Государственный бюджет: доходная и расходная часть

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 23:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в исследовании тенденций развития государственного бюджета Республики Беларусь на современном этапе экономического развития страны.
В процессе работы выполнены следующие исследования:
раскрыта сущность бюджета как инструмента перераспределения финансовых ресурсов;
рассмотрена роль государственного бюджета в формировании финансовых ресурсов государства; проанализирована динамика поступления доходов в бюджеты страны;
рассмотрена роль государственного бюджета в использовании финансовых ресурсов; дана характеристика расходам государственного бюджета.

Содержание

Введение………………………..…………………………………………………. 4
1. Сущность бюджета как инструмента перераспределения финансовых ресурсов……………. 6
2. Роль государственного бюджета в формировании финансовых ресурсов
государства……………………………………………………………………..10
3. Роль государственного бюджета в использовании финансовых ресурсов государства……………………………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………….……….……… 30
Список использованных источников………………………….………………... 33
Приложение………………………………………………………..……………... 35

Работа содержит 1 файл

курсовая .doc

— 314.00 Кб (Скачать)

Каждое из приведенных  бюджетных устройств имеет свои преимущества и недостатки. Так, для унитарных бюджетных устройств характерна централизация финансовых ресурсов в руках центрального правительства, что позволяет контролировать бюджетные потоки, оперативно направлять их на общегосударственные цели и определенные государственные и местные программы. К недостаткам можно отнести ущемление инициативы на местах, отсутствие гибкости и неповоротливость бюрократической машины. Федеральное устройство обеспечивает не только децентрализованное принятие бюджетных решений, но и распределение полномочий, разделение государственной власти, обеспечение национальных интересов. В то же время усложнение процедуры контроля за бюджетными средствами, дублирование бюджетных программ и неопределенность ответственности относится к основным проблемам федеральных государств.

Количество унитарных  государств в мире преобладает, но большинство территориально крупных стран является федерациями. Бюджетное устройство, как отмечалось ранее, представляет собой организацию бюджетной системы и принципы ее построения. Бюджетное устройство в Республике Беларусь основывается на принципах единства бюджетной системы, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Республики Беларусь, и определяется административно-территориальным делением Республики Беларусь.

Как видим, бюджет играет огромную роль в формировании и использовании  финансовых ресурсов государства. Без его участия невозможно было бы построение современной экономики.

 

2. Роль государственного  бюджета в формировании финансовых  ресурсов государства 

 

Государственный бюджет для выполнения своей роли в процессе общественного воспроизводства  должен располагать устойчивой базой. С этой целью в бюджет изымается часть доходов юридических и физических лиц. Доходы бюджетов представляют собой часть национального дохода, подлежащую централизации в бюджеты различных уровней.

Материальной основой  доходов государственного бюджета является национальный доход, т.е. та его часть, которая централизуется в основном фонде денежных средств государства и его регионов. В бюджете аккумулируется основная часть государственных финансовых ресурсов (более 2/3 всего объема), принимающих форму доходов бюджета [15, с. 69].

Государство для образования  доходов своего бюджета вступает в финансовые взаимоотношения с отдельными звеньями хозяйства, гражданами, взимая на общегосударственные и региональные нужды часть созданного или полученного ими национального дохода. Все источники доходов делятся на две основные группы — внутренние и внешние. К внутренним относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для осуществления своих функций, к внешним — национальный доход другой страны, заимствованный в форме внешних займов, а в исключительных случаях — национальное богатство.

Формы и методы образования доходов  бюджета трансформируются под воздействием многих объективных и субъективных факторов, среди которых первостепенное значение имеет уровень развития производительных сил и производственных отношений, финансовой науки. Значительное влияние на доходы оказывают также сложившаяся экономическая и социальная ситуация, политика и приоритеты развития общества на данном этапе, стратегия и тактика достижения намечаемых целей и др. Однако в любом случае главным назначением мобилизационных доходов является формирование устойчивой финансовой базы, позволяющей органам государственной власти всех уровней осуществлять исполнение своих функций, удовлетворять общегосударственные и региональные потребности. Назначение доходов — покрытие расходов бюджета. Вместе с тем следует найти такие формы финансовых взаимоотношений с хозяйствующими субъектами и населением, методы изъятия в доходную часть бюджета, которые стимулировали бы повышение производительности труда, рациональное использование ресурсов, и как следствие — увеличение поступлений. В этом заключаются фискальная и стимулирующая функции доходов, обеспечивающие расширение материальной основы их роста, укрепление доходной части бюджета.


