Государственный бюджет: доходная и расходная часть

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 23:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в исследовании тенденций развития государственного бюджета Республики Беларусь на современном этапе экономического развития страны.
В процессе работы выполнены следующие исследования:
раскрыта сущность бюджета как инструмента перераспределения финансовых ресурсов;
рассмотрена роль государственного бюджета в формировании финансовых ресурсов государства; проанализирована динамика поступления доходов в бюджеты страны;
рассмотрена роль государственного бюджета в использовании финансовых ресурсов; дана характеристика расходам государственного бюджета.

Содержание

Введение………………………..…………………………………………………. 4
1. Сущность бюджета как инструмента перераспределения финансовых ресурсов……………. 6
2. Роль государственного бюджета в формировании финансовых ресурсов
государства……………………………………………………………………..10
3. Роль государственного бюджета в использовании финансовых ресурсов государства……………………………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………….……….……… 30
Список использованных источников………………………….………………... 33
Приложение………………………………………………………..……………... 35

Работа содержит 1 файл

курсовая .doc

— 314.00 Кб (Скачать)

Расходы на внешнеэкономическую  деятельность предусматривают осуществление  мероприятий и финансирование программ по межгосударственному сотрудничеству: содержание дипломатических представительств, консульств, участие в международных общественных организациях, выставках, прочих международных мероприятиях, культурных и научных связях. К внешнеэкономическим расходам также можно отнести государственную поддержку экспортеров и расходы по финансированию внешнеторговых мероприятий [20, с. 73].

Расходы на создание государственных  запасов и резервов создаются  на случай непредвиденных обстоятельств, стихийных и военных бедствий, являются обязательной статьей расходов государственного бюджета.

Расходы бюджетов в зависимости  от их экономического содержания делятся  на текущие и капитальные расходы. Это определяется бюджетной классификацией расходов бюджетов.

Капитальные расходы  бюджетов – это часть расходов бюджетов, связанных с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности. Капитальные расходы обеспечивают покрытие инновационных и инвестиционных расходов: произведение капитального ремонта, закупку оборудования, техническим перевооружением и др.

Текущие расходы – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее финансирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.

На основании статьи 14 Закона «О бюджетной системе Республики Беларусь» расходы бюджетов определяются программами социально-экономического    развития     Республики    Беларусь    и соответствующей    административно-территориальной     единицы     и осуществляются   по   направлениям   и   в размерах,  установленных законодательством Республики Беларусь и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год [1].

В бюджете   на   очередной   финансовый   (бюджетный)   год   в соответствии с принятыми  ранее обязательствами предусматриваются  в полном объеме ассигнования на выплату  процентов по государственному долгу,  погашение имеющейся в республиканском бюджете на данный год задолженности по государственному долгу прошлых лет с наступившим сроком уплаты.

В составе республиканского и местных бюджетов создаются  резервные  и целевые бюджетные  фонды, средства которых используются по целевому назначению на осуществление социальных,  экологических и других   программ,   ликвидацию  последствий  стихийных  бедствий  и проведение других мероприятий,  которые не могли быть предусмотрены при  утверждении  бюджетов.  Порядок  формирования  этих фондов и их размеры  определяются  при   утверждении   бюджетов   на   очередной финансовый (бюджетный) год.

Расходы по бюджету, начиная  с 2006 г. формируются по новой функциональной классификации расходов бюджетов Республики Беларусь, особенностями которой являются:

  • сокращение количества разделов и подразделов функциональной классификации расходов с их четкой привязкой к основным функциям и сферам деятельности государства. В структуре функциональной классификации расходов бюджетов выделяется 10 разделов: общегосударственные расходы; национальная оборона; правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности; национальная экономика; охрана окружающей среды; жилищные и коммунальные услуги; здравоохранение; физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации; образование; социальная политика, включая расходы фонда социальной защиты населения;
  • отражение расходов на управление и прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты предполагается осуществлять в соответствующих сферах деятельности в составе разделов и подразделов функциональной классификации. С учетом особенностей перехода к новой классификации в показателях республиканского бюджета расходы на научные исследования в полном объеме отражаются в составе общегосударственных расходов и подлежат распределению по направлениям и государственным заказчикам Правительством Республики Беларусь;
  • отражение целевых бюджетных фондов, включая инновационные фонды, в составе разделов и подразделов функциональной классификации по соответствующим отраслям.

