Рынок-основы его формирования , законы и механизмы функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:37, курсовая работа

Описание работы

Рынок - это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей
(предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и
услуг. При этом рынки принимают самые разные формы. Ближайшая автозап-
равочная станция, закусочная, магазин грампластинок, придорожный ларек
фермера - все это обычные рынки. Нью-Йоркская фондовая биржа и Чикагс-
кая зерновая биржа - это уже высокоразвитые рынки, на которых покупа-
тели и продавцы соответственно акций, облигаций и сельскохозяйственной
продукции со всего мира устанавливают контакт друг с другом

Содержание

1.Определение рынков.
2.Спрос:
2.1. Закон спроса.
2.2. Кривая спроса.
2.3. Индивидуальный и рыночный спрос.
2.4. Детерминанты спроса.
2.5. Изменения в спросе.
2.7. Изменение величины спроса.
3.Предложение:
3.1. Закон предложения.
3.2. Кривая предложения.
3.3. Детерминанты предложения.
3.4. Изменения в предложении.
3.5. Изменение величины предложения.
3.6. Предложение и спрос: рыночное равновесие.
4.Уравновешивающая функция цен.
5.Изменения спроса и предложения.

Работа содержит 1 файл

рынок-основы его формирования , законы и механизмы функционирования.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

щение  спроса).  Намерения  потребителей относительно покупки продукта

изменились.  Причина: изменение  одной или более детерминант  спроса. На

языке  экономистов понятие "спрос" выражается в виде шкалы или кривой,

а поэтому "изменение а спросе" должно означать,  что вся шкала  измени-

лась и что кривая изменила свое положение.

     В противоположность  этому,  и изменение величины  спроса  означает

передвижение  с одной точки  на другую точку на постоянной кривой спро-

са, то есть переход от одной комбинации "цена - количество продукта" к

другой их комбинации.  Причиной изменения величины спроса служит изме-

нение цены данного продукта.  В  таблице 4-3 снижение цены, запрашивае-

мой поставщиками кукурузы,  с 5 до 4 дол.  повышает величину спроса на

кукурузу с 2 тыс. до 4 тыс. бушелей.

 

 Т а 6 л и ц а 4-4. Детерминанты спроса: факторы, смеща-

 ющие кривую спроса

 

                                - 13 -

 

  1. Изменение вкусов покупателей.  Пример: физическое здоровье стано-

вится все более популярным,  а это повышает спрос на кросовки и  вело-

сипеды.

  2. Изменение числа покупателей.  Примеры: японцы сокращают импортные

квоты на американское телекоммуникационное оборудование, тем самым по-

вышая спрос на такое оборудование;  снижение уровня рождаемости умень-

шает спрос на образование.

  3. Изменение дохода.  Примеры:  увеличение доходов повышает спрос на

такие нормальные товары,  как сливочное  масло,  омары, филе, н снижает

спрос на такие товары низшей категории, как капуста репа восстановлен-

ные шины н ношеная одежда.

  4. Изменение цен на сопряженные  товары. Примеры: снижение тарифов на

пассажирские  авиаперевозки  сокращает  спрос  на  поездки  автобусным

транспортом (взаимозаменяемые товары);  сокращение цены на видеомагни-

тофоны повышает спрос на видеокассеты.

  5. Изменения в ожиданиях  потребителей. Пример: неблагоприятная пого-

да в Южной Америке порождает  ожидания более высоких в будущем  цен  на

кофе и тем самым повышает текущий спрос на кофе.

     Рисунок 4-3 помогает  уяснить различие между изменением  в спросе и

изменением величины спроса. Смещение кривой спроса D1 либо в положение

D2,  либо в положение D3 влечет  за собой "изменение в   спросе".  Между

тем передвижение с точки а на точку Ь на кривой D1 означает "изменение

величины спроса".

     В каждом из следующих  примеров читателю следует определить"проис-

ходит ли "изменение а спросе" или "изменение величины спроса":

     1. Потребительские доходы  возрастают, а в результате увеличивает-

ся сбыт ювелирных  изделий.

     2. Парикмахер повышает цену за  стрижку волос,  и число его  клиен-

тов сокращается.

     3. Цена на "то ту" увеличивается,  и следствием этого оказывается

увеличение объема продаж модели "шевроле".

 

 

                         3. Предложение

 

     Предложение  можно определить как шкалу,  показывающую разные коли-

чества продукта,  которые производитель желает и способен произвести и

предложить  к  продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда воз-

 

                                - 14 -

 

можных цен  в течение определенного периода  времени.  Эта шкала предло-

жения представляет ряд альтернативных возможностей, таких, какие пока-

заны в таблице 4-5 для индивидуального производителя.

