Экономическая сущность финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 13:06, контрольная работа

Описание работы

1.Возникновение финансов, их связь с государством и развитием товарно-денежных отношений.

2.Сущность финансов, их объективная необходимость.

3.Функции финансов.

4.Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями в процессе стоимостного распределения.

Работа содержит 1 файл

лекции..doc

— 757.00 Кб (Скачать)

      Кроме того, она отмечает, что финансовые отношения могут возникать между  предприятиями, если эти отношения  носят распределительный характер, а не обслуживают обмен. Движение  финансовых ресурсов на основе этих денежных отношений осуществляется  в нефондовой форме: уплате и получении штрафов при нарушении договорных обязательств,  участие организации в распределении прибыли от  кооперации  производственных процессов, получение дивидендов и процентов от инвестированных средств в акции и облигации других предприятий.

      Функции финансов.

      Сущность  финансов проявляется в их функциях. Вопрос о количестве и  содержании функций спорный. Некоторые известные финансисты, как, например  А.М.Бирман, выделяли три основные функции финансов: обеспечение процесса хозяйствования денежными средствами, контроль рублем, распределительную. А.М. Александров и Э.А. Вознесенский  утверждали, что финансы выражаются в  формировании денежных фондов, использовании денежных  фондов и контроле. Этой же точки зрения  придерживается И.Т.Балабанов, А.Я.Казак. Так они отмечают, что с помощью финансов, государство изымает в свое распоряжение часть стоимости СОП, созданного в сфере материального производства. Осуществляется данный процесс посредством реализации  первой функции финансов – формирования денежных фондов (доходов), практическое выражение которой находит свое воплощение, главным образом, в государственной налоговой политики. В результате, в обществе последовательно формируются разнообразные денежные фонды. Конкретное использование данных денежных фондов (доходов), средства которых в порядке перераспределения направляются на материальное содержание государственного аппарата, с тем, чтобы последний мог эффективно выполнять возложенные на него государственные функции, на создание и поддержание в обществе рациональной и эффективной структуры общественного производства, обеспечение материальной поддержки неимущих и т.д., - осуществляется посредством реализации второй функции финансов – использование денежных фондов, материальное содержание которой проявляется в основном в проведении  политики государственных расходов. Третья функция финансов – контрольная. Она присуща финансам как экономической категории и реализуется одновременно или с 1-ой, или со 2-й функциями финансов. Конкретное проявление содержания контрольной функции осуществляется в ходе деятельности финансовых органов, реализующих на практике финансовую политику государства. Вместе с тем не отрицая в принципе такого подхода к конструированию функций, следует, однако, заметить, что первые две реально существуют, только каждая из них выражает способ действия не финансов в целом, а лишь части экономических отношений, составляющих содержание этой категории, к тому же они больше напоминают механизм реализации распределительной функции, чем самостоятельный способ действия категории финансов.

      Б.М. Сабанти выделяет только две функции финансов – формирование фондов и использование этих фондов и считает, что контроль осуществляется в пределах функций финансов за полнотой и своевременностью исполнения расходов бюджета. Он отмечает, что контроль присущ и цене, и кредиту, и прибыли т.е. другим экономическим категориям. Следовательно, когда говорится о контроле то это роль, а не функция финансов. Аналогичной точки зрения он придерживается и относительно регулирующей функции финансов. Он считает, что регулирование происходит в процессе принятия государством определенных решений политического и экономического характера.

      Другие  экономисты как В.И.Сенчагов, Л.А.Дробозина, В.М.Родионова считают, что финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную.

      Распределительная функция проявляется при распределении  национального дохода, когда происходит создание так  называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна  национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:первая группа – зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства; вторая группа – доходы предприятий сферы материального производства.

      Однако  первичные доходы еще не образуют общественных  денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей экономики, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных  потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода связанное:

  1. С межотраслевым и территориальным перераспределением средств в  интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;
  2. Наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);
  3. Перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

      В результате перераспределения национального дохода образуются вторичные, или производные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

      Тесно связана с распределительной  контрольная функция. По мнению В. М. Родионовой, финансы обладают свойством количественно отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы, благодаря чему способны постоянно «сигнализировать» о том, как складываются распределительные пропорции, обеспечивается ли непрерывность воспроизводственного процесса1. Информацию о возможных неблагоприятных экономических событиях можно получить через такие финансовые показатели, как индексы фондовых бирж, динамика рентабельности хозяйств, бюджетных доходов, в том числе налоговых, государственного долга, бюджетного дефицита и многие другие. Правильный выбор финансовых показателей для оценки экономического состояния позволяет принимать эффективные управленческие решения. При этом не следует отождествлять контрольную функцию финансов и финансовый контроль, поскольку осуществление финансового контроля - это функции соответствующих органов (институтов), а не абстрактного понятия, под которым в данной главе понимаются финансы.  Итак, обе функции финансов проявляются в процессе формирования и использования финансовых ресурсов, источники, состав, критерии классификации, основные направления использования которых рассматриваются в следующем параграфе.

      Как уже отмечалось в теории финансов издавна дискутируется вопрос о  наличии у финансов и такой  еще функции как  регулирующая (стимулирующая) функция.