Во всех цивилизованных государствах основными методами перераспределения национального дохода с целью мобилизации государственных доходов являются налоги, займы и эмиссии. Соотношение между данными методами не одинаково в разные периоды развития страны. Анализ формирования доходов бюджетов различных стран показывает, что, несмотря на многообразие конкретных видов платежей, существуют три основных канала поступлений в бюджет:

  • обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые в виде налогов и сборов.
  • платежи за государственное имущество и общегосударственные ресурсы.
  • привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации ценных бумаг и др.

Под налогами понимаются обязательные безвозмездные и невозвратные платежи в бюджет, взимаемые органами государственного управления, в соответствии с налоговым и таможенным законодательством Республики Беларусь. Поступления от налогов включают также любое взимание с физических и юридических лиц в индивидуальном порядке сборов (пошлин) в связи с оказанием государственными органами юридических услуг (действий) [17, с. 10].

Налоговые платежи классифицируют по видам:

  • прямые налоги на доходы, прибыли и прирост капитала;
  • налоги, взимаемые с фонда оплаты труда;
  • внутренние налоги на товары и услуги;
  • налоги на собственность (налоги на имущество);
  • доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций;
  • прочие налоги, сборы и пошлины.

Прямые налоги включают в себя налоги, непосредственно уменьшающие доходы физических или юридических лиц, поскольку ими облагаются доходы (прибыль, капитал, заработная плата). При этом налоги взимаются с фактического или предполагаемого чистого дохода отдельных физических лиц и с прибыли (дохода) юридических лиц в результате осуществления экономической (хозяйственной) деятельности. Особенностью налогов этой группы является вычет из валового дохода от реализации товаров (работ, услуг) юридического лица затрат, связанных с получением этого дохода, и соответствующих сумм из доходов физических лиц.

В законодательстве республики налоги представлены: подоходным налогом с граждан, налогом на прибыль (доход), фиксированными суммами налога на прибыль, отчислениями от доходов по эксплуатации автотранспорта.

Налоги, взимаемые с фонда оплаты труда, включают налоги, уплачиваемые юридическими лицами, включая иностранные, их филиалы, представительства и  другие обособленные подразделения, независимо от форм собственности осуществляющие хозяйственную деятельность на территории Республики Беларусь, а также физическими лицами.

Объектами обложения этих налогов  и отчислений является фонд заработной платы всех категорий работников. Исчисленные суммы этих налогов относятся на себестоимость продукции (работ, услуг).

К ним относят: чрезвычайный налог  для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; отчисления на содержание ведомственных дошкольных учреждений; прочие налоги и отчисления, взимаемые с фонда заработной платы.

Внутренние налоги на товары и услуги включают платежи, уплачиваемые из выручки от реализуемой продукции, работ, услуг.

К ним относятся: поступления от всех налогов и сборов, которыми облагается производство; добыча, продажа, аренда, передача, лизинг и поставка товаров, а также оказание отдельных видов услуг.

Налоги и сборы, взимаемые  в связи с приобретением автотранспортных средств, их использованием, а также занятием определенными видами деятельности (лицензионные и регистрационные сборы).

Кроме того, к таким  налогам также относятся налоги и сборы, взимаемые на автотранспортные средства (в том числе поступающие в республиканский дорожный фонд), и прочие налоги на товары и услуги (включая налоги за использование природных ресурсов, за пользование лесными фондами и отчисления в государственные целевые фонды для финансирования расходов на содержание ведомственного жилищного фонда и фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия) [17, с. 12].

Налоги на собственность представляют собой периодические налоги на имущество или чистую стоимость имущества, находящегося в собственности юридических и физических лиц — владельцев и пользователей основных фондов и строений. Периодическими налогами на недвижимое имущество облагаются и земельные участки, которые в установленном порядке предоставлены во владение, пользование или собственность.

