Профессиональная этика специалиста по социальной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 05:50, лекция

Описание работы

этика административно-управленческого аппарата:
безусловно уважение к человеку, добросовестность, честность, порядочность, культура общения;
запрещение бюрократизма, волокиты, осуждение
черствости, равнодушия, высокомерия, лести и подхалимства перед начальством.

Работа содержит 1 файл

этика.doc

— 1.68 Мб (Скачать)

Профессиональная этика специалиста

по социальной работе 
 

этика административно-управленческого аппарата:

  • безусловно уважение к человеку, добросовестность, честность, порядочность, культура общения;
  • запрещение бюрократизма, волокиты, осуждение

    черствости, равнодушия, высокомерия, лести и подхалимства перед начальством.

   Врачебная этика:

  • руководствоваться представлениями о гуманном значении труда медика, соображениями о необходимости поддержания телесного и духовного здоровья пациентов (не считаясь с трудностями, а иной раз и с требованиями безопасности);
  • сохранение врачебной тайны;
  • недопустимость экспериментирования в лечебных учреждениях.

   Этика правоохранительных органов:

  • неподкупность, верность духу и букве закона;
  • соблюдение принципа равенства всех перед законом;
  • презумпция невиновности (считать обвиняемого невиновным, пока не доказана его вина);
  • использование силы закона не только для наказания, но и для воспитания, исправления правонарушителя.

   Педагогическая этика:

  • уважение личности ученика, но и требовательность к нему;
  • поддержание авторитета самого учителя, педагогического коллектива;
  • соблюдение правила корректного ведения различных видов деятельности в учебно-воспитательном процессе;
  • закрепление авторитета наставника и старшего товарища.

   Этика в сфере обслуживания:

  • культура общения, честность;
  • недопустимость круговой поруки, протекционизма и др.

   Особенность профессионально-этической системы социальной работы заключается в том, что социальная работа как практическая деятельность обладает чертами, отличающими ее от других видов профессиональной деятельности, относящихся к типу профессий «человек --человек». Одной из основных отличительных черт является характерная специфика профессионального действия и интеракций между специалистом и клиентом. В отличие от ролевых субъект-объектных отношений, свойственных различным видам профессий, в социальной работе доминируют субъект-субъектные отношения, носящие доверительный характер, при которых клиент сохраняет за собой преимущественное право при принятии решений.

   Профессиональные услуги специалиста социальной работы, решающего личностные проблемы клиента на уровне консультанта-психолога или педагога, специалиста-менеджера по кадрам (персоналу) или занимающегося организационной, социально-аналитической, прогностической и другими видами социально-помогающей деятельности требуют основательной теоретической подготовки, специфических навыков профессионального общения в различных социальных сферах (здравоохранение, педагогические системы, юридические учреждения и ведомства, социальные учреждения и др.).

   Специфика профессиональной этики обуславливается, прежде всего, особенностями клиентов социальных учреждений. За помощью обращаются преимущественно представители материально не обеспеченных, социально уязвимых или маргинальных слоев общества. Эти категории населения требует особого внимания и особых профессиональных навыков в процессе оказания различных видов социально-помогающей деятельности.

   Профессиональная этика как учебная дисциплина

   Как философская наука, отличная от обыденного морального сознания, стихийно формирующегося в процессе социальной практики людей, этика возникла в результате отделения духовно-теоретической деятельности от материально-практического труда. Предметом изучения этики является мораль, выступающая формой общественного сознания и общественным институтом, который выполняет функцию регулирования поведения человека (И.С. Кон). Мораль наряду с другими формами общественной дисциплины тесно переплетается с ними и вместе с тем представляет собой 

нечто специфическое. Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах его общественной жизни -- в труде и быту, в политике и науке, в семье и общественных местах, хотя и играет в них неодинаковую роль (Труда нравственность, Профессиональная этика, Быта нравственность, Брачно-семейная мораль). Синонимом морали является понятие нравственность (рус. вариант лат. термина «мораль» происходит от слова «нрав»).

   Профессиональная этика -- одна из фундаментальных теоретических основ любой профессиональной деятельности, представляющей собой науку о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности. Профессиональная этика вместе с тем -- это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология.

   Профессиональная мораль -- система моральных норм и требований, обязательных для работников определенной профессии, отражающаяся в моральном сознании общества в качестве его составной части.

   Этика социальной работы -- учение о нравственных основах профессиональной социальной деятельности по оказанию помощи социально не защищенным слоям населения, усилению или восстановлению их способности к функционированию и созданию благоприятных условий для достижения этих целей, профессио- нально-этических норм поведения специалистов по социальной работе, работников социальных служб.

   Этика социальной работы -- наука о разных аспектах нравственной деятельности субъектов социальной работы, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного процесса профессиональной деятельности социального работника.

   Профессиональная мораль специалиста по социальной работе -- это определенная система принципов и норм, оценок и убеждений, оказывающих влияние на исполнение профессионального долга, на взаимоотношения с клиентом, представителями социальных институтов, коллегами, обществом.

