Этапы становления и развития бюджетной системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Основой целью данного исследования является рассмотрение и изучение бюджетной системы РФ, как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.

Содержание

Введение
Глава 1. Экономическая сущность и роль государственного бюджета
1.1.Содержание и основные черты государственного бюджета как экономической категории. Функции государственного бюджета
1.2. Роль государственного бюджета и бюджетная политика государства
Глава 2. Этапы формирования и развития бюджетного устройства и бюджетной системы РФ
2.1. Развитие бюджетного устройства и бюджетной системы в СССР и России (1920-1990)
2.2. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации
Глава 3. Анализ состава и структуры основных характеристик федерального бюджета РФ
3.1. Экономическая роль и законодательные основы федерального бюджета
3.2. Доходы федерального бюджета
3.3. Расходы федерального бюджета
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.docx

— 100.23 Кб (Скачать)

     Экономическая сущность бюджета находит свое выражение  в его функциях. Государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции — распределительная (перераспределительная) и контрольная.

     С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Через расходы и налоги государственный бюджет выступает важным инструментом распределения (регулирования) и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства.

     Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей экономики. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается. Функция контрольная государственного бюджета проявляются в процессе формирования доходов и расходов на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

     Таким образом, основными функциями государственного бюджета как основного финансового  плана государства являются: 1) распределение (перераспределение) ВВП и национального дохода, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики; 2) контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств. 

1.2. Роль государственного бюджета и бюджетная политика государства 

     Роль  государственного бюджета, прежде всего, состоит в том, что бюджет создает финансовую базу, необходимую для финансового обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

     Бюджетными  средствами обеспечиваются следующие  направления деятельности:

  • государственное и муниципальное управление;
  • международная деятельность государства;
  • национальная оборона;
  • правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
  • функционирование федеральной судебной власти;
  • проведение фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу;
  • развитие отраслей народного хозяйства;
  • предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • обеспечение обороноспособности страны;
  • развитие образования, здравоохранения, культуры, искусства, средств массовой информации;
  • осуществление социальной политики.

     Государственный бюджет является важным инструментом претворения в жизнь экономической политики государства. Он обеспечивает централизацию средств, необходимых для решения основных направлений научно-технического прогресса, образования резервов в общенациональном масштабе.

     Таким образом, сконцентрированные в государственном  бюджете денежные средства предназначаются  для осуществления государственной социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности государства. С помощью бюджета реализуются общегосударственные и региональные программы социально-экономического характера[10,23,24].

     Роль  государственного бюджета в социально-экономическом  развитии общества заключается в  следующем:

1.  Государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики. С его помощью государство осуществляет распределение и перераспределение национального дохода и тем самым изменяет структуру общественного производства, влияет на социальные преобразования.

2. Государственный бюджет играет важную роль в решении социальных проблем путем улучшения бюджетного финансирования учреждений социальной сферы — просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства. В перспективе роль государственного бюджета в социальных процессах должна усиливаться.

3. На современном этапе развития экономики государственный бюджет становится одним из основных инструментов государства в проведении экономической и социальной политики. Планируя бюджетные доходы и расходы; государство концентрирует в руках государства денежные средства на проведение экономической и социальной политики, преодоление экономического кризиса.

4. Государственный бюджет играет важную роль в выравнивании экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов, которое может осуществляться на возвратной и безвозвратной основе. На возвратной основе бюджетные средства предоставляются в виде кредита на капитальные вложения.

5. Основная роль бюджета состоит в том, что он ежегодно мобилизует и концентрирует денежные накопления предприятий (организаций) и населения в централизованном государственном фонде для финансирования общегосударственных нужд, развития экономики, социально-культурных мероприятий, фундаментальных научных исследований, укрепления обороноспособности страны, на содержание органов государственной власти и образования резервов[10,19,24].

      Государственный бюджет служит важным рычагом воздействия  на  развитие производительных сил  общества, на ускорение НТП, повышение  уровня и качества жизни населения  страны.

         Одним из активных инструментов регулирования макроэкономических пропорций при формировании государственного бюджета на перспективу, в том числе на предстоящий финансовый год и плановый период является бюджетная политика государства. В нынешних условиях хозяйствования бюджетная политика должна быть нацелена на повышение устойчивости доходной части бюджета и эффективное использование бюджетных средств.

   Взаимоотношения государства и предприятий по формированию бюджетных средств в перспективе, устанавливаются на нормативной основе. Это дает определенную стабильность и позволяет теснее привязать источники доходов бюджета к результатам хозяйствования, к росту эффективности производства.

   В результате непродуманного проведения реформ под диктовку Международного валютного фонда в экономике  России появился ряд негативных моментов. С конца 2008 г. экономика страны оказалась в тупиковой ситуации в связи с мировым финансово - экономическим кризисом. В последние годы (1998-2008 гг.) бюджетная политика направлялась на выживание Российского государства и народа в условиях преодоления падения промышленного и сельскохозяйственного производства, на повышение инвестиционной активности и снижение внешней задолженности. Стабилизация экономики России наблюдалась лишь с приходом правительства Е. М. Примакова (1998-1999 гг.), когда правительством было обращено внимание на укрепление денежной и бюджетной систем страны.

