Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:37, курсовая работа
Рынок - это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей
(предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и
услуг. При этом рынки принимают самые разные формы. Ближайшая автозап-
равочная станция, закусочная, магазин грампластинок, придорожный ларек
фермера - все это обычные рынки. Нью-Йоркская фондовая биржа и Чикагс-
кая зерновая биржа - это уже высокоразвитые рынки, на которых покупа-
тели и продавцы соответственно акций, облигаций и сельскохозяйственной
продукции со всего мира устанавливают контакт друг с другом
1.Определение рынков.
2.Спрос:
2.1. Закон спроса.
2.2. Кривая спроса.
2.3. Индивидуальный и рыночный спрос.
2.4. Детерминанты спроса.
2.5. Изменения в спросе.
2.7. Изменение величины спроса.
3.Предложение:
3.1. Закон предложения.
3.2. Кривая предложения.
3.3. Детерминанты предложения.
3.4. Изменения в предложении.
3.5. Изменение величины предложения.
3.6. Предложение и спрос: рыночное равновесие.
4.Уравновешивающая функция цен.
5.Изменения спроса и предложения.
фактически снижает издержки и увеличивает его предложение. В главе 6
мы увидим, как правительство может облагать налогом или субсидировать
производство определенных продуктов, чтобы изменить объем их предложе-
ния с целью улучшить распределение ресурсов.
4. Цены на другие товары. Изменения цен на другие товары также
способны сместить кривую предложения продукта. Снижение цены на пшени-
цу может побудить фермера выращивать и предлагать к продаже больше ку-
курузы по каждой из возможных цен. И напротив, повышение цены на пше-
ницу может заставить фермеров сократить производство и предложение ку-
курузы. Фирма, выпускающая спортивные товары, может сократить предло-
жение баскетбольных мячей, когда повышается цена на футбольные.
5. Ожидания. Ожидания изменений цены продукта в будущем также мо-
гут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в
настоящее время. Однако трудно делать выводы о том, как скажутся ожи-
дания, допустим, более высоких цен на нынешнюю кривую предложения про-
дукта. Фермеры могут задержать вывоз кукурузы текущего урожая на ры-
нок, ожидая повышения цены на нее
в будущем.Это вызовет
кущего предложения. Равным образом ожидание существенного повышения в
ближайшем будущем цен на продукцию фирмы "Интернэшнл бизнес машинз"
может сократить текущее предложение этой продукции. С другой стороны,
во многих отраслях обрабатывающей промышленности ожидание повышения
цен способно побудить фирмы увеличить производственные мощности и тем
самым вызвать увеличение предложения.
6. Число продавцов.
При данном объеме
чем больше число поставщиков, тем больше рыночное предложение, По мере
вступления а отрасль большего количества фирм кривая предложения ста-
нет смещаться вправо. Чем меньше в отрасли количество фирм, тем меньше
оказывается рыночное предложение. Это означает, что по мере выхода
фирм из отрасли кривая предложения будет смещаться влево. В таблице
4-7 приведены перечень
примеры.
3.5. ИЗМЕНЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Различие между изменением в предложении и изменением величины
предложения такое же, как различие между изменением в спросе и измене-
нием величины спроса. Изменение в предложении выражается а смещении
всей кривой предложения. Увеличение предложения смещает кривую вправо,
уменьшение предложения
ния служит изменение одной или более детерминант предложения. Эконо-
мисты используют понятие "предложение" для обозначения шкалы или кри-
вой, Поэтому изменение в предложении должно означать, что оси шкалы
изменились и что кривая сместилась в какую-то сторону,
Напротив, изменение величины предложения означает передвижение с
одной точки на другую точку на постоянной кривой предложения. Причиной
такого передвижения является изменение цены на рассматриваемый про-
дукт, В таблице 4-б снижение цены на кукурузу с 5 до 4 дол. уменьшает
величину предложения кукурузы с 12 тыс. до 10 тыс. бушелей.
Смещение кривой предложения на рисунке 4-4 от S1 к S2 или к S3
означает изменение в
от точки а к точке b подразумевает лишь изменение величины предложе-
ния.
Т а б л и ц а 4-7. Детерминанты предложения:
факторы, вызывающие
1. Изменение ресурсных цен. Примеры: снижение цены на минеральные
удобрения увеличивает предложение пшеницы; повышение цен на дождеваль-
ные установки сокращает
2. Изменение технологии. Пример: создание более эффективного инсек-
тицида против кукурузного вредителя
увеличивает предложение
3. Изменение налогов и дотаций. Примеры: повышение акцизного налога
на сигареты сокращает их предложение; уменьшение дотаций университетам
штатов сокращает предложение специалистов с высшим образованием.
