Совершенствование бюджетной системы и бюджетного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ федерального бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса и роли бюджета в социально-экономическом развитии государства, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………. 2

1.Теоретические основы государственного бюджета
1.Экономическая сущность и функции бюджета……………………………………… 3
2.Основные функции бюджета…………………………………………………………………. 6
2.Доходы и расходы государственного бюджета
1.Доходы бюджета, их состав и структура………………………………………………. 10
2.Расходы бюджета и их характеристика………………………………………………… 12
3.Совершенствование бюджетной системы и бюджетного устройства
1.Основные направления совершенствования бюджетного процесса…. 16
2.Роль бюджета в обеспечении экономического роста РФ……………………. 19
Заключение…………………………………………………………………………………………………… 20

Список использованной литературы…………………………………………………………… 21

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ ПО ФИНАНСАМdocx.docx

— 64.92 Кб (Скачать)

Содержание     

стр. 

Введение…………………………………………………………………………………………………………. 2

  1. Теоретические основы государственного бюджета
    1. Экономическая сущность и функции бюджета……………………………………… 3
    2. Основные функции бюджета…………………………………………………………………. 6
  2. Доходы и расходы государственного бюджета
    1. Доходы бюджета, их состав и структура………………………………………………. 10
    2. Расходы бюджета и их характеристика………………………………………………… 12
  3. Совершенствование бюджетной системы и бюджетного устройства
    1. Основные направления совершенствования бюджетного процесса…. 16
    2. Роль бюджета в обеспечении экономического роста РФ……………………. 19

Заключение…………………………………………………………………………………………………… 20

Список использованной литературы…………………………………………………………… 21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ведение

     Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным  звеном которой является государственный  бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая  возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций.

     Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу  государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный  бюджет, являясь главным средством  мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную  перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

     Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени  зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы  общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям  времени.

Целью работы является анализ федерального бюджета как  важнейшего элемента финансовой системы  общества, основных черт бюджетной  системы и бюджетного процесса и  роли бюджета в социально-экономическом  развитии государства, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения. 
 
 
 
 

  1. Теоретические основы государственного бюджета
    1. Экономическая сущность и функции бюджета
 

     Бюджет (англ. budget - “денежная сумка”) - роспись  доходов и расходов государства, учреждения, семьи на определенный срок. Государственный бюджет обычно составляется на год. С одной стороны, бюджет - это совокупность, масса  финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический  субъект, будь то государство, территория, предприятие или семья. С другой стороны, это соотношение между  доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступления  и расходования в течение определенного  периода, чаще всего одного года. Иначе  говоря, бюджет определяет и содержимое “денежной сумки”, наличие в  ней денежных средств или их дефицит, и динамику ее наполнения и опустошения, каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и  расходами.[9, с.18]

     Государственный бюджет - это централизованный фонд денежных ресурсов, находящийся в  распоряжении правительства и используемый для осуществления социально-экономических  функций, содержания государственного аппарата.

     Бюджеты и бюджетное регулирование существуют в любой социально-экономической  системе, присущи экономике как  рыночного, так и нерыночного  типа. Однако характер бюджетного устройства, способы формирования, утверждения, исполнения бюджетов в них обладают принципиальными различиями. В особенности  это касается государственного бюджета. В централизованной экономике бюджет целиком подчинен государственному экономическому плану, следует из него и не имеет сколько-нибудь важного  самостоятельного значения.

     Важно, что на бюджетном регулировании, осуществляемом посредством формирования доходных и расходных статей государственного и регионального бюджетов, сказывается  степень демократизации финансового  управления. В целом в условиях рыночной экономики степень государственного вмешательства в образование, движение, распределение финансовых ресурсов предприятий и граждан гораздо  меньше, чем в экономике нерыночного  типа. Вместе с тем бюджетно-регулятивная функция государства в ряде стран  с рыночной системой достаточно высока и имеет тенденцию к возрастанию. Так что бюджетная система  представляет одно из ведущих звеньев  государственного управления экономикой.

