Денежная система Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 10:01, курсовая работа

Описание работы

Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики и создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры – является одной из основных задач экономической реформы в России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………5
1 История развития банковской системы Германии………………………6
2 Современное состояние банковской системы Германии……………….12
2.1 Центральный банк Германии……………………………………….......12
2.2 Наблюдательные и контролирующие органы…………………………18
2.3 Структура германских банков…………………………………………..21
2.4 Услуги, предоставляемые немецкими банками………………………..32
3 Сравнение банковских систем России и Германии……………………...40
4 Расчет основных нормативов деятельности коммерческого банка…….43
Заключение…………………………………………………………………...47
Список использованных источников………

Работа содержит 1 файл

kursovaya_dkb_moya.doc

— 422.50 Кб (Скачать)

Однако события начала 90-х годов коренным образом изменили представления немецких политиков, законодателей и финансистов о регулирующих механизмах фондового рынка. Снятие границ на передвижение капиталов в объединенной Европе потребовало приведения национального законодательства в соответствие с общепринятыми европейскими юридическими нормами (директивами Европейского Союза). В связи с этим в ФРГ в 1994 году был принят Закон о торговле ценными бумагами, который должен регулировать вопросы фондового рынка и способствовать его развитию. Закон служит и правовой базой для надзора за фондовым рынком. Сопротивление ужесточению регулирования фондового рынка вошло в противоречие со стремлением Германии стать ведущей финансовой державой в Европе, связующим звеном между международным рынком капиталов и формирующимися рынками ценных бумаг в государствах Восточной Европы и СНГ. Неприятие общих норм регулирования все отчетливее начало отражаться на конкурентных позициях немецких финансовых институтов на зарубежных рынках капиталов (до недавнего времени им был практически закрыт прямой доступ на фондовый рынок США под тем предлогом, что немецкие компании-эмитенты не раскрывают необходимых для американских инвесторов объемов информации)

Кредиты. В условиях рыночной экономики выдача кредитов имеет первостепенное значение. С одной стороны, средства, предоставленные вкладчиками и инвесторами, через кредиты снова попадают в экономический цикл. С другой стороны, стоимость кредита, выраженная в проценте, предотвращает нерациональное использование средств и обеспечивает направление сбережений на экономически целесообразное использование. Общий объем кредитов, выданных немецкими банками своим клиентам, составляет сегодня 8,5 биллиона немецких марок. Самым крупным заемщиком является сектор предпринимателей (более 50%), за ним следует сектор частных лиц (приблизительно 25%) и государственный, региональные и коммунальные бюджеты (10%).

Сроки действия кредитов в области создания, расширения и  модернизации производственных объектов составляют от 12 до 25 лет, в области  жилищного строительства — от 5 до 80 лет и 12 лет в области судостроения. В настоящее время приблизительно 70 процентов всех банковских кредитов предприятиям и частным лицам являются долгосрочными, при выдаче кредитов государству доля долгосрочных кредитов достигает даже 90 процентов. При этом долгосрочными считаются кредиты, срок действия которых не менее четырех лет. Процентные ставки и погашение кредита определяют исходя из объекта, на который он выдается.

Кредит под залог  реальных ценностей — одна из самых  важных форм долгосрочных кредитов. Под этими кредитами понимают выдачу кредитов под залог реальных (вещных) прав на земельные участки. Такие кредиты называют также ипотечными кредитами, так как прежде гарантией для них в основном служила ипотека. Но ныне преобладает долг, обеспеченный залогом недвижимого имущества, ибо в этом случае правовое положение кредитора надежнее, чем в рамках ипотеки, зависящей от требований. Объектами финансирования на основе кредитов под залог реальных ценностей являются, в первую очередь квартиры, офисы, производственные здания и фермерские хозяйства, производственные объекты и суда, которые с правовой точки зрения рассматриваются как недвижимое имущество.

В производственном секторе  долгосрочные кредиты зависят, как  правило, от личной кредитоспособности предпринимателя. В качестве гарантий параллельно с ипотеками и поручительствами со стороны государственных органов возможно также обязательство заемщика, которое гарантирует, что во время срока действия кредита заемщик не будет продавать землю или другое принадлежащее ему имущество без банка. Крупные кредиты для капиталовложений часто выдаются в качестве кредита консорциума совместно несколькими кредитными учреждениями.

