Социальное обеспечение в современных условиях

Автор: Наталья Свищева, 30 Ноября 2010 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях перехода к рыночной экономике используемый в условиях плановой экономики механизм социального обеспечения граждан России стал нежизнеспособным и потребовал коренных изменений. Важную роль в механизме социального обеспечения и экономического развития страны играют внебюджетные фонды, создаваемые для поддержания населения и экономики страны. Для дальнейшего совершенствования системы социального обеспечения и стимулирования экономики необходимо изучение современного состояния Внебюджетных фондов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретическое обоснование Внебюджетных фондов…..…………………….5
1.1 Понятие и назначение Внебюджетных фондов…………………...............5
1.2 Виды социального обеспечения……………………………………………8
2 Анализ резервов увеличения источников Внебюджетных
фондов……………………………………………………………….................14
2.1 Анализ формирования резервов Внебюджетных фондов социального
назначения…………………………………………………………………14
2.2 Анализ источников и системы использования средств
Внебюджетных фондов социального назначения………………………17
3 Основные направления развития государственных Внебюджетных фондов
на современном этапе………………………………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………....32
Список использованных источников…………………………………………..34

Работа содержит 1 файл

курсовая работа финансы.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

       Государственная пенсионная система в России функционирует  на принципе непрерывной финансовой солидарности поколений работающего и нетрудоспособного населения. Сложившаяся в России демографическая ситуация увеличивает пенсионную нагрузку на работающее население. В этих условиях государство стремится поднять уровень государственных пенсий до минимального прожиточного уровня, что ведет к выравниванию государственных пенсий и ослаблению стимулов к их «зарабатыванию».

       Фонд  социального страхования создан в Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 года №822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» и действует в соответствии с Положением от 12 февраля 1994 года № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации».

       Фонд  предназначен для управления средствами государственного страхования. Он выступает в качестве специализированного финансово-кредитного учреждения при Правительстве РФ. Денежные средства и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

       Бюджет  Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда. [1, 287-288]

       В Фонд социального страхования РФ входят следующие исполнительные органы:

       - региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации;

       - центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;

       - филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

       Главными  задачами Фонда являются:

       - обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

       - участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования.[1, 289-290]

       Фонды обязательного медицинского страхования (далее — ОМС) созданы для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования в соответствии с Законом РФ от 28 нюня 1991 года № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», полностью введенным в действие с 18 января 1993 года (Положения, касающиеся добровольного страхования и деятельности страховых медицинских организаций, вступили в силу с 1 октября 1991 года).

       Цель  медицинского страхования состоит в предоставлении гарантий гражданам при возникновении страхового случая на получение медицинской помощи за счет накопленных средств, а также в финансировании профилактических мероприятий. Медицинское страхование осуществляется в Российской Федерации в двух видах: обязательном и добровольном.

       Обязательное  медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

       Федеральный фонд обязательного медицинского страхования  создан в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 года Ма4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год» и действует на основании Положения, утвержденного данным постановлением. Территориальные фонды ОМС создаются местными органами власти и действуют на основании Положения о территориальном фонде ОМС, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 года №4543 1, для реализации государственной политики в области ОМС как составной части государственного социального страхования. В городах и районах могут создаваться филиалы, действующие в соответствии с Положением, утвержденным исполнительным директором территориального фонда ОМС.

       Ведомственные Внебюджетные фонды создаются на федеральном уровне для финансирования конкретных программ развития отдельных отраслей, проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, социального и материально-технического обеспечения отдельных ведомств. Сроки существования их в Российской Федерации, к сожалению, крайне незначительны, что во многом предопределяется непоследовательностью и противоречивостью социально-экономической политики государства.[1, 290-291]

       Ряд фондов, такие как дорожный, экологический, создавались путем выделения отдельных расходов бюджета с приданием им статуса внебюджетных. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1994 года №315 «О порядке образования и использования отраслевых и межотраслевых Внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ» во многих федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти были созданы соответствующие Внебюджетные фонды.

