Экономическая сущность финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 13:06, контрольная работа

Описание работы

1.Возникновение финансов, их связь с государством и развитием товарно-денежных отношений.

2.Сущность финансов, их объективная необходимость.

3.Функции финансов.

4.Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями в процессе стоимостного распределения.

Работа содержит 1 файл

лекции..doc

— 757.00 Кб (Скачать)

      Любые органы государственной власти и  местного самоуправления не могут существовать без формирования и использования соответствующих бюджетов, в которых аккумулируются финансовые ресурсы для финансирования возложенных на эти органы функций. При этом бюджеты всегда имеют многоцелевое назначение. Кроме того, в некоторых странах в распоряжении органов власти имеются другие финансовые фонды, как правило, узкоцелевые, используемые в качестве дополнительного источника финансирования тех или иных расходов. Такие фонды образуются вне бюджетов и называются внебюджетными фондами, создаются они, как правило, для финансирования отдельных расходов - социальной защиты граждан, первоочередных экономических и экологических мероприятий. Таким образом, в составе сферы государственных и муниципальных финансов выделяют следующие звенья: бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления, внебюджетные фонды.

      Некоторые авторы выделяют как самостоятельное  звено государственныхй и муниципальный  кредит.

      В составе сферы государственных и муниципальных финансов применительно к России можно выделить следующие организационные формы бюджетов, которые соответствуют уровню власти либо местного самоуправления: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) и местные бюджеты.

      Федеральный бюджет является основным инструментом перераспределения валового внутреннего продукта, созданного в масштабах государства. На федеральном уровне происходит формирование основных направлений бюджетной политики в стране, определяются основные принципы построения межбюджетных отношений.

      В соответствии с Конституцией Российской Федерации имеется шесть различных видов региональных бюджетов, а общее их количество составляет с 1 марта 2008 года 83. К региональным бюджетам относятся 21 республиканский бюджет республик в составе России, 9 краевых, 46 областных, 1 областной бюджет автономной области, 4 окружных бюджетов автономных округов, 2 городских бюджета городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга.

      Третий  уровень бюджетной системы Российской Федерации также представлен  разными видами бюджетов. В зависимости  от видов муниципальных образований, на территории которых функционируют  соответствующие местные бюджеты, выделяются бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, бюджеты городских и сельских поселений.

      В финансовой системе бывшего Советского Союза, куда входила и Россия (бывшая РСФСР), не существовало внебюджетных фондов как самостоятельного звена государственных финансов. Бюджет государственного социального страхования, который формировался с 1938 г., входил в состав Государственного бюджета СССР. Переход к рыночным отношениям привел к появлению нового звена финансовой системы — внебюджетных фондов. В 1990-х гг. XX в. в условиях возрастающих социальных рисков, а также в соответствии с требованиями международного права, средства государственного социального страхования были выделены из состава бюджетной системы. Таким образом, были созданы Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, фонды обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (который был упразднен в 2001 г.).

      Кроме того, в 1990-х гг. было создано множество  внебюджетных фондов экономического назначения на всех уровнях управления, появились дорожные фонды, экологические фонды, фонды финансирования жилищного строительства и т. п. Введенный в действие Бюджетный кодекс РФ внес существенные изменения, касающиеся состава внебюджетных фондов, механизма их формирования и использования. Так, в настоящее время в России функционируют только три государственных внебюджетных фонда социального назначения - Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, средства которых используются в качестве дополнительного источника финансирования социального обеспечения населения.

      Таким образом, финансовую систему РФ можно  представить следующей схемой: 
 
 

        
 

      Государственная финансовая система  в ведущих зарубежных странах.

      В развитых зарубежных странах  государственная  финансовая система включает следующие звенья финансовых отношений:

      1. Государственную бюджетную систему;

      2.Государственный  кредит и кредиты местных органов  власти, а в федеративных государствах  – и кредиты членов федерации;

      3.Специальные  внебюджетные фонды;

      4.Финансы  государственных корпораций.

      Структура бюджетной системы зависит от государственного устройства. В унитарных (единых, слитных) государствах бюджетная  система включает два звена:

  • государственный бюджет;
  • многочисленные местные бюджеты (бюджеты городов, округов, сельских округов и т.д.).

      Местные бюджеты в унитарных государствах своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет.

      В федеративных государствах бюджетная  система состоит из трех звеньев:

  • государственного бюджета, или федерального бюджета, или бюджета центрального правительства;
  • бюджетов членов федерации (штатов США, провинций в Канаде, Нидерландов – земель в ФРГ, кантонов в Швейцарии и т.д.);
  • местных бюджетов.

      Местные бюджеты своими доходами и расходами  не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в государственный федеральный бюджет.

      1.Ведущим  звеном финансовой системы выступает  государственный бюджет, который  представляет собой форму образования  и расходования централизованного  фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и территориального (регионального и местного) самоуправления.

      Государственный бюджет – основной финансовый план страны на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным  органом власти – парламентом.

