Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:37, курсовая работа
Рынок - это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей
(предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и
услуг. При этом рынки принимают самые разные формы. Ближайшая автозап-
равочная станция, закусочная, магазин грампластинок, придорожный ларек
фермера - все это обычные рынки. Нью-Йоркская фондовая биржа и Чикагс-
кая зерновая биржа - это уже высокоразвитые рынки, на которых покупа-
тели и продавцы соответственно акций, облигаций и сельскохозяйственной
продукции со всего мира устанавливают контакт друг с другом
1.Определение рынков.
2.Спрос:
2.1. Закон спроса.
2.2. Кривая спроса.
2.3. Индивидуальный и рыночный спрос.
2.4. Детерминанты спроса.
2.5. Изменения в спросе.
2.7. Изменение величины спроса.
3.Предложение:
3.1. Закон предложения.
3.2. Кривая предложения.
3.3. Детерминанты предложения.
3.4. Изменения в предложении.
3.5. Изменение величины предложения.
3.6. Предложение и спрос: рыночное равновесие.
4.Уравновешивающая функция цен.
5.Изменения спроса и предложения.
щение спроса). Намерения потребителей относительно покупки продукта
изменились. Причина: изменение одной или более детерминант спроса. На
языке экономистов понятие "спрос" выражается в виде шкалы или кривой,
а поэтому "изменение а спросе" должно означать, что вся шкала измени-
лась и что кривая изменила свое положение.
В противоположность этому, и изменение величины спроса означает
передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой спро-
са, то есть переход от одной комбинации "цена - количество продукта" к
другой их комбинации. Причиной изменения величины спроса служит изме-
нение цены данного продукта. В таблице 4-3 снижение цены, запрашивае-
мой поставщиками кукурузы, с 5 до 4 дол. повышает величину спроса на
кукурузу с 2 тыс. до 4 тыс. бушелей.
Т а 6 л и ц а 4-4. Детерминанты спроса: факторы, смеща-
ющие кривую спроса
1. Изменение вкусов покупателей. Пример: физическое здоровье стано-
вится все более популярным, а это повышает спрос на кросовки и вело-
сипеды.
2. Изменение числа покупателей. Примеры: японцы сокращают импортные
квоты на американское телекоммуникационное оборудование, тем самым по-
вышая спрос на такое оборудование; снижение уровня рождаемости умень-
шает спрос на образование.
3. Изменение дохода. Примеры: увеличение доходов повышает спрос на
такие нормальные товары, как сливочное масло, омары, филе, н снижает
спрос на такие товары низшей категории, как капуста репа восстановлен-
ные шины н ношеная одежда.
4. Изменение цен на сопряженные товары. Примеры: снижение тарифов на
пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки автобусным
транспортом (взаимозаменяемые товары); сокращение цены на видеомагни-
тофоны повышает спрос на видеокассеты.
5. Изменения в ожиданиях потребителей. Пример: неблагоприятная пого-
да в Южной Америке порождает ожидания более высоких в будущем цен на
кофе и тем самым повышает текущий спрос на кофе.
Рисунок 4-3 помогает
уяснить различие между
изменением величины спроса. Смещение кривой спроса D1 либо в положение
D2, либо в положение D3 влечет за собой "изменение в спросе". Между
тем передвижение с точки а на точку Ь на кривой D1 означает "изменение
величины спроса".
В каждом из следующих
примеров читателю следует
ходит ли "изменение а спросе" или "изменение величины спроса":
1. Потребительские доходы возрастают, а в результате увеличивает-
ся сбыт ювелирных изделий.
2. Парикмахер повышает цену за стрижку волос, и число его клиен-
тов сокращается.
3. Цена на "то ту" увеличивается, и следствием этого оказывается
увеличение объема продаж модели "шевроле".
