Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 23:23, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в исследовании тенденций развития государственного бюджета Республики Беларусь на современном этапе экономического развития страны.
В процессе работы выполнены следующие исследования:
раскрыта сущность бюджета как инструмента перераспределения финансовых ресурсов;
рассмотрена роль государственного бюджета в формировании финансовых ресурсов государства; проанализирована динамика поступления доходов в бюджеты страны;
рассмотрена роль государственного бюджета в использовании финансовых ресурсов; дана характеристика расходам государственного бюджета.
Введение………………………..…………………………………………………. 4
1. Сущность бюджета как инструмента перераспределения финансовых ресурсов……………. 6
2. Роль государственного бюджета в формировании финансовых ресурсов
государства……………………………………………………………………..10
3. Роль государственного бюджета в использовании финансовых ресурсов государства……………………………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………….……….……… 30
Список использованных источников………………………….………………... 33
Приложение………………………………………………………..……………... 35
Каждое из приведенных бюджетных устройств имеет свои преимущества и недостатки. Так, для унитарных бюджетных устройств характерна централизация финансовых ресурсов в руках центрального правительства, что позволяет контролировать бюджетные потоки, оперативно направлять их на общегосударственные цели и определенные государственные и местные программы. К недостаткам можно отнести ущемление инициативы на местах, отсутствие гибкости и неповоротливость бюрократической машины. Федеральное устройство обеспечивает не только децентрализованное принятие бюджетных решений, но и распределение полномочий, разделение государственной власти, обеспечение национальных интересов. В то же время усложнение процедуры контроля за бюджетными средствами, дублирование бюджетных программ и неопределенность ответственности относится к основным проблемам федеральных государств.
Количество унитарных
государств в мире преобладает, но большинство
территориально крупных стран является федерациями. Бюджетное
устройство, как отмечалось ранее, представляет
собой организацию бюджетной системы
и принципы ее построения. Бюджетное устройство
в Республике Беларусь основывается на
принципах единства бюджетной системы,
полноты, реальности, гласности и самостоятельности
всех бюджетов, входящих в бюджетную систему
Республики Беларусь, и определяется административно-
Как видим, бюджет играет огромную роль в формировании и использовании финансовых ресурсов государства. Без его участия невозможно было бы построение современной экономики.
2. Роль государственного
бюджета в формировании
Государственный бюджет для выполнения своей роли в процессе общественного воспроизводства должен располагать устойчивой базой. С этой целью в бюджет изымается часть доходов юридических и физических лиц. Доходы бюджетов представляют собой часть национального дохода, подлежащую централизации в бюджеты различных уровней.
Материальной основой доходов государственного бюджета является национальный доход, т.е. та его часть, которая централизуется в основном фонде денежных средств государства и его регионов. В бюджете аккумулируется основная часть государственных финансовых ресурсов (более 2/3 всего объема), принимающих форму доходов бюджета [15, с. 69].
Государство для образования доходов своего бюджета вступает в финансовые взаимоотношения с отдельными звеньями хозяйства, гражданами, взимая на общегосударственные и региональные нужды часть созданного или полученного ими национального дохода. Все источники доходов делятся на две основные группы — внутренние и внешние. К внутренним относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для осуществления своих функций, к внешним — национальный доход другой страны, заимствованный в форме внешних займов, а в исключительных случаях — национальное богатство.
Формы и методы образования доходов бюджета трансформируются под воздействием многих объективных и субъективных факторов, среди которых первостепенное значение имеет уровень развития производительных сил и производственных отношений, финансовой науки. Значительное влияние на доходы оказывают также сложившаяся экономическая и социальная ситуация, политика и приоритеты развития общества на данном этапе, стратегия и тактика достижения намечаемых целей и др. Однако в любом случае главным назначением мобилизационных доходов является формирование устойчивой финансовой базы, позволяющей органам государственной власти всех уровней осуществлять исполнение своих функций, удовлетворять общегосударственные и региональные потребности. Назначение доходов — покрытие расходов бюджета. Вместе с тем следует найти такие формы финансовых взаимоотношений с хозяйствующими субъектами и населением, методы изъятия в доходную часть бюджета, которые стимулировали бы повышение производительности труда, рациональное использование ресурсов, и как следствие — увеличение поступлений. В этом заключаются фискальная и стимулирующая функции доходов, обеспечивающие расширение материальной основы их роста, укрепление доходной части бюджета.
