Совершенствование законодательства в области малого и среднего бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

целью работы является исследование развития и совершенствования законодательной базы на основе предпринимательства в Казахстане.
Задачи работы:
- рассмотреть сущность и правовую природу субъекта предпринимательской деятельности;
- охарактеризовать становление предпринимательства в Казахстане;
- изучить современное состояние предпринимательства;
- провести анализ нормативно-правовой базы, регулирующей развитие предпринимательства в Казахстане;
- рассмотреть процесс совершенствования государственной регистрации предпринимателей;
- изучить направления совершенствования системы налогового администрирования предпринимательства.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИ1.doc

— 255.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    Предпринимательство (предпринимательская деятельность) всегда являлась одним из важнейших  предметов экономической науки, поскольку именно предприниматель  является главным действующим лицом рыночного хозяйства.

    Практически во всех определениях предпринимателя  и предпринимательства речь идёт о таком поведении, которое включает в себя, во-первых, элемент инициативы, во-вторых, организацию и реорганизацию  социально-экономических механизмов, с тем чтобы суметь с выгодой использовать имеющиеся ресурсы и конкретную ситуацию, и, в-третьих, взятие на себя ответственности за возможную неудачу, т.е. готовность рисковать. С точки зрения экономиста, предприниматель – это тот, кто соединяет средства, труд, материалы и т.д. таким образом, что их совокупная стоимость возрастает. При этом он вносит изменения, осуществляет инновации и преобразует заведённый порядок.

    Предпринимательство – наиболее неустойчивый сектор экономики, обладающий степенью зависимости от внешних условий и условий ведения бизнеса. Ему свойственны: относительно низкая доходность; высокая интенсивность труда; сложности с внедрением новых технологий; ограниченность собственных ресурсов; повышенный риск в острой конкурентной борьбе. С другой стороны, именно малые предприятия создают конкурентную среду, без которой не может быть эффективной рыночной экономика. Благодаря своей многочисленности, гибкости, эффективности, малое предпринимаетльство обеспечивает устойчивость развития экономики, формирует рынок монополистической конкуренции, характерной для многих развитых стран.

    Во  всех развитых государствах общественность осознаёт важность формирования сферы  предпринимательства и всеми  доступными способами участвует  в этом процессе, оказывает поддержку. Создаются общественные фонды и движения. Образуются обучающие предпринимателей центры. Партийные и профсоюзные организации тесно сотрудничают с предпринимателями. Именно общественность является наиболее эффективной сферой поддержки, оказывающей влияние на государственную власть и руководство, формируя мировоззрение населения, поднимая престиж предпринимательства.

    Таким образом, целью работы является исследование развития и совершенствования законодательной  базы на основе предпринимательства  в Казахстане.

    Задачи  работы:

    - рассмотреть сущность и правовую  природу субъекта предпринимательской  деятельности;

    - охарактеризовать становление предпринимательства  в Казахстане;

    - изучить современное состояние  предпринимательства;

    - провести анализ нормативно-правовой базы, регулирующей развитие предпринимательства в Казахстане;

    - рассмотреть процесс совершенствования  государственной регистрации предпринимателей;

    - изучить направления совершенствования системы налогового администрирования предпринимательства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. РАЗВИТИЕ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РК
    1. Сущность и правовая природа субъекта предпринимательской деятельности

    Предпринимательская деятельность – это деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли, которая осуществляется на свой страх и риск и под имущественную ответственность предпринимателя. Субъектами предпринимательства могут быть как юридические лица РК, так и юридические лица других государств. Предпринимательской деятельностью также могут заниматься и физические лица, как граждане РК, иностранные граждане, так и лица без гражданства.

    Статус  предпринимателя приобретается  после государственной регистрации  предприятия (фирмы). При этом, если деятельность осуществляется  без  привлечения наёмного труда, она  может регистрироваться как индивидуальная деятельность (индивидуальный предприниматель), если с привлечением – регистрируется как предприятие. Предпринимательская деятельность может осуществляться самим собственником имущества или субъектом, управляющим его имуществом на праве хозяйственного ведения. Отношения управляющего субъекта и собственника регламентируются договором. Собственник не имеет права вмешиваться в деятельность предприятия после заключения договора с управляющим. Все вновь возникающие фирмы, за весьма малым исключением, относятся к категории мелких (или малых) фирм. Мировая практика показывает, что средняя продолжительность функционирования таких фирм колеблется от 2 до 6 лет. Ничего необычного в этом нет – идёт естественный отбор. Одни из них закрываются из-за банкротства, другие меняют профиль из-за неудачного выбора предпринимательской идеи. Третьи прекращают своё существование, потому что полностью выполнили свою задачу. Мелкое предпринимательство по числу фирм остаётся основой экономики.

    Перед тем, как начать обсуждение вопроса о формах предпринимательской деятельности сначала выясним критерии, позволяющие отнести то или иное лицо к субъектам предпринимательства.

    Среди групп отношений, регулируемых гражданским  законодательством, статья 1 Гражданского Кодекса Республики Казахстан (ст.1 ГК РК) выделяет отношения между гражданами и юридическими лицами, в том числе и осуществляющими предпринимательскую деятельность.

    Согласно  казахстанскому законодательсву предпринимательство  – это инициативная деятельность граждан и юридических лиц, независимо от формы собственности, направленная на получение чистого дохода путём удовлетворения спроса на товары ( работы, услуги), основанная на частной собственности (частное предпринимательство) либо на праве хозяйственного ведения государственного предприятия (государственное предпринимательство). Предпринимательская деятельность осуществляется от имени, за риск и под имущественную ответственность предпринимателя (ст.10 ГК РК).