     С помощью бюджетов, так же как и  посредством связанных с ними налогообложения и налоговых  льгот, субсидий и субвенций, государственных инвестиций, процентных ставок, государство оказывает регулирующее воздействие на товаропроизводителей, а через них и на рынок товаров и услуг, капитала, рабочей силы. Собственно, бюджет и рыночные регуляторы - это две стороны медали. Так, например, посредством налогов можно увеличить поступления денежных средств в бюджет. И тем самым иметь возможность увеличить государственные заказы, государственные капиталовложения, социальные расходы из бюджета и повлиять тем самым на структуру производства, направления его развития, эффективность. Таким образом, государственный бюджет представляет естественное звено системы государственного регулирования в рыночной экономике.

     Финансовые  отношения, складывающиеся у государства  с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как  части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в  распределительном процессе, непременным  участником которого является государство (в лице соответствующих органов  власти), и, во-вторых, связаны с формированием  и использованием централизованного  фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных  потребностей.

     Бюджетные отношения характеризуются большим  многообразием, поскольку охватывают разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный).

     В процессе функционирования бюджетные  отношения получают соответствующее  им материально-вещественное воплощение; они материализуются (овеществляются) в бюджетном фонде страны, имеющем  сложную организационную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации  финансовых ресурсов в руках государства, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях, в организациях, учреждениях; решаемых обществом экономических  и социальных задач и т.д.

     Совокупность  бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда  страны составляет понятие государственного бюджета.

По экономической  сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие  у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения  национального дохода (частично - и  национального богатства). Будучи экономической формой существования реальных отношений, выполняя специфическое общественное назначение - по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом; но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу особенностей относятся следующие:

А. государственный бюджет является особой экономической формой отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований ;

Б. с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;

В. пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

Г. область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджет по сравнению с другими звеньями.

     Взгляд  на бюджет как на экономическую категорию  не сразу получил свое признание. Лишь в последние годы преобладающей  стала точка зрения, согласно которой  государственный бюджет с позиций  экономической сущности может рассматриваться  в качестве самостоятельной экономической  категории, а с позиций законодательного установления финансовой базы государства - как его финансовый план. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.   Основные функции  бюджета
 
 

     Экономическая сущность бюджета находит свое выражение в его функциях. Государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции — распределительная и контрольная. 

     С помощью распределительной функции  бюджета происходит распределение  средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое  распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходят концентрация денежных средств в руках государства  и их использование с целью  удовлетворения общегосударственных потребностей.  

     Межотраслевое и территориальное распределение  национального дохода осуществляется в соответствии с потребностями  экономического и социального развития регионов и отраслей. 
Непроизводственная сфера не участвует в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.).

   
        Через расходы и налоги  государственный бюджет выступает  важным инструментом распределения  (регулирования) и стимулирования  экономики и инвестиций, повышения  эффективности производства. Через  бюджет оказывается государственная  поддержка отдельным отраслям  хозяйства — авиастроению, космическим  программам, атомной промышленности, энергомашиностроению, угольной промышленности  и некоторым другим. Такая поддержка  зачастую связана с реализацией  высокоэффективных и быстроокупаемых  проектов. Для регулирования экономики  используются налоги.
 

     При распределении финансовых средств  через бюджет важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы. 
Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается.

     Функции государственного бюджета проявляются  в процессе формирования доходов  и расходов на основе использования  бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной  политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение  экономических и социальных задач. 
Таким образом, основными функциями государственного бюджета, как основного финансового плана государства, являются: 
 1) перераспределение национального дохода и ВВП, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики;
 

2) Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств. 

     Через государственный бюджет перераспределяется около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения  финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики  и культуры регионов РФ. В современных  условиях наиболее приоритетными выступают  агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и  транспорт. 

Информация о работе Совершенствование бюджетной системы и бюджетного устройства