Социально-экономическая сущность Фонда социального страхования, проблемы формирования и использования его доходных источников

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Исходя из вышеизложенного, целью данной работы является изучение механизма формирования, структуры и анализ деятельности Фонда социального страхования РФ.

На основе поставленной цели в работе должны быть решены следующие задачи:

анализ социально-экономической сущности внебюджетного фонда;
изучение структуры и функций внебюджетного фонда Российской Федерации;
анализ формирования доходной и расходной части бюджета ФСС РФ;

Содержание

Введение -----------------------------------------------------------------------------------------------------2


ГЛАВА 1. Структура, назначение и формирование внебюджетного фонда.

1.1 Социально-экономическая сущность внебюджетного фонда. ------------------------------5
1.2. Структура и функции внебюджетного фонда социального страхования -------------13
ГЛАВА 2. Порядок формирования и использования средств внебюджетных фондов на примере Фонда Социального страхования РФ
2.1. Характеристика деятельности ФСС РФ -------------------------------------------------------20
2.2. Формирование доходов и расходов ФСС-------------------------------------------------------22
ГЛАВА 3. Проблемы деятельности ФСС и пути их преодоления
3.1. Проблемы социального страхования в России и пути их преодоления---------------29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ--------------------------------------------------------------------------------------------36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ-------------------------------------------38
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая!!!!!!!!!!.docx

— 152.89 Кб (Скачать)

ассигнований  из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением  льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской  катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных  законом случаях;

(в ред.  Постановления Правительства РФ  от 22.11.1997 N 1471)

прочих  поступлений (возмещаемых страхователем  расходов, не принятых к зачету в  счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной  нетрудоспособности вследствие трудового  увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных  законодательством; уплаченных в установленном  порядке сумм за путевки, приобретенные  страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в  результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).

(в ред.  Постановления Правительства РФ  от 22.11.1997 N 1471)

  • Средства Фонда направляются на:

выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении  ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

(в ред.  Постановлений Правительства РФ  от 22.11.1997 N 1471, от 19.07.2002 N 541)

оплату  дополнительных выходных дней по уходу  за ребенком-инвалидом или инвалидом  с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные  учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные  учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет  в Российской Федерации, а также  на лечебное (диетическое) питание;

(в ред.  Постановления Правительства РФ  от 22.11.1997 N 1471)

частичное содержание находящихся на балансе  страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия  этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);

(абзац  введен Постановлением Правительства  РФ от 22.11.1997 N 1471)

частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся  на территории Российской Федерации, для  детей работающих граждан;

(абзац  введен Постановлением Правительства  РФ от 22.11.1997 N 1471)

частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда  тренерско-преподавательского состава  и аренду помещений, необходимых  для учебно-тренировочного процесса);

(абзац  введен Постановлением Правительства  РФ от 22.11.1997 N 1471)

оплату  проезда к месту лечения и  обратно;

(абзац  введен Постановлением Правительства  РФ от 22.11.1997 N 1471)

создание  резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и  предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств  государственного социального страхования (далее именуется - инструкция), утвержденной Фондом совместно с Министерством  труда и социального развития Российской Федерации, Министерством  финансов Российской Федерации, Государственной  налоговой службой Российской Федерации  и с участием Центрального банка  Российской Федерации;

(в ред.  Постановления Правительства РФ  от 22.11.1997 N 1471)

обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;

финансирование  деятельности подразделений органов  исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения  надзора и контроля за охраной  труда) в случаях, установленных  законодательством;

проведение  научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования  и охраны труда;

осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную  работу среди населения, поощрение  внештатных работников Фонда, активно  участвующих в реализации мероприятий  по социальному страхованию;

участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального  страхования.

Средства  Фонда используются только на целевое  финансирование мероприятий, указанных  в настоящем Положении. Не допускается  зачисление средств социального  страхования на личные счета застрахованных.

Средства, полученные от взимания пеней и наложения  финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального  страхования Российской Федерации.

Положение о порядке формирования и расходования средств фонда развития утверждается Правительством Российской Федерации.

9. Распорядителями  средств Фонда являются председатель  и главный бухгалтер Фонда,  а в региональных и центральных  отраслевых отделениях Фонда  - управляющий и главный бухгалтер  отделения Фонда.

10. Выплата  пособий по социальному страхованию,  оплата путевок работникам и  членам их семей в санаторно-курортные  учреждения, финансирование других  мероприятий по социальному страхованию  на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих  субъектах независимо от форм  собственности осуществляется через  бухгалтерии работодателей. Ответственность  за правильность начисления и  расходования средств государственного  социального страхования несет  администрация страхователя в  лице руководителя и главного  бухгалтера.

