Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 23:23, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в исследовании тенденций развития государственного бюджета Республики Беларусь на современном этапе экономического развития страны.
В процессе работы выполнены следующие исследования:
раскрыта сущность бюджета как инструмента перераспределения финансовых ресурсов;
рассмотрена роль государственного бюджета в формировании финансовых ресурсов государства; проанализирована динамика поступления доходов в бюджеты страны;
рассмотрена роль государственного бюджета в использовании финансовых ресурсов; дана характеристика расходам государственного бюджета.
Введение………………………..…………………………………………………. 4
1. Сущность бюджета как инструмента перераспределения финансовых ресурсов……………. 6
2. Роль государственного бюджета в формировании финансовых ресурсов
государства……………………………………………………………………..10
3. Роль государственного бюджета в использовании финансовых ресурсов государства……………………………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………….……….……… 30
Список использованных источников………………………….………………... 33
Приложение………………………………………………………..……………... 35
Расходы на внешнеэкономическую
деятельность предусматривают осуществление
мероприятий и финансирование программ
по межгосударственному
Расходы на создание государственных запасов и резервов создаются на случай непредвиденных обстоятельств, стихийных и военных бедствий, являются обязательной статьей расходов государственного бюджета.
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные расходы. Это определяется бюджетной классификацией расходов бюджетов.
Капитальные расходы бюджетов – это часть расходов бюджетов, связанных с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности. Капитальные расходы обеспечивают покрытие инновационных и инвестиционных расходов: произведение капитального ремонта, закупку оборудования, техническим перевооружением и др.
Текущие расходы – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее финансирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.
На основании статьи
14 Закона «О бюджетной системе Республики
Беларусь» расходы бюджетов определяются
программами социально-
В бюджете на
очередной финансовый (бюджетный)
год в соответствии с принятыми
ранее обязательствами
В составе республиканского и местных бюджетов создаются резервные и целевые бюджетные фонды, средства которых используются по целевому назначению на осуществление социальных, экологических и других программ, ликвидацию последствий стихийных бедствий и проведение других мероприятий, которые не могли быть предусмотрены при утверждении бюджетов. Порядок формирования этих фондов и их размеры определяются при утверждении бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год.
Расходы по бюджету, начиная с 2006 г. формируются по новой функциональной классификации расходов бюджетов Республики Беларусь, особенностями которой являются:
Указанные изменения направлены на приближение бюджетной классификации к международным стандартам учета и статистики государственных финансов, более точное отражение бюджетных расходов по основным функциям и сферам деятельности государства, повышение прозрачности операций с бюджетными средствами.
Рассматривая динамику
расходной части
Расходы бюджета на протяжении периода 2005-2009 гг. поступательно увеличиваются (рисунок 3.1). На 2009 г. их объем запланирован в сумме 57699 млрд. руб., что выше утвержденных бюджетом 2008 г. на 43%, 2007 г. – на 80,2%. За период 2005-2009 гг. расходы республиканского бюджета выросли в 3 раза.
Рисунок 3.1. Динамика расходов республиканского бюджета за 2005-2009 гг. (утвержденных законом)
П р и м е ч а н и е. Источник: собственная разработка
Значительное влияние на динамику расходов бюджета в 2009 г., равно как и в 2007-2008 гг., оказал рост цен на импортируемые топливно-энергетические ресурсы. С учетом этого фактора предусмотрены расходы:
Структура расходов республиканского бюджета в 2007-2009 гг. представлена в таблице 3.1.
Таблица 3.1. Структура расходов республиканского бюджета в 2007-2009 гг.
|
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. | ||||||
млрд. руб. |
в % к ВВП |
доля в расходах, в % |
млрд. руб. |
в % к ВВП |
доля в расходах, в % |
млрд. руб. |
в % к ВВП |
доля в расходах, в % | |
Общегосударственные расходы |
7389 |
8,03 |
23,1 |
8878 |
7,9 |
22,0 |
11873 |
8,8 |
20,6 |
Национальная оборона |
1131 |
1,23 |
3,5 |
1240 |
1,1 |
3,1 |
1733 |
1,3 |
3,0 |
Правоохранительная |
1729 |
1,88 |
5,4 |
1949 |
1,7 |
4,8 |
2642 |
2,0 |
4,6 |
Национальная экономика |
7118 |
7,73 |
22,2 |
11026 |
9,8 |
27,3 |
17350 |
12,9 |
30,1 |
Охрана окружающей среды |
480 |
0,52 |
1,5 |
550 |
0,5 |
1,4 |
621 |
0,5 |
1,1 |
Жилищные и коммунальные услуги |
9 |
0,01 |
0,0 |
24 |
0,0 |
0,1 |
61 |
0,0 |
0,1 |
Здравоохранение |
919 |
1,0 |
2,9 |
1026 |
0,9 |
2,5 |
1540 |
1,1 |
2,7 |
Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации |
407 |
0,44 |
1,3 |
488 |
0,4 |
1,2 |
672 |
0,5 |
1,2 |
Образование |
1157 |
1,26 |
3,6 |
1278 |
1,1 |
3,2 |
1775 |
1,3 |
3,1 |
Социальная политика |
11669 |
12,68 |
36,5 |
13882 |
12,3 |
34,4 |
19433 |
14,4 |
33,7 |
в том числе ФСЗН |
9973 |
10,83 |
31,2 |
12013 |
10,6 |
29,8 |
16860 |
12,5 |
29,2 |
ВСЕГО |
32011 |
34,78 |
100 |
40342 |
35,8 |
100,0 |
57699 |
42,7 |
100,0 |
П р и м е ч а н и е. Источник: собственная разработка
Как следует из данных таблицы 3.1, в структуре расходов республиканского бюджета Республики Беларусь в 2009 г. наибольший удельный вес занимают расходы на социальную политику – 33,7% совокупных расходов бюджета (14,4% к ВВП). В анализируемом периоде отмечается тенденция снижения доли расходов на социальную политику на 2,8 пункта.
