Рынок-основы его формирования , законы и механизмы функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:37, курсовая работа

Описание работы

Рынок - это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей
(предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и
услуг. При этом рынки принимают самые разные формы. Ближайшая автозап-
равочная станция, закусочная, магазин грампластинок, придорожный ларек
фермера - все это обычные рынки. Нью-Йоркская фондовая биржа и Чикагс-
кая зерновая биржа - это уже высокоразвитые рынки, на которых покупа-
тели и продавцы соответственно акций, облигаций и сельскохозяйственной
продукции со всего мира устанавливают контакт друг с другом

Содержание

1.Определение рынков.
2.Спрос:
2.1. Закон спроса.
2.2. Кривая спроса.
2.3. Индивидуальный и рыночный спрос.
2.4. Детерминанты спроса.
2.5. Изменения в спросе.
2.7. Изменение величины спроса.
3.Предложение:
3.1. Закон предложения.
3.2. Кривая предложения.
3.3. Детерминанты предложения.
3.4. Изменения в предложении.
3.5. Изменение величины предложения.
3.6. Предложение и спрос: рыночное равновесие.
4.Уравновешивающая функция цен.
5.Изменения спроса и предложения.

Работа содержит 1 файл

рынок-основы его формирования , законы и механизмы функционирования.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

фактически  снижает издержки и  увеличивает его предложение.  В главе 6

мы увидим,  как правительство  может облагать налогом или субсидировать

производство определенных продуктов, чтобы изменить объем их предложе-

ния с целью улучшить распределение  ресурсов.

     4. Цены  на  другие  товары.  Изменения цен на другие товары также

способны сместить кривую предложения  продукта. Снижение цены на пшени-

цу может побудить фермера выращивать и предлагать к продаже больше ку-

курузы по каждой из возможных цен.  И напротив, повышение цены на пше-

ницу может заставить фермеров сократить производство и предложение ку-

курузы.  Фирма, выпускающая спортивные товары, может сократить предло-

жение баскетбольных мячей, когда  повышается цена на футбольные.

     5. Ожидания. Ожидания  изменений цены продукта в  будущем также мо-

гут  повлиять  на  желание  производителя поставлять продукт  на рынок в

настоящее время.  Однако трудно делать выводы о том, как скажутся ожи-

дания, допустим, более высоких  цен на нынешнюю кривую предложения  про-

дукта.  Фермеры могут задержать вывоз кукурузы текущего урожая на  ры-

 

                                - 19 -

 

нок, ожидая повышения цены на нее  в будущем.Это вызовет сокращение те-

кущего предложения.  Равным образом  ожидание существенного повышения  в

ближайшем  будущем  цен  на продукцию фирмы "Интернэшнл бизнес машинз"

может сократить текущее предложение  этой продукции.  С другой стороны,

во  многих  отраслях  обрабатывающей промышленности ожидание повышения

цен способно побудить фирмы увеличить  производственные мощности и  тем

самым вызвать увеличение предложения.

     6. Число продавцов.  При данном объеме производства  каждой  фирмы

чем больше число поставщиков, тем  больше рыночное предложение, По мере

вступления а отрасль большего количества фирм кривая предложения  ста-

нет смещаться вправо. Чем меньше в отрасли количество фирм, тем меньше

оказывается рыночное предложение.  Это означает,  что по  мере  выхода

фирм  из  отрасли кривая предложения  будет смещаться влево.  В таблице

4-7 приведены перечень детерминант   предложения  и  иллюстрирующие  их

примеры.

 

               3.5. ИЗМЕНЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

     Различие между   изменением  в  предложении   и изменением величины

предложения такое же, как различие между изменением в спросе и измене-

нием  величины  спроса.  Изменение в предложении выражается а смещении

всей кривой предложения. Увеличение предложения смещает кривую вправо,

уменьшение предложения смещает  ее влево.  Причиной изменения предложе-

ния служит изменение одной или  более детерминант  предложения.  Эконо-

мисты  используют понятие "предложение" для обозначения шкалы или кри-

вой,  Поэтому изменение в  предложении должно означать,  что  оси  шкалы

изменились и что кривая сместилась в какую-то сторону,

     Напротив, изменение  величины предложения означает  передвижение  с

одной точки на другую точку на постоянной кривой предложения. Причиной

такого передвижения является изменение  цены  на  рассматриваемый  про-

дукт,  В таблице 4-б снижение цены на кукурузу с 5 до 4 дол. уменьшает

величину предложения кукурузы с 12 тыс. до 10 тыс. бушелей.

     Смещение кривой  предложения  на  рисунке 4-4 от S1 к S2 или к S3

означает изменение в предложении.  Между тем передвижение на кривой S1

от  точки  а к точке b подразумевает  лишь изменение величины предложе-

ния.