Указанные изменения  направлены на приближение бюджетной  классификации к международным  стандартам учета и статистики государственных финансов, более точное отражение бюджетных расходов по основным функциям и сферам деятельности государства, повышение прозрачности операций с бюджетными средствами.

Рассматривая динамику расходной части республиканского бюджета Республики Беларусь, следует  обратить внимание на следующее.

Расходы бюджета на протяжении периода 2005-2009 гг. поступательно увеличиваются (рисунок 3.1). На 2009 г. их объем запланирован в сумме 57699 млрд. руб., что выше утвержденных бюджетом 2008 г. на 43%, 2007 г. – на 80,2%. За период 2005-2009 гг. расходы республиканского бюджета выросли в 3 раза.

Рисунок 3.1. Динамика расходов республиканского бюджета за 2005-2009 гг. (утвержденных законом)

П р и м е ч  а н и е. Источник: собственная  разработка

 

Значительное влияние  на динамику расходов бюджета в 2009 г., равно как и в 2007-2008 гг., оказал рост цен на импортируемые топливно-энергетические ресурсы. С учетом этого фактора предусмотрены расходы:

  • на предоставление субсидий нефтеперерабатывающим предприятиям для возмещения стоимости импортируемого углеводородного сырья в размере 6,9 трлн. руб.;
  • на жилищно-коммунальное хозяйство (с учетом оказываемых населению услуг) в сумме 3,4 трлн. руб.;
  • на оплату коммунальных услуг бюджетными организациями в размере 2,5 трлн. руб. [11, с. 26].

Структура расходов республиканского бюджета в 2007-2009 гг. представлена в таблице 3.1.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.1. Структура расходов республиканского бюджета в 2007-2009 гг.

 

2007 г.

2008 г.

2009 г.

млрд. руб.

в % к ВВП

доля в расходах, в %

млрд. руб.

в % к ВВП

доля в расходах, в %

млрд. руб.

в % к ВВП

доля в расходах, в %

Общегосударственные расходы 

7389

8,03

23,1

8878

7,9

22,0

11873

8,8

20,6

Национальная оборона 

1131

1,23

3,5

1240

1,1

3,1

1733

1,3

3,0

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

1729

1,88

5,4

1949

1,7

4,8

2642

2,0

4,6

Национальная экономика 

7118

7,73

22,2

11026

9,8

27,3

17350

12,9

30,1

Охрана окружающей среды 

480

0,52

1,5

550

0,5

1,4

621

0,5

1,1

Жилищные и коммунальные услуги

9

0,01

0,0

24

0,0

0,1

61

0,0

0,1

Здравоохранение

919

1,0

2,9

1026

0,9

2,5

1540

1,1

2,7

Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации

407

0,44

1,3

488

0,4

1,2

672

0,5

1,2

Образование

1157

1,26

3,6

1278

1,1

3,2

1775

1,3

3,1

Социальная политика

11669

12,68

36,5

13882

12,3

34,4

19433

14,4

33,7

в том числе ФСЗН

9973

10,83

31,2

12013

10,6

29,8

16860

12,5

29,2

ВСЕГО

32011

34,78

100

40342

35,8

100,0

57699

42,7

100,0


П р и м е ч  а н и е. Источник: собственная  разработка

 

Как следует из данных таблицы 3.1, в структуре расходов республиканского бюджета Республики Беларусь в 2009 г. наибольший удельный вес занимают расходы на социальную политику – 33,7% совокупных расходов бюджета (14,4% к ВВП). В анализируемом периоде отмечается тенденция снижения доли расходов на социальную политику на 2,8 пункта.

Вторую позицию по удельному весу в совокупных расходах занимают расходы на национальную экономику. В 2009 г. расходы по этому разделу запланированы на уровне 30,1% к совокупным расходам (12,9% к ВВП). В сравнении с 2008 г. удельный вес расходов на национальную экономику  увеличился на 2,8 пункта, а по доле в ВВП – на 3,1 пункта.

