Совершенствование регулирования и развития рынка ценных бумаг РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:30, научная работа

Описание работы

Ценные бумаги существуют как особый товар, который должен иметь свой рынок с присущей ему организацией и правилами работы на нем. Однако товары, продаваемые на рынке ценных бумаг, являются товаром особого рода, поскольку ценные бумаги - это лишь титул собственности, документы, дающие право на доход, но не реальный капитал. Обособление рынка ценных бумаг определяется именно этим их качеством, и рынок характеризуется по большей части свободной и легко доступной передачей ценных бумаг одним владельцем другому.

Работа содержит 1 файл

рцб 2.docx

— 70.59 Кб (Скачать)

Целью совершенствования  регулирования и развития рынка  ценных бумаг на среднесрочную (до 2014) и долгосрочную (до 2020) перспективу является его превращение в важнейший фактор повышения конкурентоспособности Российской экономики. Это требует отладки рыночных механизмов привлечения инвестиций, обеспечивающих развитие инноваций и инфраструктуры, реализацию проектов по модернизации экономики, а также повышения эффективности исполнения государственных функций по защите прав и законных интересов участников финансового рынка, по предупреждению и предотвращению недобросовестной практики и нарушений законодательства на рынке ценных бумаг. Все это является основой формирования в России одного из ведущих мировых финансовых центров.

2. Формирование благоприятного  налогового климата для участников  рынка ценных бумаг. Формирование благоприятного налогового климата включает решение следующих задач: необходимо устранить неопределенность в применении норм налогового законодательства в отношении налогообложения налогом на прибыль операций, связанных с размещением РДР; представляется целесообразным исключить из числа объектов налогообложения по налогу на добавленную стоимость операции, совершаемые управляющей компанией с имуществом паевого инвестиционного фонда; необходимо установить порядок налогообложения центрального контрагента, в качестве которого выступает клиринговая организация; снижению общего уровня рисков и повышению уровня надежности российского организованного рынка финансовых инструментов будет способствовать установление четкого порядка налогообложения при формировании и использовании страховых и гарантийных фондов; требуется уточнение налогового законодательства, в части налогообложения производных финансовых инструментов; в части налога на прибыль предлагается предусмотреть особенности формирования налоговой базы по сделкам с производными инструментами по аналогии с порядком, действующим для профессиональных участников рынка ценных бумаг по операциям с ценными бумагами; требуется уточнение налогообложения налогом на прибыль организаций и налогом на добавленную стоимость операций с закладными, выпускаемыми в обеспечение ипотечных кредитов. Учитывая неоднозначность правоприменительной практики, представляется целесообразным четко закрепить за операциями с закладными режима налогообложения, установленного для ценных бумаг. Также необходимо определить порядок налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций по пулу закладных; необходимо совершенствование действующего механизма налогового контроля за соответствием фактических цен сделок с ценными бумагами рыночным (расчетным) ценам.

Таким образом, к началу 2014 года должны быть созданы основные контуры благоприятного и конкурентоспособного режима налогообложения операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами на российском финансовом рынке.

3. Снижение административных  барьеров и упрощение процедур  государственной регистрации выпусков  ценных бумаг. В последнее время ФСФР России предприняла ряд шагов с целью упрощения процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг, что стало одним из важнейших условий динамичного роста объемов операций с ценными бумагами на российском рынке. Эта программа включает следующие аспекты: следует упростить процедуру эмиссии ценных бумаг, в случаях, когда размещенные ценные бумаги конвертируются в ценные бумаги с тем же объемом прав и с сохранением доли акционеров в уставном капитале (увеличение номинальной стоимости акций или дробление акций); в упрощении нуждается процедура эмиссии ценных бумаг акционерных обществ, чьи акции уже включены в котировальный список; следует не только стимулировать эмитентов к увеличению размещения ценных бумаг на российских биржах, но и рассмотреть вопрос об изменении пропорций размещения ценных бумаг в России и за ее пределами в пользу российского рынка; необходимо сформировать эффективное правовое регулирование, обеспечивающее обращение на российском рынке широкого спектра финансовых инструментов; необходимо предусмотреть процедуру квалификации таких финансовых инструментов с точки зрения их возможности приобретения и обращения среди неквалифицированных инвесторов, а также порядок раскрытия информации о таких финансовых инструментах; к 2014 году целесообразно ввести в практику либеральную процедуру государственной регистрации выпусков ценных бумаг инновационных, наукоемких предприятий; следует определить единый федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственную регистрацию выпусков ценных бумаг; планируется разработать предложения по увеличению количества ценных бумаг российских акционерных обществ, находящихся в свободном обращении (free-float), необходимо стремиться к тому, чтобы уже в ближайшее 2-3 года свободное обращение ценных бумаг в России достигло не менее 40-50%; необходимо завершить работу над проектом федерального закона, предусматривающего:

