Совершенствование бюджетной системы и бюджетного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ федерального бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса и роли бюджета в социально-экономическом развитии государства, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………. 2

1.Теоретические основы государственного бюджета
1.Экономическая сущность и функции бюджета……………………………………… 3
2.Основные функции бюджета…………………………………………………………………. 6
2.Доходы и расходы государственного бюджета
1.Доходы бюджета, их состав и структура………………………………………………. 10
2.Расходы бюджета и их характеристика………………………………………………… 12
3.Совершенствование бюджетной системы и бюджетного устройства
1.Основные направления совершенствования бюджетного процесса…. 16
2.Роль бюджета в обеспечении экономического роста РФ……………………. 19
Заключение…………………………………………………………………………………………………… 20

Список использованной литературы…………………………………………………………… 21

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ ПО ФИНАНСАМdocx.docx

— 64.92 Кб (Скачать)

       Бюджет способствует формированию  рациональной структуры общественного  производства, улучшению пропорций,  более эффективному использованию  бюджетных средств. В процессе  бюджетного планирования устанавливается  наиболее целесообразное соотношение  между централизованными и нецентрализованными  фондами денежных средств. 
    

     Через государственный бюджет перераспределяется, как известно, не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных  форм собственности сферы материального  производства. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное, оптимальное соотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в предприятиях, и степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы. 
    

       Бюджет с помощью налогов выступает  важным инструментом распределения  и вместе с тем стимулирования  экономики и повышения эффективности  производства. 
В отношения с государственным бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта. 
Контрольная функция бюджета позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства "сигнализировать" о том, как поступают в доходы бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Бюджетный контроль преследует в основном три цели: 1) мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства; 2) соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; 
 

3) Повышение эффективности расходования бюджетных средств. 
Контрольная функция бюджета выражается и в том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие там тенденции. 
Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций. С помощью бюджета осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Доходы  и расходы государственного бюджета

    2.1. Доходы бюджета,  их состав и  структура 

     В государственном бюджете страны (с любым государственным устройством) находит свое отражение структура  доходов и расходов государства. Классификация доходов основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов  бюджетов всех уровней. Группы доходов  состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

     Доходы  бюджета - это денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии законодательством  в распоряжение органов государственной  власти соответствующего уровня. 

     Доходная  часть бюджета составляют: налоговые (федеральные, региональные и местные  налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также  обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. 

     Так, в бюджетной классификации выделяются следующие основные виды налоговых  доходов: 

  -налоги на прибыль, доход, прирост капитала;

  -налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;

  -налоги на совокупный доход;

  -налоги на имущество;

  -платежи за пользование природными ресурсами;

  -налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции. 

     Из  неналоговых же доходов основными  являются следующие виды:

доходы от имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности, или от деятельности; 

  -доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

  -доходы от реализации государственных запасов;

  -доходы от продажи земли и нематериальных активов;

  -поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

  -административные платежи и сборы;

  -штрафные санкции, возмещение ущерба;

  -доходы от внешнеэкономической деятельности.

     Доходная  часть бюджета образуется за счет следующих основных видов поступлений: подоходного налога, налога на корпорации, взносов на социальное страхование, акцизов, налогов на предметы потребления. 

     Среди этих поступлений ведущее место  занимает индивидуальный подходный  налог. При этом личные доходы граждан  облагаются независимо от источников получения (заработная плата, жалованье, предпринимательская прибыль, процент, дивиденд, рента, гонорары и т.п.), которые  уменьшаются на сумму законодательно разрешенных скидок и вычетов. 

     В последние годы возрастает значение взносов на социальное страхование. Их выплачивают лица, нанятые на работу (в процентах к валовому заработку), и предприятия (в процентах  к общему фонду заработной платы). Поступления от компаний обычно превышают  взносы трудящихся. Вместе с тем  затраты фирм на эти цели включаются в производственные издержки, вследствие чего через механизм цен они перекладываются  на покупателей. 

     Существенную  фискальную роль играет косвенные налоги, которые включаются в цену товара и целиком оплачиваются покупателями. К косвенным налогам относятся  также акцизы. Ими облагаются главным  образом алкогольные напитки, табачные изделия и бензин. Особой разновидностью косвенных налогов являются таможенные пошлины – государственные денежные сборы, взимаемые через пограничные  таможенные учреждения с товаров, ценностей  и имущества, провозимых через границу  страны. Размер пошлины устанавливается  таможенными тарифами (размерами  платы), которые указываются в  списках товаров, облагаемых пошлиной. 

