Анализ себестоимости продукции предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение теоретического материала по теме исследования и анализ себестоимости продукции на конкретном предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
o изучить теоретический материал по теме работы;
o рассмотреть организационно-экономическую характеристику рассматриваемого предприятия;
o оценить себестоимость продукции исследуемого объекта;
o разработать управленческие решения по снижению себестоимости продукции данного предприятия.

Содержание

Введение 4
1.Сущность и анализ себестоимости продукции предприятия 6
2. Организационно-экономическая характеристика
ОАО «Завод Керамик» 23
3. Анализ себестоимости продукции ОАО «Завод Керамик» 30
4. Пути снижения себестоимости продукции ОАО «Завод Керамик» 37
Заключение 39
Список использованных информационных источников

Работа содержит 1 файл

К.Р. ПО ЭКОНОМ. АН-ЗУ Анализ себестоимости продукции предприятия.doc

— 361.00 Кб (Скачать)
 

     Фактически  наблюдается, что в отчетном году показатель выручки от продажи кирпича по сравнению с базисным годом вырос на 31%. Чистая прибыль в 2006 г. превысила прибыль 2004 г. в практически в 3,5 раза. Количество работников в базисном году увеличилось всего на одного человека.

     Рассчитав показатели эффективности использования основных средств можно сделать следующие выводы: показатель фондоотдачи в 2006 г. по сравнению с 2004 г. повысился на 34%, фондорентабельность выросла в отчетном году в 3,5 раза, это говорит о хорошей окупаемости основных фондов. В 2006 году эффективнее стали использоваться основные производственные фонды. Об этом свидетельствует снижение показателя фондоемкости на 28%. Рентабельность продаж в 2006 году по сравнению с 2004 годом увеличилась в 2,5 раза. Это характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности предприятия. В целом можно сделать вывод о том, что в 2006 г. основные средства предприятием были использованы значительно эффективнее, чем предыдущие два года.  
 
 

  1. АНАЛИЗ  СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

ОАО «ЗАВОД КЕРАМИК» 

     Себестоимость продукции является важнейшим качественным показателем, отражающим результаты хозяйственной деятельности предприятия, а также инструментом оценки технико-экономического уровня производства и труда, качества управления.

     Чем экономичнее расходуется ресурсы, тем ниже себестоимость продукции. Себестоимость продукции зависит не только от величины затрат на ее производство, получение и реализацию, на возобновление  потребленных природных ресурсов, но и от условий распределения вновь созданной стоимости, уровня цен на израсходованные средства и заработную плату работников предприятий, от объема выхода побочной продукции и ее использования в дальнейшем в промышленной переработке.

     Анализ  себестоимости продукции предприятия  в условиях рыночной экономики связан с необходимостью повышать эффективность производства, конкурентоспособность продукции и услуг. Позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, влияние факторов на его прирост, резервы, а также дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

     Для начала анализа себестоимости продукции, выпускаемой ОАО «Завод Керамик» рассмотрим основные производственные показатели предприятия. Необходимые  показатели представлены в таблице 5. 
 
 
 
 
 
 

Таблица 5 - Основные производственные показатели ОАО «Завод Керамик» за 2006 и 2005 года 

Наименование 

показателей

Ед. изм. 2006 г. 2005 г. Отклонение (+,-) 2006г. к 2005г. Темп изменения, 2006г. в % к 2005г.
1 2 3 4 5 6
Выпуск  кирпича - Всего тыс. шт. 3 850 4 335 -485 88,81
в т.ч. полнотелый, тыс. шт. 2 200 2 375 -175 92,63
в т.ч. облицовочный, тыс. шт. 1650 2 060 -410 80,10
по  сортам 1 сорт тыс. шт. 83 158 -75 52,53
                  2 сорт тыс. шт. 1 207 1 614 -407 74,78
                  3 сорт тыс. шт. 360 288 72 125,00
Выпуск  кирпича в условных ед. тыс. шт. 4 425 5 054 -629 87,55
Объем товарной продукции в действительных ценах тыс. руб. 6 357 5 671 686 112,10
То  же в сопоставимых ценах тыс. руб. 6 357 7 258 -901 87,59
Объем отгруженной продукции тыс. руб. 6 382 5 600 782 113,96
Объем реализованной продукции тыс. руб. 6 362 5 644 718 112,72
Себестоимость товарной продукции тыс. руб. 5 940 5226 714 113,66
Удельный  вес затрат на 1 руб. товарной продукции коп. 93,5 92,2 1,3 101,41
Прибыль (+) Убыток (-) тыс. руб. 174 143 З1 121,68
Рентабельность % 7,0 7,8 -0,8 89,74
Оборотные средства тыс. руб. 1 569 1 208 361 129,88
Сред. опт. цена за ед. продукции руб. 1 436 1 122 314 127,99
Производство  ТНП (кирпича) тыс. руб. 1 892 1 670 222 113,29
Уд. вес. заработной платы в товарной продукции % 32,2 32,3 -0,1 99,69
Среднесписочная численность работающих чел. 79 77 2 102,60
Фонд  заработной платы тыс. руб. 2 063 1832 231 112,61
Экономия  энергоресурсов тыс.руб. нет нет
в т.ч. газ куб. м. нет нет
          электроэнергия квт. ч. 291 500 нет
 

     Анализ  основных технико-экономических показателей  деятельности ОАО «Завод Керамик» показывает, что по основным производственным показателям 2006 год был менее успешным, чем 2005 год. Выпуск кирпича снизился на 11,2% или 485 тыс. шт. меньше, за счет ремонтных работ в январе и отсутствия рынка сбыта в декабре.