- пересмотр ограничений для хозяйственных обществ при формировании уставного капитала;

- способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала;

- изменение требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов, а также ограничений, связанных с осуществлением хозяйственными обществами эмиссии облигаций.

В результате принятия этого  закона будет установлен исчерпывающий  перечень случаев и условий, при  которых допускается оплата уставного  капитала общества, в том числе  его дополнительных акций, путем  зачета требований.

4. Создание широких возможностей  для секьюритизации активов и эмиссии новых финансовых инструментов. В условиях обострения кризисных процессов на мировых финансовых рынках, а также, учитывая необходимость сохранения ликвидности российской финансовой и банковской системы на уровне, способном обеспечить увеличивающийся в условиях экономического роста спрос предприятий на финансовые ресурсы, сохраняет актуальность разработка основ правового регулирования в сфере секьюритизации финансовых активов.

Целесообразно разработать нормативную базу для выпуска специальных финансовых инструментов, позволяющих обеспечивать привлечение инвестиционных ресурсов в долгосрочные проекты по развитию транспортной, энергетической, жилищно-коммунальной, социальной инфраструктуры, реализуемые в формате государственно-частного партнерства – инфраструктурных облигаций. Такие облигации могли быть обеспечены активами, создаваемыми в рамках проекта, постоянными платежами за пользование инфраструктурными объектами, а также иметь различные сроки обращения.

Для максимально эффективного использования данного инструмента  потребуются изменения действующего законодательства, направленные на защиту прав кредиторов по таким облигациям. Необходимо создание соответствующей  нормативной правовой базы для инвестирования в такие облигации средств кредитных организаций, а также долгосрочных средств пенсионных накоплений, в том числе аккумулируемых Пенсионным Фондом Российской Федерации, средств пенсионных и паевых фондов.

5. Расширение спектра  производных финансовых инструментов  и развитие срочного рынка  ценных бумаг. Рынок производных финансовых инструментов позволяет выявить и распределить риски, а также создает условия формирования справедливых цен на базисные активы. Важнейшим недостатком действующей системы регулирования производных финансовых инструментов и срочного рынка остается несовершенство налогового законодательства. Соответствующие изменения налогового законодательства указаны выше.

Помимо налогообложения  фактором, сдерживающим развитие рынка  производных финансовых инструментов, является отсутствие правовой определенности в отношении порядка исполнения обязательств по срочным сделкам, например, в случае неплатежеспособности одного из ее участников или в иных в  случаях, когда надлежащее исполнение срочных сделок оказывается невозможным. В результате инструменты, призванные страховать риски на финансовом рынке, сами становятся источниками повышенного  риска, что в еще большей степени  увеличивает рискованность операций на российском финансовом рынке и  снижает его конкурентоспособность.

Необходимо законодательно определить возможность заключения участниками срочного рынка соглашений о неттинге. В настоящее время ФСФР России подготовлены концепция и проект соответствующего законодательного акта.

Также необходимо установить требования по обязательному мониторингу бирж за нестандартными срочными сделками, что позволит своевременно выявлять случаи манипулирования и совершения инсайдерских сделок на срочном рынке.

