Рынок-основы его формирования , законы и механизмы функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:37, курсовая работа

Описание работы

Рынок - это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей
(предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и
услуг. При этом рынки принимают самые разные формы. Ближайшая автозап-
равочная станция, закусочная, магазин грампластинок, придорожный ларек
фермера - все это обычные рынки. Нью-Йоркская фондовая биржа и Чикагс-
кая зерновая биржа - это уже высокоразвитые рынки, на которых покупа-
тели и продавцы соответственно акций, облигаций и сельскохозяйственной
продукции со всего мира устанавливают контакт друг с другом

Содержание

1.Определение рынков.
2.Спрос:
2.1. Закон спроса.
2.2. Кривая спроса.
2.3. Индивидуальный и рыночный спрос.
2.4. Детерминанты спроса.
2.5. Изменения в спросе.
2.7. Изменение величины спроса.
3.Предложение:
3.1. Закон предложения.
3.2. Кривая предложения.
3.3. Детерминанты предложения.
3.4. Изменения в предложении.
3.5. Изменение величины предложения.
3.6. Предложение и спрос: рыночное равновесие.
4.Уравновешивающая функция цен.
5.Изменения спроса и предложения.

Работа содержит 1 файл

рынок-основы его формирования , законы и механизмы функционирования.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

 

                                - 24 -

 

ны  сократит  предложение  кукурузы и одновременно побудит покупателей

покупать ее в большем количестве.  Любая цена ниже равновесной влечет

за  собой  возникновение нехватки продукта,  то есть при этом величина

спроса превышает величину предложения. Предлагаемые конкурирующими по-

купателями  надбавки к цене будут  толкать ее к равновесному уровню.  А

такое повышение цены одновременно заставляет производителей  увеличить

предложение,  а  потребителей скупить  имеющийся продукт;  в результате

излишек исчезает.  Графически:  точка пересечения кривой предложения  с

кривой спроса на продукт и есть равновесная точка. Здесь р а в н о в е

с н а я цена составляет 3 дол.,  а величины спроса и предложения  равны

7 тыс. бушелей.

 

 

                  5. УРАВНОВЕШИВАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ЦЕН

 

     Способность конкурентных  сил предложения и  спроса  устанавливать

цену на уровне, на котором решения о продаже и купле синхронизируются,

называется у р а в н  о в е ш и в а ю щ  е й функцией ц е н. В приведен-

ном случае равновесная цена 3 дол. разгружает рынок, не оставляя обре-

менительный излишек у продавцов  и не создавая  ощутимых  нехваток  для

потенциальных покупателей.  По существу, рыночный механизм предложения

и спроса утверждает следующее:  любой  покупатель,  который желает и  в

состоянии заплатить 3 дол.  за бушель кукурузы,  может его купить; те,

кто не желает и не в состоянии,  не станут его покупать.  Точно так же

любой  продавец,  который  желает  и в состоянии выращивать кукурузу и

предлагать ее к продаже по цене 3 дол.,  может с успехом  это  делать;

те, кто не желает и не в состоянии, не станут выращивать кукурузу. Как

мы вскоре увидим,  если бы эти  конкурентные цены автоматически не сог-

ласовывали друг с другом решения  о предложении и спросе,  понадобилась

бы какая-то форма административного  контроля со стороны правительства,

чтобы устранять или регулировать нехватки или избытки,  которые в про-

тивном случае могли бы возникать.

 

               6. ИЗМЕНЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И СПРОСА

 

     Выше уже отмечалось,  что спрос может изменяться  вследствие коле-

баний потребительских вкусов или  доходов,  изменений в потребительских

ожиданиях или колебаний цен  на сопряженные товары.  С другой  стороны,

 

                                - 25 -

 

предложение  может  изменяться под влиянием изменений технологии,  ре-

сурсных цен или налогов.  Наш  анализ был бы неполным, если бы мы здесь

не  уделили  места  рассмотрению  воздействия  изменений предложения  и

спроса на равновесную цену.

 

     Изменение спроса.  Сначала проанализируем  последствия   изменений

спроса,  приняв допущение о том,  что предложение остается постоянным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предположим,  что спрос возрастает так,  как показано на рисунке 4-6а.

Как это повлияет на цену." Отметив, что новая точка пересечения  кривых

предложения и спроса выше точки  пересечения показателей на осях цены и

количества,  мы можем заключить: увеличение спроса, при прочих равных

условиях (предложение),  порождает  эффект повышения цены и эффект уве-

личения  количества  продукта.  (Важное  значение графического анализа

становится особенно очевидным; уже  нет нужды возиться с колонками  цифр

для определения воздействия на цену и количество продукта,  здесь дос-

таточно сопоставить положение  новой точки с  положением  старой  точки

пересечения  этих  показателей  на  графике.)

 

 

 

 

 

 

 

                                - 26 -

 

 

 

Как показано на рисунке

4-6б,  уменьшение спроса обнаруживает  как эффект снижения цены,  так и

эффект  сокращения  количества продукта.  Цена снижается,  сокращается

также количество продукта.  Короче, мы обнаруживаем прямую связь между

изменением спроса и вытекающими  отсюда изменениями и равновесной цены,

и количества продукта.

