Социальное обеспечение в современных условиях

Автор: Наталья Свищева, 30 Ноября 2010 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях перехода к рыночной экономике используемый в условиях плановой экономики механизм социального обеспечения граждан России стал нежизнеспособным и потребовал коренных изменений. Важную роль в механизме социального обеспечения и экономического развития страны играют внебюджетные фонды, создаваемые для поддержания населения и экономики страны. Для дальнейшего совершенствования системы социального обеспечения и стимулирования экономики необходимо изучение современного состояния Внебюджетных фондов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретическое обоснование Внебюджетных фондов…..…………………….5
1.1 Понятие и назначение Внебюджетных фондов…………………...............5
1.2 Виды социального обеспечения……………………………………………8
2 Анализ резервов увеличения источников Внебюджетных
фондов……………………………………………………………….................14
2.1 Анализ формирования резервов Внебюджетных фондов социального
назначения…………………………………………………………………14
2.2 Анализ источников и системы использования средств
Внебюджетных фондов социального назначения………………………17
3 Основные направления развития государственных Внебюджетных фондов
на современном этапе………………………………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………....32
Список использованных источников…………………………………………..34

Работа содержит 1 файл

курсовая работа финансы.doc

— 262.00 Кб (Скачать)
 

Продолжение таблицы 3

Показатели 2003г. 2004г. 2005г.       2006г. 2007г. Абсолютное отклонение

2007г./2003г.

   2.2 На субсидии на

         выполнение тер

         риториальных

         программ ОМС

5095 5972 29266 38133 41823 36728
   2.3 На субсидии

     бюджетам тер-

          риториальных

          фондов ОМС

          на ОМС детей

        -        -     4750 3210 3403 3403
   2.4 Субвенции на

     выплаты уча-

          стковым тера-

          певтам, педи -

          атрам, врачам,

         медсестрам вра-

         чей

       -        -        - 14624 14964 14964
   2.5 Средства на оп-

          лату медпомощи

          женщинам в пе-

          риод беременно-

          сти, родов и в

          послеродовом

          периоде

       -        -        - 12934 15144 15144
   2.6 На финансиро-

     вание расходов-

     по науке

4 4 4 4 6 2
    2.7 На финансиро-

          вание расходов

          по образованию

3 3 8 8 8 5
    2.8 На финансиро-

     вание исполни-

     тельной дирек-

     ции фонда

52 47 82 118 142 90
    2.9 На совершенст-

     вование инфор-

    мационной сис-

    темы фонда

40 40 46 34 68 28
  2.10 Платежи в  

     бюджет

5 2        -        -         -          -5
 

       Основная  функция Федерального фонда обязательного медицинского страхования состоит в выравнивании условий деятельности территориальных фондов по финансированию программ обязательного медицинского страхования путем предоставления им субвенций. На эти цели расходуется свыше 85% бюджета ФФОМС.[3, 460]

       Следовательно, объем, состав источников формирования и направления расходования Внебюджетных фондов предопределяются характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются. Основным источником доходов государственных социальных внебюджетных фондов выступает единый социальный налог. Направления расходования средств, поступающих во Внебюджетные фонды, обуславливается назначением фондов. 

       3 Основные направления развития государственных Внебюджетных фондов на современном этапе

 

       Внебюджетные социальные фонды как экономический субъект государственной финансовой системы не являются однородными и не обладают ни абсолютными преимуществами, ни абсолютными недостатками по сравнению с бюджетной формой ее существования[5, 52].

       В настоящее время пенсионная система  нуждается в реформировании, что обусловлено целым рядом факторов. Прежде всего, наблюдается финансовая несбалансированность пенсионной системы, вследствие чего объем средств, необходимых для выплаты пенсий, не обеспечивается поступлением страховых платежей. Средний размер пенсии близок к прожиточному минимуму пенсионера, а минимальный составляет четверть минимума. Одним из самых негативных социальных явлений стали задержки с выплатой пенсий. Кроме того, несовершенным является сложившийся механизм взаимоотношений федерального бюджета и ПФ по возмещению расходов на пенсии, подлежащие финансированию из федерального бюджета (социальные пенсии, пенсии военнослужащим и т.п.). Несовершенной является и сам механизм пенсионной системы[6, 8].

       Пенсионная  система России построена по распределительному принципу, основанному на солидарности поколений. При этом на выплаты пенсий пожилым людям используются поступления в фонды пенсионного страхования от работающего населения. Лица, платившие страховые взносы, получают при достижении пенсионного возраста право на пенсию, которая финансируется, в свою очередь, следующими поколениями плательщиков страховых взносов. В данном случае говорят о так называемом договоре между поколениями.

