Государственный бюджет: доходная и расходная часть

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 23:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в исследовании тенденций развития государственного бюджета Республики Беларусь на современном этапе экономического развития страны.
В процессе работы выполнены следующие исследования:
раскрыта сущность бюджета как инструмента перераспределения финансовых ресурсов;
рассмотрена роль государственного бюджета в формировании финансовых ресурсов государства; проанализирована динамика поступления доходов в бюджеты страны;
рассмотрена роль государственного бюджета в использовании финансовых ресурсов; дана характеристика расходам государственного бюджета.

Содержание

Введение………………………..…………………………………………………. 4
1. Сущность бюджета как инструмента перераспределения финансовых ресурсов……………. 6
2. Роль государственного бюджета в формировании финансовых ресурсов
государства……………………………………………………………………..10
3. Роль государственного бюджета в использовании финансовых ресурсов государства……………………………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………….……….……… 30
Список использованных источников………………………….………………... 33
Приложение………………………………………………………..……………... 35

Работа содержит 1 файл

курсовая .doc

— 314.00 Кб (Скачать)

Реформирование экономики  и финансов страны обусловили необходимость  изменения структуры расходов бюджета  – увеличивается доля средств, направляемых на социальную сферу, национальную экономику. Вместе с тем снижается доля средств, направляемых на национальную оборону, охрану правопорядка и др.

Происходящие в экономике  Республики Беларусь преобразования диктуют  необходимость изменения принципов  организации расходной части  республиканского бюджета. В связи  с этим наметилась тенденция к сокращению бюджетных ассигнований на большинство отраслей материального производства в условиях перехода к рыночной экономике, что является вполне обоснованным. Ориентация отраслей экономики только на возможности бюджета недопустима.

Бюджет страны характеризуется как социально-направленный. В структуре расходов наибольший удельный вес занимают расходы на социальную сферу – это около 40% совокупных расходов бюджета. Это обстоятельство еще раз подчеркивает тенденции перехода нашей страны к социально-ориентированной рыночной экономике.

 

 

заключение

 

Итак, подводя итоги, можно  отметить, что бюджет – это фонд ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства, республики, области, района, города или отдельной организации и составляется на определенный период времени.

Государственный бюджет предоставляет полную информацию о финансах государства, его деятельности, направлениях внутренней и внешней политики.

Бюджетное устройство представляет собой организацию бюджетной системы и принципы ее построения. Бюджетное устройство Республики Беларусь определяется административно-территориальным устройством Республики Беларусь, как суверенного государства.

Бюджетное устройство содержит три составляющих элемента:

  • бюджетную систему;
  • принципы построения бюджетной системы;
  • обусловленность административно-территориальным делением.

Глубинную суть государственного бюджета составляют экономические  отношения, возникающие в процессе образования доходов, перераспределения  национального дохода. Государственный бюджет как экономическая категория характеризует совокупность объективных денежных отношений, возникающих при образовании, расходовании и использовании основного централизованного фонда денежных средств государства. Для их прогнозирования разрабатывается основной финансовый план, который выполняется в процессе аккумуляции части национального дохода, его перераспределения на общегосударственные нужды.

Сущность государственного бюджета как экономической категории  реализуется через его функции (распределительную, регулирующую и контрольную). Функции государственного бюджета объективны, как и сама эта категория. Но проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности.

Доходы бюджетов представляют собой часть национального дохода, подлежащую централизации в бюджеты различных уровней.

Формы и методы образования доходов  бюджета трансформируются под воздействием многих объективных и субъективных факторов, среди которых первостепенное значение имеет уровень развития производительных сил и производственных отношений, финансовой науки.


Анализ формирования доходов бюджетов различных стран  показывает, что, несмотря на многообразие конкретных видов платежей, существуют три основных канала поступлений в бюджет:

  • обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые в виде налогов и сборов.
  • платежи за государственное имущество и общегосударственные ресурсы.
  • привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации ценных бумаг и др.

Рассматривая динамику доходов государственного бюджета  в Республике Беларусь, отмечается следующее.

Доходы республиканского бюджета на протяжении анализируемого нами периода динамично возрастают. Такая тенденция обусловлена динамичным развитием экономики Республики Беларусь, ростом национального производства, увеличением прибыли реального сектора экономики и вследствие этого налогооблагаемой базы.

В процессе становления  рыночных отношений в экономике  страны изменяется структура поступлений доходов в бюджет Республики Беларусь, возрастает доля неналоговых поступлений. Вместе с тем уровень налоговых доходов остается достаточно высоким и составляет около 64% совокупных доходов бюджета Республики Беларусь.

Расходы государственного бюджета представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы.

Среди основных направлений  бюджетного финансирования различаются:

  • финансирование отраслей национальной экономики;
  • социальное и культурное развитие;
  • содержание органов государственного управления;
  • военные расходы;
  • обслуживание государственного долга;
  • дотации местным бюджетам;
  • финансирование приоритетных государственных программ;
  • оплата расходов по внешнеэкономической деятельности.

Анализ динамики и  структуры расходной части республиканского бюджета указывает на изменения, которые произошли с ними за последние  годы. Так, отмечается поступательный рост расходов республиканского бюджета Республики Беларусь на протяжении 2005-20011 гг.

Реформирование экономики  и финансов страны обусловили необходимость  изменения структуры расходов бюджета  – увеличивается доля средств, направляемых на социальную сферу, национальную экономику. Вместе с тем снижается доля средств, направляемых на национальную оборону, охрану правопорядка и др.