Следует завершить формирование условий рыночного ценообразования на важнейшие для российской экономики товары (например, энергоносители, зерно, металлы, строительные материалы). Для того чтобы товаропроизводители и потребители таких товаров шире использовали механизмы срочного рынка, необходимо установить, что цены биржевых срочных контрактов на поставку того или иного товара являются рыночными, в том числе для целей расчета налогов. Кроме того, необходимо создать регулирование биржевых складов и стимулировать их быстрое создание. Следует также разработать программу по разъяснению экономическим агентам возможностей срочного рынка для снижения рисков изменения цен товаропроизводителей и потребителей.

6. Внедрение механизмов, обеспечивающих широкое участие  розничных инвесторов на рынок  ценных бумаг и защиту их  интересов. Постоянное и осмысленное участие населения на финансовом рынке является одним из признаков не только повышения уровня жизни в стране, но и показателем определенной зрелости финансового рынка, обеспечивающего трансформацию индивидуальных сбережений в необходимые экономике инвестиции.

Важным средством стимулирования участия розничных инвесторов на финансовом рынке должно стать завершение работы над проектом федерального закона «О компенсациях гражданам на рынке ценных бумаг».

Требует пересмотра и установления более жестких норм процесс распространения  рекламы розничных финансовых услуг. При этом целесообразно установить возможность социальной рекламы  в средствах массовой информации, предупреждающей о недобросовестной деятельности на рынке ценных бумаг  и информирующей о том, что  нужно знать любому гражданину при  инвестировании своих средств на финансовом рынке через тех или  иных посредников. В 2011 - 2012 годах необходимо разработать эффективное нормативное регулирование порядка предложения финансовых услуг розничным клиентам. В частности, требуют детальной регламентации правила обработки и исполнения клиентских поручений, отчетности. Следует определить рамки предоставления розничным инвесторам таких услуг с повышенным риском, как совершение маржинальных и срочных сделок.

7. Развитие коллективных  инвестиций. В 2012 – 2013 годах путем утверждения нормативных правовых актов ФСФР России должны быть приняты решения, направленные на достижение следующих целей:

- создание новых видов инвестиционных фондов, ориентированных на инвестирование в приоритетные сектора экономики – фондов прямых инвестиций;

- расширение перечня финансовых инструментов для инвестирования средств институтов коллективных инвестиций, включая иностранные ценные бумаги;

- введение системы управления рисками при совершении срочных сделок институтами коллективного инвестирования;

- совершенствование контроля за сохранностью средств коллективного инвестирования со стороны специализированного депозитария.

Одновременно в разрешении конфликтов интересов управляющего и инвестора должна быть усилена  роль СРО. В этой связи целесообразно  возложить на СРО обязанность  устанавливать по согласованию с  ФСФР России стандарты профессиональной этики для управляющих активами, при усилении внимания регулятора за соблюдением указанных стандартов.

С участием СРО необходимо формировать централизованные информационные системы раскрытия информации об институтах коллективного инвестирования и анализа их деятельности.

К 2013 году в целях увеличения рынка инструментов коллективного инвестирования и повышения ликвидности таких инструментов необходимо создание централизованной системы клиринга и расчетов по сделкам обращения, выдачи, обмена и погашения инвестиционных паев.

8. Предупреждение и пресечение недобросовестной деятельности на рынке ценных бумаг. Предотвращение манипулирования ценами и совершения сделок на основе инсайдерской информации.

 Крайне актуальной  остается задача принятие закона  о противодействии злоупотреблений  на финансовых и товарных рынках. Указанный законопроект разработан ФСФР России и согласован с заинтересованными органами исполнительной власти. Вместе с тем, принятие этого закона требует не только отдельных юридических уточнений редакции его положений, но и более широкой и публичной работы по формированию таких правил и этики поведения участников рынка ценных бумаг, которые бы исключали возможности манипулирования ценами, использования инсайдерской информации. Определенные меры по предотвращению указанных злоупотреблений на организованном рынке могут быть приняты незамедлительно в рамках действующего законодательства с опорой на инициативу и сознательность наиболее ответственных участников финансового рынка и работников регулирующих органов.

Информация о работе Совершенствование регулирования и развития рынка ценных бумаг РФ