Автор: Наталья Свищева, 30 Ноября 2010 в 15:16, курсовая работа
В современных условиях перехода к рыночной экономике используемый в условиях плановой экономики механизм социального обеспечения граждан России стал нежизнеспособным и потребовал коренных изменений. Важную роль в механизме социального обеспечения и экономического развития страны играют внебюджетные фонды, создаваемые для поддержания населения и экономики страны. Для дальнейшего совершенствования системы социального обеспечения и стимулирования экономики необходимо изучение современного состояния Внебюджетных фондов.
Введение…………………………………………………………………………...3        
    1 Теоретическое обоснование Внебюджетных фондов…..…………………….5          
   1.1 Понятие  и назначение Внебюджетных фондов…………………...............5   
   1.2 Виды  социального обеспечения……………………………………………8
2 Анализ резервов  увеличения источников Внебюджетных       
   фондов……………………………………………………………….................14
    2.1 Анализ формирования резервов Внебюджетных фондов социального     
          назначения…………………………………………………………………14
    2.2 Анализ источников и системы использования средств                       
          Внебюджетных фондов социального назначения………………………17
3 Основные направления  развития государственных Внебюджетных  фондов       
    на  современном этапе………………………………………………………...25
 Заключение……………………………………………………………………....32
 Список использованных источников…………………………………………..34
- средства, возмещаемые из бюджета в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
- средства, взыскиваемые с работодателей, в результате предъявления регрессивных требований;
- доходы от капитализации временно свободных средств;
- беспроцентные ссуды, займы и кредиты;
- добровольные взносы юридических и физических лиц;
- другие поступления.
       За 
счет страховых взносов 
Таблица 1 - Поступление 
и расходование средств пенсионного фонда                                                   
  российской федерации                                        
| Показатели | 2003г. | 2004г. | 2005г. | 2006г. | 2007г. | Абсолютное 
  отклонение
   2007г./2003г.  | 
| 1 Поступления | 843141 | 1015800 | 1349601 | 1637580 | 1946817 | 1103676 | 
| в том числе | ||||||
  | 
  770457 | 932507 | 635603 | 797641 | 1016897 | 246440 | 
  | 
  50979 | 60460 | 693131 | 833105 | 919879 | 868900 | 
| 2 Расходование | 804076 | 967540 | 1299113 | 1537257 | 1786457 | 982381 | 
| в том числе | ||||||
|     
  2.1 На финанси-  
   рование вы- плат населе- нию пенсий, пособий  | 
  776446 | 932699 | 1265186 | 1492806 | 1727530 | 951084 | 
Второй по объему поступлений статьей доходов Пенсионного фонда являются поступления из федерального бюджета. За счет этого источника формируется до 10% и более бюджета ПФ.[4] Средства Пенсионного фонда направляются на:
- выплату государственных пенсий;
- выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
- оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
- финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда РФ и его органов.
Более 90% расходов по выплате государственных пенсий производится органами социальной защиты населения через уполномоченные банки. В ряде субъектов РФ создана единая пенсионная служба, где назначение и выплата пенсий проводятся отделениями Пенсионного фонда. Страховые взносы в виде отчисления от социального налога собираются на счетах региональных отделений ПФ в субъектах РФ, откуда и осуществляется финансирование расходов в регионе. Перераспределение средств между региональными отделениями ПФ для обеспечения сбалансированности доходов и расходов осуществляет правление ПФ и его исполнительная дирекция. Отчеты об исполнении бюджета представляются правлением Пенсионного фонда на рассмотрение и утверждение в Федеральное Собрание РФ и Президенту РФ.[1, 298]
Средства Фонда социального страхования формируются за счет: страховых взносов работодателей в виде отчислений от социального налога; страховых взносов индивидуальных предпринимателей, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокатов, обязанных уплачивать взносы в соответствии с действующим законодательством; доходов от капитализации временно свободных средств; ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие радиационных аварий и их последствий; добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступлений от реализации путевок, оплачиваемых за счет средств Фонда; средств, взыскиваемых со страхователей, в результате предъявления регрессивных требований; других поступлений.[1, 298-299]
На долю налогов и страховых взносов приходится большая часть доходов Фонда, что видно из таблицы 2.
