Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:37, курсовая работа
Рынок - это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей
(предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и
услуг. При этом рынки принимают самые разные формы. Ближайшая автозап-
равочная станция, закусочная, магазин грампластинок, придорожный ларек
фермера - все это обычные рынки. Нью-Йоркская фондовая биржа и Чикагс-
кая зерновая биржа - это уже высокоразвитые рынки, на которых покупа-
тели и продавцы соответственно акций, облигаций и сельскохозяйственной
продукции со всего мира устанавливают контакт друг с другом
1.Определение рынков.
2.Спрос:
2.1. Закон спроса.
2.2. Кривая спроса.
2.3. Индивидуальный и рыночный спрос.
2.4. Детерминанты спроса.
2.5. Изменения в спросе.
2.7. Изменение величины спроса.
3.Предложение:
3.1. Закон предложения.
3.2. Кривая предложения.
3.3. Детерминанты предложения.
3.4. Изменения в предложении.
3.5. Изменение величины предложения.
3.6. Предложение и спрос: рыночное равновесие.
4.Уравновешивающая функция цен.
5.Изменения спроса и предложения.
рынок: основы его
ПЛАН:
1.Определение рынков.
2.Спрос:
2.1. Закон спроса.
2.2. Кривая спроса.
2.3. Индивидуальный и рыночный спрос.
2.4. Детерминанты спроса.
2.5. Изменения в спросе.
2.7. Изменение величины спроса.
3.Предложение:
3.1. Закон предложения.
3.2. Кривая предложения.
3.3. Детерминанты предложения.
3.4. Изменения в предложении.
3.5. Изменение величины
3.6. Предложение и спрос: рыночное равновесие.
4.Уравновешивающая функция
5.Изменения спроса и
1. Определение рынков
Рынок - это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей
(предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и
услуг. При этом рынки принимают самые разные формы. Ближайшая автозап-
равочная станция, закусочная, магазин грампластинок, придорожный ларек
фермера - все это обычные рынки. Нью-Йоркская фондовая биржа и Чикагс-
кая зерновая биржа - это уже высокоразвитые рынки, на которых покупа-
тели и продавцы соответственно
акций, облигаций и
продукции со всего мира устанавливают контакт друг с другом. Подобным
образом и организаторы аукционов сводят вместе покупателей и продавцов
предметов искусства, скота, подержанного сельскохозяйственного обору-
дования, а иногда и недвижимости. Известный на всю Америку футболист и
его агент ведут переговоры о контракте с владельцем команды Националь-
ной футбольной лиги. Выпускник химического факультета беседует с
представителями фирм "Юнион карбайд" и "Дюпон" в университетском бюро,
помогающем выпускникам
зывают потенциальных покупателей с потенциальными продавцами, образуют
рынки. Как следует из приведенных примеров, одни рынки являются ло-
кальными, тогда как другие носят национальный или международный харак-
тер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителем спроса и
поставщиком, а другие являются безличными -- на них покупатель и про-
давец никогда не видят или вовсе не знают друг друга.
В данной главе
нас интересует
рынков. Как отмечалось в главе 3, подобные рынки предполагают большое
число независимо действующих покупателей и продавцов, заинтересованных
в обмене стандартных продуктов. Точнее, мы здесь имеем в виду не тот
тип рынка, к какому относятся
магазин грампластинок и
станция, где на всеобщее обозрение вывешены ценники, а такие конку-
рентные рынки, как центральная зерновая биржа, фондовая биржа или бир-
жа иностранных валют, где равновесная цена "выявляется" посредством
согласованных решений покупателей и продавцов. Мы стремимся также вы-
яснить, как устанавливаются цены на ресурсных рынках на основе реше-
ний, принимаемых конкурирующими предприятиями - предъявителями спроса,
и на основе решений, принимаемых конкурирующими домохозяйствами - пос-
тавщиками ресурсов.