       В Федеральном законе от 27 декабря 2000 года N° 150-ФЗ «О бюджете на 2001 год» указанные выше федеральные целевые бюджетные фонды были вообще ликвидированы (упразднены), за исключением Фонда Министерства РФ по атомной энергии. На региональном уровне количество внебюджетных фондов также сокращается. [1, 294]

       Таким образом, Внебюджетный фонд это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          2 Анализ резервов  увеличения источников  Внебюджетных фондов

           2.1 Анализ формирования резервов Внебюджетных фондов социального назначения 

     Система социального обеспечения каждой страны имеет свои характерные особенности в связи с конкретными социально-экономическими условиями. Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции Российской Федерации и представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и законодательных мер.

          Главным источником доходов Внебюджетных социальных фондов является единый социальный налог, введенный в действие Налоговым кодексом РФ с 1 января 2001 года. Его налогоплательщиками являются две группы лиц: первая группа работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в том числе организации; индивидуальные предприниматели; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; физические лица; вторая группа индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, адвокаты.

       Если  налогоплательщик одновременно относится к нескольким вышеуказанным категориям налогоплательщиков, он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию. Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, освобождены от уплаты социального налога в части доходов, получаемых от осуществления этих видов деятельности.

       Объектом  налогообложения для первой группы налогоплательщиков при исчислении налога являются выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг); авторским и лицензионным договорам, а также выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты.

       Для второй группы налогоплательщиков объектом налогообложения для исчисления социального налога являются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением, а для предпринимателей, принимающих упрощенную систему налогообложения, объектом обложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.

       Не  подлежат обложению государственные пособия, компенсационные выплаты, суммы страховых платежей, выплачиваемых организацией по договорам добровольного пенсионного обеспечения, заключенным со страховщиками и (или) негосударственными пенсионными фондами, и некоторые другие виды доходов, установленные Налоговым кодексом РФ. Кроме того, Налоговым кодексом РФ предусмотрены льготы по уплате социального налога для отдельных налогоплательщиков. Так, например, от уплаты налога освобождены организации любых организационно-правовых форм с суммы доходов, не превышающих 100 тыс. руб. в течение налогового периода, начисленных работникам, являющимся инвалидами I, II и 11 1 групп.[1, 294-295]

       Единый  социальный налог зачисляется в  доходы федерального бюджета (часть из них затем направляется в бюджет пенсионного фонда РФ на выплату базовой части трудовой пенсии) и в доходы государственных внебюджетных фондов.

       Направления расходования средств, поступающих во Внебюджетные фонды, обусловливается назначением фондов. Помимо целевого использования средств этих фондов они могут направляться на содержание органов управления фондом, на инвестиционную деятельность и т.п.[3, 432]

       Объем финансовых ресурсов, концентрируемых в государственных Внебюджетных фондах очень значителен и сопоставим с объемами федерального бюджета страны. От эффективности их формирования и использования зависит успешное решение многих социально-экономических задач.[3, 434] Так, в 2007 году доходы федерального бюджета составили 7781,1 млрд.руб., а общий объем доходов внебюджетных фондов – 2400002 млн.руб., в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации – 1946817 млн.руб., Фонда социального страхования  Российской Федерации – 295368 млн.руб., Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации – 157817 млн.руб. в соответствии с рисунком 1.

       

               Рисунок 1 - Доходы федерального бюджета и бюджетов государственных 

               бюджетных фондов РФ в 2007 г.

       Любой Внебюджетный фонд как фонд денежных средств имеет определенные количественные параметры, определяющие его объем доходов и расходов, которые отражаются в бюджетах соответствующего Внебюджетного фонда. Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации рассматриваются и утверждаются в форме федеральных законов одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. В законе о бюджете фонда утверждаются общий объем доходов, их состав и структура, направления расходования средств. В настоящее время доходы и расходы Внебюджетных фондов разрабатываются и отражаются в законах об их бюджете в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.   
 

       2.2 Анализ источников  и системы использования  средств Внебюджетных фондов социального назначения 

      Внебюджетные  фонды - один из методов перераспределения  национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер  экономики и расширение социальных услуг населению.

       Источниками формирования средств Пенсионного фонда являются:     - страховые взносы работодателей в виде отчислений от социального налога; - ассигнования из федерального бюджета (в том числе на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим, их семьям; социальных пенсий, пособий на детей старше полутора лет);

Информация о работе Социальное обеспечение в современных условиях