Этика деловых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:30, контрольная работа

Описание работы

Общение – многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной жизнедеятельности.
В едином процессе общения выделяют три стороны:
Коммуникативную (обмен информацией);
Интерактивную (взаимодействие общающихся);
Перцептивную (восприятие)

Содержание

Общение как социально-психологическая категория ................................
3
2. Коммуникативная культура в деловом общении......................................... 10
3. Виды делового общения................................................................................. 15
4. Управление деловым общением.................................................................... 19
Литература............................................................................................................. 25

Работа содержит 1 файл

Этика деловых отношений.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

      В деловом общении, особенно во взаимодействии руководителей и подчиненных, используются такие методы воздействия, как поощрение, критика, наказание. Основные этические требования к поощрениям — их заслуженность и соразмерность качеству и эффективности трудовой деятельности. Критика является наиболее распространенной формой выражения неудовлетворенности деятельностью подчиненных или коллег по работе. Критика должна быть объективной (т. е. вызываться негативным поступком, неумелой и недобросовестной работой) и конструктивной, вселять в работника уверенность в его способностях, мобилизовывать на лучшую работу. Наказание может быть осуществлено в виде выговора, штрафа, понижения в должности, увольнения. Основное этическое требование к наказаниям — их неотвратимость за систематические и осознанно допускаемые недостатки.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      4. Управление деловым общением

        Управление общением — это  многообразные формы и методы управления взаимодействием людей. В процессе делового общения благодаря установившимся контактам происходит восприятие людьми каких-то сведений, настроений, распространение или пресечение слухов, поддержка или развенчание источника информации. Вполне понятно, что все деловые люди должны владеть техникой живого контакта, как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, а также умением обращаться со словом.

        При общении происходит взаимодействие, по меньшей мере, двух личностей,  общение вид самостоятельной человеческой деятельности, и атрибут других ее видов. Деловое общение — важнейший фактор не только становления и самосовершенствования работника, но и его духовного и физического здоровья. Кроме того, общение — универсальный способ познания других людей, их внутреннего мира. Благодаря деловому общению работник приобретает свой неповторимый набор личностно-деловых качеств.

      Деловое общение выполняет многообразные  функции, главными из которых являются:

  • организация совместной деятельности;
  • формирование и развитие межличностных отношений;
  • познание людьми друг друга.

      Все это невозможно осуществить без  коммуникативной техники общения, степень владения которой является самым главным критерием профессиональной пригодности работника кадровой службы. Иными словами, работник кадровой службы, как профессионал, должен уметь:

  • формулировать цели и задачи общения;
  • организовывать общение;
  • разбирать жалобы и заявления;
  • владеть навыками и приемами, тактикой и стратегией общении,
  • вести переговоры, управлять деловым совещанием;
  • предупреждать конфликты и разрешать их;
  • доказывать и обосновывать, аргументировать и убеждать, достигать согласия, вести беседу, дискуссию, диалог, спор;
  • осуществлять психотерапию, снимать стресс, чувство страха у собеседника, управлять его поведением.

      Существуют  социально-психологические методы управления общением: заражение, внушение, подражание, убеждение, принуждение.

      Заражение - это бессознательное, стихийное принятие личностью определенного психологического состояния.

        Внушение - это активное воздействие одного субъекта на другого. Внушение происходит при условиях авторитетности источника внушения, доверия к источнику внушения, отсутствия сопротивления внушающему воздействию.

      Подражание - это воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения, манеры говорить и т. п. другого человека. Самое массовое проявление подражания - следование моде, и особенно неосмысленное копирование манеры одеваться, говорить и держать себя наподобие всевозможных кумиров в молодежной среде.

      Убеждение - это целенаправленное воздействие, оказываемое с целью трансформировать взгляды одного человека в систему воззрений другого, является главным методом воздействия на сознательную сферу личности. Его назначение - активизация мышления личности при усвоении информации, формирование у нее убежденности.

      Метод убеждения воздействует и на обыденное, и на теоретическое сознание. На уровне обыденного сознания в результате этого воздействия образуется понимание. В этом мыслительном образовании  присутствуют представления о чем-то, вера в предлагаемую информацию. Все это носит упрощенно-познавательный характер. Только тогда, когда личность преодолеет горизонты обыденного понимания и поднимется до основательного содержательного познания какого-то явления, в ее сознании начнут складываться убеждения, т. е. собственная позиция.

      Убеждение редко применяется как отдельный  метод воздействия на людей. Оно  постоянно взаимодействует с  подражанием и внушением. Отличие  между этими понятиями состоит  в том, что убеждение предполагает сознательное понимание людьми адресуемой им информации, а подражание и внушение рассчитаны на неосмысленное восприятие ими этой информации в силу авторитета выступающего, настроя аудитории, под давлением общественного мнения, личной ценностной ориентации. Подобный психологический эффект воздействия можно наблюдать при прослушивании лекций, проведении массовых театральных, спортивных мероприятий. Ярким примером результативности подражания и внушения являются такие явления, как мола и слухи.

