Рынок-основы его формирования , законы и механизмы функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:37, курсовая работа

Описание работы

Рынок - это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей
(предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и
услуг. При этом рынки принимают самые разные формы. Ближайшая автозап-
равочная станция, закусочная, магазин грампластинок, придорожный ларек
фермера - все это обычные рынки. Нью-Йоркская фондовая биржа и Чикагс-
кая зерновая биржа - это уже высокоразвитые рынки, на которых покупа-
тели и продавцы соответственно акций, облигаций и сельскохозяйственной
продукции со всего мира устанавливают контакт друг с другом

Содержание

1.Определение рынков.
2.Спрос:
2.1. Закон спроса.
2.2. Кривая спроса.
2.3. Индивидуальный и рыночный спрос.
2.4. Детерминанты спроса.
2.5. Изменения в спросе.
2.7. Изменение величины спроса.
3.Предложение:
3.1. Закон предложения.
3.2. Кривая предложения.
3.3. Детерминанты предложения.
3.4. Изменения в предложении.
3.5. Изменение величины предложения.
3.6. Предложение и спрос: рыночное равновесие.
4.Уравновешивающая функция цен.
5.Изменения спроса и предложения.

Работа содержит 1 файл

рынок-основы его формирования , законы и механизмы функционирования.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 рынок: основы его формирования , законы и механизмы функционирования

 

                               ПЛАН:

1.Определение рынков.

2.Спрос:

   2.1. Закон спроса.

   2.2. Кривая спроса.

   2.3. Индивидуальный и рыночный  спрос.

   2.4. Детерминанты спроса.

   2.5. Изменения в спросе.

   2.7. Изменение величины спроса.

3.Предложение:

   3.1. Закон предложения.

   3.2. Кривая предложения.

   3.3. Детерминанты предложения.

   3.4. Изменения в предложении.

   3.5. Изменение величины предложения.

   3.6. Предложение и спрос: рыночное равновесие.

4.Уравновешивающая функция цен.

5.Изменения спроса и предложения.

 

                        1. Определение рынков

 

 

     Рынок - это институт,  или механизм,  сводящий вместе  покупателей

(предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков)  отдельных товаров  и

услуг. При этом рынки принимают  самые разные формы. Ближайшая автозап-

равочная станция, закусочная, магазин  грампластинок, придорожный ларек

фермера - все это обычные рынки. Нью-Йоркская фондовая биржа и Чикагс-

кая зерновая биржа - это уже высокоразвитые рынки,  на которых покупа-

тели и продавцы соответственно акций, облигаций и сельскохозяйственной

продукции со всего мира устанавливают  контакт друг с другом.  Подобным

образом и организаторы аукционов  сводят вместе покупателей и продавцов

предметов искусства,  скота, подержанного сельскохозяйственного обору-

дования, а иногда и недвижимости. Известный на всю Америку футболист  и

его агент ведут переговоры о  контракте с владельцем команды  Националь-

ной  футбольной лиги.  Выпускник химического факультета  беседует с

представителями фирм "Юнион карбайд" и "Дюпон" в университетском  бюро,

помогающем выпускникам получить работу. Все эти ситуации, которые  свя-

 

                                - 2 -

 

зывают потенциальных покупателей с потенциальными продавцами, образуют

рынки.  Как  следует из приведенных  примеров,  одни рынки являются ло-

кальными, тогда как другие носят  национальный или международный  харак-

тер.  Некоторые  отличает  личный контакт между предъявителем спроса и

поставщиком,  а другие являются безличными -- на них покупатель и  про-

давец никогда не видят или вовсе  не знают друг друга.

     В данной главе  нас интересует функционирование  чисто конкурентных

рынков.  Как отмечалось в главе 3, подобные рынки предполагают большое

число независимо действующих покупателей  и продавцов, заинтересованных

в обмене стандартных продуктов.  Точнее,  мы здесь имеем в виду не тот

тип рынка,  к какому относятся  магазин грампластинок и автозаправочная

станция,  где  на всеобщее обозрение вывешены ценники,  а такие конку-

рентные рынки, как центральная  зерновая биржа, фондовая биржа или  бир-

жа  иностранных  валют,  где равновесная цена "выявляется" посредством

согласованных решений  покупателей и продавцов.  Мы стремимся  также вы-

яснить,  как  устанавливаются цены на ресурсных  рынках на основе реше-

ний, принимаемых  конкурирующими предприятиями - предъявителями спроса,

и на основе решений, принимаемых конкурирующими домохозяйствами - пос-

тавщиками ресурсов.