       Преимущества  распределительных пенсионных систем состояли в следующем:

    - возможность начать выплату пенсий незамедлительно, поскольку не требуется времени для накопления;

    - размеры пенсий не зависят от результатов функционирования финансовых рынков и деятельности руководства пенсионных фондов;

    - финансируемые таким образом пенсии обеспечивают более надежную защиту и более высокую норму замещения (отношение пенсии к заработной плате) для лиц с невысокой заработной платой[6, 8].

       Однако  в распределительной системе  величина пенсионных фондов непосредственно  зависит от демографических факторов и состояния рынка труда. При такой системе размер пенсий находится в тесной связи с размером заработной платы. И если заработная плата снижается по каким-либо причинам, то снижаются и возможности по выплате пенсий. При такой системе неизбежны также сокрытия заработной платы от уплаты страховых взносов. Ярким примером тому является ситуация в России, где за последние годы не только существенно сократилась доля заработной платы в ВВП (на 45%), но и широкое распространение получили разные способы сокрытия заработной платы. Так, предприятия часто используют специальные ссудные счета, натуральные формы оплаты. Возросло число «самозанятых» лиц, которые уклоняются от уплаты налогов.

       При распределительной системе учитываются  только общие показатели: трудовой стаж, размеры заработка за определенный период времени, льготы. Поскольку распределительная система устанавливает тесную связь между числом работающих и пенсионеров, с сокращением первых или увеличением вторых уменьшается и размер пенсий. Поэтому возможности такой системы весьма ограничены, если учитывать существующую демографическую ситуацию.

       Распределительная система бескризисно существует при соотношении 10-11 работающих на одного неработающего. При более низких соотношениях она начинает давать сбои. Сегодня в России на одного работающего приходится 1,7 неработающих и, судя по прогнозам, численность экономически активного населения будет снижаться, а численность пенсионеров расти. Происходит общее постарение населения страны: при общем его росте за последние 10 лет на 7,7% численность лиц пенсионного возраста увеличилась на 33,4%, а их доля в составе населения поднялась с 16,3 до 20,2%.

       В условиях, когда снижается доля всех занятых и занятых по найму  в общей численности трудоспособного  населения, возникает объективная необходимость изменить формы пенсионного обеспечения и более тесно увязать уровень пенсий различных категорий пенсионеров с их вкладом в финансирование пенсионной системы или прошлым трудовым вкладом.

       Этим  требованиям в большей степени  отвечает накопительная пенсионная система. При накопительной системе поступающие страховые взносы не сразу расходуются на выплату пенсий, а накапливаются и инвестируются. Вместе с полученными от инвестирования доходами они в будущем используются для пенсионного обеспечения тех, кто осуществлял накопление.

       Накопительная пенсионная система предусматривает  безопасное, без риска, вложение капитала, накапливаемого с целью финансирования выплаты пенсий. Однако в условиях быстрых изменений и роста экономики достичь этого практически невозможно.

       Если  при распределительной системе  выплату пенсий можно начинать с того месяца, за который собраны страховые взносы, то при накопительной наблюдается другая картина. Уплаченные страховые взносы используются с начала в основном для того, чтобы создать резервный капитал, а потому пенсии можно начать выплачивать только тогда, когда то поколение, которое активно работает сейчас и создает этот резервный капитал за счет уплаты страховых взносов, достигнет пенсионного возраста, т.е. станет следующим поколением пенсионеров. Однако ни одно цивилизованное государство не позволит оставить без пенсионного обеспечения современное поколение пенсионеров. Поэтому более рациональным является сочетание распределительной и накопительной пенсионной системы[6, 8].

         В России в любом случае  при переходе от распределительной  системы к накопительной неизбежен период сосуществования двух систем, в рамках которого государству потребуется возмещать потери поступлений в распределительную систему, вплоть до полного исполнения обязательств[7].

       Именно  по этому пути и осуществляется сейчас реформирование пенсионной системы в РФ.