      Применение метода подражания основывается на склонности людей к групповым психологическим состояниям. Еще Аристотель говорил, что люди отличаются от других живых существ тем, что в высшей степени склонны к подражанию, и первые познания человек приобретает посредством подражания. На последнее хотелось бы обратить внимание. Подражание как сознательное или бессознательное имитирование чьих-то действий, манеры поведения и мышления, широко распространено в жизни, в том числе и деловой практике.

      Более сложным является метод внушения. Это приведение путем слова или каким-то другим способом в определенное психологическое состояние (настроение, впечатление, действия) другого лица при отвлечении его волевого внимания и сосредоточения.

        Отличие внушения от подражания  состоит в том, что при подражании достижение цели обеспечивается наглядной выразительностью источника информации или повышенной Привлекательностью исходящей от него информации. Здесь эффект образа — основа восприятия информации. А при внушении достижение цели определяется непосредственным эмоциональным воздействием, главный заряд которого несет слово.

      Принуждение по сравнению с предыдущими методами — это наиболее насильственный метод  воздействия на людей, так как  предполагает стремление заставить  человека вести себя вопреки его желанию и убеждениям. В основе принуждения лежит страх перед наказанием и другими нежелательными для индивида последствиями. Этически принуждение может быть оправдано в исключительных случаях, в частности, если дело доходит до нарушения правопорядка или установленных в обществе моральных норм.

      В общении убеждение, внушение, подражание и принуждение применяются как  взаимосвязанная система методов. Руководитель призван, умело их использовать во время проведения рабочих собраний, различных публичных встреч, совещаний.

        Как бы ни был профессионально  подготовлен руководитель, он обязан  постоянно совершенствовать свою  технологию общения с людьми, как на массовом, так и на  индивидуальном уровне. Найти свой  стиль в общении с людьми  — важное условие успеха. Назовем факторы, влияющие на выбор стиля общения.

      Во-первых, состав аудитории. Здесь полезно  принимать во внимание все то, что  характеризует ее культурно-образовательные, национальные, возрастные, психологические  и профессиональные качества. Различные аудитории предполагают специфические подходы к достижению наилучшего коммуникационного воздействия.

      Во-вторых, содержание и характер материала  выступления. Например, в выступлении, в котором рассматриваются актуальные вопросы профессиональной деятельности, недопустим авторитарный тон, безаппеляционность высказываний. Необходимо проявлять больше доверия к людям, советоваться с ними в процессе выступления. Здесь допустил доверительный обмен мнениями, открытое желание взаимно обогатиться знаниями надежный вариант коммуникационного общения.

      В-третьих, объективная самооценка выступающего своих личностно-деловых качеств, научной компетенции в тех  проблемах, с которыми он вышел к  людям. Важно не переоценивать и  не занижать свою научно-экономическую  и практическую Подготовленность. Следует самокритично оценить свои коммуникабельные качества. Выступающему следует серьезно задумываться над техникой общения, контролировать себя в процессе общения.

      Существуют  несколько видов делового общения: менторский  
поучительный, назидательный; одухотворяющий возвышающей людей, вселяющий в них веру в свои духовные силы и личностные качества; конфронтационный - вызывающий у людей желание возражать, не соглашаться; информационный — ориентированный на передачу слушателям определенных сведений, восстановление в их памяти каких-то знаний.

      Следует стремиться всячески, освободиться от менторского общения, остерегаться появления у руководителя поток поучающего общения. Не должно быть позы, какого-либо проявления своего интеллектуального превосходства над людьми, игнорирования их реакций на излагаемый материал.

      Современные люди сдержанно относятся к информационному  общению. Они хотят обмена мыслями, утверждения себя в научном понимании  реальных факторов, выработки собственных  убеждений. Не случайно сейчас популярно одухотворяющее общение. В его процессе люди проникаются достоинствами интеллектуального общения. У них актуализируется потребность в совершенствовании своего духовного мира. Одухотворяющее общение — наглядный показатель высокой культуры общения.

      Конфронтационное  общение в ряде случаев дидактически необходимо. Бывают пассивные аудитории  или аудитории, которые, как говорят, ничем не удивишь. Бывают темы выступления, которые не вызывают у людей по самым разным причинам живого интереса. Конфронтационная манера общения используется для активизации внимания людей, втягивая их в обсуждение проблемы, она наиболее предрасполагает к возникновению дискуссий, к противоборству различных точек зрения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

    1. Аверченко Л.К. Управление общением: Теория и материалы и практикумы для специального работника: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 1999
    2. Браим И.Н. Культура делового общения. – Минск: ИП «Экоперспектива», 1998
    3. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2004
    4. Социальная психология и этика делового общения: Учеб. Пособие для вузов / под общей ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995

Информация о работе Этика деловых отношений