Особенности современного развития финансовых систем развитых стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Надежная финансовая система является стержнем в развитии успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3
1. Сущность и структура финансовой системы................................................5
2. Особенности развития финансовых систем на примерах Европейских стран и США......................................................................................................15
3. Cовременная мировая финансовая система................................................33
Заключение.........................................................................................................14
Список использованной литературы...............................................................39

Работа содержит 1 файл

Особенности современного развития финансовых систем развитых стран.“.docx

— 133.90 Кб (Скачать)

Автономная образовательная некоммерческая организация

высшего профессионального образования

«Институт менеджмента, маркетинга и финансов» 
 
 
 

Кафедра Финансы и кредит 

Cпециальность Финансы и кредит 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

по дисциплине:  Финансы 

тема: Особенности современного развития финансовых систем развитых стран.“ 
 
 
 
 

Выполнилa cтудентка гр. 

Руководитель _______________

(подпись) 
 
 
 

Оценка _______________ 

Дата _______________ 
 
 
 

    ВОРОНЕЖ 2011

    СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3

1. Сущность и структура финансовой системы................................................5

2. Особенности развития финансовых систем на примерах Европейских стран и США......................................................................................................15

3. Cовременная  мировая финансовая система................................................33

Заключение.........................................................................................................14

Список использованной литературы...............................................................39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  темы исследования. Надежная финансовая система является стержнем в развитии успешного функционирования рыночной экономики и  необходимой  предпосылкой  роста и стабильности экономики  в целом.  Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей  его повседневные операции. Следовательно,  хотя структурный переход от в  основном централизованно  планируемой  и контролируемой экономики к  экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему.  После того,  как создана надежная финансовая система,  могут развиваться  рынки денег и капитала,  особенно первичный и вторичный  рынки  национальных государственных ценных бумаг.

     Степень разработанности проблемы. В последние  годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной  финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако, единства по теоретическим аспектам этого  вопроса не достигнуто.

     Так, западные крупные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р.Шмалензи не выделяют финансовую политику как  самостоятельное понятие. В то же время они  подходят к исследованию данной темы, расширяя определение  фискальной политики. Аналогично рассматривают  указанную проблему и некоторые  другие представители зарубежных экономических  школ. В частности К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю совмещают понятия  финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок  государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного  национального продукта.

     Марксисты, видят под финансовой политикой  в первую очередь совокупность государственных  мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию  для осуществления государством его функций, указывая, что социальная направленность и эффективность  воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и  производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны.

     Цели  и задачи работы. Целью исследования является раскрытие сущности, структуры, основных принципов построения финансовых систем государства и особенностей современного развития развитых стран. Цель исследования определяет постановку следующих задач:

  • раскрытие основных звеньев финансовой системы;
  • раскрыть бюджет как основное звено финансовой системы;
  • раскрытие процесса «финансизации» рыночной экономики;
  • рассмотрение финансовых систем на примере Великобритании, Германии, США.

     1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

     Финансовая  система – это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости  осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды  целевого назначения в зависимости  от того, какую роль они играют в  общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или  осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации  финансовых отношений. В современных  условиях роль и значение государства  во всех странах возрастают, вследствие чего возрастают и затраты общества на его содержание. Как показывает практика современной рыночной экономики, основной причиной этой тенденции является изменение содержания функций государства  в обществе.

     Если  причина создания государства –  стремление человека к разделению труда, то становится ясно, что главная  задача государства та, ради чего оно  первоначально создавалось: оно  должно обеспечить наиболее эффективное  разделение труда. Оно должно создать  систему, обеспечивающую удобное и  эффективное разделение труда с  низкой долей затрат на осуществление  товарообмена. Доля затрат на осуществление  товарообмена называется издержками обращения. В издержки обращения можно включить все непроизводственные доходы, возникающие  с момента производства товара до того, как он был потреблен.

