Анализ управления собственным капиталом корпорации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является подробное рассмотрение такого понятия как собственный капитал предприятия и управление им.

Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

•определить сущность и основные характеристики понятия «собственный капитал» и «управление собственным капиталом»;
•определить основные источники формирования собственного капитала;
•выявить задачи и функции управления собственным капиталом;
•рассмотреть существующие методы оценки собственного капитала;
•оценить методы управления собственным капиталом;
•выявить количественные характеристики оценки собственных средств;
•рассмотреть политику распределения прибыли;
•рассчитать эффективность использования собственных средств предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……..3

1 Управление собственным капиталом корпорации……………..…….5

1.1 Собственный капитал корпорации: определение и сущностные характеристики…………………………………………………………………..5

1.2 Структура собственного капитала корпорации ………………9

1.3 Задачи и функции управления собственным капиталом корпорации………………………………………………………………………18
1.4Основные этапы формирования собственности корпорации…21

2. Анализ управления собственным капиталом корпорации………..26
2.1 Оценка состава и структуры собственного капитала корпорации……………………………………………………………………..26

2.2 Анализ доходности собственного капитала корпорации…….31

2.3 Оценка эффективности использования собственного

капитала …………………………………………………………………35

2.4 Основные проблемы использования собственного капитала корпорации……………………………………………………………………..40

2.5 Направления совершенствования собственного капитала корпорации…………..…………………………………………………………42


Заключение………………………………………………………………..45


Список использованных источников…………………………………...46

Работа содержит 1 файл

финансы.docx

— 185.86 Кб (Скачать)

     Если  предприятие использует средства для  капитальных вложений, то сам фонд накопления не уменьшается, так как  происходит преобразование финансовых средств в имущество организации. Если же предприятие использует средства фонда на покрытие убытков отчетного  года, на распределение прибыли между  учредителями, а также на списание затрат, не включаемых в первоначальную стоимость вводимых в эксплуатацию объектов основных средств, то величина фонда накопления уменьшается.

     Средства  фонда потребления, в отличие  от фонда накопления, направляются на социальное развитие и материальное поощрение персонала, а также других мероприятий и работ, не приводящих к образованию нового имущества организации. Средства специальных фондов используются согласно смете, которая обсуждается и утверждается собственниками организации (акционерами). Об исполнении сметы они информируются в установленные сроки.

     Фонд  потребления предназначен для обеспечения  социальной защиты персонала: дотаций  на питание, приобретение проездных  билетов, путевок в санатории, детские  учреждения, на жилищное строительство, а также на материальное поощрение  работников (единовременные премии, подарки, материальная помощь) и пр.

     Фонд  социальной сферы представляет собой  зарезервированные (направленные) суммы  в качестве финансового обеспечения  развития социальной сферы. Фонд социальной сферы покрывает капитальные  вложения не в производство как фонд накопления, а в социальные службы предприятия, например в строительство  детского сада. Средства фонда направляются на финансирование расходов, связанных  с содержанием объектов жилищно-коммунального  хозяйства, здравоохранения, культуры, спорта, детских учреждений, домов  и баз отдыха, учитываемых на балансе  организации.

     Порядок формирования и использование средств  этих фондов регулируется уставом и  другими учредительными и внутренними  документами предприятия.  

     Нераспределенная  прибыль

     Собственно, если не считать амортизацию единственным крупным источником финансирования деятельности предприятия, является нераспределенная прибыль. Ее предприятие всегда может  направить на свои нужды или создание специальных фондов. Отличительной  особенностью на вновь создаваемых  предприятиях является сложность в  прогнозировании прибыли из-за еще  не возникшего спроса на производимые товары и услуги.

     Нераспределенная  прибыль характеризует часть  прибыли предприятия, полученную в  предшествующем периоде и не использованную на потребление собственниками (акционерами, пайщиками) и персоналом.

     Нераспределенная  прибыль исчисляется, как разница  между выявленными на основании  бухучета всех операций организации  и оценки статей бухгалтерского баланса  финансовым результатом за отчетный период и причитающейся к уплате суммой налогов и иных аналогичных  обязательных платежей, уплачиваемых в соответствии с законодательством  РФ, за счет прибыли после налогообложения, включая санкции за нарушения (в  том числе по расчетам с государственными внебюджетными фондами).

     Эта часть прибыли предназначена  для капитализации, то есть, для реинвестирования в развитие производства. По своему экономическому содержанию она является одной из форм резерва собственных  финансовых средств предприятия, обеспечивающих его производственное развитие в предстоящем периоде.

     Прочие  формы собственного капитала. К ним  относятся расчеты за имущество (при сдаче его в аренду), расчеты  с участниками (по выплате им доходов  в форме процентов или дивидендов) и некоторые другие.  

     1.3 Задачи и функции  управления собственным капиталом  корпорации

 
 

     Управление  собственного капитала предполагает управление процессом его формирования, поддержания  и эффективного использования, то есть, управление уже сформированными  активами. Это предполагает как управление собственным капиталом в целом, так и управление его структурными элементами.

     Управлению  собственным капиталом должно предшествовать изучение эффективности управления им в предыдущем периоде. Анализ необходим  для определения резервов формирования собственных средств.

     Проблема  формирования собственного капитала не может быть ограничена лишь непосредственным выбором и использованием определенного  способа или инструмента финансирования и должна рассматриваться в контексте  управления структурой совокупного  капитала. С увеличением «возраста» компании структура ее капитала усложняется, а действия по управлению этой структурой становятся более востребованными, поскольку влияют на такие важнейшие  показатели деятельности компании как  финансовая устойчивость и рентабельность, стоимость бизнеса и инвестиционная привлекательность на рынке11.