 

 

                             2. Спрос

 

     Термин "спрос" имеет для экономиста  специфическое значение. С п р

о с изображается в виде графика,  показывающего  количество  продукта,

которое  потребители  готовы и в состоянии купить по некоторой цене из

возможных в течении определенного периода времени цен.  Спрос выражает

ряд  альтернативных  возможностей,  которые  можно  представить в форме

таблицы.  Он показывает то количество продукта, на которое (при  прочих

равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах.

    Как следует из нашего определения, спрос обычно рассматривается с

позиции выгодности цены; иначе говоря, мы считаем, что спрос показыва-

ет количество продукта,  которое  потребители будут покупать по  разным

возможным ценам.  В такой же мере правильно, а иногда и полезнее расс-

матривать спрос с количественной точки зрения. Вместо того чтобы  спра-

шивать,  какое  количество  может  быть продано по разным ценам,  можно

спросить,  по каким ценам потребители  готовы купить разное  количество

товара.  На таблице 4-1 приведена гипотетическая ш к а л а с п р о с а

 

                                - 3 -

 

одного потребителя, покупающего  какое-то количество бушелей кукурузы.

     Эта  табличная  схема спроса отражает  связь между ценой кукурузы  и

ее количеством,  которое наш мифический потребитель желает и в состоя-

нии купить по каждой из этих цен.

 

 Т а б  л и ц а 4-1. Спрос индивидуального

 покупателя  на кукурузу (гипотетические

 данные)

 

 Цена за  бушель       Величина  спроса

(дол.)               в неделю

 

 

   5                      10

   4                      20

   3                      35

   2                      55

   1                      80

 

 

     Заметьте, что мы говорим  "желает" и "в состоянии", так как одного

лишь желания на рынке недостаточно.  Я могу пожелать купить "порш", но

если это желание не подкрепляется  способностью купить, то есть необхо-

димым  количеством  долларов,  само желание не может реализоваться,  а

следовательно,  не отражается ни рынке. Как видно из таблицы 4-1, если

цена за бушель составляет на рынке 5 дол., наш потребитель будет готов

покупать в неделю 10 бушелей;  если же цена составит 4 дол.,  потреби-

тель будет способен купить в  неделю 20 бушелей и т. д.

     Шкала спроса сама  по себе не дает ответа на  вопрос, какая из пяти

возможных цен реально существует на рынке кукурузы.  Как уже было ска-

зано, это зависит от спроса и  предложения, Спрос, следовательно, - это

просто выраженные в форме таблицы  планы или намерения покупателя отно-

сительно покупки продукта.

      При этом обратите внимание, чтобы величины спроса имели какое-то

значение, они должны относиться к  определенному отрезку времени - дню,

неделе,  месяцу и т. д. Заявление  о том, что "потребитель купит 10 бу-

шелей кукурузы по цене 5 дол,  за бушель", неопределенно и бессмыслен-

но. А вот заявление о том, что "потребитель будет еженедельно  покупать

 

                                - 4 -

 

10 бушелей кукурузы по 5 дол.  за бушель",  ясно и исполнено   большего

смысла.

 

 

                       2.1. 3АКОН СПРОСА

 

     Коренное свойство спроса заключается н следующем: при неизменнос-

ти  всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему воз-

растанию величины спроса.  И, напротив, при прочих равных условиях по-

вышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса.  Ко-

роче,  существует отрицательная, или  обратная, связь между ценой и  ве-

личиной спроса.  Экономисты назвали  эту обратную связь законом спроса.

Что лежит в основе этого закона? Чтобы ответить на этот вопрос, можно

использовать несколько уровней  аргументации.

     1. Здравый смысл и  элементарное наблюдение действительности  сог-

ласуются  с тем,  что ним  показывает нисходящая кривая спроса.  Обычно

люди действительно покупают данного  продукта больше  по  низкой  цене,

чем по высокой. Для потребителей цена представляет собой барьер, меша-

ющий им совершить покупку,  Чем  выше э гот барьер, тем меньше продукта

они будут покупать,  а чем  ниже ценовой барьер,  тем большее  его коли-

чество они приобретут. Иными  словами, высокая цена отбивает у  потреби-

телей охоту покупать, а низкая цена усиливает их желание совершить по-

купку. Уже тот факт, что фирмы  устраивают "распродажи", служит нагляд-

ным свидетельством их веры в закон  спроса.  "Дни торговли по сниженным

ценам" основаны на законе спроса.  Предприятия сокращают свои товарные

запасы не путем повышения цен, а путем их снижения.