      При чрезвычайных обстоятельствах ( в периоды  войн, экономических кризисов) правительства  опираются на средства государственного бюджета и покрывают ими возрастающие государственные расходы.

      Государственный бюджет – главный инструмент перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40% национального дохода страны.

      Основными доходами государственного бюджета  выступают налоги, составляющие от 70 до 90% и более общей суммы  его доходов. За государственным бюджетом в странах с развитой рыночной экономикой закреплены главные налоги – подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.

      Из  государственного бюджета производятся и основные расходы на военные цели, вмешательство в экономику, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты развивающимся странам.

      Государственный бюджет оказывает воздействие на все другие звенья финансовой системы, предоставляя субсидии и кредиты местным органам власти, специальным правительственным фондам, государственным предприятиям.

      Государственные бюджеты большинства ведущих  капиталистических стран характеризуются  крупными хроническими бюджетными дефицитами, покрываемыми государственными займами. Выпуск государственных займов влечет за собой рост государственного долга, представляющего собой всю сумму ранее выпущенных и до настоящего момента не погашенных государственных займов вместе с процентами.

      2.Территориальные финансы – второе звено финансовой системы. Это финансы членов федерации в федеративных государствах и финансы местных бюджетов, предприятий, принадлежащих членам федерации и муниципалитетам, и автономные доходы членов федерации и местных органов власти.

      Вопрос  о доходах членов федерации в  отдельных странах решается по-разному. Так, в США за бюджетами штатов закреплена основная часть косвенных  налогов и прежде всего налог  с продаж, в ФРГ – поступления  по основным прямым налогам – подоходному  налогу с населения и налогу на прибыль корпораций делятся в пропорции 50%:50% между федеральным бюджетом и бюджетами земель.

      3.Государственный  кредит – третье звено государственной  системы. Это кредитные отношения  между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство или местные органы управления выступают главным образом в качестве заемщиков средств. Государственные и местные займы эмитируются главным образом тогда, когда в бюджетах имеется дефицит, т.е. так называемые обычные доходы не покрывают расходы государства.

      На  протяжении всех лет после Второй мировой войны в ведущих зарубежных странах вследствие (в основном) высоких военных расходов государственные  бюджеты характеризовались крупными хроническими бюджетными дефицитами.

      Так, в США с 1983 по 1992 гг. бюджетный  дефицит федерального бюджета в  среднем за год составлял 207 млрд. долл. Начиная с 1992 г. дефицит бюджета  стал ежегодно снижаться, достигнув  в 1995 г. 164 млрд.долл., в 1996 г.- 146 млрд. долл. В 1997 г. фактический дефицит составил 22 млрд.долл., в 1998 г., по предварительным данным, он должен сократиться до 10 млрд. долл. и, по предварительной оценке, в 1999 г. превышение доходов над расходами должно достигнуть 10 млрд.долл., а к 2003 г. – 83 млрд. долл. И это в условиях постоянного роста расходов и доходов федерального бюджета.

      Несмотря  на резкое снижение бюджетных дефицитов, и начиная с 1999 г. положительное  сальдо бюджета федеральный долг продолжает возрастать. В 1997 г. задолженность  федерального правительства составила 5370 млрд. долл., в 1998 г. – 5544 млрд. долл., в 1999 г. она должна возрасти до 5738 млрд. долл. и в 2003 г. достигнет 6336 млрд. долл. Такой рост федерального долга объясняется огромными процентными платежами, включаемыми в общую сумму федерального долга.

      Значительна также задолженность правительств штатов и местных органов власти.

      Таким образом, основным вопросом состояния  финансов в США продолжает оставаться уровень накопленной задолженности, по которой федеральное правительство  США и правительства штатов и муниципалитетов выплачивают ежегодно крупные платежи.

      За  местными бюджетами закреплены второстепенные налоги (в основном поимущественные). В местных бюджетах по сравнению  с государственным бюджетом более  высокая доля средств направляется на социальные цели.

      Местные бюджеты хронически дефицитны и  получают необходимые им средства путем  субсидий и кредитов из государственного бюджета и выпуска местных  займов, гарантированных правительством.

      4.Внебюджетные  специальные фонды. В странах  с развитой рыночной экономикой наиболее крупные внебюджетные фонды: фонды национального страхования, образуемые за счет страховых взносов работников предприятий, самозанятых лиц, предпринимателей и дотаций из государственного бюджета.

      Средства  этих фондов используются: на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице и др.

      Основные  средства направляются на выплату пенсий по возрасту. Во всех зарубежных странах  размер пенсий устанавливается в зависимости от величины заработной платы и количества внесенных страховых взносов.

      Так, в США система пенсионного  обеспечения была введена законом 1935 г., который (с многочисленными  изменениями) действует по настоящее  время. Она распространяется на постоянно занятых наемных работников и самозанятых лиц. Имеются специальные системы пенсионного обеспечения для служащих на железной дороге, федеральных служащих и большинства служащих штатов и местных органов власти.

Информация о работе Экономическая сущность финансов