Социально-экономическая сущность Фонда социального страхования, проблемы формирования и использования его доходных источников

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Исходя из вышеизложенного, целью данной работы является изучение механизма формирования, структуры и анализ деятельности Фонда социального страхования РФ.

На основе поставленной цели в работе должны быть решены следующие задачи:

анализ социально-экономической сущности внебюджетного фонда;
изучение структуры и функций внебюджетного фонда Российской Федерации;
анализ формирования доходной и расходной части бюджета ФСС РФ;

Содержание

Введение -----------------------------------------------------------------------------------------------------2


ГЛАВА 1. Структура, назначение и формирование внебюджетного фонда.

1.1 Социально-экономическая сущность внебюджетного фонда. ------------------------------5
1.2. Структура и функции внебюджетного фонда социального страхования -------------13
ГЛАВА 2. Порядок формирования и использования средств внебюджетных фондов на примере Фонда Социального страхования РФ
2.1. Характеристика деятельности ФСС РФ -------------------------------------------------------20
2.2. Формирование доходов и расходов ФСС-------------------------------------------------------22
ГЛАВА 3. Проблемы деятельности ФСС и пути их преодоления
3.1. Проблемы социального страхования в России и пути их преодоления---------------29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ--------------------------------------------------------------------------------------------36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ-------------------------------------------38
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая!!!!!!!!!!.docx

— 152.89 Кб (Скачать)

     В социальном страховании используются следующие понятия и термины:

     Страховой взнос — обязательный платеж на обязательное социальное страхование;

     Тариф страхового взноса — ставка страхового взноса (обязательного платежа), установленная на конкретный вид обязательного социального страхования с начисленной оплаты труда по всем основаниям (доходам) застрахованных лиц;

     Социальный  страховой риск — предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование;

     Страховой случай — событие, представляющее собой реализацию социального страхового риска, с наступлением которого возникает обязанность страховщика осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию;

     Обеспечение по обязательному социальному страхованию (страховое обеспечение) — исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлений страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

     Страховой стаж — суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов;

     Средства  обязательного социального страхования  — денежные средства и имущество, которые находятся в оперативном управлении страховщика конкретных видов обязательного социального страхования.

     Основными принципами осуществления обязательного  социального страхования являются:

     устойчивость  финансовой системы обязательного  социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

     всеобщий  обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

    1. государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика:
    2. государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
    3. паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
    4. обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
    5. ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
    6. обеспечение надзора и общественного контроля;
    7. автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

     К полномочиям федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования относятся:

    1. установление основ правового регулирования обязательного социального страхования;
    2. установление видов обязательного социального страхования;
    3. установление круга лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию и имеющих право на страховое обеспечение;
    4. установление условий назначения и размеров страхового обеспечения;
    5. установление порядка принятия бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования (далее — бюджеты обязательного социального страхования) и порядка их исполнения;
    6. утверждение бюджетов обязательного социального страхования и отчетов об их исполнении;
    7. установление тарифов страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования;
    8. установление расчетной базы, с которой начисляются страховые взносы, в том числе верхнего и нижнего пределов этой базы, а также порядка взимания страховых взносов и порядка осуществления страховых выплат;
    9. установление ответственности субъектов обязательного социального страхования при нарушении законодательства Российской Федерации;
    10. определение порядка хранения средств обязательного социального страхования и гарантий устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования;
    11. управление системой обязательного социального страхования.

     Субъектами  обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

     Видами  социальных страховых рисков являются:

     1) необходимость получения медицинской  помощи;

         2)временная нетрудоспособность;

    3)трудовое увечье и профессиональное заболевание;

    4)материнство;

         5)инвалидность;

    6)наступление старости;

    7)потеря кормильца;

    8)признание безработным;

     9)смерть  застрахованного лица или нетрудоспособных  членов его семьи, находящихся  на его иждивении.

     При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

     Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения. Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:

     1) оплата медицинскому учреждению  расходов, связанных с предоставлением  застрахованному лицу необходимой  медицинской помощи;

     2)пенсия  по старости;

     3)пенсия  по инвалидности;

     4) пенсия по случаю потери кормильца;

     5) пособие по временной нетрудоспособности;

     6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

     7) пособие по беременности и  родам;

     8) ежемесячное пособие по уходу  за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

     9) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских  учреждениях в ранние сроки  беременности;

     10) единовременное пособие при рождении ребенка;

     11) пособие на санаторно-курортное  лечение;

     12) социальное пособие на погребение;

     13) оплата путевок на санаторно-курортное  лечение и оздоровление работников и членов их семей.

     Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации  и законодательством Российской Федерации осуществляет управление системой обязательного социального  страхования.

     Обязательное  социальное страхование осуществляют страховщики, создаваемые Правительством Российской Федерации, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального  страхования.

     Бюджеты фондов  конкретных видов обязательного  социального страхования на очередной  финансовый год утверждаются федеральными законами.

     Проекты федеральных законов о бюджетах фондов конкретных видов обязательного  социального страхования на очередной  финансовый год вносятся в Государственную  Думу Правительством Российской Федерации в установленном федеральным законом порядке.

     Бюджеты фондов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.

     Источниками поступлений денежных средств в  бюджеты обязательного социального  страхования являются:

    1. страховые взносы;
    2. дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
    3. штрафные санкции и пеня;
    4. денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;
    5. доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;
    6. иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

      Тарифы  страховых взносов на обязательное социальное страхование устанавливаются  федеральным законом. 

1.2. Структура и функции внебюджетного фонда социального страхования

 

      Способствовать  материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе, призван государственный Фонд социального страхования, действующий в соответствии с Указом Президента от 07.08.92 г. и с Положением о Фонде социального страхования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.02.94 г. Фонд социального страхования РФ (ФСС) управляет средствами государственного социального страхования РФ.

      Денежные  средства фонда — государственная  собственность они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет ФСС и отчет о его исполнении утверждаются Законом РФ по представлению Правительства РФ, а бюджет регионального фонда ФСС, отчеты об их исполнении, после рассмотрения правлением ФСС, утверждаются председателем ФСС.

      Основные  задачи ФСС:

  • обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение, страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством;
  • участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
  • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС;
  • разработка совместно с Министерством труда РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
  • организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
  • сотрудничество с аналогичными фондами других государств и международными организациями по, вопросам социального страхования.

Система социального страхования с 01 января 2010 года 

    I. Общие  положения

    28 июля 2009 года в «Российской газете»  опубликован официальный текст  Федерального закона «О страховых  взносах в Пенсионный фонд  Российской Федерации, Фонд социального  страхования Российской Федерации  и фонды обязательного медицинского  страхования» от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - закон), вступающий в силу с 01.01.2010 года.

    Законом предусмотрена замена с 01.01.2010 года единого социального налога страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай нетрудоспособности и в связи с материнством.

    Данный  закон регулирует отношения, связанные, в том числе, с исчислением  и уплатой (перечислением) страховых  взносов в Фонд социального страхования  Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной  нетрудоспособности и в связи  с материнством, а также отношения, возникающие в процессе осуществления  контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов  и привлечения к ответственности  за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Информация о работе Социально-экономическая сущность Фонда социального страхования, проблемы формирования и использования его доходных источников