Анализ местного бюджета на примере бюджета АРК

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 09:55, курсовая работа

Описание работы

Новый этап формирования рыночной экономики Украины определен Конституцией, выделившей два качественно новых звена в составе бюджетной системы страны – государственные и местные бюджеты, каждое из которых является самостоятельным.
Практика формирования и исполнения местных бюджетов имеет свою специфику, отличительные особенности и проблемы.
Традиционно к местным бюджетам относились: районные, городские, сельские и поселковые бюджеты, районные бюджеты в городах. Местные бюджеты осуществляют важную роль в процессе социально-экономического развития региона, обеспечивая финансирование основной сети дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений [3].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МЕСТНЫХ ФИНАНСОВ 5
Сущность бюджета, исторические предпосылки
к его созданию 5
Бюджетная система и бюджетное устройство Украины 8
Роль местных бюджетов в экономической
системе государства 13
АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
БЮДЖЕТА АР КРЫМ 19
Анализ формирования бюджета АР КРЫМ 19
Анализ использования бюджета АР КРЫМ 28
Анализ финансовой обеспеченности бюджета АР КРЫМ 32
РОЛЬ БЮДЖЕТА АР КРЫМ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕСПУБЛИКИ 31
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 100.09 Кб (Скачать)

 

Проанализировав данные таблицы 2.6 и изучив функциональную структуру расходов Автономной Республики Крым, можно сделать вывод об отсутствии четких тенденций в структуре  распределения средств на расходы. В целом за три исследуемых  года расходная часть значительно  увеличилась – практически в 2 раза.

Несмотря  на сокращение в структуре расходов удельного веса расходов на государственное  управление, показатель этот неизменно  увеличивается, что является отрицательным  показателем. Расходы на управление за 3 года увеличились более чем  на 25%, и это подтверждает необходимость  оптимизации аппарата власти и более  рационального использования средств. Удельный вес расходов на образование  в структуре расходов также сокращается, хотя сам показатель увеличивается  – за 3 года более чем на 13%.

Нужно отметить, что темп роста расходов на образование  значительно ниже, чем у расходов на управление – и это говорит  о необходимости изменений в  более рациональном перераспределении  ресурсов. Удельный вес расходов на здравоохранение и социальную защиту сокращается, сам же показатели 2011 года хоть и увеличились, но крайне незначительно. Сокращаются и объемы расходов на культуру и искусство, физкультуру и спорт, удельный вес в структуре расходов этих показателей также неизменно сокращается на протяжении исследуемого периода.

   К позитивным тенденциям следует  отнести увеличение объемов расходов  на транспорт, строительство,  услуги, связанные с экономической  деятельностью. За 3 года увеличивались  не только сами показатели, но  и их удельный вес в структуре. 

Отсутствуют стойкие тенденции у показателей, характеризующих расходы на целевые  фонды и расходы по охране окружающей среды, расходы, не отнесенные к основным группам, расходы на обслуживание долга.

Качественные  и количественные изменения структуры  расходов говорят о происходящих в Автономной Республике Крым изменениях экономического характера, имеющих  под собой политическую основу. Не все изменения носят позитивный характер, но большинство из них оправданы, направлены на развитие стратегически важных объектов и отраслей.

 

2.3 Анализ финансовой обеспеченности  бюджета АРК

 

Чтобы обеспечить стабильное развитие региона, необходимо обеспечить максимально  рациональное использование бюджетны средств – сбалансировов расходно-доходную часть так, чтобы не было ни дефицита ни профицита. Для сбалансированности бюджета и достижения реальности его показателей необходимо: пересмотреть получателей трансфертов, дотаций, субсидий. Это особенно касается сельского хозяйства и государственных предприятий. Необходимо совершенствование структуры выделяемых средств, так как продолжается практика выделения бюджетных средств бесперспективным, убыточным хозяйствам, производственная переориентация сельскохозяйственных предприятий, развитие рыночной структуры.

Также необходимо полностью отказаться или сократить поддержку отраслей, осуществляющих производство неэффективной, неконкурентноспособной продукции, стимулируя отечественных производителей, выпускающих быстроокупаемую продукцию соответствующую мировым стандартам.

Разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов бюджета и сокращение его расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размерам в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами, позволят стабилизировать финансовое положение нашей страны [2, 3 , 4]

Таблица 2.7 Финансирование бюджета Автономной Республики Крым за 2009-2011 гг.

