Этапы становления и развития бюджетной системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Основой целью данного исследования является рассмотрение и изучение бюджетной системы РФ, как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.

Содержание

Введение
Глава 1. Экономическая сущность и роль государственного бюджета
1.1.Содержание и основные черты государственного бюджета как экономической категории. Функции государственного бюджета
1.2. Роль государственного бюджета и бюджетная политика государства
Глава 2. Этапы формирования и развития бюджетного устройства и бюджетной системы РФ
2.1. Развитие бюджетного устройства и бюджетной системы в СССР и России (1920-1990)
2.2. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации
Глава 3. Анализ состава и структуры основных характеристик федерального бюджета РФ
3.1. Экономическая роль и законодательные основы федерального бюджета
3.2. Доходы федерального бюджета
3.3. Расходы федерального бюджета
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.docx

— 100.23 Кб (Скачать)

   В доходы федерального бюджета зачисляются:

   - налоговые доходы, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде трансфертов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

   - неналоговые доходы;

   - доходы, полученные в виде безвозмездных поступлений.

   К налоговым доходам относятся: предусмотренные  БК РФ (ст. 50) и налоговым законодательством Российской Федерации федеральные налоги и сборы, в том числе налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами.

   К неналоговым дохода относятся:

- доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

- доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации;

- таможенные пошлины и таможенные сборы;

- часть прибыли (чистой) унитарных предприятий в размерах, устанавливаемых Правительством РФ, и др.

      К безвозмездным поступлениям относятся  перечисления от физических и юридических  лиц, международных организаций  и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования; иные безвозмездные поступления от бюджетов бюджетной системы РФ.

      Кроме поступления налоговых доходов  в процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов Российской Федерации.

      В доходах федерального бюджета отдельной  строкой учитывались доходы федеральных целевых бюджетных фондов по ставкам, устанавливаемым законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год. В настоящее время все целевые фонды упразднены. Остатки средств упраздненных целевых фондов включены были в доходы федерального бюджета[10,19,23,24].

          Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления  доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.

    До 2008 г. федеральный бюджет утверждался  на очередной финансовый год. В бюджете  предусматривалась структура доходов. С 2008 г. в соответствии с новым бюджетным законодательством в стране стал действовать трехлетний бюджет  - на очередной финансовый год и плановый период (два финансовых года, следующие за очередным финансовым). При этом утверждаются федеральным законом основные характеристики федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, и распределение бюджетных ассигнований по разделам классификации расходов[25].

    Исполнение  федерального бюджета в 2004 г. осуществлялось в соответствии с Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2004 год". По оперативным данным Счетной  палаты, доходы федерального бюджета  за январь - сентябрь 2004 года составили 1106514,4 млн. рублей, или 92,7 % от годового бюджета и 125,2 % - от объема, утвержденного  на девять месяцев 2004 года Федеральным  законом "О федеральном бюджете  на 2004 год". Удельный вес доходов федерального бюджета в объеме ВВП в 2004 году составлял 15,1 %, в 2002 году - 14,9 %, а в 2004 году даже снизился до 11,9 %, то в 2003 году он составил 16,0 %, а в январе - июне 2004 года - 17,6 % при 15,4 %, представленных в расчетах к проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год", в январе - сентябре 2004 года - 16,9 процента[38].

    Остатки средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2004 года на счетах по учету средств федерального бюджета  составляли 173923,7 млн. рублей. В доходы федерального бюджета за январь - сентябрь 2004 года поступило 1106514,4 млн. рублей. Осуществлены заимствования в объеме 56241,6 млн. рублей. Все поступления, включая  входящие остатки, заимствования, поступления  от продажи имущества и реализации государственных запасов драгоценных  металлов и драгоценных камней, составили 1348647,3 млн. рублей. За счет этих средств  исполнены расходы федерального бюджета в объеме 928903,6 млн. рублей, погашена основная сумма государственного долга в объеме 157360,5 млн. рублей, осуществлены расходы на пополнение государственных запасов драгоценных  металлов и драгоценных камней в  сумме 3826,9 млн. рублей.