3. Предложение
Предложение можно определить как шкалу, показывающую разные коли-
чества продукта, которые производитель желает и способен произвести и
предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда воз-
можных цен
в течение определенного
жения представляет ряд альтернативных возможностей, таких, какие пока-
заны в таблице
4-5 для индивидуального
Таблица 4-5.
Предложение кукурузы
производителем (гипотетические данные)
Цена за бушель Величина предложения
(дол.) в неделю
5 60
4 50
3 35
2 20
1 5
Предложение показывает, какие количества продукта будут предъяв-
лены к продаже по разным ценам, притом все прочие факторы остаются не-
изменными. В данном случае предположим, что наш производитель является
фермером, выращивающим кукурузу, спрос на которую мы только что расс-
матривали. Наше определение понятия "предложение" показывает, что
предложение обычно рассматривается с точки зрения выгодности цены.
Иными словами, мы считаем, что предложение указывает на количество
продукта, которое производители станут предлагать по разным возможным
ценам. Однако в равной мере правильно, а в ряде случаев даже полезнее
рассматривать предложение с точки зрения его величины. Вместо того
чтобы спрашивать, какое количество будет предлагаться по разным ценам,
мы вправе спросить, какими должны быть цены, которые побудят произво-
дителя предлагать разное количество товара.
3.1. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Легко заметить, что таблица 4-5 показывает положительную, или
прямую, связь между ценой и количеством предлагаемого продукта, С по-
вышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со сни-
жением цен сокращается также и предложение. Эта специфическая связь
называется законом предложения. Он просто показывает "что произ-
водители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество
- 15 -
своего продукта по высокой цене,чем они хотели бы это делать по низкой
цене. Почему? Это в основном также диктуется здравым смыслом.
Напомним, что цена, с точки зрения потребителя, выступает как
сдерживающий фактор. Препят - ствие в виде высокой цены означает, что
потребитель, оказывающийся в роли плательщика, будет покупать по этой
цене относительно небольшое количество продукта; чем ниже ценовой
барьер, тем больше потребитель станет покупать. С другой стороны, пос-
тавщик выступает в роли получателя денег за продукт. Для него цена
представляет собой выручку за каждую единицу продукта, а поэтому она
служит стимулом к тому, чтобы производить и предлагать свой продукт к
продаже на рынке.
Теперь представим себе фермера, ресурсы которого в определенных
пределах поддаются
гие.По мере повышения цены (см. табл. 4-5) фермер сочтет выгодным изъ-
ять земли из производства пшеницы, овса и соевых бобов и переключить
их на производство кукурузы. К тому же более высокие цены на кукурузу
предоставят фермеру возможность покрывать издержки, обусловленные бо-
лее интенсивной обработкой земли и применением в большем количестве
минеральных удобрений и пестицидов. Все эти затраты приводят к увели-
чению объема производства кукурузы.
Рассмотрим также предприятие в обрабатывающей промышленности. На
каком-то этапе промышленники обычно сталкиваются с увеличением издер-
жек производства единицы продукции. А поэтому для покрытия возросших
издержек необходимо повысить цену на производимый продукт. Но почему
возрастают издержки? Они возрастают потому, что определенные произ-
водственные ресурсы, в особенности производственные площади и машинный
парк, невозможно увеличить за короткое время. Поэтому, по мере того
как фирма наращивает количество более мобильных ресурсов - например,
рабочей силы, сырья и комплектующих изделий, - стационарные сооружения
и оборудование в какой-то момент становятся перегруженными, в резуль-
тате чего эффективность производства снижается, а издержки производс-
тва каждой последующей единицы продукта возрастают. Для производства
этих требующих больших
получить более высокую цену'. Между ценой и величиной предложения су-
ществует прямая связь.
3.2. КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Как и в отношении спроса, полезно представить понятие предложения
в графическом изображении.
Оси на рисунке 4-4 такие же, как и на ри-
сунке 4-3, здесь лишь место величины спроса заняла величина предложе-
ния. Техника построения графика такая же, как и описанная выше, но,
разумеется, количественные данные и возникающие между ними связи иные.
