Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:37, курсовая работа
Рынок - это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей
(предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и
услуг. При этом рынки принимают самые разные формы. Ближайшая автозап-
равочная станция, закусочная, магазин грампластинок, придорожный ларек
фермера - все это обычные рынки. Нью-Йоркская фондовая биржа и Чикагс-
кая зерновая биржа - это уже высокоразвитые рынки, на которых покупа-
тели и продавцы соответственно акций, облигаций и сельскохозяйственной
продукции со всего мира устанавливают контакт друг с другом
1.Определение рынков.
2.Спрос:
2.1. Закон спроса.
2.2. Кривая спроса.
2.3. Индивидуальный и рыночный спрос.
2.4. Детерминанты спроса.
2.5. Изменения в спросе.
2.7. Изменение величины спроса.
3.Предложение:
3.1. Закон предложения.
3.2. Кривая предложения.
3.3. Детерминанты предложения.
3.4. Изменения в предложении.
3.5. Изменение величины предложения.
3.6. Предложение и спрос: рыночное равновесие.
4.Уравновешивающая функция цен.
5.Изменения спроса и предложения.
ны сократит предложение кукурузы и одновременно побудит покупателей
покупать ее в большем количестве. Любая цена ниже равновесной влечет
за собой возникновение нехватки продукта, то есть при этом величина
спроса превышает величину предложения. Предлагаемые конкурирующими по-
купателями надбавки к цене будут толкать ее к равновесному уровню. А
такое повышение цены одновременно заставляет производителей увеличить
предложение, а потребителей скупить имеющийся продукт; в результате
излишек исчезает. Графически: точка пересечения кривой предложения с
кривой спроса на продукт и есть равновесная точка. Здесь р а в н о в е
с н а я цена составляет 3 дол., а величины спроса и предложения равны
7 тыс. бушелей.
5. УРАВНОВЕШИВАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ЦЕН
Способность конкурентных сил предложения и спроса устанавливать
цену на уровне, на котором решения о продаже и купле синхронизируются,
называется у р а в н о в е ш и в а ю щ е й функцией ц е н. В приведен-
ном случае равновесная цена 3 дол. разгружает рынок, не оставляя обре-
менительный излишек у продавцов и не создавая ощутимых нехваток для
потенциальных покупателей. По существу, рыночный механизм предложения
и спроса утверждает следующее: любой покупатель, который желает и в
состоянии заплатить 3 дол. за бушель кукурузы, может его купить; те,
кто не желает и не в состоянии, не станут его покупать. Точно так же
любой продавец, который желает и в состоянии выращивать кукурузу и
предлагать ее к продаже по цене 3 дол., может с успехом это делать;
те, кто не желает и не в состоянии, не станут выращивать кукурузу. Как
мы вскоре увидим, если бы эти конкурентные цены автоматически не сог-
ласовывали друг с другом решения о предложении и спросе, понадобилась
бы какая-то форма административного контроля со стороны правительства,
чтобы устранять или регулировать нехватки или избытки, которые в про-
тивном случае могли бы возникать.
6. ИЗМЕНЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И СПРОСА
Выше уже отмечалось, что спрос может изменяться вследствие коле-
баний потребительских вкусов или доходов, изменений в потребительских
ожиданиях или колебаний цен на сопряженные товары. С другой стороны,
предложение может изменяться под влиянием изменений технологии, ре-
сурсных цен или налогов. Наш анализ был бы неполным, если бы мы здесь
не уделили места рассмотрению воздействия изменений предложения и
спроса на равновесную цену.
Изменение спроса. Сначала проанализируем последствия изменений
спроса, приняв допущение о том, что предложение остается постоянным.
Предположим, что спрос возрастает так, как показано на рисунке 4-6а.
Как это повлияет на цену." Отметив, что новая точка пересечения кривых
предложения и спроса выше точки пересечения показателей на осях цены и
количества, мы можем заключить: увеличение спроса, при прочих равных
условиях (предложение), порождает эффект повышения цены и эффект уве-
личения количества продукта. (Важное значение графического анализа
становится особенно очевидным; уже нет нужды возиться с колонками цифр
для определения воздействия на цену и количество продукта, здесь дос-
таточно сопоставить положение новой точки с положением старой точки
пересечения этих показателей на графике.)
Как показано на рисунке
4-6б, уменьшение спроса
эффект сокращения количества продукта. Цена снижается, сокращается
также количество продукта. Короче, мы обнаруживаем прямую связь между
изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями и равновесной цены,
и количества продукта.
Изменение предложения.
Теперь осуществим
ру и проанализируем воздействие изменения предложения на цену, приняв
допущение о том, что спрос постоянен.