 

 Таблица 4-5. Предложение кукурузы индивидуальным

 производителем (гипотетические данные)

 

 Цена за  бушель       Величина  предложения

(дол.)               в неделю

 

   5                     60

   4                     50

   3                     35

   2                     20

   1                     5

 

     Предложение  показывает,  какие количества  продукта будут предъяв-

лены к продаже  по разным ценам, притом все прочие факторы остаются не-

изменными. В  данном случае предположим, что наш  производитель является

фермером,  выращивающим кукурузу, спрос на которую мы только что расс-

матривали.  Наше определение  понятия  "предложение"  показывает,  что

предложение  обычно  рассматривается  с  точки зрения выгодности цены.

Иными словами,  мы считаем,  что предложение указывает  на  количество

продукта,  которое  производители станут предлагать по разным возможным

ценам.  Однако в равной мере правильно, а в ряде случаев даже полезнее

рассматривать  предложение  с  точки зрения его  величины.  Вместо того

чтобы спрашивать, какое количество будет предлагаться по разным ценам,

мы вправе спросить,  какими должны быть цены, которые побудят  произво-

дителя предлагать разное количество товара.

 

                    3.1. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

     Легко  заметить,  что таблица 4-5  показывает  положительную,  или

прямую,  связь  между ценой и количеством  предлагаемого продукта, С по-

вышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со сни-

жением  цен  сокращается также  и предложение.  Эта специфическая  связь

называется  законом  предложения.  Он  просто  показывает "что  произ-

водители  хотят  изготовить  и предложить к продаже большее  количество

 

                                - 15 -

 

своего продукта по высокой цене,чем  они хотели бы это делать по низкой

цене. Почему? Это в основном также  диктуется здравым смыслом.

     Напомним, что цена,  с точки зрения  потребителя,  выступает  как

сдерживающий фактор.  Препят - ствие в виде высокой цены означает, что

потребитель,  оказывающийся в  роли плательщика, будет покупать по этой

цене  относительно  небольшое  количество  продукта;  чем ниже ценовой

барьер, тем больше потребитель  станет покупать. С другой стороны, пос-

тавщик  выступает  в  роли получателя денег за продукт.  Для него цена

представляет собой выручку  за каждую единицу продукта,  а  поэтому  она

служит стимулом к тому,  чтобы  производить и предлагать свой продукт  к

продаже на рынке.

     Теперь представим  себе фермера,  ресурсы которого в определенных

пределах поддаются переключению с производства одних продуктов  на дру-

гие.По мере повышения цены (см. табл. 4-5) фермер сочтет выгодным изъ-

ять земли из производства пшеницы,  овса и соевых бобов и  переключить

их на производство кукурузы.  К  тому же более высокие цены на кукурузу

предоставят фермеру возможность  покрывать издержки,  обусловленные  бо-

лее  интенсивной  обработкой  земли и применением в большем  количестве

минеральных удобрений и пестицидов.  Все эти затраты приводят к увели-

чению объема производства кукурузы.

     Рассмотрим также  предприятие в обрабатывающей  промышленности.  На

каком-то  этапе промышленники  обычно сталкиваются с увеличением  издер-

жек производства единицы продукции.  А поэтому для покрытия  возросших

издержек  необходимо повысить цену на производимый продукт.  Но почему

возрастают издержки?  Они возрастают потому,  что определенные  произ-

водственные ресурсы, в особенности  производственные площади и машинный

парк,  невозможно увеличить за короткое время.  Поэтому,  по мере того

как  фирма  наращивает количество более мобильных ресурсов - например,

рабочей силы, сырья и комплектующих  изделий, - стационарные сооружения

и оборудование в какой-то момент становятся перегруженными,  в резуль-

тате чего эффективность производства снижается,  а издержки производс-

тва  каждой последующей единицы  продукта возрастают.  Для производства

этих требующих больших издержек единиц продукта  производители  должны

получить более высокую цену'.  Между ценой и величиной предложения су-

ществует прямая связь.

 

 

 

 

                                - 16 -

 

 

                     3.2. КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

     Как и в отношении  спроса, полезно представить понятие  предложения

в графическом изображении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оси на рисунке 4-4 такие же,  как  и на ри-

сунке 4-3,  здесь лишь место величины спроса заняла величина предложе-

ния.  Техника построения графика  такая же,  как и описанная  выше,  но,

разумеется, количественные данные и  возникающие между ними связи иные.