2. Спрос
Термин "спрос" имеет для экономиста специфическое значение. С п р
о с изображается в виде графика, показывающего количество продукта,
которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из
возможных в течении определенного периода времени цен. Спрос выражает
ряд альтернативных возможностей, которые можно представить в форме
таблицы. Он показывает то количество продукта, на которое (при прочих
равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах.
Как следует из нашего определения, спрос обычно рассматривается с
позиции выгодности цены; иначе говоря, мы считаем, что спрос показыва-
ет количество продукта, которое потребители будут покупать по разным
возможным ценам. В такой же мере правильно, а иногда и полезнее расс-
матривать спрос с количественной точки зрения. Вместо того чтобы спра-
шивать, какое количество может быть продано по разным ценам, можно
спросить, по каким ценам потребители готовы купить разное количество
товара. На таблице 4-1 приведена гипотетическая ш к а л а с п р о с а
одного потребителя, покупающего какое-то количество бушелей кукурузы.
Эта
табличная схема спроса
ее количеством, которое наш мифический потребитель желает и в состоя-
нии купить по каждой из этих цен.
Т а б л и ц а 4-1. Спрос индивидуального
покупателя на кукурузу (гипотетические
данные)
Цена за бушель Величина спроса
(дол.) в неделю
5 10
4 20
3 35
2 55
1 80
Заметьте, что мы говорим "желает" и "в состоянии", так как одного
лишь желания на рынке недостаточно. Я могу пожелать купить "порш", но
если это желание не подкрепляется способностью купить, то есть необхо-
димым количеством долларов, само желание не может реализоваться, а
следовательно, не отражается ни рынке. Как видно из таблицы 4-1, если
цена за бушель составляет на рынке 5 дол., наш потребитель будет готов
покупать в неделю 10 бушелей; если же цена составит 4 дол., потреби-
тель будет способен купить в неделю 20 бушелей и т. д.
Шкала спроса сама по себе не дает ответа на вопрос, какая из пяти
возможных цен реально существует на рынке кукурузы. Как уже было ска-
зано, это зависит от спроса и предложения, Спрос, следовательно, - это
просто выраженные в форме таблицы планы или намерения покупателя отно-
сительно покупки продукта.
При этом обратите внимание, чтобы величины спроса имели какое-то
значение, они должны относиться к определенному отрезку времени - дню,
неделе, месяцу и т. д. Заявление о том, что "потребитель купит 10 бу-
шелей кукурузы по цене 5 дол, за бушель", неопределенно и бессмыслен-
но. А вот заявление о том,
что "потребитель будет
10 бушелей кукурузы по 5 дол. за бушель", ясно и исполнено большего
смысла.
2.1. 3АКОН СПРОСА
Коренное свойство спроса заключается н следующем: при неизменнос-
ти всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему воз-
растанию величины спроса. И, напротив, при прочих равных условиях по-
вышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Ко-
роче, существует отрицательная, или обратная, связь между ценой и ве-
личиной спроса. Экономисты назвали эту обратную связь законом спроса.
Что лежит в основе этого закона? Чтобы ответить на этот вопрос, можно
использовать несколько
1. Здравый смысл и
элементарное наблюдение
ласуются с тем, что ним показывает нисходящая кривая спроса. Обычно
люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене,
чем по высокой. Для потребителей цена представляет собой барьер, меша-
ющий им совершить покупку, Чем выше э гот барьер, тем меньше продукта
они будут покупать, а чем ниже ценовой барьер, тем большее его коли-
чество они приобретут. Иными словами, высокая цена отбивает у потреби-
телей охоту покупать, а низкая цена усиливает их желание совершить по-
купку. Уже тот факт, что фирмы устраивают "распродажи", служит нагляд-
ным свидетельством их веры в закон спроса. "Дни торговли по сниженным
ценам" основаны на законе спроса. Предприятия сокращают свои товарные
запасы не путем повышения цен, а путем их снижения.
