Анализ местного бюджета на примере бюджета АРК

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 09:55, курсовая работа

Описание работы

Новый этап формирования рыночной экономики Украины определен Конституцией, выделившей два качественно новых звена в составе бюджетной системы страны – государственные и местные бюджеты, каждое из которых является самостоятельным.
Практика формирования и исполнения местных бюджетов имеет свою специфику, отличительные особенности и проблемы.
Традиционно к местным бюджетам относились: районные, городские, сельские и поселковые бюджеты, районные бюджеты в городах. Местные бюджеты осуществляют важную роль в процессе социально-экономического развития региона, обеспечивая финансирование основной сети дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений [3].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МЕСТНЫХ ФИНАНСОВ 5
Сущность бюджета, исторические предпосылки
к его созданию 5
Бюджетная система и бюджетное устройство Украины 8
Роль местных бюджетов в экономической
системе государства 13
АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
БЮДЖЕТА АР КРЫМ 19
Анализ формирования бюджета АР КРЫМ 19
Анализ использования бюджета АР КРЫМ 28
Анализ финансовой обеспеченности бюджета АР КРЫМ 32
РОЛЬ БЮДЖЕТА АР КРЫМ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕСПУБЛИКИ 31
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 100.09 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                               3

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

МЕСТНЫХ ФИНАНСОВ                                                                             5

    1. Сущность бюджета, исторические предпосылки

к его созданию                                                                                     5

    1. Бюджетная система и бюджетное устройство Украины                 8
    2. Роль местных бюджетов в экономической

системе государства                                                                          13

  1. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

БЮДЖЕТА АР КРЫМ                                                                                 19

    1. Анализ формирования бюджета АР КРЫМ                                   19
    2. Анализ использования бюджета АР КРЫМ                                    28
    3. Анализ финансовой обеспеченности бюджета АР КРЫМ            32
  1. РОЛЬ БЮДЖЕТА АР КРЫМ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕСПУБЛИКИ                                                                       31

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ                                                                           39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                            41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

   Новый этап формирования рыночной экономики Украины определен Конституцией, выделившей два качественно новых звена в составе бюджетной системы страны – государственные и местные бюджеты, каждое из которых является самостоятельным.

  Практика формирования и исполнения местных бюджетов имеет свою специфику, отличительные особенности и проблемы.

   Традиционно к местным бюджетам относились: районные, городские, сельские и поселковые бюджеты, районные бюджеты в городах. Местные бюджеты осуществляют важную роль в процессе социально-экономического развития региона, обеспечивая финансирование основной сети дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений [3].

 Исследуемая тема очень актуальна, т.к. за понятием местные бюджеты скрывается огромное количество не только научных, но и практических проблем выдвигаемых самой жизнью. Прежде всего, необходимость исследования роли местного бюджета в социально-экономическом развитии региона обусловлена осуществлением в стране экономической реформы, которая отражается на социальной жизни населения, осуществлением бюджетной реформы и развитием бюджетного федерализма. Продолжение экономических реформ в Украине предъявляет особые требования к четкости функционирования бюджетных процессов.

    Решение проблем становится также социально неотложным. Задержки по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы приводит к созданию критических ситуаций. Это приобретает системный характер, и никакие вливания средств в местные бюджеты не изменяют дел к лучшему. Несмотря на высокий профессиональный уровень законодателей, ученых и финансистов-практиков, в исследовании роли местного бюджета, межбюджетных отношений имеется немало «белых пятен».

   Требуется новый концептуальный подход к анализу роли местного бюджета в социально-экономическом развитии региона и разработке основных направлений ее реформирования.

   Теоретическая и практическая нерешенность многочисленных проблем в социально-экономической сфере региона определили направленность данной работы.

    Целью курсовой работы является определение экономического содержания роли местного бюджета в социально-экономическом развитии региона. В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решались следующие задачи:

  • раскрыть содержание и понятие местного бюджета и бюджетного процесса
  • исследовать структуру формирования доходной и расходной части местных бюджетов
  • исследовать структуру межбюджетных отношений и показать их место на местном уровне.
  • Выявить проблемы межбюджетных отношений на местном уровне

Объектом  исследования выступает бюджет АР Крым.

Предметом исследования в данной курсовой работе является совокупность всех бюджетных  отношений, направленных на формирование и использование бюджетных ресурсов АР Крым.

    Использованы следующие методы научного анализа: экономическое описание, анализ и синтез, системный подход, индукция и дедукция, научная абстракция.

Работа изложена на 45 страницах машинописного текста, содержит 7 таблиц, список литературных источников содержит 24 наименования, содержит 3 приложения.

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНЫХ ФИНАНСОВ
    1. Сущность бюджета, исторические предпосылки к его созданию

 

Бюджет   - совокупность денежных отношений, связанных  с распределением и перераспределением ВВП и национального дохода, с  целью формирования и использования  основного централизованного фонда  денежных средств, предназначенного для  выполнения  государством своих  функций. Бюджет является основным финансовым планом государства, в котором находят  отражение все распределительные  процессы, происходящие благодаря бюджетным  отношениям, все предусмотренные  источники и объемы поступлений, направления распределения и  использования средств.

По материальному  содержанию бюджет является основным централизованным фондом денежных средств. Наряду с такими централизованными  фондами, как Пенсионный фонд, государственные  социальные фонды, государственные  резервы, бюджету отводится главная  роль [3].

Следует отметить также такой важный аспект, как юридическая сила бюджета. Бюджет является одним из основных законов  экономического направления. Он определяет основные направления финансовой политики государства, содержание и структурные  основы финансовой деятельности государства  в целом, а также органов государственного управления и местного самоуправления.

