Экономическая сущность финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 13:06, контрольная работа

Описание работы

1.Возникновение финансов, их связь с государством и развитием товарно-денежных отношений.

2.Сущность финансов, их объективная необходимость.

3.Функции финансов.

4.Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями в процессе стоимостного распределения.

Работа содержит 1 файл

лекции..doc

— 757.00 Кб (Скачать)

                                            Тема 1: Экономическая сущность финансов 

      1.Возникновение  финансов, их связь с государством  и развитием товарно-денежных  отношений.

      2.Сущность  финансов, их объективная необходимость.

      3.Функции  финансов.

      4.Взаимосвязь  финансов с другими экономическими категориями в процессе стоимостного распределения.

      Возникновение финансов, их связь  с государством и  развитием товарно-денежных отношений.

      1.В  рамках экономической системы  товарно-денежные отношения выступают  основной причиной возникновения и развития  всей совокупности стоимостных (денежных) экономических категорий, опосредствующих воспроизводственный процесс, - денег, цены, кредита, прибыли, заработной платы и т.д. 

      Определенное  место в системе стоимостных  экономических категорий занимают – финансы.

      Финансы возникли в условиях регулярного  товарно-денежного обращения, в связи  с развитием государства и  его потребностей в ресурсах.

      Понятие «финансы» зачастую отождествляют  с понятием «деньги». На уровне общественного  восприятия – деньги и финансы трудно различимы. В отличии от денег, финансы всегда – неосязаемое явление.

      Слово «финансы» происходит от латинского слова finis, означающего – конец, окончание, финиш.В денежных отношениях, складывающихся между населением и государством в лице судьи, князя или короля, это слово означало завершение платежа, окончательный расчет. Лица, платившие взносы в пользу судьи, государя и различных государственных органов, получали соответствующий документ, который называли fine.

      Позднее от термина finis произошло слово fihahcia. Термин finansia возник в XIII – XV вв в торговых городах Италии и сначало обозначал любой денежный платеж. Во Франции этот термин применялся в XVI веке уже в более широком смысле – как совокупность публичных доходов и расходов. Несколько позже появился термин «публичные финансы» (public finance) как в русском, так и во всех западноевропейских языках, и означал совокупность государственных доходов и расходов.

      От  латинского слова fiscus произошел термин «фиск» (казна). Этим словом в латинском языке называли плетеную корзину, в которую ссыпали деньги и материальные ценности, полученные государством от населения в качестве налогов. Термин fiscus, таким образом, получил новое содержание и стал обозначать денежные и материальные ценности, которыми располагало государство.

      Итак, термин «финансы» получив международное  распространение стал употребляться  как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования  государственных фондов денежных средств. Это значит, что данный термин  отражал:

      1. денежные отношения между двумя  субъектами, т.е. деньги выступали  материальной основой существования  и функционирования финансов (где  нет денег, не может быть  финансов);

      2. субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них, а именно государство, обладал особыми властными полномочиями;

      3. в процессе этих отношений  формировался  общегосударственный  фонд денежных средств – бюджет;

      4. регулярное поступление средств  в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно – принудительного характера, что достигалось посредством правовой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата, или аппарата принуждения.

      Финансы – категория историческая, поскольку они имеют стадии возникновения и развития. Они появились, как уже отмечалось, одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы и изменялись вместе с ним. Поэтому сущность финансов, закономерности их развития, сфера действия и роль в процессе общественного воспроизводства определяются природой и функциями государства.

      В докапиталистических формациях  большая часть потребностей государства  удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное хозяйство в тот период было развито только в армии. Главными расходами рабовладельческих и феодальных государств были затраты на ведение войн, содержание двора монарха, государственного аппарата; строительство общественных сооружений (храмов, каналов для оросительных систем, портов, дорог, водопроводов). Главными доходами являлись: поступления от государственного имущества (доменов) и регалий (монопольного права монарха на отдельные промыслы и торговлю определенными товарами); военная добыча, дань с покоренных народов; натуральные и денежные сборы и повинности, пошлины, займы.

      С разложением феодализма и постепенным  развитием в его недрах капиталистического способа производства все большее  значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства; доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась.

      На  ранних стадиях развития государства  не существовало разграничения между  ресурсами государства и ресурсами  его главы: монархи распоряжались  средствами страны как своей собственностью. С выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха (16-17 вв) возникают понятия  государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита.

      Государственные финансы послужили мощным рычагом  первоначального накопления капитала, происходившего в 16-18 вв. Из колониальных стран в метрополии притекали огромные богатства, которые в любой момент могли быть использованы в качестве капитала. Государственные займы и налоги широко использовались в производительных целях для создания первых капиталистических предприятий. Важная роль в создании первоначальных капиталов принадлежала системе протекционизма, которая позволяла первым капиталистам устанавливать на производимые промышленные изделия высокие цены, получать высокие прибыли, которые в значительной части направлялись на расширение производства.

      В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий  характер, финансы выражают экономические  отношения  в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

      Основные  средства капиталистических государств стали концентрироваться в государственном  бюджете. 