    Доходы  федерального бюджета, по оперативным  данным Счетной палаты, в январе - сентябре 2004 года составили 1106514,4 млн. рублей, или 92,7 % от годового бюджета  и 125,2 % - от объема, утвержденного на указанный период 2004 года Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год". Сверх утвержденного объема получено 222741,3 млн. рублей. Поступления в федеральный бюджет по налоговым доходам за январь - сентябрь 2004 года составили 1024947,3 млн. рублей, или 91,9 % от годовых бюджетных назначений, неналоговым доходам - 71853,9 млн. рублей, или 111,8 %, целевым бюджетным фондам - 9713,2 млн. рублей, или 69,9 процента.

    Налоги  и иные платежи, контролируемые Министерством  Российской Федерации по налогам  и сборам, поступили в федеральный  бюджет в сумме 667130,7 млн. рублей, что  составляет 60,3 % от общего объема поступивших  в январе - сентябре 2004 года доходов  федерального бюджета, Государственным  таможенным комитетом Российской Федерации - 362533,2 млн. рублей (32,8 %), Министерством  имущественных отношений Российской Федерации -18082,8 млн. рублей (1,6 процента). По сравнению с соответствующим периодом 2003 года доходы федерального бюджета в январе - сентябре 2004 года в номинальном выражении увеличились на 323336,2 млн. рублей, или на 41,3 процента. В сопоставимых ценах они возросли соответственно на 15,2 процента. При этом их доля в объеме ВВП выросла на 1,6 процента.

    Анализ  доходов федерального бюджета 2005-2009 гг. показал, что наибольшие доходы отмечаются по таким статьям, как налоговые поступления от товаров, реализуемых на территории РФ, а наименьшие приходятся с государственных пошлин и сборов, а так же с административных платежей и сборов.

       Рассмотрим  отдельные статьи:

  • Налог на прибыль организаций к 2007 г. достиг своей наибольшей отметки (635,607 млрд. руб.), но в 2008 – 2009 гг. наблюдалось небольшое снижение (533,38 млрд. руб. и 583,76 млрд. руб. соответственно);
  • Налоги и взносы на социальные нужды равномерно увеличивались к 2009 г. Если в 2005 г. они составляли 266, 259 млрд. руб., то по прошествии 4 лет они составляют 496,36 млрд. руб.;
  • Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ выросли с отметки 445, 342 млрд. руб. (2005 г.) до 1029, 76 млрд.руб. (2009 г.);
  • Налоги сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами менялись на протяжении всей пятилетки: 830, 175 млрд. руб. (2005 г.), затем резкое падение до отметки 104, 226 млрд.руб. (2006 г.), неожиданно выросли, достигнув значения 1114, 683 млрд. руб. (2007 г.), наблюдается резкое падение до 36, 57 млрд.руб. (2008 г.) и к 2009 г. ничего не изменилось;
  • Доходы от имущества, находящегося в государственной и  муниципальной собственности в 2005 г. составляли 81, 555 млрд. руб., в 2006 г. наблюдался рост до 113, 338 млрд. руб., в 2007 г. они достигли первоначальной отметки, а к 2009 г. снова возросли до 105,4 млрд. руб.;
  • Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат гос-ва в 2005 г. составляли 64, 164 млрд. руб., а к 2009 г. возросли до 138, 6 млрд.руб.;
  • Прочие неналоговые доходы составляют самую малочисленную категорию из всех вышеперечисленных. К 2009 г. они достигли 6,476 млрд. руб. (в 2005 г. были 3,293 млрд. руб.).

       При этом наибольший совокупный доход наблюдается  в 2009 г. (4420,695 млрд. руб.), а наименьший приходится на 2007 г. (257,04 млрд. руб.) (Приложение 3,6,7,9). 

Рис. 3.1. Динамика доходов, млрд. руб. 

      

      Исполнение  федерального бюджета РФ за январь–октябрь 2010 г. осуществлялось в соответствии с ФЗ « О федеральном бюджете на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг. ». По данным Министерства финансов РФ, доходы федерального бюджета за 10 месяцев 2010 г. составили 18,3% ВВП, что на 0,1 % ВВП выше их значения за аналогичный период 2009 г. . Однако в номинальном исчислении они выросли на 935 млрд. руб. Рост доходов федерального бюджета за рассматриваемый период 2010 года обусловлен, прежде всего, увеличением доходов топливно-энергетического комплекса в результате относительно благоприятной конъюнктуры цен и спроса на товары российского экспорта, а также возобновления роста физического объема добычи углеводородов. При сопоставлении объемов бюджетных поступлений за январь–октябрь 2009 г. с аналогичным периодом –2010 г. следует учитывать вклад в их рост дополнительных поступлений инвестиционного характера. Напомним, что в январе 2009 г. – зачислен доход от управления средствами нефтегазовых фондов за 2008–2009 гг. в объеме 275,2 млрд. руб.; в январе–апреле 2010 г. – зачислен инвестиционный доход порядка 134 млрд. руб.[35]. Основные характеристики федерального бюджета на 2010-2012 гг. показаны в табл. 3.1.