Экономисты  в современных работах говорят  о двух функциях, выполняемых бюджетом – распределительную и контрольную. Они присущи бюджету как финансовой категории. Через распределительную  функцию происходит процесс концентрации денежных средств в руках государства  и их использования с целью  удовлетворения общегосударственных  потребностей, контрольная функция  дает возможность регулировать и  отслеживать, насколько своевременно и в полном объеме финансовые ресурсы  поступают  в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции  в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.

Основным  источником формирования бюджета является ВВП. Государство как участник распределительных  процессов организовывает распределение  и перераспределение ВВП в  интересах всех членов общества и  субъектов материального воспроизводства. С одной стороны, государство  как владелец средств производства имеет право на определенную часть  ВВП на стадии его первичного распределения. С другой стороны  - государство  выполняет общественные функции (управленческую, экономическую, социальную), конституционно закрепленные за ней, которые без  необходимого объема денежных средств  невозможны. Поэтому государство  организовывает перераспределительные  процессы с целью централизации  части ВВП в соответствующем  бюджетном фонде, что по сути является платой общества за выполнение государством своих функций [4,6].

 Финансовые отношения государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением называют бюджетными. Бюджетные отношения являются очень сложными, многогранными, масштабными и носят всеобъемлющий характер.

В условиях утверждения в Украине экономики  рыночного типа бюджет выступает  одним из главных институтов экономического суверенитета государства, т.к. обеспечивает не только аккумулирование средств, необходимых для финансирования потребностей государства, используется не только для частичного перераспределения дохода с целью поддержания благоприятной социальной среды в государстве, но и активно влияет на экономические, социальные, национальные, политические и региональные процессы в обществе и внедрение высшими органами власти соответствующей национальной стратегии развития, направленной на укрепление государственной безопасности.

Экономическая природа бюджета проявляется  как раз в том, что при его  помощи государство предоставляет  обществу блага и услуги, существенно  влияющие на качество жизни и уровень благополучия в стране. К таким благам следует отнести оборону государства, национальную безопасность и правопорядок, благоустройство, защиту окружающей среды, образование, охрану здоровья, науку и культуру и т .д.

Необходимо  также сказать, что Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между основными группами носителей различных социально - экономических интересов в стране. Это компромисс между собственниками и работающими по найму по вопросам налогообложения, собственности, доходов и заработной платы, по вопросу бюджетных расходов на социальные цели; компромисс между общегосударственными и местными интересами; компромисс между промышленными и сельскохозяйственными районами в отношении распределения налогов и бюджетных дотаций; компромисс между интересами отдельных отраслей и формам по поводу налогов субсидий, льготных кредитов и государственных заказов, подрядов на строительство, инвестиционных премий. Каждый такой компромисс сопровождается борьбой политической, предвыборной и в стенах парламента, фракционной внутри партии и на страницах печати [24].

 Архивы доносят до нас сведения, что слово «бюджет» происходит от нормандского «bouge», «bougtte»,что в переводе означает – «кожаный мешок», «карман». Это слово начали исполнять англичане, изменив его на «budget»,что в действительности оказалось кожаным мешком, в котором приносили в парламент документы, в которых содержались сведения про государственные расходы и и доходы, а потом бюджетом стали называть доклад канцлера казны, с которым он выступал в парламенте.

Зародившийся  класс буржуазии был заинтересован  в финансовой поддержке со стороны  государства, и активно выступал против неограниченных финансовых прав монарха. Буржуазия требовала установления контроля над государственными расходами, с правом установления или отмены налогов. В ходе буржуазных революций, эти требования были воплощены в жизнь.

Появление бюджета связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим  основам в общественной жизни.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что борьба буржуазии в области финансов послужила исходной предпосылкой в возникновении бюджета и развитии бюджетных отношений.

Бюджет  во всех государствах мира является основой  государственных финансов и основным фондом денежных средств государства [6].

 

    1.  Бюджетная система и бюджетное устройство Украины

 

Согласно  Бюджетному кодексу, бюджетная система  - совокупность государственного и местного бюджетов, построенная с учетом экономических отношений, государственного и административно-территориального устройств и урегулированная нормами права. Бюджетная система как совокупность отдельных звеньев, юридически связанных между собой, базируется на общепринятых принципах. В унитарных государствах, таких как Украина, бюджетная система состоит из двух звеньев: центрального и местного бюджетов. В федеративных государствах (США, Россия, ФРГ) к этим двум звеньям добавляются еще бюджеты членов федерации [24].

 Бюджетным кодексом провозглашается, что бюджетная система Украины строится на основе справедливого и непредвзятого распределения дохода между гражданами и административно-территориальными единицами, и состоит из государственного и местных бюджетов (около 13 тыс.).

Совокупность  всех бюджетов, входящих в бюджетную систему является сводным бюджетом Украины. Сводный бюджет используется для реализации положений государственного регулирования экономического и социального развития Украины.

   Бюджетная система базируется на следующих принципах: принцип единства, сбалансированности, самостоятельности, полноты, обоснованности, эффективности, субсидиарности, целевого использования бюджетных средств, справедливости и непредвзятости, публичности и прозрачности, ответственности участников бюджетного процесса [5].

Взаимосвязь между всеми звеньями обеспечивается при помощи сводных бюджетов. Наибольшим по объему является Государственный бюджет Украины, за счет которого финансируется 67,3% (2010г.) расходов всех бюджетов, при чем наметилась тенденция к увеличению этой части, что говорит о растущей централизации в государстве.

Информация о работе Анализ местного бюджета на примере бюджета АРК