Особенности современного развития финансовых систем развитых стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Надежная финансовая система является стержнем в развитии успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3
1. Сущность и структура финансовой системы................................................5
2. Особенности развития финансовых систем на примерах Европейских стран и США......................................................................................................15
3. Cовременная мировая финансовая система................................................33
Заключение.........................................................................................................14
Список использованной литературы...............................................................39

Работа содержит 1 файл

Особенности современного развития финансовых систем развитых стран.“.docx

— 133.90 Кб (Скачать)

     Одна  из целей бюджетной политики - смягчение  социального неравенства в обществе. Решается она как характером налогообложения, так и трансфертами из бюджета  нуждающимся семьям. С середины 70-х  годов на цели социального обеспечения  направляется 46-47% всех расходов госбюджета, включая фонд социального страхования  и социального обеспечения. Относительно высокий удельный вес затрат на социальные цели объясняется прямой заинтересованностью  государства в воспроизводстве  квалифицированной рабочей силы.

     При формировании  бюджетных расходов важным параметром является их структура, как функциональная , по отраслям, так  и народнохозяйственные удельные веса блоков расходов в текущих и капитальных  расходах.

     Государство ФРГ аккумулирует в бюджете существенную часть денежного капитала страны. Он идет прежде всего на финансирование собственных капвложений государства, остальная часть сбережений в  виде кредитов и субсидий идет на поощрение  капвложений в частном секторе.

     Одновременно  государство с помощью налоговой  и амортизационной политики оказывает  массированное влияние на накопление капитала в частном секторе. Большие  недопоступления в бюджет оборачиваются высоким удельным весом самофинансирования предприятий.

     Государственный долг ФРГ, как и других промышленно  развитых  государств, стал одним  из факторов функционирования финансовой системы. По величине и темпам роста  долга ФРГ стоит на третьем  месте после США, Великобритании. Особенностью развития государственного долга ФРГ является тенденция  к сокращению доли федерального правительства  и земель при росте задолженности  общин.

     Большая часть государственного долга ФРГ  размещена у банков , сберегательных касс и Фонда социального страхования. Кредиторами правительства в  первую очередь выступает государственная  кредитная система - государственные  ипотечные т специальные банки, Бундесбанк.

     Специальные фонды - важное звено финансовой системы ФРГ. По объему эти фонды стоят на втором месте после государственного бюджета страны. Главное место среди них занимает Фонд социального страхования, который состоит из большого числа автономных фондов, охватывающих отдельные виды страхования ,- это фонды страхования по временной нетрудоспособности, на случай безработицы, от  несчастных случаев.

     Общей для всех фондов социального страхования  является система мобилизации доходов. Средства фондов образуются за счет трех источников: обязательных отчислений, взносов предпринимателей и государственных  субсидий из федерального бюджета. Наибольшую долю составляют отчисления предпринимателей.

     Фонды социального страхования включают страхование от несчастных случаев, страхование на случай болезни, пенсионное страхование рабочих и служащих, пенсионное страхование лиц, не работающих по найму.

     В финансовую систему страны входят внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении центрального правительства: Фонд выравнивания бремени войны, Фонд развития европейской экономики и другие целевые фонды.

     Финансы земель и общин занимают важное место в финансовой системе страны. Доля бюджетов земель и общин в национальном доходе ФРГ составляет свыше 20%. Земли и общины несут почти 100% общегосударственных расходов на коммунальное хозяйство, учреждения образования или здравоохранения, свыше 80% всех расходов на транспорт, дорожное или жилищное хозяйство, почти 3/4 расходов на содержание государственного аппарата и свыше 40% расходов по управлению государственным долгом.

     Налоговая система земель насчитывает около 25 налогов. Земли получают налоги на имущество, наследство, налог, взимаемый  при приобретении земельного участка, налог на автомобили, на пиво, на проведение лотерей, скачек и содержание игровых  домов, налог на пожарную охрану. Эти  налоги дают свыше 85% всех налоговых  поступлений земель. Большой удельный вес занимают платежи по социальному  страхованию, включающие взносы на медицинское  и пенсионное страхование и страхование  по безработице.