Данные о рыночном предложении, изображенные на рисунке 4-4 в виде кри-

вой S1, приведены в таблице 4-6. В  ней сделано допущение, что у  предс-

тавленных на рынке 200 поставщиков  имеются такие же шкалы предложения,

как у производителя в таблице 4-5.

 

                   3.3.ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

     При построении кривой  предложения экономист исходит  из допущения,

что цена выступает самой значительной детерминантой величины предложе-

ния любого продукта.  Однако кривая предложения,  так же как и  кривая

спроса,  связана с допущением "при прочих равных условиях". Иными сло-

вами,  кривая предложения строится на предположении, согласно которому

определенные  неценовые детерминанты величины предложения даны заранее

и не подвергаются изменениям.  Если одна из этих неценовых детерминант

предложения в действительности претерпевает изменения,  положение кри-

вой предложения также будет  меняться.

     К основным  неценовым  детерминантам предложения относятся следую-

щие: 1) цены ни ресурсы; 2) технология производства; 3) налоги и дота-

 

                                - 17 -

 

ции;  4)  цены ни другие товары;  5) ожидания изменения цен;  6) число

продавцов на рынке.  Повторим,  перемещение одной (или более) из  этих

детерминант,  или факторов изменения  предложения,  приведет к смещению

кривой предложения продукта либо вправо, либо влево. Смещение в право,

с S1 к S3 на рисунке 4-4,  означает увеличение предложения: производи-

тели при этом поставляют большее количество продукта по каждой из воз-

можных  цен,  Смещение влево,  с S1 к S3 на рисунке 4-4,  указывает на

сокращение предложения:  поставщики предлагают меньшее количество про-

дукта по каждой из возможных цен.

 

                 3.4. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

 

     Рассмотрим теперь  воздействие  на предложение  каждой из перечис-

ленных детерминант.

 

 Т а б л и ц а 4-6. Рыночное предложение кукурузы,

200 производителей (гипотетические  данные)

 

(1)         (2)             (3)         (4)

 Цена        Величина        Число       Общая

 за бушель   предложения     продавцов   величина

(дол.)      в неделю,       на рынке    предложения

             индивидуальный              на рынке

             производитель

 

    5            60            200         12 ООО

    4            50            200         10 ООО

    3            35  х         200     =    7 ООО

    2            20            200          4 ООО

    1            5             200          1 ООО

 

     1. Цены на ресурсы.  Как отмечалось выше  при  объяснении  закона

предложения, существует самая тесная связь между издержками производс-

тва и предложением. Кривая предложения  фирмы основывается на издержках

производства;  за дополнительные единицы продукта фирма должна устано-

вить более высокие цены,  поскольку производство  этих  дополнительных

единиц требует больших издержек.  Отсюда следует, что снижение ресурс-

ных цен снизит издержки производства и увеличит предложение,  то  есть

 

                                - 18 -

 

переместит  кривую предложения вправо.  Пример:  если цены на семена и

удобрения снижаются,  можно ожидать  увеличения предложения кукурузы. И

наоборот,  повышение  цен  на ресурсы увеличит издержки производства и

сократит предложение,  то есть сместит кривую предложения влево.  При-

мер: повышение цен на железную руду и кокс увеличивает издержки произ-

водства стали и ведет к сокращению ее предложения.

     2. Технология.  Совершенствование  технологии означает, что откры-

тие новых знаний позволяет более  эффективно произвести единицу продук-

ции,  то есть с меньшей затратой ресурсов, При данных ценах на ресурсы

снизятся производственные издержки и увеличится  предложение.  Пример:

недавние мощные прорывы в области  сверхпроводимости открывают перспек-

тивы для передачи электрической энергии почти или вовсе без потерь.  В

настоящее  время при передаче электрической энергии по медным проводам

потери ее составляют около 30%.  Каково возможное следствие указанного

открытия?  Существенное  снижение  издержек  производства и увеличение

предложения целого ряда продуктов, при  изготовлении которых затрачива-

ется большое количество электроэнергии.

     3. Налоги и дотации.  Предприятия рассматривают большинство  нало-

гов как издержки производства.  Поэтому повышение налогов,  скажем, на

продажи или на собственность увеличивает  издержки производства и  сок-

ращает  предложение.  Напротив,  дотации считаются "налогом наоборот".

Когда государство субсидирует  производство  какого-либо  товара,  оно

Информация о работе Рынок-основы его формирования , законы и механизмы функционирования