     Изменение предложения.  Теперь осуществим противоположную  процеду-

ру и проанализируем воздействие  изменения предложения на цену,  приняв

допущение о том, что спрос постоянен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Когда предложение увеличивается,

как это показано на рисунке 4-6в,  новая точка пересечения показателей

предложения и спроса расположена  ниже равновесной цены.  Однако равно-

весное количество продукта возрастает.  С другой стороны"когда предло-

жение сокращается,  это ведет к повышению цены продукта.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4-бг

иллюстрирует подобную ситуацию. В  данном случае цена повышается, а ко-

личество продукта уменьшается. Короче, увеличение предложения порожда-

 

                                - 27 -

 

ет эффект понижения цены и эффект прироста  количества  продукта.  Су-

ществует  обратная  связь между  изменением предложения и проистекающим

отсюда изменением равновесной  цены,  но связь между изменением предло-

жения  и  проистекающим отсюда изменением количества продукта остается

прямой.

     Сложные случаи. Совершенно  очевидно, что может возникать  множест-

во более сложных случаев  при изменении и предложения,  и спроса.  Воз-

можны два случая,  когда предполагается, что предложение и спрос изме-

няются в противоположных направлениях.  Сначала предположим, что пред-

ложение увеличивается, а спрос  сокращается. Какое влияние окажет такой

процесс на равновесную цену?  В  этом примере совмещаются  два  эффекта

снижения цены, причем в конечном счете снижение цены окажется большим,

чем если бы оно явилось результатом  каждого из этих фактов,  взятого  в

отдельности,  А  как  обстоит  дело с равновесным количеством  продукта?

Здесь последствия изменений предложения  и спроса разнонаправлены: уве-

личение предложения ведет к  увеличению равновесного количества продук-

та,  тогда как уменьшение спроса ведет к уменьшению равновесного коли-

чества продукта.  Направление  изменения количества продукта зависит  от

относительных параметров изменений  предложения и спроса.

     Второй возможный   случай  - это когда предложение сокращается,  а

спрос возрастает.3десь наблюдаются  два эффекта повышения  цены.  Можно

предвидеть, что увеличение равновесной  цены окажется большим, чем если

бы оно было вызвано любым  ю этих факторов в  отдельности.  Воздействие

на  равновесное  количество продукта в данном случае разнонаправлено  и

зависит от относительных параметров изменений  предложения  и  спроса.

Если уменьшение предложения относительно больше,  чем увеличение спро-

са, равновесное количество продукта окажется меньше, чем оно было пер-

воначально.  Однако,  если сокращение предложения относительно меньше,

чем повышение спроса,равновесное  количество продукта в результате этих

изменений  возрастет.  Читателю  надлежит изобразить эти два случая на

графиках, чтобы подтвердить сделанные нами выводы.

     А что происходит,  когда предложение и спрос  изменяются в одном и

том же направлении?  Предположим  сначала,  что и предложение,  и спрос

увеличиваются.  Как  это  скажется на равновесной цене?  Здесь следует

сравнить два противоположных влияния на цену - эффект понижения цены в

результате увеличения предложения  и эффект повышения цены в результате

увеличения спроса. Если масштабы увеличения предложения больше масшта-

бов увеличения спроса, в конечном счете равновесная цена снизится. Ес-

 

                                - 28 -

 

ли произойдет противоположное, равновесная  цена повысится. Воздействие

на равновесное количество продукта однозначно:  увеличение и предложе-

ния,  и спроса ведет к увеличению количества продукта.  Это  означает,

что равновесное количество продукта возрастет на большую величину, чем

величина изменения под влиянием каждого из факторов,  взятых отдельно.

Во-вторых, уменьшение предложения  и спроса одновременно можно подверг-

нуть такому же анализу.  Когда масштабы уменьшения предложения  больше

масштабов сокращения спроса, равновесная  цена возрастает. Когда ситуа-

ция противоположная, равновесная  цена снижается. Поскольку одновремен-

ное  уменьшение  предложения  и спроса  оказывает  понижающее  воздейс-

твие на количество продукта,  можно  с уверенностью ожидать, что равно-

весное количество продукта окажется меньше, чем оно было вначале.

     Кстати, возможность  параллельного изменения предложения  и  спроса

в  какой-то период времени отнюдь не исключается.  В самом деле,  одно

событие способно одновременно воздействовать и на  предложение,  и  на

спрос.  Например, совершенствование  технологии изготовления сыра может

снизить и предложение натурального молока, и спрос на него.

     Нечего и  говорить,  что могут возникать особые случаи,  когда

уменьшение спроса и уменьшение предложения,  с одной стороны, и увели-

чение спроса и увеличение предложения - с другой,  полностью нейтрали-

зуют друг друга.  В обоих этих случаях конечное воздействие на  равно-

весную цену оказывается  нулевым,  цена не изменяется. Читателю следует

и эти более  сложные случаи воспроизвести в  форме кривых предложения  и

спроса, чтобы  проверить все приведенные заключения.

 

 

                     Использованная литература:

     1. С.Брю,Р.Макконнелл "Экономикс" (в 2-х томах) 1993г.

     2. Пиндайк "Микроэкономика".

     3. Хайман "Современная микроэкономика: анализ и применение"

     (в  2-х томах).

     4. МГИМО учебник "Курс экономической  теории".


Информация о работе Рынок-основы его формирования , законы и механизмы функционирования