 

 Т а б л и ц а 4-7. Детерминанты предложения:

 

                                - 20 -

 

 факторы, вызывающие изменения  кривой предложения

 

  1. Изменение  ресурсных цен.  Примеры:  снижение цены на  минеральные

удобрения увеличивает предложение  пшеницы; повышение цен на дождеваль-

ные установки сокращает предложение  кукурузы.

  2. Изменение технологии.  Пример: создание более эффективного  инсек-

тицида против кукурузного вредителя  увеличивает предложение кукурузы.

  3. Изменение налогов и дотаций.  Примеры: повышение акцизного налога

на сигареты сокращает их предложение; уменьшение дотаций университетам

штатов сокращает предложение  специалистов с высшим образованием.

  4. Изменение цен на другие  товары.  Пример: снижение цен  на баранину

и свинину увеличивает предложение говядины.

  5. Изменение ожиданий, Пример: ожидание существенного снижения  в бу-

дущем цен на нефть заставляет нефтяные  компании  увеличивать  текущее

предложение.

  6. Изменение числа поставщиков.  Примеры: увеличение количества  фирм,

производящих  персональные  компьютеры,  увеличивает  предложение этих

компьютеров; образование новой  профессиональной футбольной лиги увели-

чивает  количество матчей между  профессиональными футбольными  команда-

ми.

 

                     4. ПРЕДЛОЖЕНИЕ И СПРОС:

                        РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

 

     Теперь можно  свести  вместе понятия предложения и  спроса,  чтобы

выяснить, как взаимодействие решений  домохозяйств о покупке продукта и

решений  производителей о его  продаже определяет цену продукта и  коли-

чество, которое реально покупается и продается на рынке.

     В таблице  4-8  колонки  (1)  и (2) воспроизводят шкалу  рыночного

предложения кукурузы (из табл.  4-6), а колонки (2) и (3) -- шкалу ры-

ночного спроса на кукурузу (из табл. 4-3). Заметьте, что в колонке (2)

мы используем обычный ряд цен. При этом мы предполагаем наличие  конку-

ренции, то есть выступление на рынке  большого числа покупателей и  про-

давцов.

     Здесь перед нами  возникает следующий вопрос:  какая из пяти' воз-

можных цен,  по которой кукуруза может продаваться на рынке,  действи-

тельно признана в качестве рыночной цены на кукурузу? Попытаемся полу-

чить ответ элементарным методом  проб и ошибок. Без всяких особых осно-

 

                                - 21 -

 

ваний начнем с цены 5 дол.  Может ли эта цена быть признанной рыночной

ценой на кукурузу?  Мы отвечаем "нет" по той простой причине, что про-

изводители  желают  произвести и предложить к продаже на рынке  по этой

цене примерно 12 тыс.  бушелей,  тогда как покупатели со своей  стороны

желают приобрести по этой цене лишь 2 тыс. бушелей. Иными словами, от-

носительно высокая цена - 5 дол.  - побуждает фермеров вырастить боль-

шое количество кукурузы,  но данная высокая цена отбивает у потребите-

лей желание купить предлагаемое количество кукурузы. При такой высокой

цене  кукурузы покупка других продуктов  представляется более "выгодной

сделкой",  В данном случае результатом  является образование  на  рынке

избытка в 10 тыс. бушелей кукурузы, или избыточное предложение кукуру-

зы.  Этот избыток,  показанный в колонке (4) таблицы 4-8, представляет

собой  превышение величины предложения  над величиной спроса при цене 5

дол. Практически у фермеров -- производителей кукурузы на руках оказы-

вается  ненужный запас продукции.  Может ли цена 5 дол.,  даже если бы

она временно и существовала на рынке  кукурузы,  удержаться  в  течение

какого-та периода времени?  Безусловно, нет. Очень большой излишек ку-

курузы заставил бы конкурирующих  продавцов сбить цену,  чтобы  побудить

покупателей избавить их от этого  излишка. Допустим, что цена опускает-

ся до 4 дол. Теперь ситуация существенно  изменилась. Более низкая цена

подтолкнула покупателей приобрести на рынке больше кукурузы, но вместе

с тем побудила производителей использовать  для  выращивания  кукурузы

меньше  ресурсов.  В результате излишек сократился до 6 тыс,  бушелей.

Однако излишек, или избыточное предложение, все еще существует, а кон-

куренция  между продавцами вновь  сбивает цену.  Можно,  следовательно,

сделать вывод,  что цены 5 дол.  и 4 дол. окажутся неустойчивыми, пос-

кольку  они  "чересчур высоки".  Рыночная цена на кукурузу должна быть

несколько ниже 4 дол.

