Совершенствование регулирования и развития рынка ценных бумаг РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:30, научная работа

Описание работы

Ценные бумаги существуют как особый товар, который должен иметь свой рынок с присущей ему организацией и правилами работы на нем. Однако товары, продаваемые на рынке ценных бумаг, являются товаром особого рода, поскольку ценные бумаги - это лишь титул собственности, документы, дающие право на доход, но не реальный капитал. Обособление рынка ценных бумаг определяется именно этим их качеством, и рынок характеризуется по большей части свободной и легко доступной передачей ценных бумаг одним владельцем другому.

Работа содержит 1 файл

рцб 2.docx

— 70.59 Кб (Скачать)

Продолжение таблицы 4

1

2

3

4

Активы паевых инвестиционных фондов, трлн. рублей

 

0,8

 

5,8

 

16

Годовой объем публичных  размещений акций, по рыночной стоимости, в трлн. рублей.

 

 

0,7

 

 

1,3

 

 

3

Количество розничных  инвесторов на рынке ценных бумаг, млн. человек

 

 

0,8

 

 

3

 

 

6

Доля иностранных ценных бумаг в обороте российских бирж, %

 

 

0

 

 

4

 

 

12


 

Помимо решения указанных  задач необходимо повысить эффективность  контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по финансовым рынкам, проводить постоянный анализ применения норм законодательства Российской Федерации и на этой основе совершенствовать нормативную правовую базу.

Решение задач настоящей  Стратегии позволит создать надежную базу долгосрочного роста российского  финансового рынка и сформировать на его основе конкурентоспособный  самостоятельный финансовый центр.

Внедрение механизмов, обеспечивающих широкое участие розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций

Участие населения на финансовом рынке является одним из признаков  не только повышения уровня жизни  в стране, но и показателем определенной зрелости финансового рынка, обеспечивающего  трансформацию индивидуальных сбережений в необходимые экономике инвестиции. Государственное регулирование  в этой области должно быть направлено на усиление защиты прав и законных интересов розничных инвесторов и создание условий для снижения рисков индивидуальных инвестиций.

Важным средством стимулирования участия населения на финансовом рынке является определение четких правовых рамок для создания компенсационных  механизмов для граждан, инвестирующих  свои средства на финансовом рынке. Одним  из источников выплат гражданам предусматривается  компенсационный фонд, который будет  формироваться за счет взносов профессиональных участников рынка ценных бумаг, оказывающих  услуги гражданам, и в случае недостаточности  средств такого фонда необходимо рассмотреть возможность использования  государственных средств на соответствующие  цели. Предполагается на законодательном  уровне определить круг лиц, которые  будут вправе получать выплаты из компенсационного фонда, основания  таких выплат и контроль за инвестированием средств этого фонда. Выплата компенсаций будет осуществляться в ограниченных случаях, связанных главным образом с потерей финансовой компанией способности выполнять свои обязательства перед третьими лицами, а также в случае совершения уголовных правонарушений сотрудниками финансовой компании. В случае выплаты компенсации права требований, удовлетворение по которым получил гражданин, будут переходить к лицу, который осуществляет управление фондом. Полномочия такой организации при процедуре банкротства должны также предусматриваться законом.

В дополнение к обязательной компенсационной системе необходимо создать условия для развития добровольных компенсационных систем, в том числе путем создания страховых фондов саморегулируемых организаций участников финансового рынка.

Требует пересмотра существующая система регулирования рекламы  на финансовом рынке. Необходимо установить более жесткие требования к распространению  рекламы розничных финансовых услуг.

В связи с участившимися  в последнее время случаями создания финансовых пирамид и иных форм злоупотреблений  на финансовом рынке предусматривается  рассмотрение вопроса о наделении  федерального органа исполнительной власти в сфере финансовых рынков дополнительными  полномочиями по контролю и надзору  за рекламой на финансовом рынке. Целесообразно  в  средствах массовой информации публиковать сведения о недобросовестной деятельности на финансовом рынке.

Необходимо разработать  эффективное нормативное регулирование  порядка предложения финансовых услуг розничным клиентам, в частности  определить рамки предоставления розничным  инвесторам услуг с повышенным риском, в том числе при заключении сделок без их покрытия активами клиента (маржинальных и срочных сделок), а также детально регламентировать правила обработки и исполнения клиентских поручений и отчетности.

Кроме этого, с целью защиты прав и законных интересов розничных  инвесторов требуют урегулирования вопросы, связанные с установлением  гражданско-правовой и административной ответственности лиц, оказывающих  розничные услуги на финансовых рынках.

С учетом накопленной правоохранительными  органами правоприменительной практики необходимо здать совместно с саморегулируемыми организациями эффективные правовые и организационные барьеры, препятствующие безлицензионной деятельности по привлечению денежных средств населения.

Предстоит определить условия  и правовые рамки для формирования института инвестиционных консультантов (инвестиционных советников), которые  помогут инвесторам выбрать наиболее подходящую для них инвестиционную стратегию. Создание института инвестиционного  консультанта является одним из лучших способов продвижения финансовых услуг  населению, поскольку повышает качество инвестиционных услуг и дает реальную возможность для осуществления  такой деятельности небольшими региональными  компаниями, которые в большинстве  случаев пользуются доверием населения, проживающего в этом регионе. Наличие  широкой сети независимых инвестиционных консультантов может существенно  снизить издержки на поддержание  сети филиалов или сети агентов финансовых институтов и, как следствие, издержки конечных инвесторов — граждан, связанных  с операциями на фондовом рынке.