К доходам от внешней  торговли и внешнеэкономических  операций относятся доходы на товары, взимаемые с целью оказания влияния  на внешнеторговые операции и защиты внутреннего рынка по установленным в процентах ставкам к контрактной стоимости товаров в национальной валюте или валюте контракта при ввозе и вывозе на таможенную территорию Республики Беларусь.

К текущим неналоговым  доходам относятся возмездные невозвратные платежи в бюджет. Данная группа учитывает поступления доходов от государственной собственности и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи, штрафы, пени, иные административные санкции и прочие неналоговые доходы.

К группе капитальных  доходов относятся доходы от реализации основных фондов — материальных и нематериальных (патентов, лицензий, авторских прав, товарных знаков).

В условиях перехода к  рыночной экономике удельный вес  налоговых поступлений в доходах бюджета Республики Беларусь значительно возрастает и занимает доминирующее положение (более 75%). Развитие рыночных отношений сопровождается усилением роли региональных бюджетов, экономическая сущность которых заключается в финансовом обеспечении деятельности органов местного управления и самоуправления. Приблизительно 45—50%, а с 2004 г. с включением в республиканский бюджет средств фонда социальной защиты населения — более 30% доходной части консолидированного бюджета Республики Беларусь составляют доходы местных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений).

В настоящее время  Министерством финансов Республики Беларусь проводится работа по внедрению в бюджетный процесс современных международных стандартов по статистике государственных финансов, позволяющих получать более прозрачную информацию о формировании доходов и использовании средств бюджета для анализа бюджетно-налогового сектора и обеспечивающих международную сопоставимость показателей бюджета Республики Беларусь.

В качестве первого этапа перехода на методологию РСГФ 2001 Министерством финансов разработаны и введены в действие с 1 января 2006 года новые бюджетные классификации — классификация доходов и функциональная классификация расходов бюджетов Республики Беларусь, — в целом соответствующие положениям РСГФ 2001 (структура классификации доходов приводится в приложении А).

Рассматривая динамику доходов республиканского бюджета Республики Беларусь, отметим следующее.

Доходы республиканского бюджета Республики Беларусь на протяжении 2005-2009 гг. поступательно увеличиваются (рисунок 2.1).

 

 

Рисунок 2.1. Динамика доходов республиканского бюджета в 2005-2009 гг. (утвержденных законом)

П р и м е ч  а н и е. Источник: собственная  разработка

 

На 2009 г. доходы запланированы в объеме 54899 млрд. руб., что выше показателя 2008 г. на 43,9%, 2007 г. – на 79,3%. По сравнению с 2005 г. доходы республиканского бюджета Республики Беларусь увеличились в 2,6 раза.

Анализируя исполнение республиканского бюджета Республики Беларусь, обратим внимание на следующее.

За 2007 г. доходы республиканского бюджета (с учетом Фонда социальной защиты населения и целевых бюджетных фондов) составили 36,2 трлн. рублей, что выше предусмотренных Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2007 г.» на 18,3% и на 3,1% уточненного годового плана.

В 2007 г. динамика исполнения бюджета по основным доходным источникам увязана с темпами роста макроэкономических показателей.

Налога на прибыль  поступило 2,2 трлн. рублей, или 103,8 процента к уточненному годовому плану. За 2007 г. в республиканский бюджет поступило НДС на сумму 6,1 трлн. рублей, или 101,9 процента годового плана. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 6,3 трлн. рублей, или 103,5 процента к уточненному годовому плану [18] (таблица 2.1).

Таблица 2.1. Исполнение республиканского бюджета в 2007 г. по доходам, млрд. руб.

Показатель

Уточненный план на 2007 г.

Исполнено за 2007 г.

В % к плану 

2007 г.

Всего доходов

35117,3

36204,2

103,1

из них:

     
  • налог на прибыль

2106,1

2185,2

103,8

  • налог на добавленную стоимость

5955,4

6069,1

101,9

  • акцизы

2843,3

2884,0

101,4


П р и м е ч  а н и е. Источник [18]

Информация о работе Государственный бюджет: доходная и расходная часть