    Имущественный характер отношений предпринимателя виден из того, что предметная деятельность субъекта направлена на извлечение прибыли (дохода) от пользования имуществом и других видов предпринимательских операций. Возможность того или иного результата от принимаемого хозяйственного решения, действия означает, что он несёт риск убытков в случае неудачи, то есть опасность потерь, вытекающих из имущественных отношений.

    В нашей республике принят ряд нормативных  законодательных актов о государственной  поддержке малого предпринимательства, которые базируются на Конституции РК, Гражданском Кодексе  РК, Законе РК от 19 июня 1997 года № 131-1 «О государственной поддержке малого предпринимательсва», Законе РК от 4 июля 1992 г. № 1543-ХП «О защите и поддержке частного предпринимательства» и др.

    К субъектам частного предпринимательства относятся:

    - субъекты индивидуального предпринимательства,  т.е. физические лица, занимающиеся  предпринимательством без образования  юридического лица и при отсутствии  признаков юридического лица;

    - субъекты микробизнеса, также физические лица без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие юридическую деятельность со среднегодовой численностью работников до 10 человек;

    - субъекты малого предпринимательства,  физические лица без образования  юридического лица и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, имеющие среднегодовую численность работников не более 50 человек общую стоимость активов за год не свыше 60000-кратного МРП.

    Субъектами  среднего предпринимательства являются физические лица без образования юридического лица и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, со среднегодовой численностью работников до 250 человек и общей стоимостью активов за год не свыше 325000-кратного МРП.

    Субъектами  крупного бизнеса являются юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, со средней численностью работников более 250 человек или общей стоимостью активов за год свыше 325000-кратного МРП.

    Все субъекты частного предпринимательства  имеют равные права на осуществление предпринимательской деятельности. В случае превышения одного из условий, установленных вышеуказанными законодательными пунктами, субъекты малого предпринимательства относятся к субъектам среднего предпринимательства, соответственно субъекты среднего предпринимательства – к субъектам крупного предпринимательства. 

    1.2 Становление  предпринимательства в Казахстане

    В условиях монопольной государственной  экономики право предпринимательской  деятельности принадлежало только государству. Рыночная экономика открыла возможности для предпринимательской деятельности не только государству, но и каждому предприятию и каждому индивиду, что делает рыночную экономику более чёткой, оперативно реагирующей на НТП и потребности потребителей.

    Создание  предпринимательских структур является одной из главнейших задач, стоящих перед государством в переходный период. Именно предпринимательские структуры всех уровней способны обеспечивать максимальную занятость населения и повысить жизненный уровень населения, а следовательно и обеспечить улучшение социального климата, необходимого для дальнейшего социально-экономического развития Республики Казахстан.

    Развитие  среднего и крупного предпринимательства  в переходной экономике в наибольшей степени связано с разгосударствлением  и приватизацией государственной собственности, поскольку в плановой экономике все средние и крупные предприятия были государственной собственностью и только приватизация делает их самостоятельными и независимыми.

    Становление предпринимательства в рыночной экономике остаётся самой трудной и самой острой проблемой, потому что его возрождение напрямую связано с преодолением стереотипов общественного сознания. Несмотря на то, что все государственные предприятия находились, начиная с 1985 года, года начала перестойки, на полном хозрасчёте, то есть на самоуправлении и самофинансировании, но оставаясь в едином плановом народнохозяйственном комплексе, боролись только за выполнение плана, проблема сбыта продукции, поиск своего покупателя не входили в заботы данных предприятий.

    Подобные  ценностные ориентиры, сложившиеся  на протяжеии жизни нескольких поколений  не смогли измениться в одночасье  и сформироваться ценности и представления  рыночного характера.

    Форсированный демонтаж плановой системы и появление  новых структур государственного и рыночного управления не внесло ясности в том, каковы их компетенции, права, обязанности и статус. Возникший кризис управления распредилил бывшие государственные предприятия на способных и неспособных к самоуправлению и саморазвитию.

    Если  в 1997 году в Республике Казахстан оказалось 6702 обанкротившихся предприятия, то к 2001 году их число сократилось в 3 раза, 68% этих предприятий сумели стать на ноги.

    Возникла  проблема: как преодолеть сложившиеся  противоречия между разгосударствлением  экономики и указанными препятствиями? Схожесть подобных трудностей в переходной экономике предприятий в СНГ и восточной Европы привела к идее подключения  к процессу приватизации и управлению предприятий иностранного капитала.

    В этом случае приватизация осуществляется наиболее естественным путём – у предприятия появляется настоящий хозяин – собственник, заинтересованный в эффективном функционировании своего имущества.

    В декабре 1991 г. на основании Закона Казахской  ССР «О разгосударствлении и приватизации»  была принята Программа разгосударствления и приватизации государственной собственности в Казахской ССР на 1991-1992 гг. (1 этап) и Положение о купонном механизме приватизации государственной собственности в Казахсткой ССР.

    Основной  целью Программы ставилась задача обеспечения последовательного преобразования государственной собственности в другие формы, приобретения гражданами имущества (ценных бумаг) государственных предприятий. Первый этап рассчитан на 1991-1992 гг. и предусматривал:

    - разгосударствление и приватизацию предприятий и организаций торговли, общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства, мелких предприятий промышленности, строительства и автотранспорта, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства, государственного жилого фонда;

    - начало разгосударствления средних  и крупных предприятий различных  отраслей народного хозяйства  с созданием коллективных предприятий  и акционерных обществ, хозяйственных  обществ и товариществ.

Информация о работе Совершенствование законодательства в области малого и среднего бизнеса