На развитие сельского  хозяйства, рыбохозяйственной отрасли  предусматривается направить 3,5 трлн. руб., что составляет 6,1 % к общему объему средств бюджета; на дорожное хозяйство – 2,3 трлн. руб. (4%), промышленность, строительство и архитектуру – 1,5 трлн. руб. (2,6%). Лесное хозяйство и связь запланировано дотировать всего по 0,4% от расходов бюджета, транспорт – 0,2%. Незначительное выделение средств на финансирование многих отраслей материального производства в условиях перехода к рыночной экономике является вполне обоснованным и закономерным явлением. Ориентация только на бюджет недопустима, он должен поддерживать лишь важные объекты производственного назначения, связанные с экспортом продукции, внедрением новых высоких технологий     [11, с. 26].

Значительный объем  расходов предусмотрен по разделу «Общегосударственные расходы». На долю таких расходов в 2009 г. приходится 20,6% расходов республиканского бюджета Республики Беларусь или 8,8% объема ВВП. В сравнении с предыдущим годом отмечается снижение удельного веса расходов по данному разделу на 1,4 пункта в общем объеме расходов.

В 2009 г. снижение удельного  веса расходов в совокупных расходах бюджета также произошло по следующим статьям:

  • национальная оборона – на 0,1 пункта с 3,1% в 2008 г. до 3,0% в 2009 г.;
  • правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности – на 0,2 пункта с 4,8% в 2008 г. до 4,6% в 2009 г.;
  • охрана окружающей среды – на 0,3 пункта с 1,4% в 2008 г. до 1,1% в 2009 г.;
  • образование – на 0,1 пункта с 3,2% в 2008 г. до 3,1% в 2009 г.

Доля расходов на жилищные и коммунальные услуги, а также  на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации осталась на прежнем уровне, соответственно 0,1% и 1,2%.

Некоторое увеличение по удельному весу (на 0,2 пункта) в 2009 г. в сравнении с 2008 г. отмечается по расходам на образование.

Более наглядно структура  расходов республиканского бюджета  Республики Беларусь в 2009 г. представлена на рисунке 3.2.

 

 

Рисунок 3.2. Структура расходов республиканского бюджета

Республики Беларусь в 2009 г.

П р и м е ч  а н и е. Источник: собственная  разработка на материалах [8]

 

Расходы республиканского бюджета в 2010 году профинансированы  в сумме  53 трлн. рублей. По сравнению с 2009 годом расходы в реальном выражении уменьшились на 0,1%.

Расходы республиканского бюджета в разрезе функциональной классификации увеличились по всем разделам, кроме «Национальной экономики» и «Охраны окружающей среды». Наиболее значительно (в реальном выражении) возросли расходы по разделам «Социальная политика» – на 13,7%, «Общегосударственные расходы» - на 17,4% (в том числе расходы на Государственную инвестиционную программу – на 12,1%), «Образование» - на 14,4%, «Здравоохранение» - на 12%. Финансирование по разделу «Национальная экономика» сократилось на 29,6%. 

Рост расходов по разделу  «Социальная политика» в определяющей мере обусловлен увеличением помощи в обеспечении граждан жильем. В 2010 году на эти цели было направлено на 22% в реальном выражении средств больше, чем в 2009 году.  Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в 2010 году в структуре расходов консолидированного бюджета увеличился по сравнению с 2009 годом на 1,2 процентных пункта (рисунок 3.3).

Рисунок 3.3. Структура расходов консолидированного бюджета

П р и м е ч  а н и е. Источник: собственная  разработка

 

В расходах бюджета в 2010 году в разрезе экономической классификации преобладали текущие расходы – 74,4% в общих расходах, в том числе расходы на заработную плату рабочих и служащих в бюджетном секторе и начисления на нее – 27,6%, текущие бюджетные трансферты – 25,9%, обслуживание государственного долга – 2,1%. Доля капитальных расходов составила 25,7%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 16,1% всех бюджетных расходов.

За счет средств республиканского бюджета в 2010 году было профинансировано 18,6% всех инвестиций в основной капитал в экономику. Введено 260,4 тыс. квадратных метров жилья, или 3,9% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья.

В качестве вывода можно  отметить следующее. На протяжении анализируемого периода отмечается поступательный рост расходов республиканского бюджета Республики Беларусь.

Информация о работе Государственный бюджет: доходная и расходная часть