Наименование показателей

 

2009 год

 

2010 год

 

2011 год

 

Общий фонд

 

Всего

 

Общий фонд

 

 

Всего

 

Общий фонд

 

 

Всего

Общее финанс-ие 

 

-

 

-

 

96301,0

 

8500,0

 

-888101,4

 

503312,2

Финанс-е по акт.операциям 

 

-

 

-

 

96301,0

 

8500,0

 

-888101,4

 

103312,2

Изменение объемов ден. ср-в

 

32938,9

 

32938,9

 

96301,0

 

8500,0

 

-888101,4

 

103312,2

Возврат ден. ср-в с депоз. счетов

 

32800,0

 

32800,0

 

-

 

-

 

-

 

-

Остатки ден.ср-в

 на 1.01

 

188,9

 

188,9

 

76292,6

 

8500,0

 

59856,6

 

103812,2

Остатки ден.ср-в

на 31.12

 

50,0

 

50,0

 

442,6

 

-

 

500,0

 

500,0


 

За 2009 год  Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым был установлен предельный дефицит бюджета Автономной Республики Крым на 2009 год в сумме 32938,9 тыс. грн., в том числе дефицит общего фонда бюджета Автономной Республики Крым - 32938,9 тыс. грн.

В 2010 год был установлен предельный дефицит бюджета Автономной Республики Крым в сумме 104801,0 тыс. грн., в том числе дефицит общего фонда бюджета Автономной Республики Крым - 96301,0 тыс. грн., и дефицит специального фонда бюджета Автономной Республики Крым в сумме 8500,0 тыс. грн., в том числе дефицит бюджета развития 8500,0 тыс. грн., из них за счет не использованных в 2009 году остатков средств бюджета развития - 8500,0 тыс. грн.

Также Постановлением ВР АРК было определено, что покрытие дефицита общего фонда бюджета Автономной Республики Крым в сумме 20451,0 тыс. грн. будет осуществляется за счет средств, возвращенных 21 сентября 2010 года органами Государственного казначейства Украины во исполнение поручения Кабинета Министров Украины от 13 сентября 2010 года N 55077/1/1-10, незаконно списанных в 2009 году из остатка средств общего фонда бюджета Автономной Республики Крым с балансового счета  "Средства общего фонда местных бюджетов"

В бюджете 2011 года был предусмотрен профицит бюджета Автономной Республики Крым в сумме 947458,0 тыс. грн., в том числе общего фонда бюджета Автономной Республики Крым - в сумме 947458,0 тыс. грн., направлением использования которого определить передачу средств из общего фонда бюджета Автономной Республики Крым в бюджет развития специального фонда бюджета Автономной Республики Крым, из суммы профицита бюджета Автономной Республики Крым 891000,0 тыс. грн. - за счет субвенции из Государственного бюджета Украины на социально-экономическое развитие Автономной Республики Крым, 45685,1 тыс. грн. - за счет субвенции из Государственного бюджета Украины на реализацию приоритетов развития регионов.

Установлен дефицит бюджета Автономной Республики Крым в сумме 1450770,2 тыс. грн., в том числе: дефицит общего фонда бюджета Автономной Республики Крым в сумме 59356,6 тыс. грн., источником покрытия которого определить свободный остаток бюджетных средств; дефицит специального фонда бюджета Автономной Республики Крым на 2011 год в сумме 1391413,6 тыс. грн., источниками покрытия которого определить: остаток средств республиканского фонда охраны окружающей природной среды, сформировавшийся на 1 января 2011 года, - в сумме 27500,0 тыс. грн.;

остаток средств, предусмотренных на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог, сформировавшийся на 1 января 2011 года, - в сумме 4000,0 тыс. грн.; остаток средств бюджета развития специального фонда бюджета Автономной Республики Крым, сформировавшийся на 1 января 2011 года, - в сумме 8776,5 тыс. грн.; остаток средств, предусмотренных на охрану и рациональное использование земель, сформировавшийся на 1 января 2011 года, - в сумме 3679,1 тыс. грн.; поступление средств из общего фонда бюджета Автономной Республики Крым в бюджет развития специального фонда бюджета Автономной Республики Крым - в сумме 947458,0 тыс. грн., из которой 891000,0 тыс. грн. - за счет субвенции из Государственного бюджета Украины на социально-экономическое развитие Автономной Республики Крым, 45685,1 тыс. грн. - за счет субвенции из Государственного бюджета Украины на реализацию приоритетов развития регионов; привлечение в бюджет развития специального фонда бюджета Автономной Республики Крым средств от местных заимствований - в сумме 400000,0 тыс. грн.

