Совершенствование регулирования и развития рынка ценных бумаг РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:30, научная работа

Описание работы

Ценные бумаги существуют как особый товар, который должен иметь свой рынок с присущей ему организацией и правилами работы на нем. Однако товары, продаваемые на рынке ценных бумаг, являются товаром особого рода, поскольку ценные бумаги - это лишь титул собственности, документы, дающие право на доход, но не реальный капитал. Обособление рынка ценных бумаг определяется именно этим их качеством, и рынок характеризуется по большей части свободной и легко доступной передачей ценных бумаг одним владельцем другому.

Работа содержит 1 файл

рцб 2.docx

— 70.59 Кб (Скачать)

Предполагается установление административной и уголовной ответственности за недобросовестные операции на рынке ценных бумаг на основе инсайдерской информации и манипулирования ценами.

Таким образом, к 2014 году в России может быть сформирована не только эффективная законодательная база по предотвращению манипулирования ценами и совершения сделок на основе инсайдерской информации, но и выработаны общепринятые нормы поведения участников финансового рынка, а также работников государственных и иных регулирующих органов.

В 2011 году необходимо принять изменения и дополнения в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», направленные на формирование системы пруденциального надзора за профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Ведение системы пруденциального надзора позволит оперативно выявлять и пресекать нарушения на рынке ценных бумаг. Закон будет предусматривать несколько уровней такого надзора, включая осуществление самими участниками финансового рынка внутреннего контроля за соблюдением установленных требований законодательства, участие саморегулируемых организаций, а также контроль со стороны государственных органов.

Необходимо на законодательном  уровне обеспечить большую независимость  служб внутреннего контроля профессиональных участников рынка ценных бумаг, а  также ввести требования об управлении рисками, возникающими у финансовых посредников. В частности, необходимо закрепить обязанность участников финансового рынка предусматривать  в своих штатных расписаниях  должность ответственного за организацию  управления рисками или создавать  самостоятельное структурное подразделение  по управлению рисками. Для таких  специалистов по управлению рисками  внутри организации должны быть установлены  соответствующие квалификационные требования. Также в каждой организации  – участнике финансового рынка  будут разрабатываться соответствующие  внутренние документы по управлению рисками, а также установлены  требования к таким документам.

Частично функцию контроля за рисками участников рынка можно делегировать СРО, при условии, что в рамках таких организаций будут приняты меры по недопущению конфликта интересов, конкуренции или недобросовестного использования информации, полученной в ходе выполнения делегированных им функций.

Также указанным законом  в надзорных целях и в целях  предотвращения банкротства будет  предусмотрена возможность введения в организациях – участниках рынка  ценных бумаг временной администрации.

В 2012-2013 годах необходимо принять меры по гармонизации методов и правил надзора за российскими профессиональными участниками рынка ценных бумаг с требованиями банковского надзора. Это соответствует общемировой практики. Так, например, Директива 2004/39/ЕС предполагает, что подходы к определению собственных средства кредитных институтов должны являться базисом для определения собственных средств всех иных категорий финансовых институтов.

 

9. Совершенствование регулирования на рынке ценных бумаг. Совершенствование регулирования на финансовом рынке должно осуществляться по двум основным направлениям: во-первых, повышение роли СРО и установление их более тесной связи с государственным регулятором финансового рынка, во-вторых, унификация норм и правил государственного регулирования деятельности на финансовом рынке с постепенной концентрацией государственных функций по регулированию, контролю и надзору на финансовом рынке в одном государственном органе.

С количественным ростом и  качественным усложнением финансового  рынка существует объективная потребность  в развитии функций саморегулирования, что означает повышение эффективности  взаимодействия СРО и государственных  органов власти. Прежде всего, нормы  и правила, разрабатываемые СРО  должны дополнять и детализировать нормы государственного регулирования, причем, необходимо стимулировать СРО  к установлению более жестких  требований к деятельности участников рынка.