     Чтобы не  оглашать  ответ до того,  как мы полностью  выясним,  как

предложение и спрос определяют цену продукта, перешагнем на другой ко-

нец колонки цен и примем в  качестве возможной рыночной цены кукурузы 1

дол.  Из колонки (4) видно, что по н-ой цене величина спроса превышает

величину предложения на 15 тыс.  единиц.  Эта относительно низкая цена

отбивает у фермеров желание  направлять свои  ресурсы  на  производство

кукурузы; та же низкая цена побуждает  потребителей покупать больше ку-

курузы, чем они хотели бы купить при высокой цене. Кукуруза, когда  це-

на на нее относительно низка, - это "удачная покупка". Короче, при це-

не в 1 дол. возникает нехватка в 15 тыс. бушелей, или избыточный спрос

 

                                - 22 -

 

на кукурузу.  Может ли эта  цена удержаться на рынке?  Нет. Конкуренция

между покупателями поднимет цену выше 1 дол. Иными словами, при цене в

1 дол. многие потребители, которые желают и в состоянии покупать куку-

рузу по этой цене, останутся за бортом. Чтобы не оказаться а таком  по-

ложении,  многие  потребители  выразят  готовность платить цену выше 1

дол.  и,  таким образом,  обеспечить себе какую-то часть имеющейся  на

рынке кукурузы.  Предположим, что  такое конкурентное предложение  более

высокой цены поднимет ее до 2 дол.  Эта более высокая цена  сокращает,

но  не ликвидирует нехватку кукурузы.  При цене 2 дол.  фермеры готовы

направить большее количество ресурсов в производство кукурузы, а часть

покупателей,  желавшая платить  за бушель 1 дол., предпочитает не поку-

пать кукурузу по цене 2 дол.,  а  решает либо использовать свои  доходы

для покупки других продуктов, либо, быть может, направить большую долю

доходов на сбережение.  Между тем при цене 2 дол. на рынке все еще су-

ществует нехватка 7 тыс.  бушелей. Следовательно, можно заключить, что

конкуренция между покупателями поднимет рыночную цену на уровень  выше

2 дол.

 

 Т а б л и ц а 4-8. Рыночное предложение и спрос

 на кукурузу (гипотетические  данные)

 

(1)           (2)        (3)       (4)

 Общая         Цена       Общая     Избыток ( + )

 величина      за бушель  величина  или нехватка (-)

 предложения   (дол.)     спроса

 в неделю                 в неделю

 

12 ООО          5         2 ООО       + 10 000

10 ООО          4         4 ООО       +  6 000

  7 ООО          3         7 ООО              О

  4 ООО          2         11 ООО      -  7 ООО

  1 ООО          1         16 000      - 15 000

 

     Методом проб  и  ошибок мы исключили все цены,  кроме цены 3 дол.

Рассмотрим теперь эту цену.  При цене 3 дол., и только при э  т о й ц е

н е,  количество кукурузы,  которое  фермеры желают вырастить и предло-

жить к продаже на рынке,  равно  тому количеству,  которое  потребители

желают и в состоянии купить.  В результате на рынке нет ни излишка, ни

 

                                - 23 -

 

нехватки кукурузы по этой цене.  Мы уже видели,  что избыток  продукта

толкает  цену  на  него вниз,  и нехватка его вызывает повышение цены.

Когда при цене 3 дол. нет ни нехватки, ни излишка, не существует ника-

ких  оснований к тому,  чтобы  реальная цена на кукурузу отклонялась  от

этой ' цены. Экономист называет эту  цену ценой рыночного клиринга, или

р а в н о в е с н  о й ценой,  причем равновесие здесь означает "в гар-

монии" или "в покое".  При  цене 3 дол. величина предложения и  величина

спроса уравновешиваются, то есть р а в н о в е с н  о е количество сос-

тавляет 7 тыс.  бушелей.  Следовательно,  цена 3  дол.  выступает  как

единственная устойчивая цена кукурузы в условиях предложения и спроса,

продемонстрированных в таблице 4-8.  Иначе говоря, цена кукурузы уста-

навливается на уровне,  при котором  решения производителей о продаже  и

решения потребителей о покупке  взаимно согласуются. Такие решения сов-

местимы друг с другом лишь при  цене 3 дол. По любой более высокой  цене

поставщики хотят продавать  большее количество продукта, чем  потребите-

ли  готовы купить,  - в результате возникает излишек;  при любой  более

низкой цене потребители хотят купить большее количество,  чем согласны

продать  производители,  о  чем  свидетельствует возникающая нехватка.

Расхождения между предложением продавцов  и спросом покупателей  порож-

дают изменения цены, которые  в конечном счете завершаются согласовани-

ем между собой этих двух противоположных  желаний.

     Графический анализ  предложения  и спроса приводит  нас к таким же

заключениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

На рисунке 4-5 одновременно  показаны  кривая  рыночного

предложения  и  кривая рыночного  спроса,  причем на горизонтальной оси

помещены показатели и величины спроса,  и величины предложения. Внима-

тельное  изучение  этого графика  ясно показывает,  что при любой  цене,

превышающей равновесную цену 3  дол..  величина  предложения  окажется

больше величины спроса. Этот избыток вызовет конкурентное сбивание це-

ны продавцами, стремящимися избавиться от своего излишка. Снижение це-

Информация о работе Рынок-основы его формирования , законы и механизмы функционирования