     Качество  кирпича 1 сорта сократилось (на 75 тыс. шт.), а 3 сорт увеличился (на 72 тыс. шт.). Это объясняется значительным износом оборудования (75-83%). Обновления основных фондов в 2006 году не было.

     В 2006 году снизился спрос на кирпич. Если проанализировать остатки готовой  продукции на складе на конец каждого  месяца, то они составляли в среднем 110-120 тыс. шт. кирпича.

     Использование производственных мощностей в 2006 году сократилось на 7,9 % из-за загрузки склада готовой продукции.

     Электроэнергия  в натуральных единицах, таким образом, получили экономию против прошлого года 291 500 квт. ч., но в денежном выражении из-за не своевременного пересчета цен убытки составили 48 тыс. руб.

     Значительным  сбоем в работе завода являются частые поломки оборудования.

     Производительность  труда в 2006 году составила 64 тыс. шт. кирпича на одного работника, а в 2005 году - 65,6 шт., что ниже на 3%. Это объясняется тем, что январь и декабрь производили ремонтные работы и завод не работал. В январе продукция не выпускалась.

     Среднемесячная  заработная плата в 2006 г. увеличилась на 9,79%. Также увеличился фонд заработной платы (на 12,61%). Численность работников на 1.01 2007 г. сохранена, рабочие места тоже.

     При определении динамики затрат проводится анализ по экономическим элементам затрат, который позволяет изучить состав затрат, определить удельный вес каждого элемента в общей сумме затрат и направления в изменении отдельных элементов затрат.

     Правильное  исчисление себестоимости продукции  имеет важное значение: чем лучше организован учет, чем совершеннее методы калькулирования, тем легче выявить посредством анализа резервы снижения себестоимости продукции.

     Для этого рассмотрим состав и структуру затрат ОАО «Завод Керамик» за три года. Необходимые данные представлены в таблице 6. 

Таблица 6 – Состав и структура затрат ОАО «Завод Керамик»

за 2004 – 2006 гг., тыс. руб. 

 
Элементы  затрат
2004 год 2005 год 2006 год Отклонение (+,-) 2006г. к 2004г. Темп  изменения, 2006г. в

% к 2004г.

Сумма, тыс. руб. Удел.

вес, %

Сумма, тыс. руб. Удел.

вес, %

Сумма, тыс. руб. Удел.

вес, %

Сырье и материалы 228,0 4,92 256,0 4,9 362,0 6,10 134,0 158,77
Топливо и энергия 1452,0 31,36 1591,3 30,45 1648,0 27,75 196,0 113,50
Расходы на оплату труда 1141,0 24,64 1459,0 27,92 1606,0 27,05 465,0 140,75
Отчисления  на социальные нужды 516,0 11,14 669,6 12,81 767,0 12,92 251,0 148,64
Амортизация основных средств 102,0 2,20 149,2 2,86 145,0 2,44 43,0 142,16
Административные  расходы 294,6 6,36 438,5 8,39 484,0 8,15 189,4 164,29
Прочие  затраты 897,4 19,38 662,0 12,67 926,0 15,59 28,6 103,19
Итого 4631,0 100,00 5225,6 100,00 5938,0 100,00 1307,0 128,22
 

      Как видно из таблицы 6 затраты ОАО «Завод Керамик» в течение трех лет постепенно возрастают.

      Затраты на сырье и материалы занимают в 2004 году 4,92% или 228 тыс. руб., в 2005 году – 256 тыс. руб., а в 2006 году – 362 тыс. руб. Таким образом, в 2006 году по сравнению с 2004 годом эти затраты увеличились на 134 тыс. руб. или 58,77%.

      Наибольший  удельный вес занимают затраты на топливо и энергию. Так, при производстве кирпича в 2004 году было использовано топлива и энергии на сумму 1 452 тыс. руб., к 2006 году затраты по данной статье увеличились на 196 тыс. руб. или на 13,5%.

      Расходы на оплату труда в течение трех лет постепенно возрастали. К концу 2006 года они выросли по сравнению  с 2004 годом на 465 тыс. руб. или 40,75%.

      Соответственно, и увеличились отчисления на социальные нужды. К концу анализируемого периода они составили на 251 тыс. руб. или 48,64% больше, чем к началу анализируемого периода.

      В составе расходов предприятия на производство продукции амортизационные  отчисления занимают наименьший удельный вес: в 2004 году они составили 2,2%, в 2005 году – 2,86%, а в 2006 году – 2,44%. Однако, их прирост в 2006 году по сравнению с 2004 годом составил 43 тыс. руб. или 42,16%.

      Что же касается административных расходов предприятия, то они в течение трех лет постепенно возрастали, и к 2006 году составили 484 тыс. руб., что больше по сравнению с 2004 годом на 64,29%.

      Прочие  затраты предприятия в 2006 году увеличились  к концу анализируемого периода  на 3,19% или 28,6 тыс. руб.

      В целом себестоимость претерпела незначительные изменения. Так, себестоимость всей произведенной продукции в 2004 году составила 4 631 тыс. руб., в 2005 году – 5 225,6 тыс. руб. и 5 938 тыс. руб. – в 2006 году. Следовательно, ОАО «Завод Керамик» увеличило себестоимость за анализируемый период на 1 307 тыс. руб. или 28,22%.

      Структура затрат на производство кирпича за три года представлена в виде диаграммы на рисунке 2.

 

Рисунок 2 - Структура затрат на производство кирпича за три года

        Таким образом, рассмотрев себестоимость всей произведенной продукции целесообразно провести анализ себестоимости одной единицы продукции на примере производства одного керамического кирпича.

Информация о работе Анализ себестоимости продукции предприятия