Постановлением  ВР АРК было определено, что расходы по обслуживанию долга осуществляются за счет средств общего фонда бюджета Автономной Республики Крым в пределах ассигнований, утвержденных Верховной Радой Автономной Республики Крым на указанные цели.

 

 

 

 

  1. Роль бюджета АРК  в социально-экономическом развитии республики

 

На современном  этапе развития государства поставлена задача реформирования местных бюджетов  с целью превращения их в эффективный  инструмент социально-экономического развития административно – территориальных  единиц. Решить эту задачу можно путем укрепления финансовой основы местного самоуправления, усовершенствования межбюджетных отношений, внедрения среднесрочного планирования местных бюджетов, усиления их инвестиционной составляющей, децентрализации бюджетной системы, повышения эффективности управления и усиления контроля за формированием и использованием средств местных бюджетов, обеспечение прозрачности бюджетного процесса на местном уровне.

Важным  аспектом развития самостоятельности  и усиления роли местного бюджета  является развитие таких финансовых институтов, как целевые фонды  и коммунальный кредит.

Практика  функционирования целевых фондов за годы независимости достаточно противоречива. Дело в том, что в законодательных  актах, которые ознаменовали возрождение  местного самоуправления в начале 1990-х  годов, было предусмотрено право  органов местного самоуправления создавать  и использовать внебюджетные фонды. Но в последующие годы происходило  последующее сокращение сферы их функционирования путем включения  их в соответствующие бюджеты. Согласно Бюджетному кодексу Украины создание внебюджетных фондов органами государственной власти, органами Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления и другими бюджетными учреждениями не допускается [1, 3, 24].

На протяжении последних лет лишь приблизительно 1% совокупных доходов бюджета Автономной Республики Крым формировалось за счет отчислений в целевой фонд.

Самостоятельным институтом местных финансов является коммунальный кредит.  Действующее  законодательство предусматривает  возможность создания местными советами коммунальных банков и прочих финансово-кредитных  учреждений.

Наиболее  распространенной формой коммунального  кредита является местные займы. В зарубежных странах практика местных  займов достаточно популярна, а облигации органов местной власти пользуются спросом и доверием у населения, государство всесторонне способствует осуществлению местных займов.

   Выделяют  два вида муниципальных займов:

  1. займы, предназначенные для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих во время исполнения местных бюджетов;
  2. займы в бюджет развития органов местного самоуправления;

   Ко  второй группе займов Бюджетный  Кодекс предъявляет следующие  требования:

  • внутренние займы имеют осуществлять только Верховный Совет АРК и местные советы;
  • государство не несет ответственности по займам и обязательствам в местный бюджет;
  • поступления от займов Автономной Республики Крым поступают в бюджет развития;
  • займы осуществляются только на определенную цель и подлежат обязательному возврату;
  • расходы на обслуживание долга осуществляются за счет средств общего фонда бюджета     [24].

В Автономной Республике Крым выпуск местных займов не имеет систематичного характера, а скорее носит эпизодический  характер. Причинами этого является множество факторов, среди которых:  нестабильность условий хозяйствования, несовершенство и противоречивость законодательной базы, недостаточное развитие фондового рынка, и в частности отсутствие необходимой инфраструктуры, негативным опытом в практике выпуска местных займов и нежеланием органов местного самоуправления брать на себя ответственность за размещение и погашение займов. Но, несмотря на все эти условия, использование местных займов является одним из приоритетных направлений привлечения средств в регионе и формирования инвестиционной привлекательности Автономной Республики Крым.

Следует отметить важный аспект - по всем программам развития крымской экономики признается приоритетной отраслью рекреация и туристический комплекс, следовало бы ожидать отражение этой позиции в обеих частях республиканского бюджета. В доходной его части должны возрасти платежи за использование земли, водных ресурсов, ископаемых ресурсов (камня, нерудных материалов и т.п.), а так же сборы за загрязнение окружающей природной среды. Лишь в этом случае в расходной части республиканского бюджета появятся средства на поддержание и воспроизводство крымских природных ресурсов.

Кризисные условия хозяйствования требуют  от органов местного управления и  самоуправления принятия оперативных  решений, поэтому размеры межбюджетных трансфертов неоднократно пересматриваются.

Необходимо  обратить внимание на то, что при  распределении доходов между  звеньями и видами бюджетов должны выполняться следующие требования:

Информация о работе Анализ местного бюджета на примере бюджета АРК