11. Для  обеспечения контроля за правильным  начислением и своевременной  выплатой пособий по социальному  страхованию, проведением оздоровительных  мероприятий на предприятиях, в  организациях, учреждениях и иных  хозяйствующих субъектах независимо  от форм собственности трудовыми  коллективами образовываются комиссии  по социальному страхованию из  представителей администрации и  профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.

Комиссии  или уполномоченные по социальному  страхованию решают вопросы о  расходовании средств социального  страхования, предусмотренных на санаторно-курортное  лечение и отдых работников и  членов их семей, о распределении  застрахованным путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств  Фонда, рассматривают спорные вопросы  по обеспечению пособиями по социальному  страхованию.

12. Рассмотрение  спорных вопросов между работниками  и работодателями по обеспечению  пособиями по социальному страхованию  осуществляется отделением Фонда  или его филиалом, зарегистрировавшим  страхователя, либо в ином порядке,  предусмотренном законодательством.

  • Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Фонд

13. Уплата  страховых взносов в Фонд осуществляется  в соответствии с тарифом, установленным  федеральным законом.

(в ред.  Постановления Правительства РФ  от 22.11.1997 N 1471)

14. Работодатели  регистрируются в качестве страхователей  в региональных и центральных  отраслевых отделениях (филиалах) Фонда.  Порядок регистрации страхователей  определяется инструкцией.

15. Страховые  взносы начисляются на все  виды оплаты труда (в денежном  и натуральном выражении по  всем основаниям), за исключением  видов заработной платы и других  выплат, на которые по действующим  нормативным актам страховые  взносы не начисляются.

16. Начисление, уплата, расходование и учет средств  государственного социального страхования  осуществляются в соответствии  с инструкцией.

17. Работодатели  и банки обязаны представлять  работникам Фонда необходимые  документы и сведения, относящиеся  к деятельности Фонда, в соответствии  с законодательством.

18. Плательщики  (работодатели и граждане) и банки,  их должностные лица несут  ответственность за правильность  начисления, своевременность уплаты  и перечисления страховых взносов  (платежей) в соответствии с законодательством.

    При нарушении плательщиками и банками  порядка уплаты и перечисления страховых  взносов в Фонд к ним применяются  финансовые санкции в соответствии с Порядком уплаты страховых взносов  работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации.

    Расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных  правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные  страхователем суммы пособий  по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального  заболевания, а также суммы пособий  по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные  на основании неправильно оформленных  или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

(абзац  введен Постановлением Правительства  РФ от 22.11.1997 N 1471)

    19. Все споры между работодателями, иными плательщиками страховых  взносов и региональными, отраслевыми  органами Фонда по вопросам  начисления страховых взносов  и пеней, взыскания недоимки, штрафов  и иных финансовых санкций  решаются вышестоящим органом  Фонда либо в ином порядке,  предусмотренном действующим законодательством. 

    (Постановление  Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 (ред.  от 19.11.2008) "О Фонде социального  страхования Российской Федерации")

ГЛАВА 3. Проблемы деятельности ФСС и пути их преодоления

3.1. Проблемы социального  страхования в  России и пути  их преодоления

 

Мировой опыт свидетельствует о том, что  система социального страхования  — это один из основных институтов социальной защиты в условиях рыночной экономики, призванный обеспечить реализацию конституционного права граждан  на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной  утраты трудоспособности (или отсутствия таковой от рождения), потери кормильца, безработицы. Размеры получаемых средств  зависят от продолжительности страхового (трудового) стажа, величины заработной платы (которая служит базой для  начисления страховых взносов), степени  утраты трудоспособности и регулируются законами. В отличие от социальной помощи, когда нуждающийся человек  получает пособия за счет общественных средств (фактически за счет других лиц), по программам социального страхования  финансовыми источниками выплат и услуг являются специализированные фонды, формируемые при непосредственном участии самих застрахованных.

     Следует отметить, что действующая в России система социального страхования  до сих пор сохраняет черты, в  большей степени характерные для социальной помощи, чем для страхования. При крайне высокой страховой нагрузке на работодателей (почти 40% от фонда оплаты труда) уровень большинства социальных выплат явно не достаточен и не увязан с объемом вносимых страховых средств. Правовое поле данного института социальной защиты только формируется. Отсутствует реальное разделение системы социального страхования и системы социальной помощи. Термины, принципы и инструментарий организации финансовых институтов и систем социальных гарантий, которые широко используются во многих развитых странах в практике различных видов социального страхования — социальный и профессиональный риски, эквивалентность страховых взносов и выплат, увязка уровней социальных рисков и страховых тарифов — эти и другие классические элементы и механизмы данных систем все еще представляются отвлеченными категориями, а не жизненно важными регуляторами социальной защиты населения.

Информация о работе Социально-экономическая сущность Фонда социального страхования, проблемы формирования и использования его доходных источников