Следует на нормативно-правовом уровне решить вопрос об обязательном участии в саморегулируемых организациях участников финансового рынка, оказывающих услуги розничным инвесторам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Задача развития рынка  ценных бумаг всегда стояла в центре внимания Правительства Российской Федерации, как одна из приоритетных в комплексе мер государственной  экономической политики. С 2006 года развитие рынка ценных бумаг и деятельность ФСФР России осуществляется в рамках Стратегии развития финансового  рынка Российской Федерации на 2006-2008 годы, утвержденной распоряжением Правительства  Российской Федерации № 793-р от 1 июня 2006 года. С принятием Стратегии были сформулированы среднесрочные рамки модернизации институтов и инструментов российского финансового рынка в условиях нарастания процессов глобализации мировой финансовой системы, роста интернационализации рынков ценных бумаг, трансграничных инвестиционных сделок и усиления конкуренции крупнейших мировых финансовых центров.

К началу 2008 года указанные  тенденции приобрели особую остроту. Это наглядно проявляется на фоне ухудшения конъюнктуры мирового финансового рынка, обострения кризисных  процессов, актуализации вопросов стратегического  развития мировых финансовых центров, их экспансии в страны с развивающимися экономиками. Сложившаяся ситуация на мировых финансовых рынках, а также рост интереса международных финансовых институтов и фондовых бирж к российскому фондовому рынку требуют скорейшего завершения работ по реализации Стратегии, закрепления достигнутых в ходе реализации Стратегии результатов, критического переосмысления отдельных ее положений и формулирования среднесрочных на 2008-2012 годы и долгосрочных до 2020 года мер по совершенствованию регулирования и развитию рынка ценных бумаг в Российской Федерации.

В настоящее время уровень  развития российского рынка ценных бумаг, сложившаяся нормативно-правовая база регулирования этого рынка, а также достигнутый уровень его развития позволяют сделать вывод о наличии возможностей качественного повышения конкурентоспособности российского рынка ценных бумаг и формирования на его основе самостоятельного мирового финансового центра.

Согласно разворачивающимся  в мире тенденциям число стран, где  могут сохраниться и продолжать функционировать полноценные рынки  ценных бумаг, постепенно сокращается. Есть основания полагать, что уже  в ближайшее десятилетие сохраняющиеся  немногочисленные национальные финансовые рынки будут приобретать форму  мировых финансовых центров, а их наличие в той или иной стране будет одним из важнейших признаков  конкурентоспособности экономик таких  стран, роста их влияния в мире, обязательным условием их экономического, а значит и политического суверенитета. Поэтому обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российского  финансового рынка, формирование в  России мирового финансового центра не может рассматриваться как  сугубо «отраслевая» или «ведомственная»  задача. Решение этой задачи должно стать важнейшим приоритетом  долгосрочной экономической политики России.

Опорными элементами конкурентоспособности  финансового рынка являются: капитализированная консолидированная финансовая инфраструктура; ёмкость финансового рынка, обеспечивающая растущие спрос и предложение  инвестиционных ресурсов; прозрачность рыночных сделок и поведения участников рынка, способствующая минимизации  инвестиционных рисков; высокая степень  управляемости рынка, предполагающая сочетание добровольно соблюдаемых  участниками рынка правил и норм добросовестной практики и эффективное  государственное регулирование  и правоприменение; спланированный на долгосрочную перспективу и активно поддерживаемый позитивный имидж финансового рынка среди отечественных и международных инвесторов и эмитентов.

В соответствии с указанными элементами конкурентоспособности  финансового рынка ФСФР России предлагает двенадцать приоритетных задач, решение которых нацелено на долгосрочное развитие российского финансового рынка и формирование в России одного из мировых финансовых центров:

- консолидация и повышение капитализации российской финансовой инфраструктуры;

- формирование благоприятного  налогового климата для участников  рынка ценных бумаг;

- снижение административных  барьеров и упрощение процедур  государственной регистрации выпусков  ценных бумаг;

- создание широких возможностей  для секьюритизации активов и эмиссии новых финансовых инструментов;

- расширение спектра производных  финансовых инструментов и развитие  срочного рынка;

- внедрение механизмов, обеспечивающих  широкое участие розничных инвесторов  на финансовом рынке и защиту  их инвестиций;

- развитие коллективных  инвестиций;

- обеспечение эффективной  системы раскрытия информации  на рынке ценных бумаг;

- развитие и совершенствование  корпоративного управления;

- предупреждение и пресечение  недобросовестной деятельности  на финансовом рынке;

- совершенствование регулирования  на финансовом рынке;

- формирование и продвижение  положительного имиджа российского  финансового рынка.

Указанные задачи могут быть решены в ходе реализации комплекса  среднесрочных на период 2008-2012 годы и долгосрочных на период до 2020 года мер.

 

 

 


Информация о работе Совершенствование регулирования и развития рынка ценных бумаг РФ