     Наиболее  известная и эффективная форма  реализации системы, обеспечивающей разделение труда, есть система товарообмена при  помощи денег – финансовая система.  
 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

        

       Рисунок 1.  Схема финансовой системы

     Финансовая  система не есть только лишь сами по себе деньги. Она включает в себя весь комплекс отношений связанных  с товарообменом – это и  банки, и схема эмиссии, и механизм размножения денег (кредитная система), в нее можно включить и торговые сети и многое другое: все, что способствует товарному обращению между субъектами производства.

     Система разделения труда может быть не только денежной, но и любой другой. Если мы сможем придумать метод, при помощи которого разделение труда будет  реализовано более эффективно, нежели при помощи денег, то наверняка мы можем заменить ей денежную систему. Например, в условиях войны государство  практически полностью мобилизует промышленность на военные нужды  и вводит директивное управление экономикой. Ясно, что в таких  условиях нет места свободному товарообмену, а деньги играют чисто номинальную  роль.

     Стало быть, механизм разделения труда, который  применяется в государстве зависит  от конкретной ситуации, в которой  находится государство.

     Различные формы реализации финансовой системы  по-разному стимулируют развитие технологий, качество продукции, удовлетворение нужд потребителей. Допустим, что одна система создает конкурентную среду, ведущую к технологическому прогрессу, но не позволяет сделать количественный скачок в объемах производства в  течение короткого времени, а  другая система действует наоборот – позволяет совершить быстрый  скачок в короткое время, но не создает  конкурентную среду. Если у нас отсталое либо разрушенное войной государство, то мы можем применить второй вариант  финансовой системы на достаточно небольшой  срок. После совершения рывка в  объемах производства, тогда, когда  потенциал этой системы «выдохнется», мы должны применить первый вариант  на неопределенный исторический срок.

     Разные  звенья финансовой системы обслуживают  разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное – финансами  предприятий, внутриотраслевое – финансами  предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное – государственным бюджетом, внебюджетными  фондами.

     Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый  крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство  оказывает воздействие на экономические  процессы.

     В силу своего особого положения государственный  бюджет взаимодействует с другими  звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь. Она  производится путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий  и специальным правительственным  фондам.

     Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных  и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего  из своих доходов. Расходная часть  показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

     В каждой стране структура бюджета  имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью  государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом  других факторов.

     На  уровне штатов, земель областей, городов, районов действуют местные органы власти. Их деятельность финансируется  за счет местных денежных фондов –  местных финансов. Как правило, они  не являются составной частью государственного бюджета, относительно самостоятельны.

     Составными  частями местных финансов являются: местные бюджеты, местные фонды  специального назначения и финансы  муниципальных предприятий.

     Местный бюджет имеет такую же структуру, как и центральный. Он включает доходы и расходы местных органов  власти, действует на территории административных единиц, органы которых его принимали.

     Доходная  часть местного бюджета формируется  за счет налоговых поступлений, являющихся собственностью местных органов  власти, субсидий и дотаций из центрального бюджета и муниципальных займов.

     Местные налоги, как правило, подразделяются на несколько групп. Первую группу во всех странах составляют налоги, которые  используются исключительно для  формирования местного бюджета. Вторая группа отражает специфику налоговой  системы страны. Особую группу налогов, поступающих в местный бюджет, составляют налоги на занятие торговлей и выдачу лицензий.

     Местные органы власти, распоряжаясь принадлежащей  им собственностью, получают дополнительные средства в бюджет.

     Доходная  часть местных бюджетов недостаточна для финансирования деятельности местных  органов власти. Поскольку их деятельность связана не только с выполнением  местных задач, но и участием в  выполнении общегосударственных программ, правительство из государственного бюджета выделяет им финансовую помощь в виде субсидий и субвенций. И  субсидия, и субвенция – это  государственная дотация местному бюджету.

     Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный  бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов  и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как  «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления». Таким  образом, государственный бюджет, являясь  для государства средством аккумулирования  финансовых ресурсов, дает государственной  власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций. Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами  общества определяют и особенности  финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе  и бывшем СССР, в силу монополии  государственной собственности  на средства производства и наличия  мощного государственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как доходы государства.

Информация о работе Особенности современного развития финансовых систем развитых стран