   Первоочередными задачами, остающимися актуальными поныне в бюджетной политике страны, являются: стабилизация производства и создание условий для устойчивого роста экономического потенциала. Для этого необходимы неотложные меры по дальнейшему укреплению денежного обращения и финансовой стабилизации, подготовке и переподготовке кадров для экономики, использованию стимулирующего налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и по научным исследованиям.

   Для укрепления денежного обращения  и финансового положения страны необходимо:

  • совершенствовать бюджетный механизм в направлении государственного регулирования денежной массы, приоритетного финансирования развития реального сектора экономики, совершенствования деятельности банковской системы;
  • создавать благоприятный инвестиционный климат для отечественных и иностранных инвесторов;
  • снижать уровень инфляции.
 

   Стимулирование  инновационно - инвестиционной активности - одна из первоочередных задач Правительства РФ. Основные задачи бюджетной политики состоят в полноценном финансировании инновационно-инвестиционной сферы, выполнении государством своих финансовых обязательств.

   Бюджетные средства, направляемые на инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений, должны выделиться заказчиком в первую очередь под высокоэффективные проекты, не превышающие нормативные сроки окупаемости.

   Одним из определяющих показателей бюджетной  политики является недопущение роста  государственного долга в бюджете.

   В современных условиях хозяйствования, когда должна повышаться роль государства  в регулировании экономических  процессов, особенно важно изменить направления вложения бюджетных  средств с целью решения стратегических задач развития экономики, создания необходимой производственной инфраструктуры. Через совершенствование налоговой политики и изменение направления бюджетного финансирования представляется возможным влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускорению обновления производственных фондов, быстрейшему внедрению в производство научно-технических достижений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Этапы формирования и развития бюджетного устройства и бюджетной системы РФ 

2.1. Развитие бюджетного  устройства и бюджетной  системы в СССР  и России (1920-1990)

     После Октябрьской революции 1917 г. вследствие саботажа банкиров и иных чиновников и спада производства поступление  налогов в казну молодого государства  в 20-х гг. XX в. практически прекратилось. Правительство крайне нуждалось в деньгах на финансирование промышленности, транспорта, армии, аппарата управления, для чего вынуждено было прибегнуть к контрибуции с богатых слоев населения. Как писал в те годы Ленин: "с купцов и спекулянтов, нажившихся за время войны и расходующих непроизводительно свои капиталы". До ноября 1918 г. в 57 губерниях в виде контрибуций было мобилизовано в бюджет 816,5 млн руб. [25].

     Конституция 1918 г. установила федеральное устройство РСФСР и заложила основы бюджетного устройства. Принцип централизации  всех финансов выразился в установлении единства государственного бюджета и всей финансовой системы Российской Федерации, включении государственных доходов и расходов в общегосударственный бюджет.

     На  Всероссийском съезде представителей финансовых отделов Советов (1918г.) выступал с докладом В. И. Ленин. Он твердо поставил задачу: "Мы должны, во что бы то ни стало, добиться прочных финансовых преобразований, но надо помнить, что всякие радикальные реформы наши обречены на неудачу, если мы не будем иметь успеха в финансовой политике".

     Главными  принципами формирования бюджета были централизация средств и эффективное их использование. Эти принципы были зафиксированы в первой Конституции РСФСР (1918 г.), в ст. 79 которой было записано: "Финансовая политика РСФСР в настоящий переходный момент диктатуры трудящихся способствует основной цели — экспроприации буржуазии и подготовлению условий для всеобщего равенства граждан республики в области производства и распределения богатств. В этих целях она ставит себе задачей предоставить в распоряжение органов Советской власти все необходимые средства для удовлетворения местных и общегосударственных нужд Советской республики, не останавливаясь перед вторжением в право частной собственности..."

     Основой бюджетной системы была централизация всех финансовых ресурсов в едином общегосударственном бюджете РСФСР с последующим разделением доходов и расходов по республикам и областям. Отдельно формировались бюджеты Украинской ССР и Белорусской ССР.

     В 1920 г. доходная часть государственного бюджета характеризовалась следующими показателями (%):

      Доходы  от государственных предприятий, имуществ 97,5
      В том  числе:  
      от  промышленности 35,6
      транспорта 14,1
      сельского хозяйства 5,1
      налоги  и сборы 0,3
      прочие  поступления 2,2
 

     В условиях военного времени, иностранной  интервенции и экономической  разрухи в губерниях были образованы губернские бюджеты. Сессия ВЦИК в июле 1920 г. приняла решение о слиянии государственного и территориальных бюджетов.

     С переходом к нэпу ВЦИК в октябре 1921 г. принял постановление "О мерах по упорядочению финансового хозяйства", и соответствии с которым государственный союзный и территориальный бюджеты были разъединены.

Информация о работе Этапы становления и развития бюджетной системы Российской Федерации