     В современных условиях продолжает действовать  ряд традиционных налогов: а) с наследства и дарений; б) поимущественный, который  взимается с оценочной стоимости  земли, зданий, сооружений, индивидуальных домовладений. Такие специфические  налоги не вносят существенного вклада в доходную часть бюджета. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Государственный бюджет Российской Федерации на 2009г. 

    

Статьи доходов  государственного бюджета 2007г. Сумма, млн. руб. % от "всего"
1 Доходы от внешнеэкономической  деятельности 2455079,8 35,25
2   Налоги  на товары (работы, услуги),

  реализуемые на территории Российской Федерации

1485042,9 21,32
3   Налоги, сборы и регулярные платежи

  за  пользование природными ресурсами

1068990,2 15,35
4   Налоги  на товары, ввозимые на

  территорию  Российской Федерации

713432,8 10,24
5 Налоги на прибыль, доходы 580408,8 8,33
6 Налоги и  взносы на социальные нужды 368773,9 5,29
7   Доходы  от оказания платных услуг

  и компенсации затрат государства

118694,6 1,7
8   Доходы  от использования имущества, находящегося

  в государственной и муниципальной  собственности

99780,6 1,43
9 Платежи при  пользовании природными ресурсами 37373,2 0,54
10 Государственная пошлина 26314,4 0,38
11 Административные  платежи и сборы 3782,2 0,05
12 Прочие неналоговые  платежи 2758,4 0,04
13   Доходы  от продажи материальных и

  нематериальных  активов

2231,3 0,05
  Всего 6962663,1 100
    1. Расходы бюджета и их характеристика
 
 

     Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач  и функций государства и местного самоуправления. 

     Формы расходов бюджетов:

  -ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

  -оплата по государственным (муниципальным) контрактам;

  -трансферты населению;

  -ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти;

  -бюджетные кредиты юридическим лицам;

  -субвенции и субсидии, юридическим и физическим лицам;

  -инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;

  -бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, внебюджетным фондам;

  -кредиты иностранным государствам;

  -средства на обслуживание и погашение долговых обязательств. 

     Экономическая сущность расходов бюджета проявляется  во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую  природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину. 

     Многообразие  конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным  устройством государства, формами  предоставления бюджетных средств  и т.п. Сочетание этих факторов порождает  ту или иную систему расходов бюджета  любого государства на определенном этапе социально-экономического развития. 

     В зависимости от ориентации государственного регулирования структура расходной  части может меняться. Для выяснения  роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации  расходов бюджета. 

     В первую очередь расходы бюджета  подразделяются по их влиянию на процесс  расширенного воспроизводства на следующие  виды:

  Текущие расходы связаны с предоставлением  бюджетных средств юридическим  лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы  включают затраты на государственное  потребление (содержание экономической  и социальной инфраструктуры, государственных  отраслей народного хозяйства, закупки  товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы  государственных учреждений), текущие  субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов  по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы  в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете  или бюджете текущих расходов и доходов. 

     Важный  признак классификации расходов бюджета - предметный. При этом все  расходы подразделяются на несколько  крупных групп. Как правило, выделяются следующие группы расходов:

  -финансирование промышленного производства;

  -финансирование социально-культурных мероприятий;

  -финансирование науки;

  -финансирование обороны;

  -содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;

  -расходы по внешнеэкономической деятельности;

  -создание резервных фондов;

  -расходы по обслуживанию государственного долга;

  -прочие расходы и выплаты. 

     Здесь хорошо видна роль государства в  разных областях общественной жизни. Дополнительно  к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных  программ. Выделение средств по отдельным  видам целевых программ обеспечивает приоритет в концентрации средств  бюджета и в их использовании  по главным направлениям, предусмотренным  органами государственной власти. 

     Каждая  из названных групп расходов делится  в свою очередь по ведомственному и целевому признакам. Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления. 

     Целевой признак позволяет рассмотреть  расходы, подразделяющиеся на конкретные виды затрат. Классификация расходов по целевому назначению создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований. В настоящее время в Российской Федерации применяется классификация расходов по 19 целевых направлениям:

Информация о работе Совершенствование бюджетной системы и бюджетного устройства