Для инвестиций в народное хозяйство предусматриваются различные  специальные государственные программы. За счет таких программ банки предоставляют кредиты с льготными процентными ставками предприятиям, осуществляющим мероприятия по защите окружающей среды и внедрению новых технологий, а также на создание и сохранение рабочих мест.

Существование двух самостоятельных федеральных ведомств, осуществляющих контроль за кредитными учреждениями, показывает наличие в Германии действенного механизма, направленного против монополизма и бесконтрольности в деле управления кредитной системой.

Представляет интерес  законодательное обеспечение действительной независимости Немецкого Федерального банка от федеральных органов власти. Закон обеспечивает конструктивное сотрудничество и объединение усилий Федерального правительства и Немецкого Федерального банка для успешного выполнения центральным банком поставленных перед ним задач.

Наличие механизма, обеспечивающего  предоставление центральному банку, сведений о действительном положении дел  в финансовой сфере на местах, существование  реальных возможностей для учета  интересов регионов в процессе принятия Немецким Федеральным банком управленческих решений — реальное проявление федерализма.

Опыт Германии в реформировании юридических основ регулирования  фондового рынка, начавшийся с принятием  немецкого Закона о рынке ценных бумаг, может быть весьма полезен и для нас. В России, так же как и в ФРГ, наметилась тенденция развития отечественного рынка ценных бумаг, сочетающая элементы как англо-саксонской, так и европейской модели.

 

 

 

 

 

3 Сравнение банковских систем России и Германии

 

 Одним из аспектов заимствования для России из банковской системы Германии скорее всего является подготовка кадров с более высокой квалификацией, банковской культурой, представлением о бизнесе, организаторскими способностями. Банкиры, слишком рано уверовавшие в профессиональную силу, нуждаются в серьезном изучении банковского дела.

Вторым приоритетом  следует признать формирование законодательного обеспечения банковской деятельности. Недостаток правил игры очевиден. Ярким  примером этого является закон о  гарантировании вкладов граждан в банке. На очереди должен быть закон о кредитном деле, в котором речь должна пойти об оздоровлении кредита в России, восстановлении его производительных качеств и снижении инфляционных последствий для экономики. В Германии же законодательная база банковской структуры позволяет проводить ряд мероприятий по стабилизации и оздоровлению всей системы в целом.

Третьим приоритетом  можно назвать формирование банковского  сектора как системы, отрасли  народного хозяйства. Сегодня в  ней отсутствуют целые блоки: нет учреждений мелкого кредита, кредитной кооперации, банков развития, банковской инфраструктуры, информационного, полного методического, научного, кадрового обеспечения, без чего не обходится ни одна отрасль современной экономики. С этими задачами отлично справляются немецкие универсальные банки, занимающие одну из ключевых позиций в банковской системе.

Четвертым приоритетом  считаем необходимость скорректировать  сложившиеся представления о  связи банка с производством, клиентами, ради которых они работают на рынке. У финансовых и банковских структур нет иного пути выживания кроме поворота в сторону реальной экономики. Яркое подтверждение тому состояние банковской системы в посткризисный период. Именно банки, инвестировавшие неоправданно большой объем заемных средств, в т.ч. вкладчиков в спекулятивные инструменты, и при этом не проводившие анализ кредитных рисков и ликвидности в погоне за сверхприбылями, потерпели серьезное фиаско.

Большой проблемой для  банков  является проблема кредитоспособности предприятий. Существуют организации, которым нужны средства, но не у всех из них хорошая репутация. Иногда трудно найти предприятие, пользующееся репутацией надежного плательщика. К ней же добавляется неэффективность юридической системы по защите прав заимодавцев, т.е. банков. Поэтому, выделяя ссуды, банки учитывают, что не существует законодательно установленных эффективных методов возврата ссуд в случае недобросовестности заемщика. В этой связи для обеспечения надежности вложения банкам необходимо решение ряда проблем. Первая - закрепление гарантий инвестиций на законодательном уровне. Это не означает, что государство берет на себя материальную ответственность за инвестирование в промышленность. Прежде всего, это подразумевает выработку такой правовой базы, в которой государство или частный инвестор, физическое или юридическое лицо нашли бы на законодательном уровне подробно прописанные правила защиты интересов против мошенничества и правила страхования риска. Должна быть детально прописана договорно-правовая часть отношений, разработаны формы страхования инвестиций, а судебная защита должна стать общедоступной, действенной, менее коррумпированной. Именно для роста доверия вкладчиков, в Германии широко практикуется страхование вкладов. Это система уже приняла устойчивую форму, в отличие от ситуации в России.