     Общины  получают промысловый, поземельный  налог и местные налоги (на собак, на охрану и рыбалку, на второе жилище). Поземельным налогом облагаются сельскохозяйственные и лесные предприятия, а также земельные участки. Налог  затрагивает широкие слои населения  и взимается с приносимого  дохода в размере 1-2%.

     В доход бюджетов общин поступают  различные административные сборы  и доходы от выдачи местных лицензий. К доходам от местного хозяйства  относятся доходы от муниципальных  домов, водоснабжения, газовых заводов, электростанций, мостов.

     Местные бюджеты, как уже отмечалось, хронически дефицитны. Они обременены долгами. Особо высока доля долгов у общин. Постоянное использование займов на покрытие бюджетных дефицитов и финансирование капиталовложений усиливает рост местной задолженности и являются одной из причин ухудшения финансового состояния местных бюджетов.  

     Основу  государственных промышленных предприятий составляют крупные концерны, в руках которых сосредоточено около 2/3 всего акционерного капитала государственных предприятий.

     Финансы государственных предприятий - составная  часть финансовой системы страны. ФРГ имеет развитый сектор государственной  собственности. В руках властей  земель, общин и федерального правительства  полностью находится транспорт  и связь, горная промышленность, черная и цветная металлургия, все производство электроэнергии, алюминия, около 50% производства автомобилей и судов, добыча нефти  и газа. Государство сосредотачивает  в своих руках отрасли, недостаточно рентабельные для монополистического капитала, в том числе дорожное хозяйство, строительство автострад, аэродромов, жилищное хозяйство.

     Большие средства из бюджета направляются на строительство объектов военного назначения и научные исследования военного характера. Государственные капиталовложения направляются также в инфраструктуру.

     Деятельность  государственных предприятий в  ФРГ в целом убыточна, ибо на их продукцию, реализуемую частным  монополиям, установлены низкие цены. Убытки покрываются за счет краткосрочных  и среднесрочных кредитов, в результате чего растут долги государственных  предприятий.

     Финансовая  система Федеративной Республики Германия включает в себя бюджеты трех уровней, специальные правительственные  фонды, государственные предприятия.

     Формирование  бюджетов происходит в основном за счет поступления налоговых платежей. При этом следует  учесть, что  прямые налоги в Германии преобладают  и превышают поступления от косвенные  налогов в два раза. (В России же, косвенные налоги дают основные поступления в федеральный бюджет). Большая часть государственных  средств расходуется на социальное обеспечение, На втором месте расходы  на экономику , военные расходы, далее  идут расходы на науку образование , управленческие расходы и прочие.

     Специальные правительственные фонды Германии существуют помимо основных бюджетов. Это могут быть постоянные и временные  фонды. Формируются они в основном за счет отчислений с заработной платы. Здесь также преобладают фонды  социального обеспечения.

     Государственные предприятия относятся в основном к нерентабельным отраслям, поэтому  очень часто эти предприятия  убыточны и покрывают свои убытки за счет средств федерального бюджета.

     Финансовая  система Германии построена таким  образом, что она вполне соответствует  правительственной политики социальной рыночной экономики. Огромное внимание уделяется социальному обеспечению  и поддержанию нормального уровня жизни населения.  

     ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ США

     Современная система государственных финансов состоит из:

  • Финансовой системы федерации;
  • Финансовых систем 50 штатов;
  • Финансовых систем 12,7 тыс. административных, хозяйственно - предпринимательских, культурно-просветительных и других местных подразделений (графств, муниципалитетов, таун-шипов, сельских, школьных, специальных округов и т.п.);
  • специальных фондов;

     Такая система организации государственных  финансов характеризуется отсутствием  единства. Это означает, что каждое подразделение государственного управления (федерация, штаты, местные органы) самостоятельно составляет и утверждает свой бюджет, разрабатывает и осуществляет налоговую  политику, управляет долгом. Бюджеты  штатов не входят в федеральный бюджет, а местные бюджеты - в бюджет штатов.