Таблица 2 - Поступление и расходование средств Фонда социального
страхования российской федерации
                              
| Показатели | 2003г. | 2004г. | 2005г. | 2006г. | 2007г. | Абсолютное отклонение
   2007г./2003г.  | 
| 1 Поступления | 137250 | 159276 | 186692 | 218913 | 295368 | 158118 | 
| в том числе | ||||||
  | 
  135643 | 156609 | 167606 | 188889 | 236255 | 100612 | 
  | 
  899 | 1861 | 16877 | 14616 | 41662 | 40763 | 
  | 
  - | - | - | 12934 | 15149 | 15149 | 
|    
  1.4 От вклада на  
   депозит и про- чих финансо- вых вложений  | 
  - | 309 | 445 | 379 | 214 | 214 | 
| 2 Расходование | 136161 | 140568 | 165312 | 208151 | 303062 | 166901 | 
| в том числе | ||||||
|    
  2.1 На финансиро-
   вание мероприя- тий по социаль- ному страхова- нию  | 
  116515 | 119011 | 126488 | 156420 | 220440 | 103925 | 
|    
  2.2 На финансиро-   
   вание отдельных мероприятий по санаторно- курортному об- служиванию  | 
  13795 | 15336 |   16542  | 
    14849  | 
    16086  | 
  1463 | 
|    
  2.3 На финансиро-
   вание выплат пособий сверх- установленных норм и санатор- но-курортное лечение и оздо- ровление за счет ФБ  | 
  828 | 954 | 1463 | |||
|     
  2.4 На финансиро-
   вание испол- нительной ди- рекции Фонда  | 
  4065 | 4640 | 6034 | 8306 | 10830 | 6765 | 
Наибольший удельный вес в расходах Фонда социального страхования Российской Федерации занимают непосредственно выплаты по социальному страхованию.[4]
Основными направлениями использования средств Фонда являются выплаты пособий:
- по временной нетрудоспособности работника;
- на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, оплату проезда к месту лечения и отдыха;
- семьям, имеющим детей, а именно: пособия по беременности и родам; единовременные пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременные пособия при рождении ребенка; ежемесячные пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячные пособия на ребенка до достижения им 16 лет, а на учащихся общеобразовательных школ— до ее окончания, но не старше 18 лет.
Кроме того, значительные средства расходуются на: частичное содержание санаторных и оздоровительных центров, в том числе для детей и юношества; проведение НИР по вопросам социального страхования и охраны труда; обеспечение текущей деятельности ФСС. Наиболее крупными статьями бюджета ФСС являются выплаты повременной нетрудоспособности вместе с выплатами пособий на детей (около 60%), на санаторно-курортное обслуживание (около 30%). Выплаты пособий семьям, имеющим детей, составляют примерно 20% бюджета ФСС. В условиях низкой рождаемости такая доля на выплату пособий семьям, имеющим детей, представляется крайне низкой.[3, 452-453]
Финансовые средства Фонда обязательного медицинского образования формируются за счет:
- страховых взносов работодателей в виде отчислений от социального налога;
- взносов территориальных фондов обязательного медицинского страхования на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;
- ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;
- доходов от использования временно свободных финансовых средств федерального фонда;
- нормированного страхового запаса финансовых средств федерального фонда;
- добровольных взносов и иных поступлений, не запрещенных законодательством РФ.[1, 300-301]
В таблице 3 видно, что в последние годы страховые взносы составляют более 90% доходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Таблица 3 - Поступление и расходование средств Федерального фонда
обязательного медицинского страхования
                              
| Показатели | 2003г. | 2004г. | 2005г. | 2006г. | 2007г. | Абсолютное отклонение
   2007г./2003г.  | 
| 1 Поступления | 5795 | 6813 | 83003 | 125524 | 157817 | 152022 | 
| в том числе | ||||||
  | 
  5771 | 6784 | 31708 | 55772 | 71809 | 66038 | 
 чих финансо вых вложений  | 
  22 | 1 | - | - | - | -22 | 
|      
  1.3 Из федераль-
   ного бюджета  | 
  - | - | 51292 | 69694 | 85847 | 85847 | 
| 2 Расходование | 5807 | 6762 | 71507 | 119407 | 158177 | 152370 | 
| в том числе | ||||||
|    
  2.1 На целевые
   программы ОМС и отдель- ных мероприя- тий по здраво- охранению  | 
  600 | 690 | 340 | 359 | - | -600 | 
Информация о работе Социальное обеспечение в современных условиях