Деловая этика как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 18:18, реферат

Описание работы

Понятие этики
Предмет этики, задачи этики
Понятие «профессиональная этика»
Этические нормы и принципы деловых людей

Работа содержит 1 файл

Деловая этика.docx

— 56.11 Кб (Скачать)

Деловая этика

Скачкова  Валентина Александровна

 

Тема: Деловая  этика как наука

  1. Понятие этики
  2. Предмет этики, задачи этики
  3. Понятие «профессиональная этика»
  4. Этические нормы и принципы деловых людей

1.Впервые  термин «этика» был употреблен  Аристотелем. Термин древнегреческого происхождения. Аристотель от слова «этос» образовал прилагательные «этический» или «этосный» и им он обозначил как «понятия класс качеств, относящихся к характеру человека». Характеризуя особенности этики, Аристотель говорил, что «целью этики являются не знания, а поступки людей». Что человек изучает этику не для того, чтобы узнать что такое добродетель, а для того, чтобы стать добродетель.

Этика – философская дисциплина, изучающая  мораль и нравственность, и определяющая присущую данному обществу совокупность принципов человеческого общения. Этическая оценка поступков и  отношений дается в зависимости  от ориентации на достижение добра  и зла, которые выступают критерием  этического суждения.

2.Предметом  изучения этики как науки является  мораль.

Мораль  – Я + общество

Нравственность  – Я + Бог

Мораль  – система стихийно сложившихся  втечение истории взглядов, принципов, норм и требований, предъявляемых  обществом, требований, выполняемых  им добровольно и одобряемых общественным мнением и социальным окружением:

- моральные  нормы складываются стихийно, бессознательно  в качестве регуляторов человеческого  общества

- существующие  нравственные требования выполняются  добровольно и это выполнение приводит к сплочению общества

- мораль  выступает регулятором взаимоотношений  между людьми

Этика должна:

- проанализировать  нравственное состояние общества

- указать  причины, вызвавшие это состояние

- предложить  решения, которые помогли бы  обновить моральные ориентиры  общества

3.Различают этику общечеловеческую и профессиональную этику. Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности. Таким образом, профессиональная этика – кодекс поведения, предписываемый тип отношений, которые представляются наилучшими с точки зрения выполнения работниками своих служебных обязанностей в той или иной профессиональной сфере (врачебная, учительская этика и другие).

Деловая этика должна протекать в соответствие с нормами и правилами. Выделяют 2 группы этих правил:

- комплекс  этических представлений, норм, оценок, которыми личность владеет от  рождения

- нормы  и стандарты, привносимые из вне (правила внутреннего распорядка организации, устные указания руководителя)

4.В мире  существуют разнообразные кодексы поведения деловых людей. К этическим стандартам относятся: честность, свобода, терпимость, тактичность, деликатность, справедливость, деловая обязательность. Честность является стержневым этическим качеством. Требование к честности обусловлено необходимостью совместной деятельности людей в процессе их социальной практики. Честность включает в себя такие позитивные атрибуты как правдивость, принципиальность, верность принятым на себя обязательствам, искренность перед другими людьми и перед самим собой, признание и соблюдение прав других людей на то, что им законно принадлежит. Деловая этика базируется на свободе. Это означает, что бизнесмен, подчиненный и другие должны ценить свободу своих конкурентов, что выражается в недопустимости вмешательства в их дела, ущемление их интересов.

Терпимость  – осознание невозможности преодоления наскока слабости партнеров и клиентов. Терпимость рождает взаимное доверие, понимание, откровенность, помогает гасить конфликтные ситуации.

Быть  тактичным – это значит, что  в любой ситуации осознавать своего партнера, клиента или подчиненного как равноправную человеческую личность с учетом особенностей пола, возраста, характера, привычек.

Деликатность  – вежливость, внимательность, умение щадить самолюбие своих коллег. Она  ориентируется на такие понятия  как справедливость, предполагает оценку деловых и личностных качеств  партнера, признание их индивидуальности, открытость критике, самокритичность.

Формула успеха западных предпринимателей: Преуспевание = профессионализм + порядочность.

Общепринятым  является центральное положение: в  рамках служебного положения никогда  не допускать в отношение к  своим подчиненным, руководству, коллегам таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе.

Необходима  справедливость при наделении сотрудников, необходимыми ресурсами для их деятельности.

Служебное поведение и действие сотрудника признается этичными, если они способствуют развитию организации с моральной  точки зрения.

Действие  сотрудников организации в целом  этичны, если они хотя бы не нарушают этичных норм.

Этичным является терпимое отношение сотрудников  к моральным устоям, традициям, имеющим  место в других организациях, регионах, странах.

Индивидуальное  или коллективное начало равнопризнаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.

Не следует  бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных  вопросов.

Никакого  насилия и нажима на подчиненных.

При воздействии  на коллектив необходимо учитывать  силу возможного противодействия.

Настоятельно  рекомендуют стремиться к бесконфликтности.

Сотрудник не только поступать этично, его и способствовать такому же поведению своих подчиненных.

Не критикую конкурента.