   В основе профессиональной морали специалиста по социальной работе лежат принципы этики социальной работы (принцип моральной ответственности перед клиентом, обществом, коллегами и профессией). Она включает также общие нормы -- наиболее широкие требования, обобщающие большой круг реальных отношений специалиста с субъектами профессиональной деятельности.

   Моральные требования и нормы находят обобщенное выражение в моральных принципах, определяющих стандарты профессионального поведения специалиста, которые предусматривают определенную меру вмешательства в практическую деятельность социального работника. Это означает, что обществу предоставляется гарантия того, что социальный работник прошел необходимое обучение и подготовку, владеет всеми необходимыми навыками и отличается известной мерой настойчивости и упорства в предоставлении профессиональных услуг.

   Объектом изучения этики социальной работы является профессиональная мораль специалистов, а. предметом -- возникающие в процессе работы этические отношения, этическое сознание и этические действия социальных работников.

    Основные задачи этики социальной работы:

  • исследование методологических проблем, сущности, категорий и специфики профессиональной морали;
  • исследование характера нравственных отношений в социальной сфере;
  • разработка нравственных аспектов социальной работы как профессиональной деятельности;
  • выявление требований, предъявляемых к про- фессионально - нравственной культуре социального работника;
  • разработка вопросов нравственного развития и самовоспитания социального работника.

Содержание этики социальной работы включает в себя нравственное сознание (взгляды, убеждения, чув- ...коллегами и другими субъектами профессиональной деятельности), нравственную деятельность (социальная помощь, развитие, опыт).

   Нравственное сознание специалиста по социальной работе -- центральный компонент нравственной культуры личности, детерминирующий профессиональные отношения и деятельность.

   Нравственные отношения -- совокупность поступков, совершенных не по соображениям выгоды, а по велению совести, по критерию справедливости и добра. В социальной работе это отношения между субъектами деятельности, в основе которых лежат принципы этики социальной работы.

   Нравственная деятельность -- это момент или сторона других видов человеческой деятельности: производственной, политической, научной, художественной. Она составляет нравственный мотив деятельности -- желание совершить добро, исполнить долг, отстоять личную честь и достоинство. Нравственная сторона деятельности в социальной работе является детерминирующей данной профессиональной деятельности, системообразующим звеном во всех ее видах (социальная помощь клиенту, профессиональное развитие и самообразование, научно-исследовательская работа и т. д.).

   Основные категории этики социальной работы -- это основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны профессиональной морали и составляющие теоретический аппарат этики социальной работы.

   В профессиональной этике социальной работы основополагающее значение имеют категории профессиональной чести и совести, справедливости и достоинства, профессионального долга, авторитета и самодисциплины. В них основные стороны нравственности выражаются в понятиях морального сознания, моральных отношений и чувств, моральной деятельности. Всякое моральное представление (понятие) нормативное, оно всегда что-либо предписывает.

   Профессиональная справедливость -- понятие морального сознания, выражающее должный порядок человеческих взаимоотношений в социальной работе.

Выступает как благо, идеал или норма взаимодействия и поведения субъектов социальной деятельности.

   Профессиональный долг -- превращение требований нравственности, в равной мере относящихся ко всем людям, в личную задачу конкретного специалиста, сформулированную применительно к частным ситуациям, но базирующихся на общенормативных требованиях профессиональной деятельности в области социальной работы.

   Профессиональная честь -- понятие морального сознания, сходное с категорией «достоинство», включает осознание специалистом себя как профессионала. Профессиональная честь социального работника раскрывает отношение человека к самому себе как профессионалу конкретной деятельности.

   Совесть -- одна из высших форм способности человека оценивать и контролировать свои поступки (в том числе и поступки в профессиональной деятельности) с точки зрения моральных требований (требований профессиональной морали). В качестве своей основы совесть включает понимание личностью ответственности перед другим человеком, социальной группой или обществом. В социальной работе это выражается в моральной ответственности специалиста перед клиентом, коллегами, обществом.

   Авторитет -- неформальное влияние какого-либо лица или социальной группы, основанное на знаниях, умениях, опыте или нравственных достоинствах. Авторитет социального работника основан на знаниях, умении и практическом опыте в области социальной работе и выражается в способности специалиста без принуждения влиять на субъектов профессионального взаимодействия. Авторитет может быть: а) формальным -- представляет собой авторитет профессии и должности; б) неформальным -- является показателем моральной значимости и степени влияния специалиста на клиента и его окружение.

   Вопросы для обсуждения

   1. Сущностная характеристика базовых этических категорий (мораль, нравственность).

  1. Общее и особенное в категориальном аппарате профессионально-этических основ социальной работы.
  2. Роль ценностно-нормативного регулирования в деятельности органов и служб социальной защиты населения.
  3. Этико-аксиологический подход в современной системе профессионального образования специалистов социальной работы.

Информация о работе Профессиональная этика специалиста по социальной работе