4. Изменение цен на другие товары. Пример: снижение цен на баранину
и свинину увеличивает предложени
5. Изменение ожиданий, Пример:
ожидание существенного
дущем цен на нефть заставляет нефтяные компании увеличивать текущее
предложение.
6. Изменение числа поставщиков.
Примеры: увеличение
производящих персональные компьютеры, увеличивает предложение этих
компьютеров; образование новой профессиональной футбольной лиги увели-
чивает количество матчей между профессиональными футбольными команда-
ми.
4. ПРЕДЛОЖЕНИЕ И СПРОС:
РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ
Теперь можно свести вместе понятия предложения и спроса, чтобы
выяснить, как взаимодействие решений домохозяйств о покупке продукта и
решений производителей о его продаже определяет цену продукта и коли-
чество, которое реально покупается и продается на рынке.
В таблице 4-8 колонки (1) и (2) воспроизводят шкалу рыночного
предложения кукурузы (из табл. 4-6), а колонки (2) и (3) -- шкалу ры-
ночного спроса на кукурузу (из табл. 4-3). Заметьте, что в колонке (2)
мы используем обычный ряд цен. При этом мы предполагаем наличие конку-
ренции, то есть выступление на рынке большого числа покупателей и про-
давцов.
Здесь перед нами возникает следующий вопрос: какая из пяти' воз-
можных цен, по которой кукуруза может продаваться на рынке, действи-
тельно признана в качестве рыночной цены на кукурузу? Попытаемся полу-
чить ответ элементарным методом проб и ошибок. Без всяких особых осно-
ваний начнем с цены 5 дол. Может ли эта цена быть признанной рыночной
ценой на кукурузу? Мы отвечаем "нет" по той простой причине, что про-
изводители желают произвести и предложить к продаже на рынке по этой
цене примерно 12 тыс. бушелей, тогда как покупатели со своей стороны
желают приобрести по этой цене лишь 2 тыс. бушелей. Иными словами, от-
носительно высокая цена - 5 дол. - побуждает фермеров вырастить боль-
шое количество кукурузы, но данная высокая цена отбивает у потребите-
лей желание купить предлагаемое количество кукурузы. При такой высокой
цене кукурузы покупка других продуктов представляется более "выгодной
сделкой", В данном случае результатом является образование на рынке
избытка в 10 тыс. бушелей кукурузы, или избыточное предложение кукуру-
зы. Этот избыток, показанный в колонке (4) таблицы 4-8, представляет
собой превышение величины предложения над величиной спроса при цене 5
дол. Практически у фермеров -- производителей кукурузы на руках оказы-
вается ненужный запас продукции. Может ли цена 5 дол., даже если бы
она временно и существовала на рынке кукурузы, удержаться в течение
какого-та периода времени? Безусловно, нет. Очень большой излишек ку-
курузы заставил бы конкурирующих продавцов сбить цену, чтобы побудить
покупателей избавить их от этого излишка. Допустим, что цена опускает-
ся до 4 дол. Теперь ситуация существенно изменилась. Более низкая цена
подтолкнула покупателей приобрести на рынке больше кукурузы, но вместе
с тем побудила производителей использовать для выращивания кукурузы
меньше ресурсов. В результате излишек сократился до 6 тыс, бушелей.
Однако излишек, или избыточное предложение, все еще существует, а кон-
куренция между продавцами вновь сбивает цену. Можно, следовательно,
сделать вывод, что цены 5 дол. и 4 дол. окажутся неустойчивыми, пос-
кольку они "чересчур высоки". Рыночная цена на кукурузу должна быть
несколько ниже 4 дол.