     2. В любой данный  период времени каждый покупатель  продукта полу-

чает меньше удовлетворения,  или  выгоды, или полезности от каждой пос-

ледующей единицы продукта.  Например, второй "Биг Мак" (котлета "Боль-

шой Макдональд".  -- Прим. перев.) дает меньше удовлетворения потреби-

телю,  чем первый;  третий приносит еще меньше удовольствия или полез-

ности,  чем второй, и т. д. Отсюда следует, что, поскольку потребление

подвержено действию принципа убывающей предельной п о л е з н о с т  и

- то есть принципа, согласно  которому последующие единицы  данного про-

дукта приносят все меньше и меньше удовлетворения,  -- потребители по-

купают дополнительные единицы  продукта лишь при условии,  что цена его

снижается.

     3. На  несколько   более высоком уровне анализа  закон спроса можно

 

                                - 5 -

 

объяснить эффектами дохода и замещения. Э ф ф е к т д о х  о д а указы-

вает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе ку-

пить больше данного продукта,  не отказывая себе  в  приобретении  ка-

ких-либо альтернативных товаров. Иными  словами, снижение цены продукта

увеличивает покупательную способность  денежного дохода потребителя,  а

поэтому  он  в  состоянии купить большее количество данного продукта,

чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату.

Эффект замещения выражается в  том, что при более низкой цене  у  чело-

века появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных то-

варов, которые теперьо тносительно  дороже.Потребители склонны заменять

дорогие продукты более дешевыми.  Приведем для  иллюстрации  следующий

пример:снижение цены на говядину повышает покупательную способность до-

хода потребителя и позволяет ему покупать больше говядины (эффект  до-

ходе).  При  более  низкой цене говядины ее покупка становится относи-

тельно более заманчивой,  и  ее покупают вместо свинины, баранины, цып-

лят и рыбы (эффект замещения).  Эффекты  дохода и замещения совмещаются

и приводят к тому,  что у потребителей возникает способность и желание

покупать  большее  количество продукта по - более низкой цене,  чем по

высокой.

 

 

 

 

                       2.2. КРИВАЯ СПРОСА

 

     Эту обратную  связь  между ценой продукта и величиной  спроса можно

изобразить в виде простого двухмерного  графика, показывающего величину

спроса на горизонтальной оси, в  цену на вертикальной оси. Изображаемый

процесс заключается в размещении на графике тех пяти  вариантов  "цена

- количество",  какие показаны в таблице 4-1.  Мы делаем это,  проведя

перпендикуляры от соответствующих  точек на двух осах.  Так,  например,

для нанесения на график варианта:  "при цене в 5 дол.  величина спроса

составляет 10 бушелей" -- мы должны провести перпендикуляр от цифры 10

на горизонтальной оси (количество),  который должен встретиться с пер-

пендикуляром,  проведенным от цифры 5 дол. на вертикальной оси (цена),

Если  эту  операцию проделать  для каждого из пяти возможных  вариантов,

мы в результате получим ряд  точек,  которые показаны на  рисунке  4-1.

 

 

                                - 6 -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждая точка представляет конкретную цену и соответствующее количество

продукта,  которое потребитель  решит купить но этой цене. Предположив,

что  такая же обратная связь  между ценой и величиной спроса существует

в любой другой точке графика, можно  вывести общее заключение об обрат-

ной  связи  между  декой  и  величиной спроса путем проведения кривой,

представляющей все возможные  варианты  соотношения  цены  и  величины

спроса  а  пределах,  показанных на графике,  Полученная таким образом

кривая называется кривой спроса и  обозначена  буквами  DD  на  рисунке

4-1, Она наклоняется вниз и  вправо, так как изображаемая  ею связь меж-

ду ценой и величиной спроса отрицательная,  или обратная. Закон спроса

-- люди покупают большее количество  продукта при низкой цене,  чем при

высокой, - находит отражение а  нисходящем направлении кривой спроса.

 

 

                2.3. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И РЫНОЧНЫЙ  СПРОС

 

     До сих  пор мы  рассматривали проблему с позиции одного-единствен-

ного потребителя.  Признание  конкуренции обязывает нас рассмотреть  си-

туацию,  в  которой  на рынке  выступает много покупателей.  Переход от

шкалы индивидуально,- о спроса к  шкале  рыночного  спроса  может  быть

легко осуществлен посредством суммирования величин спроса, предъявляе-

мого каждым потребителем при разных возможных ценах.  Если бы на рынке

было лишь три покупателя, как  это показано в таблице 4-2, было бы лег-

че легкого определить общие  величины спроса при каждой цене. На рисун-

ке  4-2  показан  этот процесс  суммирования а графическом изображении,

причем для этого используется лишь одна цена - 3 дол.

Информация о работе Рынок-основы его формирования , законы и механизмы функционирования