Данные о рыночном предложении, изображенные на рисунке 4-4 в виде кри-
вой S1, приведены в таблице 4-6. В ней сделано допущение, что у предс-
тавленных на рынке 200 поставщиков имеются такие же шкалы предложения,
как у производителя в таблице 4-5.
3.3.ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
При построении кривой предложения экономист исходит из допущения,
что цена выступает самой значительной детерминантой величины предложе-
ния любого продукта. Однако кривая предложения, так же как и кривая
спроса, связана с допущением "при прочих равных условиях". Иными сло-
вами, кривая предложения строится на предположении, согласно которому
определенные неценовые детерминанты величины предложения даны заранее
и не подвергаются изменениям. Если одна из этих неценовых детерминант
предложения в действительности претерпевает изменения, положение кри-
вой предложения также будет меняться.
К основным неценовым детерминантам предложения относятся следую-
щие: 1) цены ни ресурсы; 2) технология производства; 3) налоги и дота-
ции; 4) цены ни другие товары; 5) ожидания изменения цен; 6) число
продавцов на рынке. Повторим, перемещение одной (или более) из этих
детерминант, или факторов изменения предложения, приведет к смещению
кривой предложения продукта либо вправо, либо влево. Смещение в право,
с S1 к S3 на рисунке 4-4, означает увеличение предложения: производи-
тели при этом поставляют большее количество продукта по каждой из воз-
можных цен, Смещение влево, с S1 к S3 на рисунке 4-4, указывает на
сокращение предложения: поставщики предлагают меньшее количество про-
дукта по каждой из возможных цен.
3.4. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
Рассмотрим теперь воздействие на предложение каждой из перечис-
ленных детерминант.
Т а б л и ц а 4-6. Рыночное предложение кукурузы,
200 производителей (гипотетические данные)
(1) (2) (3) (4)
Цена Величина Число Общая
за бушель предложения продавцов величина
(дол.) в неделю, на рынке предложения
индивидуальный на рынке
производитель
5 60 200 12 ООО
4 50 200 10 ООО
3 35 х 200 = 7 ООО
2 20 200 4 ООО
1 5 200 1 ООО
1. Цены на ресурсы. Как отмечалось выше при объяснении закона
предложения, существует самая тесная связь между издержками производс-
тва и предложением. Кривая предложения фирмы основывается на издержках
производства; за дополнительные единицы продукта фирма должна устано-
вить более высокие цены, поскольку производство этих дополнительных
единиц требует больших
ных цен снизит издержки производства и увеличит предложение, то есть
переместит кривую предложения вправо. Пример: если цены на семена и
удобрения снижаются, можно ожидать увеличения предложения кукурузы. И
наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и
сократит предложение, то есть сместит кривую предложения влево. При-
мер: повышение цен на железную руду и кокс увеличивает издержки произ-
водства стали и ведет к сокращению ее предложения.
2. Технология. Совершенствование технологии означает, что откры-
тие новых знаний позволяет более эффективно произвести единицу продук-
ции, то есть с меньшей затратой ресурсов, При данных ценах на ресурсы
снизятся производственные издержки и увеличится предложение. Пример:
недавние мощные прорывы в области
сверхпроводимости открывают
тивы для передачи электрической энергии почти или вовсе без потерь. В
настоящее время при передаче электрической энергии по медным проводам
потери ее составляют около 30%. Каково возможное следствие указанного
открытия? Существенное снижение издержек производства и увеличение
предложения целого ряда продуктов, при изготовлении которых затрачива-
ется большое количество электроэнергии.
3. Налоги и дотации.
Предприятия рассматривают
гов как издержки производства. Поэтому повышение налогов, скажем, на
продажи или на собственность увеличивает издержки производства и сок-
ращает предложение. Напротив, дотации считаются "налогом наоборот".
Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, оно
Информация о работе Рынок-основы его формирования , законы и механизмы функционирования