     В процессе управления формированием  собственных финансовых ресурсов они  классифицируются по источникам этого  формирования. Состав основных источников формирования собственных финансовых ресурсов предприятия приведен на рисунке 1.2. 

     

     Рис. 1.2. Источники формирования собственного капитала предприятия

 

      В составе внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, она  формирует преимущественную часть  его собственных финансовых ресурсов, обеспечивает прирост собственного капитала, а соответственно и рост рыночной стоимости предприятия. Определенную роль в составе внутренних источников играют также амортизационные отчисления, особенно на предприятиях с высокой  стоимостью используемых собственных  основных средств и нематериальных активов; однако сумму собственного капитала предприятия они не увеличивают, а лишь являются средством его  реинвестирования. Прочие внутренние источники не играют заметной роли в формировании собственных финансовых ресурсов предприятия.

     В составе внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит привлечению  предприятием дополнительного паевого (путем дополнительных взносов средств  в уставный фонд) или акционерного (путем дополнительной эмиссии и  реализации акции) капитала. Для отдельных  предприятий одним из внешних  источников формирования собственных  финансовых ресурсов может являться предоставляемая им безвозмездная  финансовая помощь (как правило, такая  помощь оказывается лишь отдельным  государственным предприятиям разного  уровня). В число прочих внешних  источников входят бесплатно передаваемые предприятию материальные и нематериальные активы, включаемые в состав его  баланса.

     Основу  управления собственным капиталом  предприятия составляет управление формированием его собственных  финансовых ресурсов. В целях обеспечения  эффективного управления этим процессом  на предприятии разрабатывается  обычно специальная финансовая политика, направленная на привлечение собственных  финансовых ресурсов из различных источников в соответствии с потребностями  его развития в предстоящем периоде.

     Основными задачами управления собственным капиталом  являются:

  • определение целесообразного размера собственного капитала;
  • увеличение, если требуется, размера собственного капитала за счет нераспределенной прибыли или дополнительного выпуска акций;
  • определение рациональной структуры вновь выпускаемых акций;
  • определение и реализация дивидендной политики.
 
 

     1.4Основные этапы формирования собственности корпорации 

     Разработка  политики формирования собственных  финансовых ресурсов предприятия осуществляется по следующим основным этапам.

     1. Анализ формирования собственных  финансовых ресурсов предприятия  в предшествующем периоде. Целью  такого анализа является выявление  потенциала формирования собственных  финансовых ресурсов и его  соответствия темпам развития  предприятия. 

     На  первом этапе анализа изучаются общий объем формирования собственных финансовых ресурсов, соответствие темпов прироста собственного капитала темпам прироста активов и объема реализуемой продукции предприятия, динамика удельного веса собственных ресурсов в общем объеме формирования финансовых ресурсов в предплановом периоде.

     На  втором этапе анализа рассматриваются источники формирования собственных финансовых ресурсов. В первую очередь изучается соотношение внешних и внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов, а также стоимость привлечения собственного капитала за счет различных источников.

     На  третьем этапе анализа оценивается достаточность собственных финансовых ресурсов, сформированных на предприятии в предплановом периоде.

     2. Определение общей потребности  в собственных финансовых ресурсах. Рассчитанная общая потребность  охватывает необходимую сумму  собственных финансовых ресурсов формируемых как за счет внутренних, так и за счет внешних источников.

     3. Оценка стоимости привлечения  собственного капитала из различных  источников. Такая оценка проводится  в разрезе основных элементов  собственного капитала формируемого  за счет внутренних и внешних  источников. Результаты такой оценки  служат основой разработки управленческих  решений относительно выбора  альтернативных источников формирования  собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих прирост собственного  капитала предприятия. 

     4. Обеспечение максимального объема  привлечения собственных финансовых  ресурсов за счет внутренних  источников.

     5. Обеспечение необходимого объема  привлечения собственных финансовых  ресурсов из внешних источников. Объем привлечения собственных  финансовых ресурсов из внешних  источников призван обеспечить  ту их часть, которую не удалось  сформировать за счет внутренних  источников финансирования. Если  сумма привлекаемых за счет  внутренних источников собственных  финансовых ресурсов полностью  обеспечивает общую потребность в них в плановом периоде, то в привлечении этих ресурсов за счет внешних источников нет необходимости.

     6. Оптимизация соотношения внутренних  и внешних источников формирования  собственных финансовых ресурсов. Процесс этой оптимизации основывается на следующих критериях:

  • обеспечение минимальной совокупной стоимости привлечения собственных финансовых ресурсов;
  • обеспечение сохранения управления предприятием первоначальными его учредителями.

     Управление  собственным капиталом предприятия  включает также определение оптимального соотношения между собственными и заемными финансовыми ресурсами.

     Финансовый  рычаг («финансовый леверидж») - это финансовый механизм управления рентабельностью собственного капитала за счет оптимизации соотношения используемых собственных и заемных финансовых средств.

     Эффект  финансового рычага – это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию  кредита, несмотря на платность последнего.

     Эффект  финансового рычага возникает из-за расхождения между экономической  рентабельностью и «ценой» заемных  средств. Экономическая рентабельность активов представляет собой отношение  величины эффекта производства (т.е. прибыли до уплаты процентов за кредиты  и налога на прибыль) к суммарной  величине совокупного капитала предприятия (т.е. всех активов или пассивов).

     Иными словами, предприятие должно изначально наработать такую экономическую  рентабельность, чтобы средств хватило, по крайней мере, для уплаты процентов за кредит.

     Для расчета эффекта финансового  рычага можно применять следующую  формулу 12:  

Информация о работе Анализ управления собственным капиталом корпорации