В 2008-2009 годах необходимо закрепить в законодательстве и  в ведомственных актах требования к принципам деятельности СРО  и к стандартам СРО. Следует поощрять создание в СРО страховых фондов, обеспечивающих дополнительную защиту инвесторов.

Возможно, следует рассмотреть  ряд инициатив, направленных на укрепление роли профессионального сообщества в осуществлении контроля на рынке  ценных бумаг и снижении инвестиционных рисков:

- предоставление возможности оказывать услуги неквалифицированным инвесторам только профессиональным участникам, состоящим в СРО с более жесткими стандартами профессиональной деятельности;

- предоставление только членам СРО возможности оказывать услуги андеррайтера при публичном размещении ценных бумаг, а также при размещении ценных бумаг компаний с повышенным риском.

Ряд других возможностей расширения функций СРО в связи с решением основных задач по совершенствованию  регулирования рынка ценных бумаг  содержатся в соответствующих разделах доклада.

Следует предоставить СРО  большие возможности при сборе  и анализе отчетности участников финансового рынка. Также следует  возложить на СРО функции анализа  такой отчетности, ее обобщения и  раскрытия в соответствии с правилами, установленными регулирующими органами.

Финансовый рынок становится одним из приоритетных секторов экономики, эффективность управления которым  может оказывать влияние на общую  эффективность государственной  экономической политики. В этих условиях вопрос о едином центре регулирования  финансового рынка приобретает  особую актуальность. Вместе с тем, решение этого вопроса должно осуществляться с учетом сложившейся  системы государственного управления в России. Дискуссия о создании в России мегарегулятора в определенной степени оказалась переведенной в плоскость коллегиальности единого регулирующего органа и его независимого статуса. Представляется, что данные критерии деятельности не являются приоритетными и, более того, в долгосрочной перспективе могут существенно снизить эффективность единого регулятора на финансовом рынке. Как показывает практика, особенно события развернувшегося в конце 2007 года финансового кризиса на мировых финансовых рынков, наличие мегарегуляторов не защищает финансовую систему от сбоев и скандалов. Это наглядно видно на примерах Великобритании (национализация Northern Rock), Франции (скандал в Sosiete Generale), Германии (вывод капиталов).

Представляется, что решение  вопроса о мегарегулировании в России должно осуществляться, прежде всего, путем унификации требований и стандартов деятельности на финансовом рынке, а также консолидации государственных функций, которые могут быть осуществлены в течение 2 – 3 лет.

В 2008 году необходимо приступить к унификации требований по доверительному управлению ценными бумагами, а также  порядка регистрации выпусков ценных бумаг.

В 2008-2009 году необходимо дополнить  унификацию доверительного управления и регистрации выпусков ценных бумаг  унифицированными подходами к регулированию  рисков на рынке ценных бумаг. Эти  подходы могли бы быть сформулированы на основе известных Базельских принципов. Такие подходы уже реализуются в рамках регулирования банковской деятельности, и лишь отчасти, в рамках регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Представляется, что эти принципы следует в большей степени распространять и на профессиональных участников рынка ценных бумаг, с учетом специфики деятельности таких участников, видов осуществляемых операций, имеющихся у них клиентов.

Следует рассмотреть вопрос объединения регулирования близких  по роду деятельности финансовых институтов. Так, в 2004 году ФСФР России переданы функции  по регулированию негосударственных  пенсионных фондов. Было бы целесообразным дополнить указанные полномочия, полномочиями по регулированию страховых  организаций.

В 2010-2012 годах необходимо сконцентрировать в одном государственном  органе и вопросы регулирования  и надзора в банковской сфере, при сохранении за Банком России необходимых  полномочий, непосредственно вытекающих из задач макроэкономического регулирования, денежно-кредитной политики.