Чтобы не оглашать ответ до того, как мы полностью выясним, как
предложение и спрос определяют цену продукта, перешагнем на другой ко-
нец колонки цен и примем в качестве возможной рыночной цены кукурузы 1
дол. Из колонки (4) видно, что по н-ой цене величина спроса превышает
величину предложения на 15 тыс. единиц. Эта относительно низкая цена
отбивает у фермеров желание направлять свои ресурсы на производство
кукурузы; та же низкая цена побуждает потребителей покупать больше ку-
курузы, чем они хотели бы купить при высокой цене. Кукуруза, когда це-
на на нее относительно низка, - это "удачная покупка". Короче, при це-
не в 1 дол. возникает нехватка в 15 тыс. бушелей, или избыточный спрос
на кукурузу. Может ли эта цена удержаться на рынке? Нет. Конкуренция
между покупателями поднимет цену выше 1 дол. Иными словами, при цене в
1 дол. многие потребители, которые желают и в состоянии покупать куку-
рузу по этой цене, останутся за бортом. Чтобы не оказаться а таком по-
ложении, многие потребители выразят готовность платить цену выше 1
дол. и, таким образом, обеспечить себе какую-то часть имеющейся на
рынке кукурузы. Предположим, что такое конкурентное предложение более
высокой цены поднимет ее до 2 дол. Эта более высокая цена сокращает,
но не ликвидирует нехватку кукурузы. При цене 2 дол. фермеры готовы
направить большее количество ресурсов в производство кукурузы, а часть
покупателей, желавшая платить за бушель 1 дол., предпочитает не поку-
пать кукурузу по цене 2 дол., а решает либо использовать свои доходы
для покупки других продуктов, либо, быть может, направить большую долю
доходов на сбережение. Между тем при цене 2 дол. на рынке все еще су-
ществует нехватка 7 тыс. бушелей. Следовательно, можно заключить, что
конкуренция между покупателями поднимет рыночную цену на уровень выше
2 дол.
Т а б л и ц а 4-8. Рыночное предложение и спрос
на кукурузу (гипотетические данные)
(1) (2) (3) (4)
Общая Цена Общая Избыток ( + )
величина за бушель величина или нехватка (-)
предложения (дол.) спроса
в неделю в неделю
12 ООО 5 2 ООО + 10 000
10 ООО 4 4 ООО + 6 000
7 ООО 3 7 ООО О
4 ООО 2 11 ООО - 7 ООО
1 ООО 1 16 000 - 15 000
Методом проб и ошибок мы исключили все цены, кроме цены 3 дол.
Рассмотрим теперь эту цену. При цене 3 дол., и только при э т о й ц е
н е, количество кукурузы, которое фермеры желают вырастить и предло-
жить к продаже на рынке, равно тому количеству, которое потребители
желают и в состоянии купить. В результате на рынке нет ни излишка, ни
нехватки кукурузы по этой цене. Мы уже видели, что избыток продукта
толкает цену на него вниз, и нехватка его вызывает повышение цены.
Когда при цене 3 дол. нет ни нехватки, ни излишка, не существует ника-
ких оснований к тому, чтобы реальная цена на кукурузу отклонялась от
этой ' цены. Экономист называет эту цену ценой рыночного клиринга, или
р а в н о в е с н о й ценой, причем равновесие здесь означает "в гар-
монии" или "в покое". При цене 3 дол. величина предложения и величина
спроса уравновешиваются, то есть р а в н о в е с н о е количество сос-
тавляет 7 тыс. бушелей. Следовательно, цена 3 дол. выступает как
единственная устойчивая цена кукурузы в условиях предложения и спроса,
продемонстрированных в таблице 4-8. Иначе говоря, цена кукурузы уста-
навливается на уровне, при котором решения производителей о продаже и
решения потребителей о покупке взаимно согласуются. Такие решения сов-
местимы друг с другом лишь при цене 3 дол. По любой более высокой цене
поставщики хотят продавать большее количество продукта, чем потребите-
ли готовы купить, - в результате возникает излишек; при любой более
низкой цене потребители хотят купить большее количество, чем согласны
продать производители, о чем
свидетельствует возникающая
Расхождения между предложением продавцов и спросом покупателей порож-
дают изменения цены, которые в конечном счете завершаются согласовани-
ем между собой этих двух противоположных желаний.
Графический анализ
предложения и спроса
заключениям.
На рисунке 4-5 одновременно показаны кривая рыночного
предложения и кривая рыночного спроса, причем на горизонтальной оси
помещены показатели и величины спроса, и величины предложения. Внима-
тельное изучение этого графика ясно показывает, что при любой цене,
превышающей равновесную цену 3 дол.. величина предложения окажется
больше величины спроса. Этот избыток вызовет конкурентное сбивание це-
ны продавцами, стремящимися избавиться от своего излишка. Снижение це-
Информация о работе Рынок-основы его формирования , законы и механизмы функционирования