Когда предложение увеличивается,
как это показано на рисунке 4-6в,
новая точка пересечения
предложения и спроса расположена ниже равновесной цены. Однако равно-
весное количество продукта возрастает. С другой стороны"когда предло-
жение сокращается, это ведет к повышению цены продукта.
Рисунок 4-бг
иллюстрирует подобную ситуацию. В данном случае цена повышается, а ко-
личество продукта уменьшается. Короче, увеличение предложения порожда-
ет эффект понижения цены и эффект прироста количества продукта. Су-
ществует обратная связь между изменением предложения и проистекающим
отсюда изменением равновесной цены, но связь между изменением предло-
жения и проистекающим отсюда изменением количества продукта остается
прямой.
Сложные случаи. Совершенно очевидно, что может возникать множест-
во более сложных случаев при изменении и предложения, и спроса. Воз-
можны два случая, когда предполагается, что предложение и спрос изме-
няются в противоположных направлениях. Сначала предположим, что пред-
ложение увеличивается, а спрос сокращается. Какое влияние окажет такой
процесс на равновесную цену? В этом примере совмещаются два эффекта
снижения цены, причем в конечном счете снижение цены окажется большим,
чем если бы оно явилось результатом каждого из этих фактов, взятого в
отдельности, А как обстоит дело с равновесным количеством продукта?
Здесь последствия изменений
личение предложения ведет к увеличению равновесного количества продук-
та, тогда как уменьшение спроса ведет к уменьшению равновесного коли-
чества продукта. Направление изменения количества продукта зависит от
относительных параметров изменений предложения и спроса.
Второй возможный случай - это когда предложение сокращается, а
спрос возрастает.3десь наблюдаются два эффекта повышения цены. Можно
предвидеть, что увеличение равновесной цены окажется большим, чем если
бы оно было вызвано любым ю этих факторов в отдельности. Воздействие
на равновесное количество продукта в данном случае разнонаправлено и
зависит от относительных параметров изменений предложения и спроса.
Если уменьшение предложения относительно больше, чем увеличение спро-
са, равновесное количество продукта окажется меньше, чем оно было пер-
воначально. Однако, если сокращение предложения относительно меньше,
чем повышение спроса,равновесное количество продукта в результате этих
изменений возрастет. Читателю надлежит изобразить эти два случая на
графиках, чтобы подтвердить сделанные нами выводы.
А что происходит, когда предложение и спрос изменяются в одном и
том же направлении? Предположим сначала, что и предложение, и спрос
увеличиваются. Как это скажется на равновесной цене? Здесь следует
сравнить два противоположных влияния на цену - эффект понижения цены в
результате увеличения предложения и эффект повышения цены в результате
увеличения спроса. Если масштабы увеличения предложения больше масшта-
бов увеличения спроса, в конечном счете равновесная цена снизится. Ес-
ли произойдет противоположное, равновесная цена повысится. Воздействие
на равновесное количество продукта однозначно: увеличение и предложе-
ния, и спроса ведет к увеличению количества продукта. Это означает,
что равновесное количество продукта возрастет на большую величину, чем
величина изменения под
Во-вторых, уменьшение предложения и спроса одновременно можно подверг-
нуть такому же анализу. Когда масштабы уменьшения предложения больше
масштабов сокращения спроса, равновесная цена возрастает. Когда ситуа-
ция противоположная, равновесная цена снижается. Поскольку одновремен-
ное уменьшение предложения и спроса оказывает понижающее воздейс-
твие на количество продукта, можно с уверенностью ожидать, что равно-
весное количество продукта окажется меньше, чем оно было вначале.
Кстати, возможность
параллельного изменения
в какой-то период времени отнюдь не исключается. В самом деле, одно
событие способно одновременно воздействовать и на предложение, и на
спрос. Например, совершенствование технологии изготовления сыра может
снизить и предложение натурального молока, и спрос на него.
Нечего и говорить, что могут возникать особые случаи, когда
уменьшение спроса и уменьшение предложения, с одной стороны, и увели-
чение спроса и увеличение предложения - с другой, полностью нейтрали-
зуют друг друга. В обоих этих случаях конечное воздействие на равно-
весную цену оказывается нулевым, цена не изменяется. Читателю следует
и эти более сложные случаи воспроизвести в форме кривых предложения и
спроса, чтобы
проверить все приведенные
Использованная литература:
1. С.Брю,Р.Макконнелл "Экономикс" (в 2-х томах) 1993г.
2. Пиндайк "Микроэкономика".
3. Хайман "Современная микроэкономика: анализ и применение"
(в 2-х томах).
4.
МГИМО учебник "Курс
Информация о работе Рынок-основы его формирования , законы и механизмы функционирования