      Сущность  этой функции, как отмечает В.К.Сенчагов, Л.А.Дробозина, состоит в том, что  государство с помощью целой системы финансовых рычагов может оказывать воздействие на развитие предприятий, целых отраслей в нужном обществу направлений. Как уже было ранее отмечено, финансы участвуют в процессе создания денежных доходов, а также в процессе их распределения. Имея такой финансовый рычаг, как распределение денежных  доходов, и умело управляя им, государство может  эффективно стимулировать или сдерживать развитие того или иного экономического процесса. Если говорить о конкретных рычагах и способах воздействия на экономические процессы, то надо назвать следующие:

  1. Бюджет. Средства из бюджета на развитие той или иной отрасли, комплекса отраслей или отдельного предприятия можно выделить, а можно и не выделять.
  2. Цены и тарифы. И в условиях рыночной экономики государство, как известно, вмешивается в процесс ценообразования, устанавливает тарифы, которые оказывают влияние на  финансовое состояние компаний. Так, например, цену на зерно можно установить высокую, выгодную для производителя, а можно и низкую, на уровне затрат предприятия, или даже ниже. В этом случае сельскохозяйственное предприятие понесет убытки и ни о каком дополнительном стимулировании производства не может быть и речи.
  3. Налоги. Это наиболее мощный инструмент стимулирования хозяйственной деятельности. Низкими налогами можно стимулировать производство и, напротив, чрезмерно высоким - подорвать его.
  4. Экспортно-импортные пошлины, тарифы, которые могут быть низкими, льготными, а могут быть высокими, делающими невыгодными экспортно-импортные операции.

      Из  приведенного выше видно, какое сильное воздействие может оказать на развитие производства или какой-либо сферы деятельности использование одного или одновременно нескольких перечисленных финансовых рычагов.

      Л.А.Дробозина  выделяет также еще и стабилизационную функцию. Она отмечает, что в условиях рыночных отношений ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономическом и социальном отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством РФ ,как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту.

      Взаимосвязь финансов с другими  категориями в  процессе

      стоимостного  распределения

      Процесс стоимостного распределения общественного  продукта осуществляется  с помощью  разных экономических категорий, каждая из которых выполняет специфическую, только ей присущую роль. Финансы, участвуя в стоимостном распределении, тесно связаны и взаимодействуют с такими категориями, как цена, з/плата, кредит.

      Исходным  моментом появления финансовых отношений  выступает процесс первичного распределения стоимости на составляющие ее элементы (c,v,m) и образование различных форм денежных доходов и накоплений. Чтобы этот процесс мог начаться, созданная в производстве стоимость должна быть реализована. Экономическим инструментом, благодаря которому стоимость продукта получает денежное выражение и становится объектом распределения, является цена. Именно она предопределяет конкретную величину денежных средств, поступающих в тот или иной сектор экономики, тому или иному собственнику. Цена выступает той исходной основой, на которой совершается весь дальнейший распределительный процесс, поскольку именно в ней находят выражение различные элементы стоимости общественного продукта.

      Функционирование  цены и финансов в процессе стоимостного распределения осуществляется в тесной взаимосвязи: цена является основой финансового метода распределения стоимости, а финансы, базируясь на пропорциях распределения, сложившихся под влиянием  цен, выступают инструментом, реализующим эти пропорции, одновременно корректируя их с учетом экономических условий развития общества.

      В распределении стоимости общественного  продукта наряду с финансами участвует  и заработная плата. Эта форма  распределения обусловлена необходимостью формирования доходов конкретных работников. Как экономическая категория заработная плата выражает стоимостные отношения, возникающие в процессе распределения вновь созданной стоимости путем формирования индивидуальных  доходов, поступающих работникам в зависимости от количества и качества затраченного ими труда.

      Являясь составной частью общей системы  стоимостного распределения, заработная плата, как и финансы, подготавливает условия для последующего удовлетворения определенных потребностей. Но, имея одинаковую с финансами экономическую основу, заработная плата отличается от них тем, что составляющие ее распределительные отношения материализуются в денежных средствах, поступающих в собственность отдельных работников и используемых на удовлетворение личных потребностей граждан. Между тем финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений находятся в распоряжении субъектов хозяйствования и государства и предназначаются для удовлетворения разнообразных общественных потребностей.

      Отличие заработной платы от финансов проявляется и в том, что функционирование ее может рассматриваться (с известной степенью допущения) как процесс двустороннего движения стоимости, так как заработная плата как форма общественного распределения носит компенсационный характер; она является оплатой трудовых усилий работников и должна находиться в тесной зависимости от количества и качества затрачиваемого ими труда.

      Финансы и заработная плата как распределительные  категории тесно связаны между  собой, что приводит к их взаимодействию в процессе стоимостного распределения. Заключается это взаимодействие в том, что, с одной стороны, финансы «помогают» заработной плате формировать фонд оплаты труда, отделяя (отчленяя) его от остальных денежных фондов предприятия, а с другой – заработная плата, начисление которой по времени не совпадает с выплатой, выступает источником формирования части финансовых ресурсов предприятий, получающей форму устойчивых пассивов. Задолженность по заработной плате – это финансовый ресурс, но не потому, что сама заработная плата относится к финансам, а вследствие того, что начисленная сумма заработка не сразу попадает в руки ее владельца. Находясь в обороте предприятия, эти денежные средства выступают источником формирования оборотных активов.

Информация о работе Экономическая сущность финансов