Происходящие в экономике  Республики Беларусь преобразования диктуют  необходимость изменения принципов  организации расходной части  республиканского бюджета. В связи  с этим наметилась тенденция к сокращению бюджетных ассигнований на большинство отраслей материального производства в условиях перехода к рыночной экономике, что является вполне обоснованным. Ориентация отраслей экономики только на возможности бюджета недопустима.

Бюджет страны характеризуется  как социально-направленный. В структуре расходов наибольший удельный вес занимают расходы на социальную сферу – это около 40% совокупных расходов бюджета. Это обстоятельство еще раз подчеркивает тенденции перехода нашей страны к социально-ориентированной рыночной экономике.

 

 

Список использованных источников

 

  1. Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-З.
  2. Закон Республики Беларусь от 18 ноября 2004 г. № 339-З «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год».
  3. Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2005 г. № 81-З «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год».
  4. Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. №191-З «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год».
  5. Закон Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г. №303-З «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год».
  6. Закон Республики Беларусь от 13 ноября 2008 г. № 450-З «О республиканском бюджете на 2009 год».
  7. Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 73-3 «О республиканском бюджете на 2010 год».
  8. Закон Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 176-3 «О республиканском бюджете на 2011 год».
  9. Заяц А., Слижевская Е. Классификация доходов: о проекте новой редакции // Финансы, учет, аудит. – 2005. - №8. – С. 9-17.
  10. Корбут Н. Социальная направленность сохраняется // Финансы, учет, аудит. – 2008. - №1. – С. 5-8.
  11. Хотько А.  Бюджет-2009: основные расходы – на социальную сферу // Финансы, учет, аудит. – 2008. - №11. – С. 26.
  12. Бойко Т.С., Лещенко С.К. Финансовое право: Учеб. пособие / Т.С. Бойко, С.К. Лещенко. – Мн.: Книжный Дом, 2006. – 320 с.
  13. Государственный бюджет: Учеб. пособие / Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А., Сорокина Т.В. и др.; Под общ. ред. М.И. Ткачук. – Мн.: Выш. шк., 1995. – 240 с.
  14. Госбюджет: Практикум / Т.Е. Сорокина, Е.Ф. Киреева, Л.И. Леутина и др.; Под общ. ред. Т.В. Сорокиной. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 184 с.
  15. Государственные финансы: Учеб. пособие / Г.К. Мультан, Е.Ф. Киреева, О.А. Пузанкевич и др.; Под ред. Г.К. Мультана. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 166 с.
  16. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб. пособие / В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович и др.; Под общ. ред. В.Н. Шимова. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 844 с.
  17. Сорокина Т.В. Государственный бюджет: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. / Т.В. Сорокина. Мн.: БГЭУ, 2004. – 289 с.
  18. Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь www.minfin.gov.by
  19. Теория финансов: Учеб. пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.В. Сорокина и др.; Под ред. проф. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 351 с.
  20. Финансы и кредит: Учеб пособие / Л.Г. Колпина, Г.И Кравцова, В.Л. Тарасевич и др., Под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: Книжный Дом, Мисанта, 2005. – 456 с.

 

 
Приложение А

 

 

 

Таблица А.1. Структура классификации доходов бюджетов Республики Беларусь

1000 Доходы

1211 Взносы на государственное  социальное страхование

1100 Налоговые доходы

1300 Неналоговые доходы 

1110 Налоги на доходы и прибыль

1310 Доходы от использования имущества,  находящегося в государственной  собственности

1111 Налоги на доходы, уплачиваемые физическими лицами

1311 Доходы от размещения денежных  средств бюджетов

1112 Налоги на доходы и прибыль,  уплачиваемые организациями

1312 Доходы от использования имущества,  находящегося в государственной  собственности

1113 Налоги на доходы, уплачиваемые  физическими лицами и организациями

1320 Доходы от предпринимательской  и иной приносящей доходы деятельности

1120 Налоги на фонд заработной  платы

1321 Доходы от сдачи в аренду  имущества, находящегося в государственной  собственности

1130 Налоги на собственность

1322 Административные сборы и  платежи

1131 Налоги на недвижимое имущество

1323 Доходы от оказания платных  услуг и компенсации затрат  государства

1132 Налоги на остаточную стоимость

1324 Доходы от реализации государственного  имущества

1140 Налоги на товары и услуги

1330 Денежные взыскания (штрафы)

1141 Налоги с выручки от реализации  товаров (работ,  услуг)

1340 Прочие неналоговые доходы

1142 Налоги на отдельные товары (продукцию)

1400 Безвозмездные поступления  от иностранных государств

1143 Налоги и сборы на отдельные виды деятельности

1411 Текущие безвозмездные поступления  от иностранных государств

1144 Сборы за использование (разрешение  на использование), товаров, осуществление  деятельности

1412 Капитальные безвозмездные поступления  от иностранных государств

1150 Доходы от внешнеэкономической  деятельности

1420 Безвозмездные поступления от  международных организаций 

1151 Ввозные таможенные сборы  (пошлины)

1421 Текущие поступления от международных  организаций

1152 Вывозные таможенные пошлины

1422 Капитальные поступления от международных организаций

1153 Прочие сборы и поступления  от внешнеэкономической деятельности

1430 Безвозмездные поступления от  других уровней государственного  управления

1160 Другие налоги, сборы, отчисления

1431 Текущие поступления от других уровней государственного управления

1200 Взносы на государственное  социальное страхование

1432 Капитальные поступления от  других уровней государственного  управления

1210 Взносы на государственное  социальное страхование

 

П р и м е ч а н и е. Источник [9, с. 16]


 


Информация о работе Государственный бюджет: доходная и расходная часть