Вторую позицию по удельному весу в совокупных расходах занимают расходы на национальную экономику. В 2009 г. расходы по этому разделу запланированы на уровне 30,1% к совокупным расходам (12,9% к ВВП). В сравнении с 2008 г. удельный вес расходов на национальную экономику увеличился на 2,8 пункта, а по доле в ВВП – на 3,1 пункта.
На развитие сельского хозяйства, рыбохозяйственной отрасли предусматривается направить 3,5 трлн. руб., что составляет 6,1 % к общему объему средств бюджета; на дорожное хозяйство – 2,3 трлн. руб. (4%), промышленность, строительство и архитектуру – 1,5 трлн. руб. (2,6%). Лесное хозяйство и связь запланировано дотировать всего по 0,4% от расходов бюджета, транспорт – 0,2%. Незначительное выделение средств на финансирование многих отраслей материального производства в условиях перехода к рыночной экономике является вполне обоснованным и закономерным явлением. Ориентация только на бюджет недопустима, он должен поддерживать лишь важные объекты производственного назначения, связанные с экспортом продукции, внедрением новых высоких технологий [11, с. 26].
Значительный объем расходов предусмотрен по разделу «Общегосударственные расходы». На долю таких расходов в 2009 г. приходится 20,6% расходов республиканского бюджета Республики Беларусь или 8,8% объема ВВП. В сравнении с предыдущим годом отмечается снижение удельного веса расходов по данному разделу на 1,4 пункта в общем объеме расходов.
В 2009 г. снижение удельного веса расходов в совокупных расходах бюджета также произошло по следующим статьям:
Доля расходов на жилищные и коммунальные услуги, а также на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации осталась на прежнем уровне, соответственно 0,1% и 1,2%.
Некоторое увеличение по удельному весу (на 0,2 пункта) в 2009 г. в сравнении с 2008 г. отмечается по расходам на образование.
Более наглядно структура расходов республиканского бюджета Республики Беларусь в 2009 г. представлена на рисунке 3.2.
Рисунок 3.2. Структура расходов республиканского бюджета
Республики Беларусь в 2009 г.
П р и м е ч а н и е. Источник: собственная разработка на материалах [8]
Расходы республиканского бюджета в 2010 году профинансированы в сумме 53 трлн. рублей. По сравнению с 2009 годом расходы в реальном выражении уменьшились на 0,1%.
Расходы республиканского бюджета в разрезе функциональной классификации увеличились по всем разделам, кроме «Национальной экономики» и «Охраны окружающей среды». Наиболее значительно (в реальном выражении) возросли расходы по разделам «Социальная политика» – на 13,7%, «Общегосударственные расходы» - на 17,4% (в том числе расходы на Государственную инвестиционную программу – на 12,1%), «Образование» - на 14,4%, «Здравоохранение» - на 12%. Финансирование по разделу «Национальная экономика» сократилось на 29,6%.
Рост расходов по разделу
«Социальная политика» в
Рисунок 3.3. Структура расходов консолидированного бюджета
П р и м е ч а н и е. Источник: собственная разработка
В расходах бюджета в 2010 году в разрезе экономической классификации преобладали текущие расходы – 74,4% в общих расходах, в том числе расходы на заработную плату рабочих и служащих в бюджетном секторе и начисления на нее – 27,6%, текущие бюджетные трансферты – 25,9%, обслуживание государственного долга – 2,1%. Доля капитальных расходов составила 25,7%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 16,1% всех бюджетных расходов.
За счет средств республиканского бюджета в 2010 году было профинансировано 18,6% всех инвестиций в основной капитал в экономику. Введено 260,4 тыс. квадратных метров жилья, или 3,9% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья.
В качестве вывода можно отметить следующее. На протяжении анализируемого периода отмечается поступательный рост расходов республиканского бюджета Республики Беларусь.
Информация о работе Государственный бюджет: доходная и расходная часть