлением за установленную  плату экземпляр настоящего устава  и расчётная книжка. Каждый член  общества пользуется на общих  собраниях правом одного голоса, на зависимо от числа имеющегося  у него паев.

     Делами общества управляют:

- общее  собрание членов общества;

- правление  общества.

     Общему собранию предоставляется  право решать все вопросы общества. Правление общества избирается собранием на три года для руководства текущей деятельностью общества. Члены правления ежегодно, избирают из свой среды председателя, заместителя председателя, казначея и секретаря. Права и обязанности правления определяются инструкцией. Правление собирается на свои собрания не реже одного раза в месяц. Заседания оформляются протоколами.

     Годовой отчёт и баланс общества  утверждается общим собранием.  После утверждения годового отчёта, из годового чистого дохода  отчисляется не менее 10% в запасной  капитал; сумма дивидендов в  таком размере, чтобы на каждый  паевой рубль приходилось не более 10% годовых.  Остальная сумма распределяется между членами общества.

 Все  споры между правлением и членами  общества, между правлением и  частными лицами по делам общества  решаются общим собранием или  в судебном порядке.

     Потребительское общество несёт ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему движимым и недвижимым имуществом и капиталом. Срок действия общества не ограничивается. Прекращение деятельности общества прекращается по решению общего собрания членов общества, которое избирает ликвидационную комиссию. После ликвидации, комиссии предоставляет  отчёт общему собранию членов общества, которое принимает окончательное решение по распоряжению оставшимся имуществом или решение о покрытии оставшихся долгов общества. 

     Нормальный (типовой) устав потребительских  обществ способствовал разработке  первого кооперативного закона  России. Нормальный устав и заложенные в нём кооперативные принципы по своему содержанию были близки рочдейлским принципам. Цель потребительского общества определялась продажей товаров потребления хорошего качества по возможно дешёвой цене.

     Утверждение правительством «Нормально (типового) устава» явилось значительной победой кооператоров в борьбе за свои права. Кооперации получила возможность свободно развиваться, объединяться в союзы, проводить съезды.

     Таким образом, кооператоры, создавшие  правовую базу для потребительской  и других видов кооперации, заложили  теоретический фундамент для  формирования кооперативных законов  и уставов, обеспечивающих развитие кооперативного движения в последующее столетие.  
 
 

          
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    3. Предпосылки и история создания Московского союза потребительских обществ (МСПО) как центрального союза России 

     Создание Московского союза потребительских обществ в конце ХIХ века в России стало возможным благодаря возникновению социально – экономических, юридических и идеологических предпосылок.

     К социально – экономическим  предпосылкам организации МСПО  относятся следующие предпосылки:  развитие капиталистических отношений, конкуренции, рост цен, концентрацию финансового капитала. Средние слои населения усиленно объединялись в совместные хозяйственные предприятия – кооперативы в разных отраслях экономики: сельском хозяйстве, мелкой промышленности и торговле.

     С развитием капитализма количество  потребительских обществ и их  членов возрастало. Потребительские общества стали объединяться для осуществления совместных оптовых закупок на Нижегородской ярмарке  и проведения совещания по правовым и организационным вопросам кооперативного движения. В августе 1896 года совещание на Нижегородской ярмарке одобрило Проект Нормального устава потребительских обществ. В 1897 году Нормальный устав был утверждён, и таким образом была создана юридическая предпосылка для развития кооперации и создания Центрального союза России.

     Созданию МСПО способствовал  рост потребительских обществ. 

     Идеологическая предпосылка организации  МСПО сформировалась на основе пропагандисткой и практической деятельности энтузиастов кооперации. К нам относятся: П.Н. Гибнер, И.Х. Озеров, И.И. Янжула, В.И. Ануфриева и другие. В создании центрального союза участвовали женщины – члены правления потребительского общества «Взаимная польза».

     Союзное движение в потребительской кооперации явилось еще одним мощным фактором ее развития в начале XX века.

     Многие потребительские общества не поддерживали идею создания союза. Это свидетельствует о том, что большинство кооперативов не понимали значения объединения, не осознавали того, что в условиях рынка только в единении кооперативы представляют конкурентоспособную организацию.

     Цель союза - содействие установлению и развитию постоянных отношений между потребительскими обществами и организация их совместной деятельности.   

     В октябре 1896 года два московских кооператива - общество потребителей "Взаимная польза'' и Экономическое общество офицеров, возглавляемое П.Н. Гибнером — выступили главными инициаторами и основателями союза. Ими было создано подготовительное бюро в составе пяти человек, включая П.Н. Гибнера. Работа бюро была направлена на разработку и согласование с Министерством внутренних дел Положения о Московском союзе потребительских обществ.

     16 июня 1898 года Министерством внутренних  дел России было утверждено  Положение о Московском союзе потребительских обществ, состоящее из четырёх разделов и двадцати девяти параграфов.

     К этому времени уже действовали 307 потребительских обществ, из которых 90 – городских,  всесословных, 91 – фабрично – заводских, 56 – сельских, 13 – обществ чиновников и служащих, 23 – железнодорожных, 23 – офицерских.

      В положении о МСПО были  определены органы управления  союза: высший орган – собрание  уполномоченных, которое созывалось  один раз в четыре месяца; исполнительный  орган – бюро (правление); контрольный орган – ревизионная комиссия.

     Первое учредительное собрание  Центросоюза (МСПО) состоялось 23-24 октября  1898 года. Учредителями союза стали  восемнадцать потребительских обществ,  из которых пять – из Москвы  и Московской области, а 13 –  из других регионов России. Состав учредителей показывает, что союз создавался с самого начала как объединение всероссийское.

     МСПО сразу стал центральным  союзом России. Однако, в 1898 году  было запрещено создание центральных  организаций рабочих, поэтом союз назвали Московский союз потребительских обществ. В первое бюро МСПО были избраны: П.Н. Гибнер, В.И. Ануфриев, В.А. Галицинский, С.А. Каблуков. В ревизионную комиссию: И.Х. Озеров, Д.Д. Виноградов, В.И. Зубчининов. Первым председателем МСПО стал Николай Петрович Гибнер. МСПО превращался во всероссийский центр потребительской кооперации, и стал выполнять одновременно функции двух центров — хозяйственного и организационного. Союз стремился к организации собственной оптовой торговли с целью снабжения потребительских обществ дешевыми товарами. МСПО, в деятельности которого торгово-закупочные операции стояли на первом месте, гибко взаимодействовал с остальными участниками рынка, сотрудничая и соперничая с ними одновременно. Он мог совершать оптовые закупки товаров у легкой и пищевой промышленности и крупных оптовых фирм на условиях, коммерчески выгодных для него.

Информация о работе Возникновение и развитие первых потребительских обществ в России