Перечень  принципов может быть продолжен  с учетом деятельности той или  иной организации. Общим для всех профессий являются требования максимально  высокого качества работы в пределах оговоренных возможностей. Недопустимо  введение людей в заблуждение, общим  является принцип сохранения профессиональной тайны, сведений о клиентах, технологиях  и т.д. Важным принципом является право на критику, коллегиальность, экологический принцип, культура устной и письменной речи, стиль общения, грамотность специалистов, ответственность  за каждое сказанное слово, правильность речи и языка. В мире существуют разнообразные  виды кодексов, хартий, деклараций по поведению  человека. В РБ же процесс разработки таких кодексов только начинается.

 
 
 

Тема: Теория морали

  1. Структура морали
  2. Функции морали
  3. Происхождение морали

1.Большинство современных исследователей признают существование морали в 2-х сферах:

- моральное  осознание – сплав чувств, представлений,  в котором специфически выражаются  наиболее глубокие основополагающие  человеческого существования (отношение  человека с другими людьми, с  обществом, с миром). Специфика выражается в понятиях как «добро и зло», «справедливость», «совесть» и т.д. В зависимости от носителя моральное сознание подразделяется на:

   = индивидуальное – еще со времен общественности выделяли 3 части: разумную, волевую и чувствующую (Платон). В соответствии с этим современные философы указывают 3 компонента индивидуального морального сознания: рациональная (ум, разум, стратегия нравственного поведения), чувства (именно чувства улавливают те оттенки поступков, ситуаций, которые рассудок порой не замечает), воля (стойкость, решительность на определенные действия)

   = общественное: обыденное (повседневные суждения по различным проблемам морали и чувства, отличаются размытостью и нечеткостью) и теоретическое (складывается целенаправленно с отделением умственного труда от физического с появлением профессий, представители которых специально рассматривали проблемы нравственной жизни)

   = нравственная практика – включает нравственное отношение и нравственное поведение

Специфика:

= возникают не стихийно, а целенаправленно, сознательно, свободно

= в процессе отношений возникают нравственные ценности

= нравственные отношения не существуют в чистом изолированном виде, а являются компонентом отношений хозяйственных, политических религиозных отношений

= нравственные отношения накладывают отпечаток особенности культуры, религии, традиции

- моральное  поведение – итог наших мыслей, материализация нравственных отношений.  В этом смысле это показатель  его нравственной культуры. Центральным моментом является поступок, характеризует к сознательной постановке целей и к самостоятельному действию. Поступку предшествует мотивация, которая играет роль побудителя к действию. Мотив предшествует поступку и продолжает свое действие во время поведения. Мотивы и поступки могут не совпадать и не соответствовать друг другу. Большую роль играет моральная оценка, которая предполагает одобрение, осуждение.

2.Функции:

- гуманизирующая  – приобщение личности к высоким  нравственным принципам, следование  им, делают его Человеком достойным  любви и уважения

- регулятивная – регулирование действий и помыслов человека

- воспитательная – в центре стоит нравственное воспитание личности

- познавательная – человек оценивает поступки свои и других людей и неизбежно получает представление о себе и других

- коммуникативная  – мораль выступает необходимым  условием, фактором, результатом человеческого  общения, который не возможен  без морали и вне морали

3.Основные мнения о происхождении морали (подходы):

- религиозно-идеалистический  – рассматривает мораль как  дар божий, она авторитарна,  моральные требования даны в  виде божественного закона и  сформулированы в виде 10 заповедей,  справедливость не постигаются  разумом. Непризнание божественного  закона рассматривается как грех

-  натуралистический – утверждает, что мораль изначально заложена в человеке от природы. Социал-дарвиниская концепция считает, что действующих в мире животных за лидерство действует и в человеческом обществе, бытие человека протекает по общим законам живой природы, происхождение нравственности следует искать в борьбе за существование у животных

- социологический  – существование морали связывают  с развитием общества, истоки  нравственности усматриваются в  потребностях общества, а сама  нравственность как ответ на  эти потребности

- культурологический  – для него характерен обобщающий  интегративный подход, не отрицая  ни религиозный, ни натуралистический,  ни социологический подходы. Этот  подход связывает происхождение  морали с конкретными социокультурными  условиями, рассматривает мораль  как культурный феномен

 
 
 

Тема: Служебный  этикет

  1. Понятие служебного этикета
  2. Принципы и нормы нравственного поведения руководителя (отношения по вертикали)
  3. Принципы и нормы нравственного поведения сотрудников организации (отношения по горизонтали)
  4. Метрокорпоративная этика
  5. Этика успеха

1.В каждой  группе есть свои требования  к этикету

Служебный этикет – профессиональные требования подготовленности человека к соблюдению им канонов своей профессии и вопросах выходящих за рамки

………………………………………

Общие этически принципы отношений по горизонтали:

- самоуправление  и контроль над своим поведением  в коллективе, формирование качеств,  необходимых делу, приятных окружающим, способствующих успеху и продвижению  по карьерной лестнице

Информация о работе Деловая этика как наука