2. В любой данный
период времени каждый
чает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой пос-
ледующей единицы продукта. Например, второй "Биг Мак" (котлета "Боль-
шой Макдональд". -- Прим. перев.) дает меньше удовлетворения потреби-
телю, чем первый; третий приносит еще меньше удовольствия или полез-
ности, чем второй, и т. д. Отсюда следует, что, поскольку потребление
подвержено действию принципа убывающей предельной п о л е з н о с т и
- то есть принципа, согласно которому последующие единицы данного про-
дукта приносят все меньше и меньше удовлетворения, -- потребители по-
купают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его
снижается.
3. На несколько более высоком уровне анализа закон спроса можно
объяснить эффектами дохода и замещения. Э ф ф е к т д о х о д а указы-
вает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе ку-
пить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении ка-
ких-либо альтернативных товаров. Иными словами, снижение цены продукта
увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, а
поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта,
чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату.
Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у чело-
века появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных то-
варов, которые теперьо тносительно
дороже.Потребители склонны
дорогие продукты более дешевыми. Приведем для иллюстрации следующий
пример:снижение цены на говядину повышает покупательную способность до-
хода потребителя и позволяет ему покупать больше говядины (эффект до-
ходе). При более низкой цене говядины ее покупка становится относи-
тельно более заманчивой, и ее покупают вместо свинины, баранины, цып-
лят и рыбы (эффект замещения). Эффекты дохода и замещения совмещаются
и приводят к тому, что у потребителей
возникает способность и
покупать большее количество продукта по - более низкой цене, чем по
высокой.
2.2. КРИВАЯ СПРОСА
Эту обратную связь
между ценой продукта и
изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего величину
спроса на горизонтальной оси, в цену на вертикальной оси. Изображаемый
процесс заключается в размещении на графике тех пяти вариантов "цена
- количество", какие показаны в таблице 4-1. Мы делаем это, проведя
перпендикуляры от соответствующих точек на двух осах. Так, например,
для нанесения на график варианта: "при цене в 5 дол. величина спроса
составляет 10 бушелей" -- мы должны провести перпендикуляр от цифры 10
на горизонтальной оси (количество), который должен встретиться с пер-
пендикуляром, проведенным от цифры 5 дол. на вертикальной оси (цена),
Если эту операцию проделать для каждого из пяти возможных вариантов,
мы в результате получим ряд точек, которые показаны на рисунке 4-1.
Каждая точка представляет конкретную цену и соответствующее количество
продукта, которое потребитель решит купить но этой цене. Предположив,
что такая же обратная связь между ценой и величиной спроса существует
в любой другой точке графика, можно вывести общее заключение об обрат-
ной связи между декой и величиной спроса путем проведения кривой,
представляющей все возможные варианты соотношения цены и величины
спроса а пределах, показанных на графике, Полученная таким образом
кривая называется кривой спроса и обозначена буквами DD на рисунке
4-1, Она наклоняется вниз и вправо, так как изображаемая ею связь меж-
ду ценой и величиной спроса отрицательная, или обратная. Закон спроса
-- люди покупают большее
высокой, - находит отражение а нисходящем направлении кривой спроса.
2.3. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И РЫНОЧНЫЙ СПРОС
До сих пор мы рассматривали проблему с позиции одного-единствен-
ного потребителя. Признание
конкуренции обязывает нас
туацию, в которой на рынке выступает много покупателей. Переход от
шкалы индивидуально,- о спроса к шкале рыночного спроса может быть
легко осуществлен посредством суммирования величин спроса, предъявляе-
мого каждым потребителем при разных возможных ценах. Если бы на рынке
было лишь три покупателя, как это показано в таблице 4-2, было бы лег-
че легкого определить общие величины спроса при каждой цене. На рисун-
ке 4-2 показан этот процесс суммирования а графическом изображении,
причем для этого используется лишь одна цена - 3 дол.
Информация о работе Рынок-основы его формирования , законы и механизмы функционирования