      Для государственных финансов капиталистических стран характерен быстрый рост расходов, что обусловлено, прежде всего, усилением милитаризации экономики. В конце 19 в почти во всех капиталистических странах затраты государства на военные цели, погашение государственного долга и процентов по нему составляли свыше 2/3 всех государственных расходов. Крупные средства направлялись также на  содержание государственного аппарата – парламента, министерств, ведомств, полиции, тюрем и др. Затраты на просвещение, здравоохранение были крайне невелики. Основным источником доходов государства были налоги, преимущественно косвенные.

      Двадцатый век характеризуется мощным развитием  производительных сил, образованием монополистических  объединений, слиянием государства  с монополиями, расширением функций  капиталистических государств. Государство не только обеспечивало обороноспособность страны, охрану частной собственности на средства производства, свободу предпринимательства и правопорядок, но и стало участвовать в процессе производства, распределения и использования общественного продукта.

      В условиях государственно-монополистического капитализма, особенно после второй мировой войны, резко возрастают государственные расходы, в значительной мере обусловленные затратами на милитаризм. В их структуре произошли существенные изменения. Они выразились в том, что, несмотря на огромный рост расходов на милитаризацию (особенно в США), удельный вес этих затрат по сравнению с концом 19 и началом 20в понизился и существенно увеличился удельный вес и абсолютные суммы расходов на социальные цели (образование, здравоохранение, социальное обеспечение). Демократизация общественной жизни в условиях развитой рыночной экономики привела к тому, что в ряде малых стран Западной Европы (Швеции, Норвегии и др.) затраты на социальные цели стали одними из главных. Отсюда возникло понятие «шведская модель социализма».

      Значительное  развитие получили расходы по вмешательству  государства в экономику. Это  выразилось в том, что возросли государственные  капитальные вложения в электроэнергетику, угольную, газовую и другие отрасли промышленности, на поддержку сельского хозяйства. В главных капиталистических странах за счет государственных средств была создана атомная промышленность. Резко увеличился государственный сектор экономики. Пытаясь увеличить занятость населения и сократить безработицу, правительства выдают предпринимателям, расширяющим производство, субсидии для капиталовложений. Резко повысились затраты на научно-технический прогресс (до 50-70% общей суммы расходов на эти цели). Государство стало активно помогать монополиям своей страны в острой конкурентной борьбе на мировом рынке, предоставляя экспортным фирмам так называемые экспортные премии.

      Расходы по регулированию процесса капиталистического воспроизводства во многих странах  достигли 20% и более общей суммы расходов государственного бюджета.

      Вмешательство в процесс воспроизводства и  сферу социальных отношений осуществляется не только на национальном, но и на межгосударственном уровне. Так, страны Европейского Сообщества (ЕС) создали межгосударственные фонды денежных  средств, используемые для финансирования сельского хозяйства, преодоления структурной безработицы, переподготовки и передислокации рабочей силы, преодоления существенных диспропорций в развитии отдельных регионов этих стран.

      Появились новые государственные расходы  на охрану окружающей среды, преодоление  экономической отсталости отдельных  районов, оказание субсидий и кредитов развивающимся странам.

      Огромные  расходы вызвали необходимость  увеличения  налогов – главного финансового метода мобилизации ресурсов в государственный и местные бюджеты. Налоги – важнейшее орудие перераспределения национального дохода.

      В 20в возросло значение прямых налогов  и главного среди них – подоходного  налога с физических лиц. Впервые  этот налог был введен в Великобритании в 1842 г, а в большинстве стран Западной Европы и США – в 1-й четверти 20 в. Вследствие понижения необлагаемого минимума и уменьшения налоговых льгот по семейному положению в годы второй мировой войны этот налог превратился в массовый налог, в налог на заработную плату и небольшие доходы. Им облагается практически все самодеятельное население. Вторым крупным прямым налогом выступает налог на прибыль корпораций.

      Наряду  с увеличением прямых налогов  в 1970-90 г.г. произошло повышение косвенных налогов, прежде всего за счет поступлений по акцизам и налогу на добавленную стоимость. Возрос удельный вес налогов в валовом национальном продукте – с 30% (в США) до 50% и более (в малых странах Западной Европы).

      Однако, несмотря на повышение налогов, аккумулируемых доходов не хватает на покрытие все возрастающих расходов государства. Бюджеты капиталистических стран в годы после второй мировой войны характеризуются крупными хроническими дефицитами, покрываемыми государственными займами, выпуск которых влечет за собой рост государственного долга.

      После второй мировой войны резко расширилась  сфера финансовых отношений. Значительное развитие получили территориальные  финансы, внебюджетные специальные  правительственные фонды, финансы  государственных предприятий.

      Однако  финансы развивались не только в  государственной сфере. Значительное развитие получили финансы предприятий  различных форм собственности. В  странах с развитой рыночной экономикой основной организационно-правовой формой стали акционерные общества. Выпуск акций – мощная форма мобилизации капитала. Она позволяет трансформировать денежные средства в производственные инвестиции. Акции, облигации, кредиты банка значительно расширяют возможности роста корпораций. Без этого они вынуждены были бы находиться  на самофинансировании, развиваться за счет собственных, относительно ограниченных средств.

      В странах, где рыночные отношения  получили широкое развитие, финансовая сторона  деятельности акционерных  обществ и предприятий других форм собственности приобретает все большее значение. Повышается, прежде всего, роль качества управления финансами.

Информация о работе Экономическая сущность финансов