     Бюджетный год федерального правительства  начинается с 1 октября и завершается 30 сентября следующего года, а большинства  штатов - начинается 1 июля и заканчивается 30 июня следующего года. При этом свыше  половины штатов практикуют составление  бюджета на два года. В большей  части местных административных единиц бюджетный год совпадает  с календарным.

     Центральное место в системе государственных  финансов США занимает финансовая система  федерации и федеральный бюджет. О чем свидетельствуют сложившиеся  в последние три десятилетия  параметры распределения и перераспределения  средств между бюджетами трех уровней: около 65%  совокупных расходов консолидированного бюджета прооходят  через федеральный бюджет и 35% - доля остальных двух уровней, которая  делится между штатами и местными органами власти в пропорции 2/1.

     В США бюджеты регулируются через  систему дотаций и отчислений. Движение ресурсов происходит одновременно по четырем каналам из федерального бюджета – в бюджеты штатов и местные бюджеты; из бюджетов штатов – в местные бюджеты; из местных  бюджетов – в бюджеты штатов; между местными бюджетами.

     Федеральный бюджет в США – это весьма сложный финансовый механизм управления и контроля за деятельностью всех федеральных министерств и ведомств, полностью определяющий экономические основы государственного строительства и оказывающий мощное воздействие на состояние экономики в целом. По форме он представляет собой регулярно утверждаемую подробную смету всех правительственных расходов и доходов, распределяемых по источникам поступлений, основным направлениям и программам расходования средств.

     Доля  в общей сумме поступлений  бюджета США колеблется на уровне 90 процентов.

     Источниками федеральных доходов являются налог  на доходы физических лиц, налог на прибыль корпораций, налоги социального  страхования, акцизы, налоги на имущество  и на дарение, таможенные пошлины. Налог  на доходы физических лиц дает почти  половину всех доходов и составляет почти 10% ВНП. Налоги на социальное страхование  - это второй важнейший источник поступлений, составляющий примерно треть  общих поступлений и чуть меньше 7% ВНП. Вклад налога на прибыль корпораций - 10 % совокупных доходов (от 1.5 до 2 % ВНП). Поступления от остальных налогов  и прочих разнообразных источников, включающих прибыль Федеральной  Резервной Системы, дополняют баланс и составляют примерно 1.5% ВНП.

     Крупнейшей  составляющей прочих поступлений являются доходы Федеральной Резервной Системы, которые учитываются вкачестве  поступлений с момента  перевода на счета Казначейства. Эти доходы  обуславливаются величиной процентов, полученных по инвестиционным портфелям  ценных бумаг, а также прибылью или  убытками от операций с иностранной  валютой.

     Важное  место в системе государственных  финансов принадлежит специальным фондам США, которые функционируют обособленно как самостоятельные финансово – кредитные учреждения. Они представляют собой совокупность денежных ресурсов, имеющих селевое назначение. Доходы этих фондов формируются за счет налоговых и не налоговых поступлений, также за счет средств федерального бюджета.

     Наиболее  значительными являются фонды социального  страхования. К основным общенациональным системам (фондам) социального страхования  и обеспечения относятся страхование  по старости, по случаю потери кормильца  и страхование здоровья. Кроме  того, существует страхование по безработице, по временной нетрудоспособности и, наконец, система государственной  помощи престарелым, инвалидам и  нуждающимся. В дополнение к этому  имеются весьма урезанные системы  семейных пособий, которые частично финансируются федерацией, но находятся  в ведении властей штатов и  местных органов.

Информация о работе Особенности современного развития финансовых систем развитых стран