Этапы становления и развития бюджетной системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Основой целью данного исследования является рассмотрение и изучение бюджетной системы РФ, как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.

Содержание

Введение
Глава 1. Экономическая сущность и роль государственного бюджета
1.1.Содержание и основные черты государственного бюджета как экономической категории. Функции государственного бюджета
1.2. Роль государственного бюджета и бюджетная политика государства
Глава 2. Этапы формирования и развития бюджетного устройства и бюджетной системы РФ
2.1. Развитие бюджетного устройства и бюджетной системы в СССР и России (1920-1990)
2.2. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации
Глава 3. Анализ состава и структуры основных характеристик федерального бюджета РФ
3.1. Экономическая роль и законодательные основы федерального бюджета
3.2. Доходы федерального бюджета
3.3. Расходы федерального бюджета
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.docx

— 100.23 Кб (Скачать)

     С учетом вышеперечисленных подходов структура расходов федерального бюджета  по разделам классификации расходов бюджетов характеризуется данными представленными в Приложении 7.

     С учетом межбюджетных трансфертов наиболее крупным направлением расходов федерального бюджета является социальная политика. Сокращение расходов по разделу «Социальная политика» в 2011 году по сравнению с 2010 годом вызвано снижением потребности в ассигнованиях федерального бюджета на покрытие дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в связи с увеличением тарифов страховых взносов в систему обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования с 26% в 2010 году до 34% в 2011 году, а также завершением в 2010 году мероприятий по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны. В 2012 и 2013 годах планируется рост расходов в указанной сфере в среднем на 8 процентов в год.

     Увеличится  объем расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности – сферах, полностью  отнесенных к ведению Российской Федерации.

     Снижение  объема расходов на жилищно-коммунальное хозяйство в 2012 и 2013 годах обусловлено  сокращением бюджетных ассигнований на реализацию ФЦП и непрограммной части ФАИП, в том числе на обеспечение военнослужащих служебным и постоянным жильем с 125,9 млрд. рублей в 2010 году до 25,3 млрд. рублей в 2013 году в связи с завершением соответствующих мероприятий. Кроме того, в 2011 году предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидии государственной корпорации – Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в виде имущественного взноса на восстановление имущества указанного фонда, переданного в собственность Российской Федерации в 2009 году, в размере 15,0 млрд. рублей, которые в 2012 и 2013 годах не планируются.

     По  другим функциональным направлениям расходов федерального бюджета основным фактором, влияющим на изменение объема бюджетных  ассигнований, являются бюджетные ассигнования, предусматриваемые на реализацию ФЦП  и непрограммной части ФАИП, которые имеют измеримый и законченный срок реализации (исполнения).

     В целом объем бюджетных ассигнований обеспечивает выполнение социальных обязательств Российской Федерации, обязательств по оплате труда работникам федеральных  бюджетных учреждений, реализацию приоритетных национальных проектов и других мероприятий, необходимых для реализации политики в соответствующих сферах.

     Таким образом, проведённый анализ основных характеристик федерального бюджета  позволил выявить основные проблемы формирования федерального бюджета  РФ в условиях современного мирового кризиса. К ним относятся:

     - проблема инфляции;

     - проблемы, связанные с политикой в области бюджетных доходов и расходов;

     - проблема зависимости российской экономики от мировых цен на нефть;

     - дефицит бюджета - как одна из наиболее важных проблем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Подводя итоги, хотелось бы вновь остановиться на некоторых аспектах совершенствования  бюджетного устройства Российской Федерации.

     Необходимость реформирования бюджетной системы  в современных условиях определяется объективными требованиями экономической  действительности. Развитие общества, многие годы жившего в условиях жесткой  централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием  бюджетных отношений. Но и при  рыночной системе роль бюджетного регулирования  не уменьшается: ведь общество не перестает  нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых  рынок оказывается бессилен, а  именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы  и осуществлять в конечном итоге  их использование.

     Таким образом, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетных доходах и расходах, а также бюджетного дефицита и государственного долга. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста.

     Преобразования  в бюджетной системе первой половины 2000-х годов позволили обеспечить прозрачность бюджетной политике и  ее стабильность и предсказуемость в среднесрочной перспективе. В настоящее время перед Российской Федерацией стоит задача обеспечения долгосрочной бюджетной и макроэкономической устойчивости.

     Основная  задача бюджетной политики на современном этапе - сохраняя макроэкономическую стабильность, сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, обеспечить максимально эффективное и прозрачное использование средств для достижения конечных, измеримых, общественно значимых результатов, которые, в свою очередь, ведут к дальнейшему увеличению финансовых возможностей государств.