Во всех цивилизованных государствах основными методами перераспределения национального дохода с целью мобилизации государственных доходов являются налоги, займы и эмиссии. Соотношение между данными методами не одинаково в разные периоды развития страны. Анализ формирования доходов бюджетов различных стран показывает, что, несмотря на многообразие конкретных видов платежей, существуют три основных канала поступлений в бюджет:
Под налогами понимаются обязательные безвозмездные и невозвратные платежи в бюджет, взимаемые органами государственного управления, в соответствии с налоговым и таможенным законодательством Республики Беларусь. Поступления от налогов включают также любое взимание с физических и юридических лиц в индивидуальном порядке сборов (пошлин) в связи с оказанием государственными органами юридических услуг (действий) [17, с. 10].
Налоговые платежи классифицируют по видам:
Прямые налоги включают в себя налоги, непосредственно уменьшающие доходы физических или юридических лиц, поскольку ими облагаются доходы (прибыль, капитал, заработная плата). При этом налоги взимаются с фактического или предполагаемого чистого дохода отдельных физических лиц и с прибыли (дохода) юридических лиц в результате осуществления экономической (хозяйственной) деятельности. Особенностью налогов этой группы является вычет из валового дохода от реализации товаров (работ, услуг) юридического лица затрат, связанных с получением этого дохода, и соответствующих сумм из доходов физических лиц.
В законодательстве республики налоги представлены: подоходным налогом с граждан, налогом на прибыль (доход), фиксированными суммами налога на прибыль, отчислениями от доходов по эксплуатации автотранспорта.
Налоги, взимаемые с фонда оплаты труда, включают налоги, уплачиваемые юридическими лицами, включая иностранные, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, независимо от форм собственности осуществляющие хозяйственную деятельность на территории Республики Беларусь, а также физическими лицами.
Объектами обложения этих налогов и отчислений является фонд заработной платы всех категорий работников. Исчисленные суммы этих налогов относятся на себестоимость продукции (работ, услуг).
К ним относят: чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; отчисления на содержание ведомственных дошкольных учреждений; прочие налоги и отчисления, взимаемые с фонда заработной платы.
Внутренние налоги на товары и услуги включают платежи, уплачиваемые из выручки от реализуемой продукции, работ, услуг.
К ним относятся: поступления от всех налогов и сборов, которыми облагается производство; добыча, продажа, аренда, передача, лизинг и поставка товаров, а также оказание отдельных видов услуг.
Налоги и сборы, взимаемые
в связи с приобретением
Кроме того, к таким налогам также относятся налоги и сборы, взимаемые на автотранспортные средства (в том числе поступающие в республиканский дорожный фонд), и прочие налоги на товары и услуги (включая налоги за использование природных ресурсов, за пользование лесными фондами и отчисления в государственные целевые фонды для финансирования расходов на содержание ведомственного жилищного фонда и фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия) [17, с. 12].
Налоги на собственность представляют собой периодические налоги на имущество или чистую стоимость имущества, находящегося в собственности юридических и физических лиц — владельцев и пользователей основных фондов и строений. Периодическими налогами на недвижимое имущество облагаются и земельные участки, которые в установленном порядке предоставлены во владение, пользование или собственность.
К доходам от внешней торговли и внешнеэкономических операций относятся доходы на товары, взимаемые с целью оказания влияния на внешнеторговые операции и защиты внутреннего рынка по установленным в процентах ставкам к контрактной стоимости товаров в национальной валюте или валюте контракта при ввозе и вывозе на таможенную территорию Республики Беларусь.
К текущим неналоговым доходам относятся возмездные невозвратные платежи в бюджет. Данная группа учитывает поступления доходов от государственной собственности и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи, штрафы, пени, иные административные санкции и прочие неналоговые доходы.
К группе капитальных доходов относятся доходы от реализации основных фондов — материальных и нематериальных (патентов, лицензий, авторских прав, товарных знаков).
В условиях перехода к рыночной экономике удельный вес налоговых поступлений в доходах бюджета Республики Беларусь значительно возрастает и занимает доминирующее положение (более 75%). Развитие рыночных отношений сопровождается усилением роли региональных бюджетов, экономическая сущность которых заключается в финансовом обеспечении деятельности органов местного управления и самоуправления. Приблизительно 45—50%, а с 2004 г. с включением в республиканский бюджет средств фонда социальной защиты населения — более 30% доходной части консолидированного бюджета Республики Беларусь составляют доходы местных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений).
В настоящее время Министерством финансов Республики Беларусь проводится работа по внедрению в бюджетный процесс современных международных стандартов по статистике государственных финансов, позволяющих получать более прозрачную информацию о формировании доходов и использовании средств бюджета для анализа бюджетно-налогового сектора и обеспечивающих международную сопоставимость показателей бюджета Республики Беларусь.
В качестве первого этапа перехода на методологию РСГФ 2001 Министерством финансов разработаны и введены в действие с 1 января 2006 года новые бюджетные классификации — классификация доходов и функциональная классификация расходов бюджетов Республики Беларусь, — в целом соответствующие положениям РСГФ 2001 (структура классификации доходов приводится в приложении А).
Рассматривая динамику доходов республиканского бюджета Республики Беларусь, отметим следующее.
Доходы республиканского бюджета Республики Беларусь на протяжении 2005-2009 гг. поступательно увеличиваются (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1. Динамика доходов республиканского бюджета в 2005-2009 гг. (утвержденных законом)
П р и м е ч а н и е. Источник: собственная разработка
На 2009 г. доходы запланированы в объеме 54899 млрд. руб., что выше показателя 2008 г. на 43,9%, 2007 г. – на 79,3%. По сравнению с 2005 г. доходы республиканского бюджета Республики Беларусь увеличились в 2,6 раза.
Анализируя исполнение республиканского бюджета Республики Беларусь, обратим внимание на следующее.
За 2007 г. доходы республиканского бюджета (с учетом Фонда социальной защиты населения и целевых бюджетных фондов) составили 36,2 трлн. рублей, что выше предусмотренных Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2007 г.» на 18,3% и на 3,1% уточненного годового плана.
В 2007 г. динамика исполнения бюджета по основным доходным источникам увязана с темпами роста макроэкономических показателей.
Налога на прибыль поступило 2,2 трлн. рублей, или 103,8 процента к уточненному годовому плану. За 2007 г. в республиканский бюджет поступило НДС на сумму 6,1 трлн. рублей, или 101,9 процента годового плана. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 6,3 трлн. рублей, или 103,5 процента к уточненному годовому плану [18] (таблица 2.1).
Таблица 2.1. Исполнение республиканского бюджета в 2007 г. по доходам, млрд. руб.
Показатель |
Уточненный план на 2007 г. |
Исполнено за 2007 г. |
В % к плану 2007 г. |
Всего доходов |
35117,3 |
36204,2 |
103,1 |
из них: |
|||
|
2106,1 |
2185,2 |
103,8 |
|
5955,4 |
6069,1 |
101,9 |
|
2843,3 |
2884,0 |
101,4 |
П р и м е ч а н и е. Источник [18]
Информация о работе Государственный бюджет: доходная и расходная часть