Анализ финансового состояния предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 07:54, курсовая работа

Описание работы

В первой главе данной работы был показан механизм формирования финансовых ресурсов предприятия, составляющих основу экономического потенциала государства. Основным источником финансовых ресурсов действующих предприятий выступает выручка от реализации продукции, услуг, работ. В процессе перераспределения выручки отдельные её части принимают форму доходов и накоплений.
В главе второй, занимающей большую часть работы, было обследовано действующее предприятие и его финансовое положение. В ходе работы было установлено реальное положение дел на предприятии; выявлены изменения в финансовом состоянии и факторы, вызвавшие эти изменения.
В третьей главе был составлен и проанализирован прогноз некоторых основных тенденций развития предприятия. Проделанный анализ выполнен по методикам Н.П. Кондракова.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 382.00 Кб (Скачать)

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ДАЛЬРЫБВТУЗ (ТУ) 
 
 

Кафедра: “Бухгалтерский учет, аудит и анализ хозяйственной деятельности” 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 
 
 
 
 

“Анализ финансового состояния  предприятия” 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Автор - Казачек Т.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Владивосток  

    Введение. 

    Рыночная  экономика в Российской Федерации  набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция  как основной механизм регулирования  хозяйственного процесса.

    В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.

    Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия  в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Финансовое состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении. Однако одного умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели.

    В рыночной экономике давно уже  сформировалась самостоятельное направление  позволяющее решать ряд поставленных вами задач, известное как “Финансовое  управление” или “Финансовый менеджмент”.

    Финансовый  менеджмент как наука имеет сложную  структуру. Одной из составных его  частей является финансовый анализ, базирующийся на данных бухгалтерского учёта и  вероятностных оценках будущих  факторов хозяйственной жизни. Связь бухгалтерского учёта с управлением очевидна. Управлять – значит принимать решения. Управлять – значит предвидеть, а для этого необходимо обладать достойной информацией.

    В связи с этим бухгалтерская отчётность становится информационной основой  последующих аналитических расчётов, необходимых для принятия управленческих решений.

    Решения финансового характера точны  настолько, насколько хороша и объективна информационная база.

    Финансовый  менеджмент базируется на нескольких основных концепциях: временная ценность денежных ресурсов, денежные потоки, финансовый риск, цена капитала, эффективный рынок и др.

    Для финансового менеджера временная  ценность денежных ресурсов имеет особое значение, поскольку в аналитических  расчётах приходится сравнивать денежные потоки, генерируемые в разные периоды времени.

    В настоящих условиях финансовый менеджер становится одним из ключевых фигур  на предприятии. Он ответственен за постановку проблем финансового характера, анализ целесообразности использования  того или иного способа решения принятого руководством предприятия, и предложения наиболее приемлемого варианта действия.

    Деятельность  финансового менеджера в общем, виде может быть представлена следующими направлениями: общий финансовый анализ и планирование; обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управления источниками средств), распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика).

    Итак, успешное финансовое управление, направленное на:

    – выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы

    – избежание банкротства и крупных финансовых неудач

    – лидерств в борьбе с конкурентами

    – приемлемые темпы роста экономического потенциала фирмы

    – рост объёмов производства и реализации

    – максимизация прибыли

    – минимизация расходов

    – обеспечение рентабельной работы фирмы

    и есть цель финансового менеджмента. 

    Рисунок 1

    Направления анализа хозяйственной деятельности

    

 

    Анализом  финансового состояния занимаются не только руководители и соответствующие  службы предприятия, но и его учредители, инвесторы - с целью изучения эффективности  использования ресурсов; банки - для оценки условий кредитования и определения степени риска; поставщики - для своевременного получения платежей; налоговые инспекции - для выполнения плана поступления средств в бюджет и т.д. В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний.

    Внутренний  анализ проводится службами предприятия, его результаты используются для  планирования, контроля и прогнозирования  финансового состояния предприятия. Его цель - обеспечить планомерное  поступление денежных средств и  разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы получить максимальную прибыль и исключить банкротство.

    Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель - установить возможность выгодного вложения средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить потери. Внешний анализ имеет следующие особенности:

    - множественность субъектов анализа,  пользователей информацией о  деятельности предприятия;

    - разнообразие целей и интересов  субъектов анализа;

    - наличие типовых методик, стандартов  учета и отчетности;

    - ориентация анализа только на  внешнюю отчетность;

    - ограниченность задач анализа  при использовании только внешней  отчетности;

    - максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия. 

    Как известно, предприятие - сложное формирование, состоящее из партнерских групп, находящихся в тесном взаимном общении. Среди партнерских групп можно  выделить основные и не основные.

    Перечень  основных партнерских групп, их вклад  в хозяйственную деятельность предприятия, требования в отношении компенсации  своего участия и интересы, которых  они добиваются в предпринимательской  деятельности, систематизированы в  таблице № 1.

    Основные  партнерские группы заинтересованы в успехах предприятия, так как  от этого находится в прямой зависимости  их благополучие.

    К не основным партнерским группам  относятся группы, опосредованно  заинтересованные в успехах предприятия - страховые компании, аудиторские и юридические фирмы и т.д.

    Практика  финансового анализа уже выработала методику анализа финансовых отчетов. Можно выделить шесть основных видов  анализа:

    - горизонтальный (временной)  анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

    - вертикальный (структурный)  анализ - определение структуры финансовых показателей;

    - трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенного от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов;

    - анализ относительных  показателей (финансовых коэффициентов) - расчет числовых отношений различных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;

    - сравнительный анализ, который делится на:

    -- внутрихозяйственный - сравнение  основных показателей предприятия  и дочерних предприятий, подразделений;

    -- межхозяйственный - сравнение показателей  предприятия с показателями конкурентов,  со среднеотраслевыми;

    -- факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель. 

    Таблица 1

Основные  партнерские группы

Партнерские группы Вклад партнерской группы Требования  компенсации Объект  финансового анализа
Собственники Собственный капитал Дивиденды Финансовые результаты и финансовая устойчивость
Инвесторы, заимодавцы Заемный капитал Проценты на вложенный капитал Кредитоспособность
Руководители (администрация) Знание дела и умение руководить Оплата труда  и доля прибыли сверх оклада Все стороны  деятельности предприятия
Рабочие Приведение  в действие средств и предметов  труда Заработная  плата, премии, социальные условия Финансовые  результаты предприятия
Поставщики  средств и предметов труда Обеспечение непрерывности  и эффективности процесса производства продукции Договорная  цена Платежеспособность
Покупатели (клиенты) Реализация  продукции Договорная  цена Финансовые  результаты предприятия
Налоговые органы Услуги общества Своевременная и полная оплата налогов Финансовые  результаты предприятия

    Основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия служат:

    - Бухгалтерский баланс (форма №  1) (приложение № 1);

    - Отчет о прибылях и убытках  (форма № 2) (приложение № 2); 

    Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:

    А) отчет о движении капитала (форма № 3) (приложение № 3),

    Б) отчет о движении денежных средств (форма № 4) (приложение № 

     4),

    В) приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) (приложение

      № 5),

    Г) пояснительная записка (приложение № 6). 

 

     Значение и сущность анализа финансового состояния предприятия как инструмента принятия управленческого решения. 

    1.1. Значение финансового анализа  в современных условиях

      Финансы предприятия - это экономическая  категория, особенность которой  заключается в сфере ее действия и присущих ей функции.

    Современная финансовая система государства  состоит из централизованных и децентрализованных финансов.

    "Финансы  - это совокупность экономических  денежных отношений, возникающих  в процессе производства и  реализации продукции, включающих формирование и использование денежных доходов, обеспечение кругооборота средств в воспроизводственном процессе, организацию взаимоотношений с другими предприятиями, бюджетом, банками, страховыми организациями и др."

    Исходя  из этого, финансовая работа на предприятии, прежде всего, направлена на создание финансовых ресурсов для развития, в целях обеспечения роста рентабельности, инвестиционной привлекательности, т. е. улучшение финансового состояния предприятия.

    Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразным их размещением и эффективным использованием, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.

    Финансовое  состояние предприятия может  быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать  свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем устойчивом финансовом состоянии.

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия