Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 23:23, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в исследовании тенденций развития государственного бюджета Республики Беларусь на современном этапе экономического развития страны.
В процессе работы выполнены следующие исследования:
раскрыта сущность бюджета как инструмента перераспределения финансовых ресурсов;
рассмотрена роль государственного бюджета в формировании финансовых ресурсов государства; проанализирована динамика поступления доходов в бюджеты страны;
рассмотрена роль государственного бюджета в использовании финансовых ресурсов; дана характеристика расходам государственного бюджета.
Введение………………………..…………………………………………………. 4
1. Сущность бюджета как инструмента перераспределения финансовых ресурсов……………. 6
2. Роль государственного бюджета в формировании финансовых ресурсов
государства……………………………………………………………………..10
3. Роль государственного бюджета в использовании финансовых ресурсов государства……………………………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………….……….……… 30
Список использованных источников………………………….………………... 33
Приложение………………………………………………………..……………... 35
Что касается структуры доходной части республиканского бюджета, то по сравнению с предыдущими годами она претерпела незначительные изменения. Так, в 2007 г. доля налоговых доходов в доходах республиканского бюджета сложилась на уровне 63,9%, взносов на государственное социальное страхование – 32,2% и неналоговых доходов – 3,7%. В 2006 г. соотношение данных доходных групп сложилось соответственно в размере 63,1%, 31,2%, 5,7%, а в 2005 г. оно составляло 61,6%, 34,5% и 3,9%. Следовательно, за 2005-2007 гг. удельный вес налоговых доходов в общей величине доходов республиканского бюджета возрастает на 2,3 пункта, в то время как доля взносов на государственное социальное страхование и неналоговых доходов уменьшается соответственно на 2,1 и 0,2 пункта. Некоторое изменение структуры доходной части республиканского бюджета в 2007 г. по сравнению с 2006-м, равно как и с 2005 г., обусловлено изменением в 2007 г. запланированного объема налоговых доходов вследствие отмены чрезвычайного налога и обязательных отчислений в государственный фонд содействия занятости, исключения ювелирных изделий из перечня подакцизных товаров, а также уменьшением неналоговых доходов на 415 млрд. Вr и увеличением взносов на государственное социальное страхование на 1531 млрд. Вr по отношению к 2006 г., и др.
Таким образом, основную долю в структуре доходной части республиканского бюджета на 2007 г. составляют налоговые доходы (63,9%), в т.ч. налоги на товары и услуги (41,3%), из них НДС и акцизы – соответственно 19% и 9,2%, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности – 7,8%, другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи – 7,5% и налоги на доходы и прибыль – 7,4% (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2. Структура доходов бюджета 2007 г. (без учета отчислений в ФСЗН)
П р и м е ч а н и е. Источник: собственная разработка
Рассматривая доходы бюджета Республики Беларусь в 2008 г., отметим следующее.
Доходы республиканского бюджета прогнозировались в сумме 38,2 трлн. руб. (рост на 8%), из них государственных целевых бюджетных фондов – в сумме 4,4 трлн. руб. В том числе доходы республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки – в сумме 2,3 трлн. руб., или с ростом к 2007 г. на 16%; инновационных фондов – более 1,5 трлн. руб. (93,2%); фондов охраны природы – 438 млрд. руб. (107,2%); фонда национального развития – 100 млрд. руб.; фонда организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья – 30 млрд. руб., или с ростом на 20% [10, с. 5].
Поступления в фонд социальной защиты населения предусматриваются в сумме 12 трлн. руб., или с ростом на 10,1%.
Характеризуя исполнение республиканского бюджета Республики Беларусь в 2008 г. по доходам, следует отметить следующее.
За январь-ноябрь 2008 г. доходы республиканского бюджета составили 44,7 трлн. рублей, или 96,4 процента уточненного годового плана (таблица 2.2).
Налога на прибыль поступило 3,1 трлн. рублей, или 96,1 процента годового плана. За январь-ноябрь 2008 г. в республиканский бюджет поступило НДС на сумму 7,3 трлн. рублей, или 94,2 процента годового плана. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 9,7 трлн. рублей, или 93,3 процента годового плана.
Таблица 2.2. Показатели исполнения доходной части республиканского бюджета в 2008 г., млрд. руб.
Показатели |
Уточненный годовой
план |
Исполнено за январь-ноябрь 2008 г. |
В % к годовому плану |
Всего доходов |
46392,6 |
44712,6 |
96,4 |
из них: |
|||
налог на прибыль |
3230,0 |
3103,3 |
96,1 |
налог на добавленную стоимость |
7771,7 |
7324,1 |
94,2 |
акцизы |
3716,5 |
3456,1 |
93,0 |
П р и м е ч а н и е. Источник [18]
Законом Республики Беларусь от 13 ноября 2008 г. № 450-З «О республиканском бюджете на 2009 год» доходная часть бюджета определена в сумме 54899,3 млрд. руб.
Структура доходной части республиканского бюджета представлена в таблице 2.3.
Таблица 2.3. Структура доходов республиканского бюджета Республики Беларусь в 2009 г.
Статья |
Сумма, млрд. руб. |
Удельный вес в совокупных доходах, % |
Налоговые доходы |
34811,1 |
63,4 |
налоги на доходы и прибыль |
3990,6 |
7,3 |
налоги на товары (работы, услуги) |
16213,1 |
29,5 |
налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности |
12285,6 |
22,4 |
другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи |
2321,8 |
4,2 |
Неналоговые доходы |
3267,7 |
6,0 |
доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности |
2743,5 |
5,0 |
доходы от осуществления приносящей доходы деятельности |
349 |
0,6 |
штрафы, удержания |
43,7 |
0,1 |
прочие неналоговые доходы |
131,6 |
0,2 |
Взносы на государственное социальное страхование |
16820,5 |
30,6 |
ВСЕГО |
54899,3 |
100,0 |
П р и м е ч а н и е. Источник: собственная разработка на материалах [8]
Как следует из данных таблицы 2.3, наибольший удельный вес в доходных источниках республиканского бюджета Республики Беларусь в 2009 г. принадлежит налоговым доходам. На их долю приходится 63,4% совокупных доходов бюджета или 34811,1 млрд. руб.
В структуре налоговых доходов наибольший удельный вес приходится на налоги на товары (услуги) – 16213,1 млрд. руб. или 29,5%, а также на доходы от внешнеэкономической деятельности – 12285,6 млрд. руб. или 22,4%.
Доля неналоговых доходов в республиканском бюджете 2009 г. незначительна и составляет 6% или 3267,7 млрд. руб. Наибольший вес в структуре неналоговых доходов приходится на доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности – 2743,5 млрд. руб. или 5%.
На долю взносов на государственное социальное страхование в 2009 г. приходится 30,6% совокупных доходов бюджета или 16820,5 млрд. руб.
Наиболее значительные темпы роста доходов (в разрезе групп бюджетной классификации) по сравнению с 2008 г. характерны для взносов на государственное социальное страхование – 126,9%. Рост налоговых доходов составит 114,3%, в т.ч. налогов на доходы и прибыль – 118,6%, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности – 118,3% и налогов на товары (работы, услуги) – 110,7%, из них налога на добавленную стоимость – 121,9%, акцизов – 116,7%. Увеличение неналоговых доходов по отношению к предшествующему году запланировано на уровне 106% [11, с. 26].
С 1 января 2010 года Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь выведен из состава республиканского бюджета. Его показатели на 2010 год утверждены Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 года №70-З «О бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2010 год». В целях сопоставимости данных показатели бюджета далее за 2009 год также приведены без ФСЗН.
В 2010 году доходы республиканского бюджета составили 48,8 трлн. рублей, что на 4,3% больше, чем в 2009 году (в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, меньше на 3,2%). Динамика поступления доходов приведена на рисунке 2.3. Удельный вес доходов бюджета в ВВП сократился с 34% в 2009 году до 29,9% в 2010 году.
Рисунок 2.3. Динамика поступления доходов республиканского бюджета
П р и м е ч а н и е. Источник: собственная разработка
Основными доходными источниками остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с 2009 годом. Наиболее значительно увеличились поступления налога на добавленную стоимость – на 24,6%, налога на прибыль – на 12,3%, акцизов – на 10,9% в реальном выражении.
Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах республиканского бюджета составила 65,5%. При этом 33,3% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,8% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности.
Задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные фонды по состоянию на 1 января 2011 года составила 32 млрд. рублей и уменьшилась по сравнению с началом года на 50,3% в реальном выражении. Отношение недоимки к годовым доходам консолидированного бюджета сократилось с 0,13% на 1.01.2010 г. до 0,07% на 1.01.2011 г.
Как видим, доходы государственного бюджета динамично возрастают. Такая тенденция обусловлена динамичным развитием экономики Республики Беларусь, ростом национального производства, увеличением прибыли реального сектора экономики и вследствие этого налогооблагаемой базы.
В процессе становления рыночных отношений в экономике страны изменяется структура поступлений доходов в бюджет Республики Беларусь, возрастает доля неналоговых поступлений. Вместе с тем уровень налоговых доходов остается достаточно высоким и составляет около 64% совокупных доходов бюджета Республики Беларусь.
3. Роль
государственного бюджета в
Расходы республиканского бюджета представляют собой денежные затраты, возникающие при исполнении центральным правительством своих функций.
Многообразие функций
государства порождает
Существуют различные
классификации бюджетных
Осуществление расходов за счет средств бюджета получило название бюджетного финансирования. В качестве основных его принципов выделяются:
а) достижение оптимальности государственных расходов (получение максимума эффекта при минимуме затрат);
б) целевой характер использования бюджетных ассигнований;
в) безвозмездность и бесплатность бюджетных ассигнований.
Среди основных направлений бюджетного финансирования различаются:
Выше по сути дела приведена достаточно развернутая классификация расходов республиканского бюджета по сферам деятельности государства [20, с. 72].
Экономические расходы используются с целью государственного регулирования экономики и направлены в сферу производства. По их величине можно судить о степени государственного вмешательства в экономические процессы. В соответствии с бюджетной классификацией расходы на государственное регулирование экономики рассматриваются по функциональному и отраслевому признаку и осуществляются практически во всех отраслях и сферах производства. Почти во всех бюджетах предусматривается государственная поддержка нерентабельных, но имеющих социальную значимость производств: городское благоустройство, сельское хозяйство, железнодорожный транспорт, связь, угольная промышленность, традиционные виды национальных промыслов. В странах, вступивших на путь рыночных реформ, за счет данных видов расходов может осуществляться дотирование цен на социально важную продукцию, общественный транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, создание рыночной инфраструктуры и др. Большое значение имеет выделение расходов на научно-исследовательские разработки и программы.
Расходы на социальные нужды предусматривают в первую очередь финансирование сферы услуг: образование, здравоохранение, культуру, искусство. Важное значение имеет проводимая государством социальная политика, финансирование социальных учреждений и программ, выделение социальной помощи малоимущим и нетрудоспособным слоям населения. Расходы бюджета на социальные нужды имеют не только социальное, но и экономическое значение, так как представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы, обеспечивают физическое и духовное здоровье нации и служат вложениями в человеческий капитал.
Военные расходы включают
расходы на национальную оборону
и относятся к важнейшим
Расходы на управление обеспечивают основную функцию государства – управление – и предусматривают обеспечение содержания органов государственного и муниципального управления, правопорядка, судебной власти. Большое значение уделяется расходам на содержание и обслуживание внутреннего и внешнего государственного долга. Он возникает при использовании государственных долговых обязательств для покрытия бюджетного дефицита за счет внешних и внутренних источников финансирования.
Информация о работе Государственный бюджет: доходная и расходная часть