       В 2008 году появилось сразу несколько концепций реформирования пенсионной системы. Все представленные концепции предполагали оставить ЕСН, повысить нижний предел регрессивной шкалы налогообложения и ускорить движение в сторону накопительной части трудовой пенсии. Перспектива покрывать дефицит ПФР бюджетными субвенциями в 2009 году в размере 133,7 млрд. рублей, в 2010 году — 262,8 млрд. рублей, в 2011 году — 384,1 млрд. рублей не устраивала никого. Заметим, что согласно первоначальному варианту бюджета на 2008 год 57% средств ПФР и так составляют субвенции из федерального бюджета, а доля федеральных расходов на финансирование пенсионного обеспечения достигает 20%. Но, как это часто бывает в России, реальность опровергла даже самые сумасбродные прогнозы. Озвученный вариант пенсионных преобразований оставил столько вопросов, что искать ответы на них предстоит очень долго. Не исключено, что до очереднойпенсионнойреформы.  
           В общих чертах новая система обязательного пенсионного страхования выглядит так. С 2010 году ЕСН заменяется социальными страховыми взносами, в ПФР они составят 26%. Если действующая система обязательного пенсионного страхования предполагает, что из причитающихся ей 20% 6 процентных пунктов (п.п.) перечисляются в бюджет на финансирование базовой части трудовой пенсии, 8 п.п. отправляются в ПФР для солидарного перераспределения доходов в пользу пенсионеров, а 6 п.п. поступают на формирование накопительной части либо в ВЭБ, либо в негосударственные пенсионные фонды (НПФ), то отныне все 26% будут оставаться в ПФР. Будут ли в этих 26% отчисления на накопительную часть или пенсионные накопления станут добровольным занятием, не знает никто.  
Судя по всему, право на получение трудовой пенсии получат те граждане, чей страховой стаж (то есть период отчислений пенсионных взносов) составит 30 лет. Причем в пенсионные взносы будут уплачиваться с начисленного годового дохода не более 415 тыс. рублей в год (34,6 тыс. рублей в месяц).                         До сегодняшнего дня никаких более подробных сведений о пенсионной жизни страны с 2010 года нет.

         Основным источником средств системы ОМС являются страховые взносы — примерно 66%. Страховые платежи за неработающее население составляют немногим более 20%[7, 123]. С 1 января 2005 года общий размер страховых взносов в фонд обязательного медицинского страхования сократился до 2,8%. При этом в ФФОМС перечислялось 0,8%, а в ТФОМС - 2,0%. С 1 января 2006 года размер отчислений в ФФОМС увеличился до 1,1%, а общий размер взносов в систему обязательного медицинского страхования вырос до 3,1%[8, 95]. С 1 января 2006 года для адвокатов, для крестьянских (фермерских) хозяйств, для предприятий, производящих сельскохозяйственную продукцию, а также предприятий родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, страховой взнос составил 2,7%, из которых 0,8% поступает в ФФОМС и 1,9% — в ТФОМС. И эта ставка также является регрессивной[9, 256]. В 2006 году бюджет ФФОМС составил 113,3 млрд. руб. В настоящее время договорами об ОМС охвачено около 90% жителей РФ. В системе ОМС работают 8092 лечебно-профилактических учреждения (ЛПУ), их них 5564 стационара, 1870 — амбулаторно-поликлинических учреждений и 658 ЛПУ, оказывающих стоматологическую помощь населению. В российской модели сочетаются бюджетное финансирование и ОМС, что позволяет ее охарактеризовать как бюджетно-страховую систему. Система ОМС как форма социальной защиты стала основным механизмом реформирования здравоохранения в стране [10, 6]. Однако нельзя сказать, что система ОМС коренным образом изменила суть деятельности лечебных учреждений. Она принципиально преобразовала лишь их экономическую основу. Отныне медицинские услуги стали, по существу, товаром, который покупает страховая медицинская организация. Любое лечебное учреждение по роду своей деятельности может рассматриваться как предприятие, производящее необходимые населению товары — медицинские услуги. Основным элементом реформирования системы финансирования здравоохранения в условиях ОМС стало введение оплаты за фактически оказанную медицинскую помощь, а также введение систем учета деятельности лечебных учреждений, оценки труда персонала по количеству и качеству труда. Предложено три актуальных направления развития медицинского страхования в Российской Федерации:

       - укрепление финансовой базы страхования;

       - единая система стандартов, на которую должна опираться страховая медицина;

       - развитие нормативно-правовой базы.

       Вместе  с тем российская система ОМС далека от совершенства. Одна из острых проблем сегодня — это сокращение бюджетного финансирования отрасли, что затрудняет реализацию Закона об ОМС. Сегодня тариф взноса не обеспечивает финансового покрытия медицинской помощи даже работающему населению страны, которое составляет всего 41,1%. Большая часть (60%) — это неработающее население (старики, дети, инвалиды, безработные), которые более всего нуждаются в медицинской помощи и за которых платит государство. Однако бюджетное финансирование здравоохранения постоянно сокращается. При таком сокращении, в первую очередь, страдают скорая и неотложная медицинская помощь, а также социально значимые виды медицинской помощи.

Информация о работе Социальное обеспечение в современных условиях