10. Формирование и продвижение положительного имиджа российского рынка ценных бумаг. Важным фактором повышения конкурентоспособности российского финансового рынка является создание его позитивного имиджа в глазах отечественных и зарубежных инвесторов. Необходимо сосредоточить усилия на том, чтобы преодолеть сохраняющиеся предрассудки в отношении неразвитости российского финансового рынка или незащищенности привлекаемых на российском рынке инвестиций. Необходима целостная система распространения информации и знаний о российском финансовом рынке как среди иностранных инвесторов, так и внутри России. Зачастую упрощенные представления российских предпринимателей о финансовом рынке, приверженность отдельных комментаторов и аналитиков штампам зарубежной прессы оборачиваются накоплением неоправданно негативных оценок реальной ситуации в России. Низкий уровень информированности населения, а также отсутствие доверия к инструментам финансовых рынков приводит к тому, что до сих пор значительная часть сбережений граждан осуществляется в наличной форме, путем вложений в иностранную валюту и увеличения объема наличных денег на руках у населения.

Построение системы информации о российском финансовом рынке позволит создать объективную картину  реальных возможностей, которые предоставляет  инвесторам и эмитентам российский финансовый рынок.

Эффективным инструментом системы  информирования как отечественных, так и зарубежных граждан, частных  и институциональных инвесторов и привлекающих капитал на финансовых рынках компаний мог бы стать информационный вневедомственный Интернет-портал, посвященный  вопросам развития российского финансового  рынка.

На таком портале следует  размещать статистические данные, отражающие динамику агрегированных показателей, характеризующих развитие различных  сегментов российского финансового  рынка, место России среди мировых  финансовых центров, планируемые изменения  в режиме регулирования и их обсуждение, примеры гармонизации российского  законодательства в области рынка  ценных бумаг с международными правовыми  нормами и стандартами. Здесь  необходимо концентрировать информацию об успешных сделках на финансовом рынке, о предотвращении недобросовестных действий его участников, о деятельности инфраструктурных институтов, бирж.

Отдельный раздел портала  должен быть посвящен информированию граждан России о возможностях инвестирования на российском рынке. Там должны быть представлены образовательные материалы, информация о рисках, связанных с  процессом инвестирования, предупреждения о недобросовестных компаниях, старающихся  привлечь средства граждан, список наиболее часто задаваемых вопросов, касающихся инвестирования средств на фондовом рынке и иные материалы.

Раздел для компаний –  эмитентов ценных бумаг должен содержать  информацию о динамике привлечения  средств российскими компаниями на рынках капитала, интервью с руководителями таких компаний, методические материалы  по осуществлению размещений, материалы, содержащие анализ преимуществ привлечения  средств на отечественных фондовых площадках по сравнению с зарубежными, а также электронные шаблоны  документов, необходимых для регистрации  выпусков ценных бумаг, раскрытия информации.

Для того чтобы такой портал пользовался успехом и действительно  стал средством повышения инвестиционной привлекательности российского  финансового рынка, необходимо обеспечить информационную поддержку такого портала  как со стороны исполнительных органов  государственной власти, так и  со стороны СРО и профессионального  сообщества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Результаты реализации основных задач совершенствования регулирования

   и развития рынка ценных бумаг РФ на среднесрочную и долгосрочную

   перспективу.

 

В целом, по мнению ФСФР России решение изложенных задач позволило  бы создать надежную базу долгосрочного  роста российского финансового  рынка и повышение его роли как в рамках национальной, так  и мировой экономики.

 

Таблица 4 – Показатели роста  Российского финансового рынка

 

Показатель

2007

2012

2020

1

2

3

4

Капитализация публичных  компаний, трлн. рублей.

 

32,3

 

84

 

237

Соотношение капитализации  к ВВП, в %

 

97,8

 

130

 

140

Биржевая торговля акциями, трлн. рублей

 

31,4

 

78

 

210

Стоимость корпоративных  облигаций в обращении, трлн. рублей

 

 

1,2

 

 

6,6

 

 

19

Информация о работе Совершенствование регулирования и развития рынка ценных бумаг РФ