 Допустим, что решение  квалифицированного кадрового состава  банковских сотрудников и оформление  законодательного обеспечения банковской  системы дело времени. Решение  такого рода вопросов зависит  лишь от разумных и продуманных действий государства. Но решение же остальных перечисленных проблем связано с координатной перестройкой всей экономики страны в целом. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Расчет основных  нормативов деятельности коммерческого  банка

 

Таблица 1 – Нормативы деятельности коммерческого банка

Наименование норматива

Формула для расчета

Результат 1 год

Результат

2 год

Результат

3 год

Норматив достаточности капитала (Н1)

H1=

23,3

34,6

38,8

Норматив мгновенной ликвидности (Н2)

H2=

18,9

12,1

10,2

Норматив текущей ликвидности (Н3)

H3=

21,3

22,9

22,6

Норматив долгосрочной ликвидности (Н4)

Н4=

255,9

107,4

123,7

Максимальный размер риска на 1 заемщика или группу связанных заемщиков (Н6)

Н6=

21,7

16,5

27,4

Максимальный размер крупных кредитных  рисков (Н7)

Н7=

295,4

     134,9

88,9

Максимальный размер кредитного риска на 1 акционера (Н9)

Н9=

     

Совокупная величина рисков по инсайдерам (Н10)

Н10=

*100%

     

Норматив использования собственных  средств банка для приобретения акций других юр. лиц.

Н12=

*100%

     

 

Согласно расчетам, приведенным  в таблице 1, не все нормативы в  рассматриваемых периодах находятся  в пределах допустимых значений.

Норматив достаточности капитала (Н1) определяет надежность банка. Судя по нашим данным за 3 года капитал банка увеличивается и уменьшается величина рисков, что говорит о надежности активов банка.

Норматив мгновенной ликвидности (H2) регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в течение одного операционного дня и определяет минимальное отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме обязательств (пассивов) банка по счетам до востребования, скорректированных на величину минимального совокупного остатка средств по счетам физических и юридических лиц до востребования. По рассчитанным данным видно, что норматив Н2 умнгьшается с каждым годом, соответственно, у этого банка не достаточно высоколиквидных активов для своевременного исполнения обязательств до востребования.

Норматив текущей ликвидности (Н3) банка регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в течение ближайших к дате расчета норматива 30 календарных дней и определяет минимальное отношение суммы ликвидных активов банка к сумме пассивов банка по счетам до востребования и на срок до 30 календарных дней. За эти годы, значение норматива Н3 возрастает, это означает что банку не нужно увеличивать ликвидные средства для своевременного исполнения срочных обязательств. На данном уровне банку пока хватает ликвидных средств для исполнения срочных обязательств.

Норматив долгосрочной ликвидности (Н4) банка ограничивает риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы и определяет максимально допустимое отношение кредитных требований банка с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней, к собственным средствам (капиталу) банка и обязательствам (пассивам) с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней. По нашим расчётам значение норматива Н4 увеличивается. Это говорит нам о необходимости увеличения собственного капитала банка в целях избежания уменьшения активов для исполнения своих обязательств в долгосрочной перспективе. Предельное значение этого норматива должно быть меньше или равно 120%.

Норматив максимального  размера риска (Н6) на одного заёмщика или группу связанных заемщиков регулирует (ограничивает) кредитный риск банка в отношении одного заемщика или группы связанных заемщиков и определяет максимальное отношение совокупной суммы кредитных требований банка к заемщику или группе связанных заемщиков к собственным средствам (капиталу) банка. По расчётам за 1 год видно, что значение этого норматива было 21,7% - это означает, что размер риска на одного заёмщика был в пределах нормы. За следующий год банку удалось снизить его до 16,5%, а за следующий год поднять до 27,4%, что говорит о  не допустимом размере риска на одного заёмщика, который за последний год превышает установленные нормы (меньше или равно 25%).

Информация о работе Денежная система Германии