     Список  литературы 

  1. Баранова  Л.Г., Врублевская О.В. Бюджетный процесс в РФ. М.: Перспектива, 2008. - 213 с.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (БК РФ) (с изм. и доп. от 30 декабря 2006 г.)
  3. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30 мая 2006 г. "О бюджетной политике в 2007 году"
  4. Кудрин А. "Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию" // "Вопросы экономики" - №1, 2009, сс. 9–27
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (с изм. и доп. от 30 декабря 2006 г.)
  6. Павлова А.А. Источники формирования бюджетного дефицита: проблемы и тенденции // Экономист. - 2006. - 1. - С. 70.
  7. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 550 с.
  8. Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2006 г. N 229 "О порядке управления средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации"
  9. Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 269-ФЗ "Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами"
  10. Фетисов В.Д. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 367 с.
  11. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Справочная Правовая Система ГАРАНТ / НПП "Гарант - Сервис". - электрон. док. - [б. м.], 1990-2009.
  12. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ // С изменениями и дополнениями. // Справочная Правовая Система ГАРАНТ / НПП "Гарант - Сервис". - электрон. док. - [б. м.], 1990-2009.
  13. Налоговый кодекс РФ // Справочная Правовая Система ГАРАНТ / НПП "Гарант - Сервис". - электрон. док. - [б. м.], 1990-2009.
  14. О бюджетной классификации Российской Федерации: Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 19 августа 1996 г. N 34, ст.4030. // Справочная Правовая Система ГАРАНТ / НПП "Гарант - Сервис". - электрон. док. - [б. м.], 1990-2009.
  15. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" от 6 мая 2009 г. // Справочная Правовая Система ГАРАНТ / НПП "Гарант - Сервис". - электрон. док. - [б. м.], 1990-2009.
  16. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" // Справочная Правовая Система ГАРАНТ / НПП "Гарант - Сервис". - электрон. док. - [б. м.], 1990-2009.
  17. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" // Справочная Правовая Система ГАРАНТ / НПП "Гарант - Сервис". - электрон. док. - [б. м.], 1990-2009.
  18. Бабич, А.М., Павлова, Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2005. - 325с.
  19. Бюджет как финансовый регулятор экономического развития / Под ред. В.П. Горегляд. - М.: ЗАО "Издательство "Экономика". - 2008. - 348 с.
  20. Бюджетная система Российской Федерации: Учеб. / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2006.
  21. Бюджетная система России. Учебник для вузов / Под ред. профессора Поляка Г.Б. - ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 250с.
  22. Бюджетная система Российской Федерации. Ученик / Под ред. О.В. Врубленской, М.В. Романовского. - 3-е изд., испр. и перераб. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - 405с.
  23. Бюджетная система Российской Федерации. Ученик / Под ред. А.М. Годин, В.П. Горегляд. - 7-е изд., испр. и перераб. - М.: Дашков и К, 2006. - 628с.
  24. Бюджетная система Российской Федерации. Ученик / Под ред. А.С. Нешитой. - 10-е изд., испр. и перераб. - М.: Дашков и К, 2011. - 336с.
  25. Вахрин, П.И., Нешитый, А.С. Финансы: учебник для вузов, 2-е издание, переработанное и дополненное / П.И. Вахрин, А.С. Нешитый - М.: издательско-книготорговый центр "Маркетинг", 2006. - 345с.
  26. Годин, А.М. Подпорина, И.В. Бюджет и бюджетная система РФ / А.М. Годин, И.В. Подпорина - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2009. - 526 с.
  27. Дробозина, Л.А. Финансы. / Л.А. Дробозина - М.: ЮНИТИ, 2007. - 279 с.
  28. Комментарий к Бюджетному кодексу РФ (вводный) / М.В. Романовский - М.: Омега, 2009. - 488 с.
  29. Лавров, А.М. Переход к новой системе межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации / А.М. Лавров // Финансы. - 2007. - № 9. - С.4-15
  30. Методологические и методические положения совершенствования межбюджетных отношений / Поздняков А.М., Беденков А.Р., Масаков В.М., Суслов В.И. - М., 2005. - 31с.
  31. Поляк, Г.Б. Финансы. / Г.Б. Поляк - М.: Финансы и статистика, 2008
  32. Поляк, Г.Б. Бюджетная система России. / Г.Б. Поляк - М.: Финансы и статистика, 2007. - 369 с.
  33. Силуанов, А.Г. Основные принципы формирования финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ и муниципальных образований на 2009 год и на среднесрочную перспективу / А.Г. Силуанов // Финансы. - 2008. - №8. - С.3-13
  34. Федеративные межбюджетные отношения: современные тенденции и перспективы // Вопросы экономики. - 2007. - № 5. - С.84-102.
  35. Фомина Е. Государственный бюджет. Экономико-политическая ситуация в России//№11,2011 г.
  36. Доклад Минэкономразвития России «О текущей ситуации в экономике Российской Федерации в январе–октябре 2010 года».
  37. http://bujet.ru/article/90146.php.
  38. www.minfin.ru - официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации.
  39. www.gks.ru - официальный сайт Госкомстат РФ.

Информация о работе Этапы становления и развития бюджетной системы Российской Федерации