Табл. 3.1. 

      Показатели
      2010 г.
      2011 г.
      2012 г.
    сумма в%к ВВП сумма в % к ВВП сумма в%к ВВП
    Доходы  — всего 6950,0 16,1 7455,7 15,5 8069,6 15,0
    и том числе:

    нефтегазовые

    доходы

    3194,7 7,4 3311,8 6,9 3503,0 6,5
    Расходы — всего 29 886,9 22,9 9389,8 19,5 9681,0 18,0
    в том числе:

    нефтегазовые  трансферты

    1943,4 4,5 1778,7 3,7 1987,3 3,7
    условно утверждаемые расходы X X 234,7* 0,48 484,0* 0,9
    Дефицит(-) -2936,9 -6,8 -1934,1 -4,0 -1611,3 -3,0
    Нормативная величина Резервного фонда 4318,7 10,0 4807,2 10,0 5371,2 10,0
    Верхний предел государственного внутреннего долга  РФ на конец года 3301,8 7,6 4109,7 8,5 4344,3 8,1
    Верхний предел государственного внешнего долга РФ на конец года 63,3 млрд долл. или 45,2 млрд евро 4,1 83,4 млрд долл. или 59,6 млрд евро 4,8 104,3 млрд долл. или 74,5 млрд евро 5,4
    Валовой внутренний продукт 43 187 X 48 072 X 53 712 X
    Инфляция, % (декабрь к декабрю) не  более 10,0 X не  более 8,0 X не  более 7,0 X
    Курс  доллара на конец  года, руб. 28 X 29,3 X 28,4 X
    Цена  на нефть, долл. за баррель 58 X 65 X 70 X
 

     При расчете объема доходов федерального бюджета на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг. учитывались вступающие в силу с 1 января 2011 года изменения и дополнения в нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие отношения, оказывающие влияние на доходы федерального бюджета, а именно[17]:

     1) индексация специфических ставок  акцизов по подакцизным товарам  (на спирт этиловый из всех  видов сырья, на табачную продукцию,  на автомобили легковые и мотоциклы);

     2) установление нулевой ставки  акциза на спирт этиловый из  пищевого сырья при отгрузке  его производителям алкогольной,  спиртосодержащей, парфюмерно-косметической  продукции и лекарственных средств;

     3) индексация ставки налога на  добычу полезных ископаемых на  нефть (с 1 января 2012 г. на 6,5%, с  1 января 2013 г. на 5,4%) и на газ  горючий природный (с 1 января 2011 г. на 61,0%, с 1 января 2012 г. на 6,0%, с 1 января 2013 г. на 5,4%);

     4) индексация ставок водного налога  и платы за пользование водными  объектами: в 2011 г. – в 1,25 раза к ставкам 2005г. (по водному  налогу) и к ставкам 2007 г. (по  плате за пользование водными  объектами), 2012 г. – в 1,26 раза  к ставкам 2011 г., 2013 г. - в 1,27 раза  к ставкам 2012 г.;

     5) установление государственной пошлины  за действия уполномоченных органов,  связанные с лицензированием  и государственной аккредитацией  образовательных учреждений и  научных организаций;

     6) установление норматива зачисления  в доходы федерального бюджета  от поступления акцизов на  нефтепродукты в целях формирования  дорожного фонда на федеральном  уровне (2011 г. - 30%, 2012 г. - 23%, 2013 г. –  28%);

     7) отмена пониженной ставки вывозной  таможенной пошлины на нефть,  добываемую на месторождениях  Восточной Сибири: Ванкорское месторождение - с 2011 года, Верхнечонское месторождение - с 2012 года, Талаканское и Алинское месторождения - с 2013 года;

     8) установление ставок вывозной  таможенной пошлины на товары, выработанные из нефти, в размере  56, 58, 60% от ставок пошлины на  нефть в 2011-2013 годах;

     9) увеличение ставки вывозной таможенной  пошлины на никель с 5% до  уровня в соответствии со шкалой  ставок;

Информация о работе Этапы становления и развития бюджетной системы Российской Федерации